Методическая разработка уроков по обществознанию в 6 классе
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Представленные разработки заданий для конкретных уроков обществознания в 6 классе (по учебнику А.И. Кравченко, Е.А.Певцовой) направлены на выявление уровня знаний, умений и навыков. При этом следует обратить внимание на то, что этот набор в общей массе не изменяется, меняется лишь уровень сложности предлагаемых заданий. их универсальность заключается в том, что одним вопросом или задачей можно проверить уровень сформированности нескольких умений , навыков одновременно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание предмета история и обществознания включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Изучая прошлое, мы учимся понимать его, оценивать степень его влияния на настоящее, чтобы потом уверенно стремиться в будущее. И одним из таких компонентов, без которых эта связь, безусловно, нарушится, является работа учителя. Профессия педагога, возникшая в недрах истории, не исчезнет никогда, так как ни одна, даже самая умная, машина не сможет заменить живое слово учителя, его интонацию, образность речи, его индивидуальность, наконец. И сравнивать ее с ремеслом - неправильно и ошибочно, потому что она  сродни священнодействию. Учитель и урок – две величины, которые никогда  не перестанут быть востребованными. Несмотря на все попытки заменить урок иными формами организации учебного процесса, он  не является постоянной, неизменной величиной. Наоборот, урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Поэтому дать качественный урок - дело непростое даже для опытного учителя.  Как показывает практика,  в старших классах наблюдается недостаточный уровень познавательной активности учеников, что проявляется в снижении интереса к предмету и, как следствие, в снижении успеваемости. А это значит, необходимо искать новые пути в достижении цели. Улучшение  восприятия материала, расширение кругозора, углубление знаний нужно начинать с первых уроков истории и обществознания – новых для учеников предметов.

    Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления, догмы, опирающегося на собственный опыт, проецирование новых идей, не принимающего за аксиому существующие нормы и правила. Результатами применения подобной технологии является: высокая мотивация учеников к обучению; совершенствование мыслительного процесса и гибкости мышления; оперирование самостоятельно выстроенными понятиями; подтверждение или опровержение точки зрения другого человека; анализ полученной информации. В основе данной технологии лежат: постановка проблемы, ее осуществление и рефлексия. На уровне постановки проблемы учащиеся актуализируют свои знания, им задается некая интрига к получению новой информации. Здесь очень уместно использование  схем, в которых изученные понятия сочетаются с  вопросами по теме. На своих уроках  я предлагаю учащимся использовать известные им синонимы, слова – ассоциации, словосочетания, изобразив их схемой, также можно использовать готовую понятийную схему. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичные, на первый взгляд, понятия выстраиваются в стройную логическую схему урока.

Представленные разработки заданий для конкретных уроков обществознания в 6 классе (по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой) направлены на выявление уровня знаний, умений и навыков. При этом следует обратить внимание на то, что этот набор в общей массе не изменяется, меняется лишь уровень сложности предлагаемых заданий. Универсальность предлагаемых заданий заключается в том, что одним вопросом или задачей можно проверить уровень сформированности нескольких умений, навыков одновременно.  

Урок 1. Тема. Что такое общество?

Ученикам в начале урока предлагаются рабочие листы с заданиями. Учитель объясняет, как с ними нужно работать.  Затем обучающиеся выполняют их, а учитель организует проверку после выполнения каждого задания.

ФИО

класс

Задание 1. Прочитайте текст учебника на с.7-9, выпишите определения понятий:                                                                                                                           общество-                                                                                                                                                  страна-                                                                                                                                                                                             государство-

Задание 2. Посмотрите на экран и объясните, какое слово объединяет представленные на нем рисунки? Какие формы объединения людей можете назвать?  Ответ: (общество;  семья, государство, школьный класс, футбольная команда и др.)

Задание 3. Какое из приведенных ниже слов и словосочетаний характеризуют понятие «общество»? Отметьте нужные слова:                                                        Коллектив,  власть, семья, ответственность, общение, лидерство, общие интересы, неравенство, племя.                                                                                                                      Ответ: (коллектив, семья, общение, общие интересы, неравенство, племя)

Промежуточный контроль усвоения обучающимися нового материала:                       Вопрос  учителя:                                                                                                             Почему понятие общества имеет много значений? Какое из них вы считаете наиболее важным?        

Задание 4. Прочитайте текст учебника, с. 10-11. Какие сферы общества можете назвать?   Ответ:                                                                                                                                 - экономическая                                                                                                                                 - политическая                                                                                                                        - социальная                                                                                                                            - духовная                                                                                                                        

Задание 5. К какой из сфер жизни общества относятся:                                                                                                                  а) премьера нового спектакля в театре______________                                                                                         б) выборы президента страны _______________                                                                                                в) покупка продуктов в магазине_________________                                                                                                   г) оказание медицинской помощи больным_____________________                                                                        д) открытие выставки картин в галерее_________________                                                                                      е) ремонт автомобиля в сервисе __________________                                                                                                  ж) обучение в школе_______________                                                                                                                        Ответ: (духовная; политическая; экономическая; социальная; духовная; экономическая; социальная - соответственно)                                                                              

Промежуточный контроль усвоения обучающимися нового материала:                       Вопрос  учителя:                                                                                                            Какое значение имеет каждая из сфер общественной жизни для членов общества?

Урок 2. Тема. Происхождение и развитие человека.

1.Работа с текстом. Используется раздаточный материал.

Ученикам предлагается указать главную мысль прочитанного текста и записать ее.

Существуют две основные теории происхождения человека: теория божественного сотворения и теория постепенного происхождения в результате борьбы за выживание.

В первой теории рассматриваются несколько гипотез. Например, согласно древним мифам люди произошли от богов. Самая популярная версия – это создание человека единым Богом, который создал первого человека из праха и вдохнул дыхание жизни, подарив ему бессмертную душу и вторую половину, созданную из его же ребра.

Большинство ученых не согласны с божественной теорией происхождения человека.  Примерно  половина ученых и других людей, которых интересуют теории происхождения человека, предпочитают говорить о появлении человека в результате естественного отбора.

Такая теория предполагает, что человек произошел от высокоразвитых обезьян, которые, научившись держать в руках палку, стали на обе ноги и начали вести отличный от животных образ жизни. Эта теория в честь его создателя Чарльза Дарвина называется дарвинизмом.

Наличие разных теорий происхождения человека позволяет говорить о том, что нет единственной теории происхождения человека, так как они кажутся вполне равноценными и хорошо дополняют друг друга.

Ответ: на вопрос о происхождении человека существует множество теорий, из которых две являются основными:

  1. Бог создал человека по своему подобию из праха
  2. Труд сделал из обезьяны человека (теория Дарвина)

При работе с текстом (распечатанные документы, газетные статьи и публикации) можно использовать маркеры  для пометок изучаемого материала. «v» - означает, что ученик знает данную информацию, «+» - материал ему не известен, «-» - ученик не согласен с информацией, так как имеет свою точку зрения, «?» - информация не понятна, вызывает желание узнать о ней подробнее. Применение этого, в общем-то, простого приема, не дает ученикам пассивно отсидеться на уроке, заставляет вчитываться в текст. Здесь важно, чтобы возникшие вопросы не остались без ответа.

На следующем уровне осуществления и реализации данной проблемы ученики получают новую информацию, сопоставляя ее со старой. Здесь уместно применять таблицу ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнали). Она применима и для лекционных уроков, и для работы с книгой с предварительной установочной беседой. Ученики отбирают ту информацию, которая им нужна для освоения нового материала и корректирования уже имеющихся у них знаний (графа З).                                                На этом уровне используются таблицы, схемы, карты, документы, учебник.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Общества собирателей и охотников, земледельцев и скотоводов,

Человек – биосоциальное существо. Отличия его от животных

Какие версии о происхождении человека существуют, кроме дарвинизма

2. По мере своего развития человек овладевал новыми формами хозяйствования. Расставьте занятия первобытных людей в порядке их появления (от более ранних к более поздним)

Ремесло, охота и собирательство, скотоводство, земледелие

общество

4        ремесло 

3             скотоводство

2              земледелие

1            охота и собирательство     

3.Заполните таблицу. Запишите в первую колонку таблицы те признаки, которые отличают человека от животного, а во вторую - признаки, которые сближают человека с животным.

Воспроизводство потомства; изготовление орудий труда; мышление; речь; умение выражать эмоции; забота о продолжении рода; культурные ценности;  инстинкт самосохранения;

Например:

Сходство человека и животного

Отличие человека от животного

1

воспроизводство потомства

1

мышление

2

умение выражать эмоции

2

изготовление орудий труда

3

забота о продолжении рода

3

речь

4

инстинкт самосохранения

4

культурные ценности

               Другим вариантом урока по теме «Происхождение и развитие человека» может быть использование  приема, называемого «кластеры». Он графически, рисуночно помогает организовать освоение изучаемого материала, и может быть разных видов. Суть кластеров заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее –  крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.  

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера.

    1этап. Учащиеся в группах читают материал параграфа, обмениваются новой информацией, находят ключевую идею темы и смысловые единицы, связанные с ней.                                                                                                                               

    2 этап. Составление кластера. На каждой парте есть бумага, цветные карандаши и фломастеры. На этом этапе работы ученики проявляют творчество при составлении кластера. Но главное – содержание.

    3 этап. Защита кластеров. 

    4 этап. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

 Например:

         Биологическое существо      Способность трудиться    Мышление, речь

                                                                                       

                                 Культура           Человек                    Общение

                                                                       

                                                                       

                                                 Право           Религия          Мораль

    Таким образом, при помощи графических изображений развиваются умения систематизировать учебный материал, а также собственные оценочные суждения самими учащимися. Этот прием можно применять на каждой из трех фаз, по которым строится урок.

    На последнем уровне – рефлексии, закрепляем новые знания, меняем первоначальные представления об изучаемом материале, переосмысливаем представления. Лучше запоминается и дает целостное представление составление таблицы: + (позитив); - (негатив); важно, интересно. Она помогает осмыслить материал, рассортировать и усвоить его.

Позитив

Негатив

Важно, интересно

Человек способен производить и совершенствовать орудия труда. Обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. Он способен к целенаправленной творческой деятельности

Уничтожение окружающей среды

Первоначально взаимоотношения у человека с окружающим миром были гармоничными, затем стали конфликтными. Задача сделать их вновь гармоничными.

Для рефлексии важны результаты работы, а именно, достигнута ли цель, поставленная учеником. И если этих знаний недостаточно для достижения цели,  то ученикам предлагается самим поискать дополнительную информацию из других источников, можно дать им это в качестве домашнего задания.

Урок 3.Тема. Исторические ступени развития общества

Учащиеся получают рабочие листы с заданиями и последовательно выполняют их, учитель организует проверку после выполнения каждого задания.

1.Заполнить таблицу.  Учитель предлагает ученикам вспомнить, какие ступени в развитии общества выделяет наука и заполнить таблицу в рабочих листах (нижние графы таблицы заполняются учениками)

Общество – ступени развития

Общество собирателей и охотников

Общество огородников

Общество земледельцев и скотоводов

Современное общество          - индустриальное

- информационное

 

2.Ученикам предлагается заполнить таблицу (так называемую модель  Фрейера, только вместо задания «противоположные примеры» я ввела задание «проблемы»).   Дается 5 вариантов заданий с центральными словами -  общество собирателей и охотников; общество огородников; общество земледельцев и скотоводов; современное общество; социальный прогресс

Например:               

Определение                                                    Характеристики

Охота – добыча диких зверей                       - небольшая группа (20-60 человек)                                              

 Собирательство – сбор съедобных              - кровно - родственная община                                                                                            

растений, кореньев, моллюсков и др.          – кочевой образ жизни

                                                                                                       - примитивные орудия труда

                                                                         - самый продолжительный период        

                                                                          жизни (детство человечества)  -                                                              

                                                                           сотни тысяч лет

Примеры                                                                                Проблемы

- Стоянки в Северной Африке;                                 - зависимость от природы (от                   - существующие в современном мире               сезонных созреваний плодов, примитивные племена кочующих                   нереста рыбы и направлений охотников и собирателей на Мадагаскаре,     передвижения животных);                                                                                                                                                               в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах    - опасность, грозящая со стороны                                                             и других островах побережья и других         диких животных, противостоять   островах побережья Индийского океана;      которым они еще не научились;

                         

Другим вариантом урока по теме «Исторические ступени развития общества» может быть использование  приема  «кластеры».

После объявления темы и цели урока учитель говорит, что на этом уроке ученики будут самостоятельно изучать новый материал с помощью составления кластера.

Ученики разделяются на группы. После  изучения темы в середине листа записывается основное слово (общество собирателей и охотников; общество земледельцев и скотоводов; современное общество; социальный прогресс), по сторонам от него фиксируют информацию, как то с ним связанную.

Например:

             Развитие общества        Развитие экономики       Развитие государства

                                                                 ↑                          

Социальный прогресс

                                                                                                                         

         Развитие культуры          Развитие сферы труда     Развитие и изменение быта

Урок 4. Тема. Человек, общество, природа

1. Учитель объясняет новый материал, ставит перед учениками проблему:  «Нужны ли друг другу человек и природа? Сможет ли человек сохранить себя и природу?», дает задание, содержащие три группы вопросов:

а) генерирующие, т. е. вопросы по существу темы, они начинаются со слов «почему?»

б) конструктивные, т.е. вопросы, способствующие построению новых знаний, а именно «что общего?», «как это связано?», «является ли это лучшим?»

в) фасилитирующие, т.е. вопросы, способствующие собственному мышлению и пониманию обучающихся, такими являются вопросы «существуют ли иные мнения, взгляды на данную проблему?», «можно добавить?», «можно привести такие примеры, доказательства?», «а что имеется ввиду?».

Класс делится на группы, каждая из них получает свое задание – свою группу вопросов, исходя из которых нужно составить собственные вопросы.  На задание отводится 5 минут, на выступление с объяснением 2-3 минуты.

Примерные вопросы учеников:

По первой группе вопросов.  Если человек и природа взаимосвязаны, более того, человек является частью природы:

- тогда почему человек губит природу? Конфликтует с ней?

- всегда ли были такие взаимоотношения у человека с природой?

По  второй группе вопросов. Приметой современного  общества является экологический кризис:

- в чем его опасность для человечества? Как ее уменьшить?

- попытки решить экологические проблемы предпринимаются всем мировым сообществом, являются ли они достаточными?

- как связаны экологические проблемы с развитием научно – технического прогресса? Нужно ли остановить прогресс, если многие экологические проблемы связаны с ним напрямую?

По третьей группе вопросов. Существуют разные точки зрения на глобальные проблемы:

- приведите примеры, доказательства того, что еще можно что – то исправить?

- в законе «об охране окружающей среды» написано об ответственности. Что имеется ввиду? Достаточно ли этих мер? Чтобы вы предложили, добавили к этим мерам?

Группы задают свои вопросы, поочередно отвечая на них.

2. Промежуточный контроль усвоения обучающимися нового материала:                       Вопрос  учителя:                                                                                                            

  1. Как вы думаете, сможет ли человек, общество сохранить природу?
  2. Как связаны между собой природа и человек?

3.Заполните таблицу. Запишите в первую колонку таблицы те признаки, которые определяют взаимосвязь  общества и природы как конфликтную, а во вторую - признаки, которые определяют взаимосвязь  общества с природой как гармоничную

Воздействие общества на природу с помощью орудий труда ; безопасные способы переработки отходов; формирование нового отношения к природе; развитие фабрично-заводской промышленности; создание техники по очистки воды, воздуха, земли; научно-техническая революция;  подземная добыча полезных ископаемых; создание безотходного производства;

Например:

Взаимосвязь гармоничная

Взаимосвязь конфликтная

1

безопасные способы переработки отходов

1

 воздействие общества на природу с помощью орудий труда

2

создание безотходного производства

2

развитие фабрично-заводской промышленности

3

формирование нового отношения к природе

3

научно-техническая революция

4

создание техники по очистки воды, воздуха, земли

4

  подземная добыча полезных ископаемых;

             

Урок 5. Тема. Человечество как сумма поколений

Заполнить таблицу. После краткого объяснения новой темы учитель предлагает вписать в таблицу ее основные  понятия.

1

Человечество

2

Совокупность всех когда-либо живших на Земле людей

3

Общее количество ушедших, ныне живущих и будущих поколений

4

Люди примерно одного года рождения или близкие к ним

(современники)

5

Поколение - группа людей, родившихся в определенный период, воспитанных в одних и тех же исторических условиях

6

Конфликт поколений: предки и потомки

7

Культурное наследие

8

Культурная память поколений

9

Культура

После заполнения таблицы ученикам нужно составить предложения: логические цепочки

Например:

  1. По диагонали – человечество → состоит из поколений → результатом их деятельности является культура
  2. По горизонтали – культура  ( включает в себя) → Культурная память поколений → Культурное наследие
  3. По вертикали – человечество (включает в себя)  → часть людей, называемых современниками → бережно, хранящих то, что сделано человечеством, т. е. культурное наследие

Урок 6. Тема. Современное общество

Учащиеся получают рабочие листы с заданиями, учитель объясняет ученикам задание на ассоциативное мышление.

1.Приведите не менее трех примеров каждой из характеристик современного общества и дайте объяснение, почему вы привели именно эти примеры.

Например:

Современное общество

Характеристики современного общества

  1. Современное производство

-индустриальное и постиндустриальное общество

- возрастание роли знания, науки, техники, автоматизация производства

- общество производит большее количество товаров и предлагает разнообразные услуги

Потому что

_______

  1. Современные средства транспорта

- автомобили, самолеты, космические аппараты, спутники

-сотовая связь, спутниковое телевидение

- компьютеры, Интернет

Потому что _________

  1. Состав современного общества

- уменьшение числа людей, занятых в сельском хозяйстве

- появление мегаполисов – многомиллионных городов

- появление новых специальностей – программистов, космонавтов, дизайнеров и др.

- увеличение сроков образования

Потому что ________

  1. Проблемы современного общества

- угроза войн и распространения терроризма и экстремизма

- рост противоречий между развитыми развивающимися странами

- экологические проблемы

- проблемы охраны здоровья (СПИД, наркомания и др.)

Потому что

___________

Урок 7. Тема. Что такое экономика

Учащиеся получают рабочие листы с заданиями и последовательно выполняют их, учитель организует проверку после выполнения каждого задания.

ФИО

класс

Задание 1. Прочитайте текст учебника, выпишите определения понятий:              - экономика                                                                                                                             - производство                                                                                                                             - производитель                                                                                                                             - потребитель

Задание 2. Какое из приведенных ниже слов и словосочетаний характеризуют понятие «ресурсы», используемые для производства товаров и услуг? Отметьте нужные слова:                                                                                         пахотная земля,  деньги, рабочая сила, школа, одежда, нефть, продукты питания, газ, книги.                                                                                                                                   Ответ: (пахотная земля, деньги, рабочая сила, нефть, газ)

Промежуточный контроль усвоения обучающимися нового материала:                       Вопрос  учителя:                                                                                                             Почему используемые в хозяйстве ресурсы ограничены? Какие из выбранных вами ресурсов относятся к невосполнимым? Почему?      

Задание 3. Составьте логическую цепочку:                                                          основные компоненты экономики  - потребности         экономика       что производить? как производить? для кого производить?       производство        производитель, потребитель

Задание 5. К какой из ролей - производителя или потребителя - относятся:                                                                                                                  а) выпечка хлеба______________                                                                                         б) сборка автомобиля _______________                                                                                                в) покупка продуктов в магазине_________________                                                                                                   г) стрижка в парикмахерской_____________________                                                                        д) изготовление лекарственных препаратов _________________                                                                                                  е)  ремонт автомобиля в сервисе __________________                                                                                                  ж) обучение в школе_______________                                                                                                                        Ответ: (духовная; политическая; экономическая; социальная; духовная; экономическая; социальная - соответственно)                                                                              

Промежуточный контроль усвоения обучающимися нового материала:                       Вопрос  учителя:                                                                                                           Почему общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей?   Какова роль человека в экономике?                                                                                                          

Урок 8. Тема. Рынок

Учащиеся получают рабочие листы с заданиями и последовательно выполняют их, учитель организует проверку после выполнения каждого задания.

  1. Что такое рынок?                           2. Деньги в экономике

- это система экономических отношений,           - всеобщее средство обмена                                                                                                    связанных с обменом товаров и услуг между      Функции денег:                                                                                       продавцами и покупателями                                 – мера стоимости

-место встречи продавцов и покупателей, где    -  средство платежа                                                                                  сталкиваются их интересы и возникает торг      -  средство обращения

Субъекты – производители и потребители       - средство накопления

Торговля – обмен товарами и услугами с           - мировые деньги                                                                                      помощью купли-продажи – денежное                                                                                           выражение стоимости                  

Цена - товаров и услуг. Зависит от                                                                                               количества  произведенных товаров и                                                                                               спроса на  них, т. е. желания и                                                                                                            возможностей   покупателей

                                    3.Банки в экономике  

                             

    - финансовые посредники, передающие деньги от вкладчика к заемщику.

                         Банки открывают вклады и страхуют их.

                         Банки предоставляют кредиты и ссуды.

     1.Задание. Какое из перечисленных слов является обобщающим?

                 обмен                                                рынок

                производитель                                  торговля

                потребитель                                      цена

Ответ: рынок

2.Ученикам предлагается записать, какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:

а)  автор получает гонорар за изданную книгу __________

          б) продавец магазина говорит, что книга стоит 100 рублей __________

            в) покупатель платит продавцу 100 рублей за покупку книги___________

Ответ: а) средство платежа; б) мера стоимости; в) средство обращения

    3.Верны ли следующие утверждения? Аргументируйте свой ответ.

             А) Банк – финансовое учреждение, объединяющее денежные средства, принимающее за определенную плату вклады и  предоставляющее кредиты.

              Почему?_______________

              Б) Вклад – это денежные средства, возвращаемые банку за предоставление им кредита_____________

              Почему?_______________

4.Укажите к какому понятию «рынок», «деньги», «банк» относятся:

       а) покупка книги_____________

       б) ссуда, кредит_____________

       в) биржа_____________

       г) кредитная карточка____________

       д) оптовая база______________

       е) сберегательная книжка_____________

Ответ: а) деньги; б) банк; в); рынок; г) деньги; д) рынок; е) банк

Таким образом, использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания формирует у учеников такие умения и навыки работы с информацией, как:

- нахождение нужной информации, ее обработка и использование;

-  анализ, составление на ее основе схем, таблиц, графиков;

- сравнение и сопоставление фактов, объектов, событий;

   - выявление проблем, содержащихся в тексте и нахождение путей их решения.

Урок 9. Тема. Что такое предпринимательство и бизнес

1.Прочитайте текст.

Бизнес – это деятельность человека или группы людей, связанная с производством, продажей или покупкой товаров и услуг. Бизнес бывает производственным (производство автомобилей), торговым (продажа зерна), финансовым (деятельность банков), страховым (деятельность страховых компаний). Кроме того, различают крупный, средний и малый бизнес. В индустрии (металлургической и машиностроительной промышленности, энергетике, на железнодорожном транспорте) действуют, как правило, __________ фирмы. Собственниками  данного бизнеса, зачастую, выступают владельцы ценных бумаг.  _________ бизнес преобладает в сфере обслуживания, в легкой и пищевой промышленности. Он связан с организацией грузовых перевозок, гостиниц, кафе, парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских и др. В сельском хозяйстве – это фермерские хозяйства по производству продуктов растениеводства, животноводства. Как правило, это единоличное предприятие, им владеет и управляет один человек – хозяин.

В тексте, посвященном различным видам бизнеса, нет разграничения между ними. Вам предстоит выполнить это самостоятельно, для этого впишите в таблицу порядковые номера предложений, отражающих  признаки каждого из выделенных вами видов бизнеса.

  1. Собственниками данного бизнеса выступают владельцы ценных бумаг – акций.
  2. Единоличное предприятие, им владеет и управляет один человек – хозяин.
  3. Фермерское хозяйство по производству продуктов растениеводства, животноводства.
  4. Фирмы, действующие в индустрии (металлургическая, машиностроительная промышленность, энергетика).
  5. Организация грузовых перевозок, гостиниц, кафе, парикмахерских, ателье, ремонтных мастерских и др.

Ответ:

Малый бизнес

Крупный бизнес

2,3,5

1,4

2.Заполните таблицу.                                                                                             Установите взаимосвязь между понятиями «предпринимательство», «предприятие», «предприимчивость»

Например:

Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли

 

Предприятие –        торговое,  промышленное объединение, производство, использующее природные ресурсы, капиталы и труд людей для создания и продажи товаров и услуг с целью получения прибыли

Предприимчивость желание человека/ людей организовать свое дело; идеи о том, как и о чем он/они будет/ут заниматься, чтобы получать прибыль; активность, продуманность действий, риск

Взаимосвязь  

Деятельность, связанная с производством, осуществляемая активными (с рискованными идеями) людьми, с целью получения прибыли

Урок 9. Тема. Домашнее хозяйство

1.Заполните таблицу, используя слова и словосочетания из приведенного ниже списка:

Заработная плата;  продукты питания; приобретение товаров и услуг; стипендия; пособие по безработице; коммунальные платежи; пенсия; оплата обучения в ВУЗе.

Например:

Доходы

Расходы

  1. Заработная плата  
  2. Стипендия
  3. Пособие по безработице
  4. Пенсия
  1. Продукты питания
  2. Приобретение товаров и услуг
  3. Коммунальные платежи
  4. Оплата обучения в ВУЗе

2.Отметьте, какие из предложенных ниже слов ассоциируются у вас с термином «семейный бюджет»

Денежный план                      общие интересы                       заработная плата  ответственность                      расходы                                    трудолюбие                            доходы                                     потребности                             пенсия

3.Закончите определения:                  

- Имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях – это _______________                                                        (домашнее хозяйство)

- Денежный план семьи, состоящий из доходов и расходов – это _____________ (семейный бюджет)

- Расходы семьи в бюджете больше доходов – это ______________                         (дефицит бюджета)

- Наименьшее  количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека – это _____________                                   (прожиточный минимум)

4.На основе изученного материала определите основную цель семейного бюджета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)

Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс тема"Социальные различия в обществе"

"Благоразумен тот, кто не печалится о том,чего не имеет" Демокрит, древнегреческий философ...

Методическая разработка урока по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по теме "Сущность человека как проблема философии"

Данная тема является ключевой в  курсе обществознания. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы совреме...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...

Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс

                             «Потребности  человека»  8 класс1.     Воз...