типовые вопросы раздела "экономика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipovye_voprosy_po_teme_ekonomika.doc | 416 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательную линию «Экономика» составляют следующие элементы: экономика и экономическая наука; факторы производства и факторные доходы; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; переменные и постоянные затраты; финансовые институты, банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; рынок труда, безработица; виды, причины и последствия инфляции; экономический рост и развитие, понятие ВВП; роль государства в экономике; налоги; государственный бюджет; мировая экономика; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Краткие выводы по разделу
1. Экономика – многозначное понятие, которое может рассматриваться и как совокупность отношений в области производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и как хозяйство (хозяйственная деятельность) конкретного субъекта (государства, фирмы, семьи), и как область знаний об особенностях поведения людей в процессе производства и потребления материальных благ, о способах распределения и потребления ограниченных ресурсов.
2. Ограниченность ресурсов – недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания экономических благ. Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Любое общество стремится найти пути оптимального использования ограниченных ресурсов, и вынуждено выбирать варианты их распределения. Поэтому вопросы: что, как и для кого производить, - являются главными вопросами экономики.
3. Факторы производства – это экономические ресурсы, непосредственно задействованные в конкретном технологическом процессе. Выделяют три основных фактора производства: труд (та часть трудоспособного населения, которая непосредственно занята в производственном процессе на том или ином предприятии); капитал (совокупность материальных и финансовых ресурсов предприятия, представленная в двух формах – натурально вещественной (здания, сооружения, станочный парк, оборудование и т.д.) и стоимостной (деньги на счетах, ценные бумаги)); земля (в широком смысле означает все используемые в производственном процессе природные ресурсы; в узком – объект хозяйствования (пахотная земля) или объект собственности). В качестве самостоятельных факторов современного производства выделяют информацию и предпринимательские способности (способность человека организовать производство, оптимально скомбинировав факторы производства и определив стратегию производственной деятельности в условиях рыночной конкуренции, добиться необходимого результата в виде прибыли).
4. Экономическая система – это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Экономические системы различаются способами решения основных вопросов экономики. Различают традиционную, командную (плановую, централизованную), рыночную и смешанную экономические системы.
5. Собственность – это принадлежность каких-либо ценностей определенным лицам. Необходимо помнить, что в юридическом плане существуют три правомочия собственности (владение, пользование и распоряжение), и уметь различать их на конкретных примерах.
6. Предпринимательством называется инициативная самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени или под юридическую ответственность фирмы, предприятия. Бизнес может быть организован в индивидуальной и коллективной формах (полное и коммандитное товарищество, кооператив, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, муниципальное и государственное унитарное предприятие и т.д.).
7. Налоги – обязательные платежи частных лиц и фирм в пользу государства, выполняющие фискальную (наполнения государственного бюджета), распределительную, антиинфляционную, контрольно-учетную и социально-воспитательную функции. Различают прямые и косвенные налоги. Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения.
8. Под безработицей понимают превышение предложения рабочей силы над спросом на нее, излишек рабочей силы. В зависимости от причин различают фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Фрикционная безработица – безработица, вызванная постоянными и необходимыми изменениями в размещении ресурсов общества между сферами производства товаров и услуг. Это тот случай, когда наниматели не имеют сведений о наличии нужных работников, либо работники не знают о наличии свободных рабочих мест. В ситуации фрикционной безработицы работники довольно долго подыскивают рабочее место, в наибольшей степени соответствующее их запросам. Структурная безработица вызывается изменениями в структуре национальной экономики. Циклическая безработица возникает в результате спада производства, происходящих регулярно (циклически). Спад производства влечёт снижение спроса на все его факторы, в том числе и на труд. Выделяют также и сезонную безработицу.
Комментарий:
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение. Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время. Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
- Уровень доходов в обществе;
- Размеры рынка;
- Мода, сезонность;
- Наличие товаров-субститутов (заменителей);
- Инфляционные ожидания.
Предложение – отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене. Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены – к снижению величины предложения.
Факторы, влияющие на предложение:
- Наличие товаров заменителей;
- Наличие товаров-комплементов (дополняющих);
- Уровень технологий;
- Объём и доступность ресурсов;
- Налоги и дотации;
- Природные условия;
- Ожидания (инфляционные, социально-политические);
- Размеры рынка.
Задания для систематизации материала
Уровень А
- На рисунке отражена ситуация на рынке зерна:
линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1)предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна
Ответ: 4
2. На рисунке отражена ситуация на рынке экзотических фруктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) высоким урожаем экзотических фруктов
2) снижением доходов потребителей
3) ростом таможенных пошлин на импорт фруктов
4) повышением тарифов на грузовые перевозки
Ответ: 1
3. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров:
линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
- ростом числа продавцов компьютеров на рынке
- переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки
- снижением пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров
- существенным удешевлением системных блоков и мониторов
Ответ: 2
4. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь со
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением налогов на производителей телевизоров
3) удешевлением технологии производства телевизоров
4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
Ответ: 1
5. На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики:
линия предложения S переместилась в новое положение
S1 (P — цена товара, Q — объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением доходов потребителей
2) сокращением количества потребителей
3) снижением налогов на производителей косметики
4) закрытием ряда косметических фирм
Ответ: 3
А7.1. Предметом изучения экономики как науки является
1) обмен продуктами питания
2) оформление трудового договора
3) разработка принципов распределения ограниченных ресурсов
4) изобретение ресурсосберегающих технологий
А7.2. Основу экономической сферы жизни общества составляет
1) регулирование социальных отношений
2) производство материальных благ
3) разработка ресурсосберегающих технологий
4) взаимодействие государства и политических партий
А7.3. Экономическая теория изучает
1) воздействие производства на природу
2) размещение природных ресурсов
3) способы хозяйственной деятельности в условиях ограниченноcти ресурсов
4) пути удовлетворения духовных потребностей человека
А7.4. К типам экономических систем относятся
1) феодальная, капиталистическая, коммунистическая
2) развивающаяся, рыночная, централизованная
3) рыночная, смешанная, коммунистическая
4) традиционная, централизованная, рыночная
А7.5. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются
1) рынком
2) государством
3) рынком и государством
4) рынком в соответствии со сложившимися традициями
А7.6. Собственником является
1) дачник, взявший велосипед напрокат
2) водитель машины, пользующийся ею по доверенности
3) фермер, вырастивший урожай на принадлежащем ему участке
4) фирма, арендующая квартирное помещение под офис
А7.7. Цель экономической политики современного государства состоит в том, чтобы
1) ликвидировать излишнее оборудование на предприятиях
2) максимально использовать наличные деньги
3) обеспечить прибыль производителей
4) повысить эффективность экономики
А7.8. Важной задачей экономической политики современного государства в условиях рыночной экономики является
1) поддержка монополистических объединений
2) перераспределение общественных доходов
3) централизованное распределение ресурсов
4) установление цен на основные товары и услуги
,
А7.9. Обеспечивая юридическую защиту прав собственников, государство выполняет функцию
1) создания условий экономической свободы
2) регулирования денежного обращения
3) производства общественных благ
4) регулирования налогообложения
А7.10. Устойчивое увеличение за определенный период времени (обычно за год),— это
1) экономический рост
2) экономический цикл
3) научно-техническая революция
4) научно-технический прогресс
А7.11. Интенсивный рост экономики страны происходит за счет
1) расширения масштабов использования материально-вещественных факторов
2) расширения масштабов использования трудовых ресурсов
3) снижения фондосбережения
4) более рационального использования того же, что и прежде, объёма ресурсов
А7.12. Какой из следующих факторов будет содействовать росту производства?
1) увеличение налогообложения
2) внедрение новой техники
3) снижение требований к квалификации работников
4) увеличение социальных пособий
А7.1З. Эффективнее всего можно измерить экономический рост в стране с помощью показателя
1) индекса цен на потребительские товары
2) уровня занятости
3) реального валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения
4) изменения порога бедности
А7.14. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями,— это
1) валовый внутренний продукт
2) валовый национальный продукт
3) национальный доход
4) личный доход
А8.1. Фактором производства является (-ются)
3) потребление
4) распределение
1) предпринимательские способности
2) обмен
А8.2. Плата за природные ресурсы называется
3) процентом
4) доходом
1) прибылью
2) рентой
А8.3. К факторам производства относятся
1) деньги в сейфе кассира банка
2) станки
3) акции фирмы
4) инвестиции
А8.4. Если потребитель имеет желание и возможность купить товар в определённое время и в конкретном месте, то это называется
1) спросом 3) потребностью
2) потребительским бюджетом 4) предложением
А8.5. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии
1) низкого уровня безработицы
2) высокого потребительского спроса
3) внедрения достижений науки в производство
4) частной собственности на средства производства
А8.6. Фактором, обусловливающим резкое увеличение спроса на товар или услугу, может быть
1) изменение моды
2) изменение стоимости оборудования
3) уровень налога на прибыль предприятия
4) увеличение издержек производства
А8.7. Экономические затраты — это
1) явные затраты
2) неявные затраты
3) сумма явных и неявных затрат
4) разница между явными и неявными затратами
А8.8. Плата за использование внешних ресурсов называется
1) явными затратами
2) неявными затратами
3) суммой явных и неявных затрат
4) разницей между явными и неявными затратами
А8.9. К внешним источникам финансирования фирмы относится
1) прибыль
2) амортизация
3) доход от собственности
4) продажа облигаций
А8.10. Предоставление ресурсов одним предприятием другому в долг на условиях оплаты сегодняшней покупки в будущем — это
1) коммерческий кредит 3) акционирование
2) амортизация 4) бартер
А8.11. Стоимость замены изнашивающегося оборудования — это
1) прибыль
2) амортизация
3) самофинансирование
4) реструктуризация
А8.12. Основой определения минимальной ставки заработной платы является
1) цена производимого работником товара
2) стоимость единицы иностранной валюты
3) прожиточный минимум
4) средняя заработная плата
А8.13. Наиболее вероятной причиной безработицы является
1) монополизация отдельных отраслей экономики
2) спад производства
3) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий
4) усиление конкурентной борьбы между производителями
А8.14. Циклическая безработица максимальна
1) на пике экономической активности
2) в нижней точке спада экономической активности
3) в период роста экономической активности
4) в период стабильного экономического развития
А8.15. Структурная безработица возникает в результате
1) технического прогресса
2) инициативы работников
3) роста спроса на трудовые ресурсы
4) наступления определённого времени года
А9.1.Организатором торговли на рынке ценных бумаг является
1) финансовая фирма 3) товарная биржа
2) фондовая биржа 4) Центральный банк
А9.2. Если в условиях спада в экономике происходит сокращение выпуска валового внутреннего продукта, инвестиций и занятости, то Центральному банку следует
1) повысить учётную ставку
2) снизить учётную ставку
3) продавать на открытом рынке государственные ценные бумаги
4) увеличить норму банковских резервов
А9.3. Что из перечисленного относится к мерам денежно кредитного регулирования экономики?
1) регулирование налогообложения
2) покупка иностранной валюты частными лицами
3) оформление лицензий на частные услуги
4) изменение ставки банковских резервов
А9.4. Денежно-кредитная политика государства непосредственно осуществляется через деятельность
1) министерства экономики
2) министерства финансов
3) Центрального банка
4) правительства в целом на основе решений, принимаемых его председателем
А9.5. Эмиссию наличных денег в РФ монопольно осуществляет
1) Центральный банк РФ
2) Министерство финансов РФ
3) Федеральное казначейство
4) Министерство экономического развития и торговли РФ
А9.6. Ценная бумага, которая удостоверяет долг фирмы, дает право держателю на получение процента и возврат всей суммы долга по истечении срока,— это
1) акция 3) договор купли-продажи
2) облигация 4) чек
А9.7. К причинам, вызывающим инфляцию, относится
1) исполнение государственного бюджета с профицитом
2) расширение рынка труда
3) рост дефицита государственного бюджета
4) увеличение выпуска товаров
А9.8. Последствия инфляции для потребителя проявляются в том, что
1) повышается покупательная способность
2) увеличиваются расходы государства на социальные выплаты
3) увеличивается потребительский бюджет
4) снижаются реальные доходы
А9.9. Объектом косвенного налогообложения является
1) доход
2) товар
3) имущество
4) земля
А9.10. Специальный налог на товары, ввозимые из-за границы, называется
1) подоходным налогом
2) таможенной пошлиной
3) налогом на имущество
4) налогом на прибыль
А9.11. Бюджетная политика современного государства направлена на
1) увеличение денежной массы
2) сокращение числа частных предприятий
3) рост числа инвестиционных фондов
4) регулирование государственных расходов и доходов
А9.12. К тарифным методам регулирования международной торговли относится установление
1) квот
2) пошлин
3) эмбарго
4) стандартов на продукцию
А10.1. Работники трикотажной фабрики получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Данное право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?
1) государственную
2) семейную
3) частную
4) акционерную
А10.2. В стране А. экономика представляет собой многоотраслевой комплекс. Основу его составляет тяжёлая промышленность. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны А. носит рыночный характер?
1) отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством
2) цены регулируются государством
3) производители свободны в принятии решения, что и как производить
4) работникам предприятий выплачивается заработная плата
А10.3. В стране Н. социально-экономические преобразования увеличили спрос на переквалификацию и переподготовку специалистов для новых рыночных структур. Это пример функционирования рынка
1) информации 3) товаров
2) труда 4) капиталов
А10.4. В стране М., известной как мировой центр туризма, произошла серия терактов. Цены на турпутевки в эту страну снизились в среднем на 30 процентов. На каком из рынков произошли колебания цен?
1) капиталов
2) сырья
3) услуг
4) товаров
А10.5. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса Q
переместилась в новое положение (Р — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением налогов на производителей телевизоров
3) удешевлением технологии производства телевизоров
4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
А10.6. На рисунке отражена ситуация на рынке аудиотехники: линия спроса Q переместилась в новое положение (Р — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением количества магазинов, торгующих аудиотехникой
2) удорожанием технологии производства аудиотехники
3) увеличением налогов на производителей аудиотехники
4) увеличением доходов потребителей
А10.7. На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики: линия предложения S переместилась в новое положение (Р — цена товара, Q — объём предложения товара).
Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением доходов потребителей
2) сокращением количества потребителей
3) снижением налогов на производителей косметики
4) закрытием ряда косметических фирм
А10.8. На рисунке отражена ситуация на рынке трикотажа: линия предложения S переместилась в новое положение (Р — цена товара, Q — объём предложения товара).
Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1) увеличением доходов потребителей
2) уменьшением количества покупателей трикотажных изделий
3) увеличением налогов на производителей трикотажа
4) изменением вкусов покупателей трикотажных изделий
А10.9. В стране К. фондовая биржа в условиях финансового кризиса объявила о снижении курса акций крупных компаний. Данный факт иллюстрирует ситуацию на рынке
1) кредитов 3) капиталов
2) материалов 4) инноваций
А10.10. Правительство страны В. использует продажу крупных объектов государственной собственности в частные руки как дополнительный источник государственных доходов. Какую политику государства иллюстрирует данный факт?
1) экономической стабилизации
2) обеспечения занятости
3) бюджетную
4) денежно-кредитную
А10.11. В стране П. государственные расходы оказались выше, чем полученные доходы. Какое экономическое понятие используется для характеристики данного процесса?
1) национализация 3) дефицит бюджета
2) профицит бюджета 4) инфляция
А10.12. Правительство страны Л. согласилось удовлетворить требования директоров автомобильных заводов закрыть внутренний рынок для зарубежных товаров. Какое экономическое понятие используется для характеристики данного процесса?
1) приватизация 3) протекционизм
2) экспортирование товаров 4) бартер
А11.1. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?
А. Экономика относится к общественным наукам.
Б. Методы исследования экономики предполагают её тесную связь с математикой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11.2. Верны ли следующие суждения об экономической жизни общества?
А. Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
Б. Экономическая жизнь общества проявляется в деятельности социальных групп, партий, движений, направленной на удержание и использование государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11.3. Верны ли следующие суждения о частной собственности на средства производства?
А. Частная собственность на средства производства даёт владельцу право распоряжаться доходом от её использования.
Б. Частная собственность на средства производства в условиях рыночной экономики полностью заменяется государственной.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А11.4. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рыночной экономики организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
Б. Государство в условиях рыночной экономики заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А11.5. Верны ли следующие суждения о достигнутом масштабе производства экономических благ?
А. Достигнутый масштаб производства экономических благ является фактором уровня богатства страны.
Б. Достигнутый масштаб производства экономических благ измеряется показателем «валовой внутренний продукт».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А11.6. Верны ли следующие суждения о путях увеличения объёмов производства в стране?
А. Увеличить объёмы производства в стране возможно, если расширить объёмы использования экономических ресурсов.
Б. Увеличить объёмы производства в стране возможно, если повысить эффективность использования экономических ресурсов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А11.7. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночная экономика создаёт возможность расширения границ демократических свобод в обществе.
Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
.
А11.8. Верны ли следующие суждения о влиянии рынка на деятельность производителя?
А. Рынок побуждает производителя к повышению производительности труда.
Б. Рыночная конкуренция делает невыгодными для производителя затраты на совершенствование техники.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А11.9. Верны ли следующие суждения о величине спроса и предложения?
А. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара.
Б. Величина предложения находится в прямой зависимости от цены товара.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А11.10. Верны ли следующие суждения о прямых и косвенных налогах?
А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.
Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов над расходами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А11.11. Верны ли следующие суждения о дефиците государственного бюджета?
А. Дефицит государственного бюджета может погашаться иностранными займами и кредитами.
Б. Дефицит государственного бюджета может устраняться путём снижения таможенных пошлин.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Уровень В
В3. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) токарный станок | 1) земля |
Б) каменный уголь | 2) труд |
В) наладчик оборудования | 3) капитал |
Г) офис фирмы |
|
Д) менеджер |
|
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 31232
В3. Установите соответствие между видами рынков и объектами спроса и предложения на этих рынках:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) бытовая техника | 1) рынок труда |
Б) иностранная валюта | 2) рынок капиталов |
В) услуги адвоката | 3) рынок товаров |
Г) муниципальные облигации |
|
Д) страхование жизни |
|
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 32123
В3. Установите соответствие видов налогов:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) подоходный | 1) прямые налоги |
Б) с продаж | 2) косвенные налоги |
В) акцизный сбор |
|
Г) на наследство |
|
Д) на имущество |
|
Е) на добавленную стоимость |
|
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 122112
В3. Установите соответствие действий и элементов статуса собственника:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) содержать в порядке | 1)права (полномочия) |
Б) нести финансовые расходы | 2) обязанности |
В) владеть |
|
Г) платить налоги |
|
Д) извлекать полезные свойства |
|
Е) распоряжаться |
|
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.
Ответ: 221211
Ответ: 235
В3 Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ |
А) цены на товары определяются соотношением спроса и предложения Б) основные средства производства принадлежат государству В) экономические пропорции устанавливаются централизованно Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей Д) периодически возникает дефицит товаров | 1) командная 2) рыночная |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов, и каких-либо символов).
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
В3. Установите соответствие между видами налогов и их
примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ НАЛОГОВ |
А) подоходный Б) с продаж В) на добавленную стоимость Г) на наследство Д) на имущество | 1) прямые 2) косвенные |
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
В3. Установите соответствие между видами статей государственного бюджета и их конкретным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА | ВИДЫ СТАТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА |
А) акцизные сборы Б) обслуживание государственного долга В) проценты по государственным облигациям Г) личный подоходный налог Д) выплата жалования госслужащим | 1) расходные 2) доходные
|
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
В4. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- денежные средства
- участок пашни
- залежи нефти
- станки и оборудование
- лесной массив
- здания, сооружения
Ответ: 235
В4. Найдите в приведенном списке проявления экономической сферы общественной жизни, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- инфляция,
- победа на выборах оппозиционной партии,
- митинг в защиту конституции,
- снижение темпов промышленного роста,
- введение налога с продаж,
- учредительный съезд партии.
Ответ: 145
В4. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- обязательность уплаты,
- безвозмездность,
- пропорциональность доходу,
- возвратный характер
- законодательное установление.
Ответ: 125
В4. Обведите в приведенном списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы, и обведите цифры, под которыми они указаны.
- домохозяйки,
- частично занятые на производстве,
- не имеющие работы, но активно ее ищущие,
- отбывающие срок заключения в тюрьмах,
- работающие по гибкому графику.
В4. Найдите в приведённом списке понятия, отражающие капитал как фактор
1) менеджеры
4) лесные угодья
2) фабричные здания
5) фермеры
3) станки
6) компьютеры
Ответ: 2 3 6
В4. Найдите в приведённом списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) антимонопольное законодательство
2) кредиты, предоставляемые предпринимателям
3) развитие системы экономического образования в средней школе
4) вручение государственных наград за производственные успехи
5) налоговая политика
6) содержание государственного аппарата
Ответ:1 2 5
В4. Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обязательность уплаты
2) безвозмездность
3) пропорциональность доходу
4) возвратный характер
5) законодательное установление
6) приблизительность размера для налогоплательщиков
Ответ: 1 2 5
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Думается, что в современных условиях виртуальная экономика подменила собой экономику реальную. (2) Ежедневный объём операций с валютой составляет 3,5 трлн долл. (3) Только 2—3% от объёма валютных обменов имеют рациональное содержание, остальное приходится на чистую спекуляцию в мировом масштабе. (4) Превалирование финансово-спекулятивных игрищ над развитием реального производства скорее всего и стало главной причиной крушения сложившейся после Второй мировой войны финансовой системы.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
Б | А | А | Б |
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В новых условиях рыночных отношений изменяется характер государственных расходов. (2) Их доля, на наш взгляд, должна снижаться в направлении финансирования народного хозяйства. (3) Предприятия, приобретая экономическую свободу, самостоятельно решают большинство задач своего хозяйственного развития, (4) Скорее всего, переход к рынку потребует специфических затрат, обеспечивающих структурную переориентацию предприятий и отраслей, поддержание территориальных пропорций хозяйствования, предотвращение последствий неминуемо растущей безработицы.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 |
А | Б | А | Б |
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В современной экономике действуют три главных__________(I): производители экономического продукта, его___________ (2) и государство. Между ними происходит весьма интенсивный __________(3) товарами, ___________ (4), денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определённую упорядоченность экономических процессов, и правовое ___________(5), защиту прав и интересов отдельных участников экономических ___________ (6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
А) регулирование Г) потребитель Ж) услуга
Б) обмен Д) рынок 3) объект
В) спрос Е) субъект И) отношение
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: ЕГБЖАИ
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором про-
пущен ряд слов.
«Монетарная политика — это проводимые правительством через Центральный банк меры в области денежного обращения и ___________ (1), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики — помощь экономике в достижении такого уровня ___________(2), который обеспечит полную __________(3) и отсутствие __________(4).
Операции на открытом рынке проводит Центральный банк, который продаёт государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий __________ (5), привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
А) процент Е) кредит
Б) дефицит Ж) ипотека
В) занятость 3) инфляция
Г) депозит И) девальвация
Д) производство
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: ЕДВЗАБ
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«На фондовой ___________(1) обращаются две категории ценных бумаг: акции и ___________ (2). Акция — ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом без установленного срока обращения, удостоверяющая внесение её владельцем доли в акционерный ___________ (3) общества и позволяющая получать ___________ (4) из прибыли общества. Цена, по которой продаются и покупаются акции, называется ___________ (5) акции. Существенное влияние на него оказывает соотношение ___________ (6) и предложения акций
на рынке».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
А) потребитель Г) дивиденд Ж) капитал
Б) курс Д) спрос 3) облигация
В) сертификат Е) чек И) биржа
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: ИЗЖГБД
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить наместо пропусков.
«В современной экономике действуют три главных _____ (А): производители экономического продукта, его потребители и _____ (Б). Между ними происходит весьма интенсивный _____ (В) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _____ (Г), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный _____ (Д) товаров, услуг, информации. В то же время государство является _____ (Е), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
- производитель,
- обмен,
- объект,
- государство,
- предложение,
- субъект,
- регулирование,
- спрос,
- потребитель
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 642719
Уровень С
С1-4.
«Основным значением слова «частный» является не «индивидуальный», как многие считают, а «юридически независимый, суверенный». Это означает, что ни одна внешняя неэкономическая сила, скажем, правительство, не может навязывать частному собственнику определённое поведение. Таким образом, юридически частная собственность означает, что её субъект вправе, исходя из своих интересов, принимать любые хозяйственные решения, не противоречащие действующему законодательству. <...>
У индивидуальных частных собственников в целом присвоение характеризуется индивидуализмом, отчуждённостью и безразличием по отношению к внешнему миру («каждый за себя, один Бог за всех»), корыстью, стремлением обратить всё в свою пользу (это часто вызывается их беспомощностью, незащищённостью перед слепой рыночной стихией). <...>
Присваивая средства производства, все частные собственники преследуют свой узкокорыстный интерес, стремятся к обогащению. Последнее возможно на пути безграничного расширения хозяйственной деятельности, которая в результате носит всё более общественный характер (растут её масштабы, степень влияния на другие объекты и общество в целом). <...>
Если общество допускает возникновение и длительное существование какого-то социального института, значит, несмотря на все его недостатки, он полезен, необходим для него. В чём же польза частной собственности, в том числе и по сравнению с государственной?
Она является могучим средством повышения эффективности хозяйственной деятельности...» (Веснин В. Р. Собственность: научная категория, политические мифы и реальность // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3).
С1. На основании текста определите, что означает юридически понятие «частная собственность».
С2. Какими чертами, по мнению автора, характеризуется присвоение у индивидуальных частных собственников?
С3. В тексте анализируются особенности частной формы присвоения. К какому противоречию частное присвоение может привести? Используя обществоведческие знания, выскажите предположение о последствиях данного противоречия.
С1. Юридически понятие «частная собственность» означает, что её субъект вправе, исходя из своих интересов, принимать любые хозяйственные решения, не противоречащие действующему законодательству
С2. По мнению автора, присвоение у индивидуальных частных собственников характеризуется следующими чертами: индивидуализмом, отчуждённостью, безразличием по отношению к внешнему миру, корыстью, стремлением всё обратить в свою пользу
СЗ. В тексте говорится о противоречии между общественным характером производства и частной формой присвоения.
Последствием данного противоречия может быть кризис, оставляющий на плаву только тех, кто в той или иной форме учитывает общественные потребности
С4. В качестве подтверждений данного суждения могут быть приведены: частная собственность обеспечивает полную свободу в деле принятия стратегических решений; частная собственность обеспечивает максимальную заинтересованность хозяйствующего субъекта; частная собственность предполагает полную материальную ответственность за результаты деятельности; частная собственность является основой рынка, предоставляя свободу заключения сделок; объект частной собственности в случае необходимости можно заложить и получить под него финансовые средства, востребованные для решения тех или иных проблем
Вариант: 103, 2010
103. 2010. С1-4.
Что именно мы подразумеваем под понятием «материальные потребности»? Прежде всего, желания потребителей приобрести и использовать различные товары и услуги, которые имеют полезность - так экономисты обозначают получаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр товаров: жилые дома, автомобили, зубную пасту, пиццу, свитера и гамбургеры. Бесчисленное множество товаров, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. Безусловно, то, что является предметом роскоши для Смитов, может оказаться предметом первой необходимости для Джонсов, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости. Услуги также удовлетворяют наши потребности, как и материальные продукты...
В совокупности все материальные потребности неутолимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Наши потребности в каком-либо конкретном товаре или услуге удовлетворить можно, поскольку в течение некоторого времени нам вполне хватит зубной пасты или спагетти.
Но совсем другое дело - товары вообще. Их мы не получаем и, вероятно, не можем получить в достаточном количестве. Простого размышления будет достаточно, чтобы понять: если попросить всех членов общества составить список всех необходимых им товаров и услуг, которые они бы купили, будь у них неограниченная сумма денег, то этот список не имел бы конца.
Более того, с течением времени потребности множатся. Удовлетворив какие-то потребности из этого перечня, мы пополняем его всё новыми. Материальные потребности имеют высокую скорость увеличения. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не возникало желания приобретать персональные компьютеры, услуги Интернета... потому просто, что их не существовало на свете. Более того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться...
В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивидуумы и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей имеют общие биологические корни. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаем и традиций и часто предопределяются общей социальной и культурной средой нашего обитания.(К.Л. Макконнал, С.Л. Брю)
103. 2010.
С.1. Какие два вида товаров выделяют авторы? В чем, по их мнению, относительность подобного разделения? Каким свойством обладают все товары и услуги?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) виды товаров: предметы первой необходимости и предметы роскоши; 2) объяснение относительности разделения. например: отнесение товаров и услуг к предметам первой необходимости зависит от финансового положения и культуры потребления конкретных семей, современной социальной и культурной среды, др. факторов; 3) свойство товаров и услуг: полезность. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Правильно приведены два вида товаров, объяснение, свойство товаров и услуг. | 2 |
Правильно приведены два вида товаров и объяснение. ИЛИ Приведены два вида и свойство товаров и услуг. ИЛИ Приведены объяснение и свойство товаров и услуг. ИЛИ Приведены один вид товаров, объяснение, свойство товаров и услуг. | 1 |
Правильно приведены только один-два вида товаров. 0 ИЛИ Приведено только объяснение. ИЛИ Приведено только свойство товаров и услуг. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл 2 | 2 |
1-3. 2010.
С2. Почему, по мнению авторов, материальные потребности общества безграничны? Используя содержание текста, приведите три объяснения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) если бы все члены общества составили список всех необходимых им товаров и услуг, то этот список был бы бесконечным; 2) стремительное появление новых изделий разжигает наши потребности, а широкая реклама это поддерживает; 3) удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться. Объяснения могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме. | |
Правильно приведены три объяснения. | 2 |
Правильно приведены два объяснения. | 1 |
Правильно приведено одно объяснение. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
103.2010.
С3. Какие причины возникновения потребностей приводят авторы? Укажите любые две причины и проиллюстрируйте каждую конкретным примером.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |||
Правильный ответ должен содержать причины и соответствующие примеры, допустим: 1) широкая реклама (потребность и приобретши разрекламированной зубной пасты или шампуня для волос); 2) появление новых изделий (потребность и приобретении оборудования для беспроводного выхода в Интернет из тобой географической точки); 3) биологические корни (потребности в пище, воде); 4) социальная среда обитания (потребность в приобретении престижных, модных вещей); 5) культурная среда обитания (потребность в посещении выставок, концертов, театральных спектаклей, просмотре кинофильмов). Причины могут быть названы в иной, близкой по смыслу форме. Могут быть приведены другие примеры. | ||||
Указаны две причины с соответствующими примерами. | 3 | |||
Указаны одна-две причины, одна из которых проиллюстрирована примером. ИЛИ Указана одна причина, приведены два примера. | 2 | |||
Указаны две причины без примеров. ИЛИ Приведены два примера без указания причин. | 1 | |||
Указана только одна причина. ИЛИ Приведен только один пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 | |||
Максимальный балл | 3 |
103. 2010.
С 4. Нередко высказывается мнение, что для обеспечения благополучия будущих поколений современному обществу необходимо ограничить свои потребности и сократить производство. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два в опровержение данного мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) аргументы в поддержку высказанного мнения, например: сокращение потребления и производства позволит сберечь цефинншыс природные ресурсы; сокращение потребления может способствовать сбережению сре '|| 1и (омохозяипиамп и созданию (юнее прочной финансовой базы для следующих поколения семей; 2) аргументы в опровержение высказанного мнения, например: -ограничение материальных потребностей станет тормозом экономического прогресса, люди перестанут создавать принципиально новые изделия и совершенствовать технологии; - невозможно искусственно заставить человека ограничить свои потребности. |
Могут быть приведены другие аргументы в поддержку и в опровержение высказанного мнения. | |
Приведены два аргумента в поддержку и два в опровержение высказанного мнения. | 3 |
Приведены любые три аргумента. | 2 |
Приведены любые два аргумента. | 1 |
Приведен один любой аргумент. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С1-4
Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны. Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи... Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов. В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
Первая из этих задач решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций... Для достижения устойчивого и социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба... Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. Сегодня экономическая политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.
Вторая задача - трансформация экономической системы страны... имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства. Решающее значение в этом блоке задач имеет формирование необходимых для высокоэффективной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.
Третья задача - внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма. Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по-своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира. Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной.
(В.И. Кушлин и др.)
108. 2010.
С1.Назовите два фактора, которые, по мнению авторов, определяют задачи правительства при регулировании экономики. Какие три задачи регулирования экономики современной России авторы считают актуальными?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) факторы: -общие закономерности функционирования современных рыночных систем; - конкретные потребности, условия определенной страны; 2) задачи государственного регулирования: - обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации; - осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов; - защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. |
|
Правильно приведены два фактора и три задачи. | 2 |
Правильно приведены один-два фактора и одна-две задачи. ИЛИ Приведены только два фактора. ИЛИ Приведены только две-три задачи. ИЛИ Приведены один фактор и три задачи. | 1 |
Правильно приведен только один фактор. ИЛИ Приведена только одна задача. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
108 . 2010
С.2. Почему, по мнению авторов, задача отстаивания национальных интересов во внешнеэкономических отношениях сохраняет свое значение в современных условиях? Используя содержание текста, дайте два объяснения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть даны следующие объяснения: 1) Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощным давлением интересов транснационального капитала; 2) ТНК и международный капитал выражают интересы страны своего базирования или интегральные интересы группы наиболее развитых стран. Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. | |
Даны два объяснения. | 2 |
Дано одно объяснение. | 1 |
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Какое направление экономической политики в стране, равнозначной России, авторы считают необходимым? В чем сущность этого направления политики? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте два объяснения перспективности этого направления экономической политики.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) направление экономической политики: построение инновационно ориентированной экономики;
2) сущность, например: основу экономики составляет производство знаний, высокотехнологичные отрасли производства;
Сущность инновационно ориентированной экономики может быть определена иначе.
3) объяснения, например: -человечество переходит к информационному обществу, главной ценностью которого являются знания; - развитие и внедрение инноваций существенно модернизирует структуру экономики и средства производства, в корне меняет качество труда, всё это повышает конкурентоспособность экономики. Могут быть приведены другие объяснения. | |
Правильно названо направление, раскрыта сущность, даны два объяснения. | 3 |
Правильно названо направление, раскрыта сущность, дано одно объяснение. ИЛИ Названо направление и даны два объяснения. ИЛИ Направление в явном виде не названо, но понятно из разъяснения сущности, даны два объяснения. | 2 |
Правильно названо направление, раскрыта сущность. ИЛИ Названо направление, дано одно объяснение. ИЛИ Направление в явном виде не названо, но понятно из разъяснения сущности, дано одно объяснение. ИЛИ даны только два объяснения. | 1 |
Правильно названо только направление. ИЛИ Только раскрыта сущность. ИЛИ Дано только одно объяснение. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
108. 2010.
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения связи экономического роста и социального развития страны.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) в условиях экономического роста повышается благосостояние граждан; 2) в условиях экономического роста улучшаетсядемографическая ситуация; 3) условия экономического роста позволяют правительству вкладывать значительные средства в развитие здравоохранения, образования, сферы культуры. Могут быть приведены другие объяснения
| ||
Приведены три объяснения. | 3 | |
Приведены два объяснения. | 2 | |
Приведено одно объяснение. | 1 | |
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 | |
Максимальный балл | 3 |
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об экономической системе.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «экономическая деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об экономической ддеятельности.
102. 2010.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночное равновесие»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночном равновесии.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «рыночное равновесие - это ситуация на рынке, когда спрос на товар (услугу) равен его предложению»; Может быть дано другое, близкое по смыслу определение. 2) два предложения с информацией о рыночном равновесии, опирающейся на знания курса, например: - «Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом». - «Рыночное равновесие может быть устойчивым и неустойчивым». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о рыночном равновесии. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | 2 |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | 1 |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены. ИЛИ Предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний. ИЛИ Обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия. ИЛИ Смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
102 2010.
С6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления хозяйственно-экономической функции семьи.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие проявления: 1) использование семейного бюджета (например, жена ежемесячно составляет предварительный список будущих доходов и предполагаемых расходов семьи); 2) управление семейной собственностью (семья сдает квартиру, доставшуюся по наследству); 3) распределение домашнего труда (допустим, дочь ежедневно пылесосит квартиру, сын ходит за хлебом и выносит мусор). Могут быть приведены иные примеры, проиллюстрированы другие проявления. | |
Названы и проиллюстрированы примерами три проявления. | 3 |
Названы два-три проявления, два из которых проиллюстрированы примерами. | 2 |
Названы два проявления, приведены три примера. ИЛИ Названы одно-три проявления, одно проиллюстрировано примером. ИЛИ Названо одно проявление, приведены два-три примера. ИЛИ Названы три только проявления. ИЛИ Приведены только три примера. | 1 |
Названы только одно-два проявления. ИЛИ Приведены только один-два примера. ИЛИ Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С6. Перечислите основные элементы структуры экономической деятельности и проиллюстрируйте каждый из них примером.
С6. Назовите 3 негативных последствия безработицы.
Ответ: Могут быть названы следующие негативные последствия безработицы: недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального; снижение уровня жизни населения; потеря безработным профессиональных знаний и навыков, что осложняет возможность его трудоустройства и др.
С6. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
Ответ: Могут быть названы следующие факторы, влияющие на изменение спроса, и приведены иллюстрирующие их примеры: изменение цены товара-заменителя (пример: если (из-за снижения предложения) цена кока-колы повысится, спрос на пепси-колу увеличится); изменение цены дополняющего товара (пример: если (из-за снижения предложения) цена дополняющего товара повышается, это приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар, если (из-за снижения предложения) цена на фотоплёнку резко увеличится, спрос на фотоаппараты снизится); изменение ожиданий потребителей в отношении цен (пример: если потребители ожидают, что цепа на компьютеры вырастет, они будут пытаться купить их сейчас, т.е. до того, как повысится цена)
С6. Назовите два вида издержек фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.
Ответ: Могут быть названы следующие виды издержек фирмы в краткосрочном периоде и приведены иллюстрирующие их примеры: постоянные издержки (пример: плата за аренду офиса фирмы); переменные издержки (пример: плата за используемое сырьё в процессе производства)
С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.(Вариант)
Ответ:
1) принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений;
2) Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование
денежного обращения;
3) повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров или повышение косвенных налогов – регулирование налогообложения.
С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.
Ответ:
Последствия:
1)появление товарного дефицит;,
2)рост теневой экономики;
3)оживление спекуляции.
Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.
С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).
Ответ:
1. В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.
2. В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.
3. Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.
Ответ:
1) господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство;
2) предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,
государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;
3) главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.
С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.
Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
Варианты ответа | Число ответивших (в %) | |
| 2002 | 2005 |
Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь | 28 | 31 |
Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себя в большом и малом | 26 | 20 |
Я живу, как и раньше, для меня в последние годы ничего особенного не изменилось | 21 | 27 |
Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего | 7 | 10 |
Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни | 18 | 12 |
Ответ:
Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко.
Обоснования:
1) только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось);
2)немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего, доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.
С7. Познакомьтесь с высказыванием учёного-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра».
Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, решение которых требует вмешательства государства.
Ответ:
Тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев,— рыночная экономика.
Экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно:
— создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объёмом и структурой потребностей);
— обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя;
— ограничение возможностей возникновения монополий;
— создание стимулов к труду.
Экономические проблемы, которые эта система не может решать самостоятельно:
— обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть дамы отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества);
— обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом;
— регулирование внешних (побочных) эффектов.
Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо- или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры
С7. Проанализируйте ситуацию. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2—3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии — 27%, а в Японии — 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соответствующих японских — 6,6%.
Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?
Ответ: На уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции влияют следующие факторы: стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду: в разных странах она различается; уровень квалификации работников; условия труда; спрос и предложение на рынке труда; региональные различия
С7. Крупная компания объявила о повышении тарифов на электроэнергию. Какие три последствия этой меры должен ощутить рынок?
Ответ: Могут быть названы следующие последствия повышения тарифов на электроэнергию: повышение потребительских цеп, так как электроэнергия закладывается в издержки производства всех товаров; повышение цеп на коммунальные услуги; повышение тарифов на железнодорожные перевозки; возможное разорение, банкротство тех предприятий, которые не смогут оплачивать электроэнергию по новым тарифам
С8. Развернутый план по теме «Экономика как наука»
Один из вариантов плана раскрытия дайной темы:
1) Понятие экономики как науки
2) Основные задачи экономической пауки
3) Предмет исследования и особенности экономической науки
4) Функции экономики как науки
а) познавательная
б) методологическая
в) практическая (прагматическая)
г) образовательная
д) идеологическая
5) Уровни анализа в экономической теории
а) микроэкономика
б) макроэкономика
С8. Развернутый план по теме «Государственный бюджет»
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие государственного бюджета
2) Структура государственного бюджета
а) доходная часть
б) расходная часть
3) Источники государственного бюджета
4) Виды бюджета
а) сбалансированный
б) дефицитный
в) профицитный
5) Источники покрытия бюджетного дефицита
а) сокращение бюджетных расходов
б) изыскание источников дополнительных доходов
в) государственные займы
г) денежная эмиссия
6) Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета
а) долгосрочные тенденции, налоговых поступлений и государственных расходов
б) фаза экономического цикла в стране
в) текущая политика государства
С8. Развернутый план по теме «Инфляция»
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие инфляции
2) Основные источники инфляции
3) Типы инфляции
а) инфляция спроса
б) инфляция предложения
4) Виды инфляции
а) по характеру протекания
б) в зависимости от темпа роста цен
в) по степени расхождения роста цен по различным товарным группам
5) Последствия инфляции
9. 1. «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Б. Шоу).
9. 2. «Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира» (А. Смит).
9. 3. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к. насилию» (М. Амстердам).
9. 4. «Свободная рыночная экономика — превосходная вещь, но, чтобы она работала, нужно очень много полиции» (Н. Аксерон).
9.5. «Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения» (А. Кравченко).
9.6. «Богатство — не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон I),
9.5. «Инфляция каждому представляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
9. 7. «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).
9. 2. «Рынки так же, как парашюты, срабатывают, только если они открыты» (Г. Шмидт).
9. 8. «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Кэннан).
9.9. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
9.10. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).
9. 11. «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два,
если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э. Севрус).
9.12. «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).
9.13. «Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).
9.14. «Частная инициатива — как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля направляет экономику в нужную сторону» (В. Леонтьев).
9.15. «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М. Портер).
9.16. «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство» (Б. Ауэрбах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "человек"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "человек" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "Политика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "Политика"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "право"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "право"для подготовки к егэ по обществознанию...
Презентация "Вопросы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 11 класс.
Данная презентация "Вопросы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе" поможет учителям коллективно обсуждать вопросы с учениками.Рекомендуется использовать для индивиду...