Рабочая программа по обществознанию для 8 класса по учебнику Боголюбова Л.Н.
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе авторской программы Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс. М.: Просвещение, 2010 (Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 8 класс. – М: Просвещение, 2013г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_-_obshchestvoznanie_-_programma_ktp_.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основного общего образования
по обществознанию
для 8-х классов
Пояснительная записка:
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс. М.: Просвещение, 2010 (Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 8 класс. – М: Просвещение, 2013г.)
Программа ориентирована на становление позитивных моральных установок. Еще одной особенностью данной программы является ориентация на современные представления о развитии личности в возрасте 11—14 лет, которое предполагает развитие субъектности. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план школы отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в VIII классе из расчета 1 учебный час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 9 учебных часов (или 25 %) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий: практикумов, уроков – обобщений, защиты проектов.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися:
не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Тема 1. «Личность и общество» (4 ч)
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Практикум (1 ч)
Обобщение (1 ч)
Тема 2. «Сфера духовной культуры» (9 ч)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Практикум (1 ч)
Обобщение (1 ч)
Тема 3. «Экономика» (13 ч)
Потребности и ресурсы.Регилирование производства. Экономическая система и ее функции.Типы эконормических систем.
Собственность и имущественые отношения. Рыночная экономика. Спрос, предложение, невидимая рука рынка. Производство, источник экономических благ.Предпринимательская деятельность.
Государство и экономика. Бюджет, налоги, распределение доходов, расходы.
Потребление. Инфляция, семейная экономика.Безработица, ее причины и последствия.
Мировое хозяйство и международная торговля.
Тема 4. «Социальная сфера» (4 ч)
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
Практикум (1 ч)
Обобщение (1 ч)
Распределение учебного времени по обществознанию:
34 часа в год, 1 час в неделю
N | Тема | ч | В том числе практикум |
Личность и общество | 4 | ||
1. | Быть личностью | ||
2. | Общество как форма жизнедеятельности людей | ||
3. | Развитие общества | ||
4. | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | |
Сфера духовной культуры | 9 | ||
5 | Сфера духовной жизни | ||
6 | Мораль | ||
7 | Долг и совесть | ||
8 | Моральный выбор – это ответственность | ||
9 | Образование | ||
10 | Образование | ||
11 | Наука в современном обществе | ||
12 | Религия как одна из форм культуры | ||
13 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | |
14 | Обобщение по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | |
Человек и экономика | 13 | ||
15 | Экономика и её роль в жизни общества | ||
16 | Главные вопросы экономики | ||
17 | Собственность | ||
18 | Рыночная экономика | ||
19 | Производство – основа экономики | ||
20 | Предпринимательская деятельность | ||
21 | Роль государства в экономике | ||
22 | Распределение доходов | ||
23 | Потребление | ||
24 | Инфляция и семейная экономика | ||
25 | Безработица, её причины и последствия | ||
26 | Мировое хозяйство и международная торговля | ||
27 | Практикум по теме «Человек и экономика» | 1 | |
28 | Обобщение по теме «Человек и экономика» | 1 | |
Социальная сфера | 5 | ||
29 | Социальная структура общества | ||
30 | Социальные статусы и роли | ||
31 | Нации и межнациональные отношения | ||
32 | Отклоняющееся поведение | ||
33 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | |
34 | Обобщение по курсу обществознания 8 класса | 1 | |
Итого: уроков - 27. Обобщений– 3. Практикумов – 4. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 8 класса должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
- первичного анализа и использования социальной информации.
Учебно – методический комплект:
Обществознание. Поурочнные разработки. 8 класс, под. ред Л. Ф. Ивановой. М., Просвещение. 2010
Словарь исторических и общественно – политических терминов. М., Олма – Пресс Образование, 2005
задачники, тесты:
А. Б. Драхлер. Обществоведение. Граждановедение. Вопросы к олимпиаде. М., Владос. 2004 г.;
Типовые экзаменационные варианты. Обществознание. ГИА – 2012, 2013. ФИПИ;
Календарно – тематическое планирование по обществознанию:
34 часа в год, 1 час в неделю
N | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | ч | Д/З | ТСО и ИКТ | ||
8А | 8Б | 8А | 8Б | |||||
| 4 | |||||||
1. | Быть личностью | 1 | http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса | |||||
2. | Общество как форма жизнедеятельности людей | 2 | ||||||
3. | Развитие общества | 3 | ||||||
4. | Практикум по теме «Личность и общество» | |||||||
2. Сфера духовной культуры | 9 | |||||||
5 | Сфера духовной жизни | 4 | электронная версия курса | |||||
6 | Мораль | 5 | электронная версия курса | |||||
7 | Долг и совесть | 6 | электронная версия курса | |||||
8 | Моральный выбор – это ответственность | 7 | электронная версия курса | |||||
9 | Образование | 8 | электронная версия курса | |||||
10 | Образование | 8 | электронная версия курса | |||||
11 | Наука в современном обществе | 9 | электронная версия курса | |||||
12 | Религия как одна из форм культуры | 10 | электронная версия курса | |||||
13 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | электронная версия курса | ||||||
14 | Обобщение по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | электронная версия курса | |||||
3. Человек и экономика | 13 | |||||||
15 | Экономика и её роль в жизни общества | 11 | электронная версия курса | |||||
16 | Главные вопросы экономики | 12 | электронная версия курса | |||||
17 | Собственность | 13 | электронная версия курса | |||||
18 | Рыночная экономика | 14 | электронная версия курса | |||||
19 | Производство – основа экономики | 15 | электронная версия курса | |||||
20 | Предпринимательская деятельность | 16 | электронная версия курса | |||||
21 | Роль государства в экономике | 17 | электронная версия курса | |||||
22 | Распределение доходов | 18 | электронная версия курса | |||||
23 | Потребление | 19 | электронная версия курса | |||||
24 | Инфляция и семейная экономика | 20 | электронная версия курса | |||||
25 | Безработица, её причины и последствия | 21 | электронная версия курса | |||||
26 | Мировое хозяйство и международная торговля | 22 | электронная версия курса | |||||
27 | Практикум по теме «Человек и экономика» | электронная версия курса | ||||||
28 | Обобщение по теме «Человек и экономика» | 1 | электронная версия курса | |||||
4. Социальная сфера | 5 | |||||||
29 | Социальная структура общества | 23 | электронная версия курса | |||||
30 | Социальные статусы и роли | 24 | электронная версия курса | |||||
31 | Нации и межнациональные отношения | 25 | электронная версия курса | |||||
32 | Отклоняющееся поведение | 26 | электронная версия курса | |||||
33 | Практикум по теме «Социальная сфера» | электронная версия курса | ||||||
34 | Обобщение по теме «Социальная сфера» | 1 | электронная версия курса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...
рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко
Рабочая программа по обществознанию 9 класс...
Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию 8 класс к учебнику под редакцией Боголюбова
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС...
Программа по обществознанию , 5 класс, по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.
Программа составлена с учетом ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 7 класс по учебнику Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Боголюбова , 2020
Рабочая программа к предмету обществознание 6 класс по учебнику Автор:Боголюбов Л.Н., Городецкая Л.И., Иванова Л.Ф.Издательство: Просвещение, М. 2020 г. Рабочая программа содержит разделы: Нормативно-...