типовые вопросы раздела "человек"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
типовые вопросы раздела "человек" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipovye_zadaniya_po_teme_chelovek.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
В экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. И это придает этому материалу особую сложность. В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Человек».
Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Человек».
Данный подмодуль содержит такие вопросы:
человек как результат биологической и социальной эволюции; бытие человека; потребности и интересы; деятельность человека, её основные формы; мышление и деятельность; цель и смысл жизни; самореализация; индивид, индивидуальность, личность; социализация индивида; внутренний мир человека; сознательное и бессознательное; самопознание; поведение; свобода и ответственность личности.
Краткие выводы по разделу
1. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности. В человеке тело (физическое) и ум (психическое) образуют нерасторжимое единство. Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез – становление человека и социогенез – становление общества. Современные теории объединили эти два процесса – антропосоциогенез. Биологическая природа – это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.
2. Личность – продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому общество оказывает на личность максимальное влияние. Когда говорят о личности, то подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость.
Личность – это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Причем, все эти социальные свойства личность получает под влиянием общества в процессе социализации. Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.
Социализация | |
Первичная: | Вторичная: |
окружение человека | формальное окружение |
агенты: родители, друзья, няни… | агенты: представители школы, армии, церкви… |
Личность – это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность – это существо, которое со знанием дела принимает решения и несет ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.
3. Бытие – категория, которая означает существование, основанное на положении «я есть». Деятельность – это такая форма активности, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Виды деятельности: практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением сознания людей).
Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результаты.
4. Потребности – осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. потребности человека можно разделить на три группы:
– биологические (потребность в пище, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода …);
– социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе);
– духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).
Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог Абрахам Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).
К первой группе относятся:
а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, воде, одежде, дыхании, жилище, отдыхе…);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости).
Ко второй группе относятся:
а) социальные потребности (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте);
в) духовные (потребности в самовыражении).
От потребностей следует отличать интересы людей.
5. Социализация и воспитание личности:
а) приспособление человека к обществу (социуму);
б) процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей;
в) превращение человека в социального индивида, т.е. личность.
Агенты первичной социализации | Агенты вторичной социализации |
родители, братья и сестры, | представители администрации |
6. Девиантное поведение - отклоняющееся поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно поведения человека. Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение – это всегда отклонение от стандарта.
Девиантное поведение включает в себя самые разные явления, причем не обязательно негативные. Наказание за отклоняющееся поведение зависит от серьезности нарушения, а также от того, насколько велики его последствия.
Отклонения могут быть:
- абсолютными (нарушение норм, справедливых для всех без исключения членов общества – уголовные преступления);
- относительными (действия или поведение, не соответствующее ожиданиям лишь некоторых индивидов или некоторых социальных групп).
Задания для систематизации материала
Задания уровня С
С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей
- Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
- Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
- Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
- Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.
Ответы:
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения
.
СЗ. Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек - существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.
С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.
С5. Содержание верных ответов на задания к тексту.
1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.
Могут быть приведены и другие примеры.
С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.
Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
С7. При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.
Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (вопросы экономики)
Материалы по подговке к ЕГЭ по обществознанию. Здесь даны задания по экономике....
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "Политика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "Политика"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "право"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "право"для подготовки к егэ по обществознанию...
типовые вопросы раздела "экономика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "экономика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...