Методическая разработка урока по обществознанию. 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
«Потребности человека» 8 класс
1. Возникают с момента рождения человека
2. Появляются в сознательном возрасте
3. Существуют у каждого индивида
4. Не влияют на поведение индивида
5. Остаются неизменными в течение жизни каждого человека
Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности».
1. Духовные потребности
2. Социальные потребности
3. Потребности в безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvu_potrebnosti_cheloveka.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по обществознанию
Тема: «Потребности человека» 8 класс
цели: Образовательные:
- обеспечить усвоение понимание потребностей человека;
- обеспечить понимание видов потребностей, роль потребностей в жизни человека;
- обобщить и систематизировать знания по теме «Человек и общество»;
- отработать навыки монологической речи;
- добиться усвоения учащимися понятий: потребности, первичные и вторичные потребности
Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; для развития у учащихся творческих способностей, логического мышления, умения находить причинно-следственные связи событий; для развития устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому материалу; обеспечить условия для формирования уважительного отношение к мнению другого человека.
Задачи - организация взаимодействия; усвоение знаний по теме, развитие умений и навыков работы с документом, и иллюстрациями; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения.
Материалы и оборудование к уроку: учебник, презентация, наглядные пособия, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
- Начало урока
- Организационный момент
- Проблемное задание перед учащимися
Цель: заинтересовать учащихся, актуализация знаний
_ Ребята, наш урок я хотела бы начать прочитав отрывок этого стихотворения.
Что нужно человеку, чтобы жить?
Чтоб было сытно и тепло в квартире!
Голодному и в холоде творить
Желанья нет. Еда лишь в перспективе!
Допустим – сыт ты и сидишь в тепле!
Но всё равно чего-то не хватает…
Ведь нужно знать, что в будущем тебе
Опасность и болезнь не угрожает!
Свой интеллект развив, опять решать –
В какую область вам направить знанья?
Как трудно человеку совмещать
Потребности, способности, желанья!
- Определите тему нашего урока? ( потребности человека) Слайд 1
3) Определение цели урока
- Что бы вы сегодня хотели узнать на уроке по этой теме? ( что такое потребности, какие виды потребностей бывают?) Учащиеся определяют цели уроки.
II. Изучение нового материала
Цель: создать условия для решения проблемного задания?
- Что такое потребности? Какие у вас возникли ассоциации? Слайд 2
- Как бы вы дали определение термину потребность? ( ответы учащихся)
- А теперь откроем учебник стр 45. и сравним определение потребность с вашим определением. ( дети сравнивают определение и записывают в тетрадь)
1)Задание классу
- Возьмите на партах чистый лист бумаги и нарисуйте дерево своих желаний в , на ветвях дерева напишите свои потребности.
-Вопрос: есть ли на вашем дереве те потребности, без которых можно обойтись? (ответы учащихся)
А те, без которых обойтись нельзя? ( ответы учащихся)
- Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, ощущение неудовлетворенности Слайд 3
Удовлетворив эти потребности мы опять нуждаемся в других потребностях. И тд
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАССМАТРИВАЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ НАУКАХ: ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ЭКОНОМИКЕ ИТ.Д.
- КАК Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:?
2)Рассказ ученика. ( как ученые пытались объяснить природу потребностей) Слайд 4
Л. Брентано – потребность как негативное чувство, которое индивид старается устранить;
Д.Н. Узнадзе – потребность как нужда;
В.Г. Лежнёв – потребность как удовлетворение нужды;
В.С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;
Д.А. Леонтьев – потребность как необходимость;
И.А. Джидарьян – потребность как состояние напряжения;
Й. Шванцер – потребность как системная реакция;
Б.Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым
- Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в одном:
Слайд 5
Потребности являются источником активности человека ( вы согласныс этим утверждением ?) ( ответы учащихся)
- ПЕРВЫМ кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль изначально был американский психолог Абрахам МАслоу . ЕГО учение называется иерархической теорией потребностей.
- Ребята, посмотрите на слайд и объясните суть каждого вида потребностей
Слайд 6 ( ответы учащихся)
Если низшие потребности присущи всем людям в равной степени, то высшие- в неодинаковой. Образованные и необразованные в равной степени испытывают чувство голода. Вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве. Высшие потребности внося большой вклад в развитие личности- там где начинаются высшие потребности, там начинается личность
Человек с подавленными потребностями неполноценен. Неудовлетворение потребностей приводит к массовому недовольству.
- Посмотрите на слайд и Ответьте на вопрос Какие выводы можно сделать при сравнении рисунков. ( ответы учащихся) Слайд 7
3) Работа по карточкам – работа в парах
- Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. Каким образом можно было предотвратить последствия?
Карточка №1
Сидоров Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовать свое дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е. деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнерам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группировки была блокирована, и Петя был привлечен к уголовной ответственности
Карточка №2
- Найдите в предложенном списке характеристики потребностей:
- Возникают с момента рождения человека
- Появляются в сознательном возрасте
- Существуют у каждого индивида
- Не влияют на поведение индивида
- Остаются неизменными в течение жизни каждого человека
Карточка №3
- Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «приобретенные (вторичные) потребности». Удалите лишнее.
- Духовные потребности
- Социальные потребности
- Потребности в безопасности
- Престижные потребности
Карточка №4
3 Закрепления знаний.
Цель: систематизировать знания по изученной теме, выявить возможные пробелы. (5 мин.)
Учитель организует закрепление.
Учащиеся выполняют тест. ( Приложение №1)
4 Вывод
Итак, что же такое потребности?
Какие типы потребностей существуют?
Низшие потребности присущи всем людям.
Потребности влияют на формирование личности
5. Рефлексия. Учащиеся дополняют предложения.
- Сегодня я узнал
- Я понял, что..
- Теперь я могу
6. Домашнее задание
1.Прочитать . § 6
2.«Удовлетворительно» - найти 5-7 поговорок о потребностях
3.«Хорошо» - выполнить задания в рабочей тетради по параграфу 6
4.«Отлично» -провести и проанализировать социологический опрос по теме «В чём я нуждаюсь?/Мои потребности» (не менее 10-15 человек
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тест.
Тема : « Потребности человека»
1. К социальным относятся потребности человека в:
1) отдыхе; 2) пище; 3) воде; 4) общении
2. Соотнесите виды потребностей с их характеристиками:
Виды потребностей Характеристики
3. Верны ли следующие суждения?
А. Именно потребности в большей мере способствуют формированию личности.
Б. Когда человек теряет смысл жизни, он начинает духовно опускаться.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.
4. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относятся потребности в:
1) самосохранении; 2) самореализации; 3) самопознании; 4) самообразовании.
5.О какой важнейшей общественной потребности человека идет речь:
Обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.
6. Установите соответствие:
7. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к социальным чертам человека.
Творчество; коллективный труд; мозг; общение; речь.
Найдите и выпишите понятие, выпадающее из этого ряда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...
Методическая разработка урока по обществознанию 9 класс. Тема:Религия (в рамках реализации ФГОС ООО)
Данный методический материал был разработан для проведения открытого мероприятия по ФГОС в раммках работы районного методического семинара....
методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса
Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)
По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...
Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс
Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....