Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс (ФГОС)
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_5-9_fgos.doc | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к основной образовательной программе
основного общего образования (ФГОС)
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» основного общего образования для 5-9-х классов
(базовый уровень)
Составитель: Кравцова Валерия Анатольевна, учитель истории и обществознания
Старый Оскол 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» основного общего образования для 5-9 классов разработана на основе авторских программ «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Москва, издательство «Просвещение», 2014г., «Обществознание. 5 класс» к УМК Л.Н.Боголюбова Н.Ф. Виноградовой Н.И. Городецкой, составитель: Е.Н.Сорокина, Москва, ООО «ВАКО», 2014г.
Общие цели изучения обществознания в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Основной целью изучения обществознания в современной школе является социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, формирование гражданской идентичности личности; освоение учащимися разных социальных ролей, норм и правил жизни в обществе; активное участие в общественной жизни и реализации социальных проектов.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и возрастных особенностей учащихся, данная программа призвана решить следующие цели и задачи.
Цель:
- создать условия для развития личности подростка в период его социального взросления, формировать познавательный интерес, критическое мышление в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции.
Задачи:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности.
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (5-9 классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Учебно – методический комплект:
1. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2014.
2. «Рабочая программа по обществознанию. 5 класс» к УМК Л.Н.Боголюбова Н.Ф. Виноградовой Н.И. Городецкой, составитель: Е.Н.Сорокина, Москва, ООО «ВАКО», 2014г.
5 класс:
1. «Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2013.
2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012.
3. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
6 класс:
1. «Обществознание. 6 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2014.
2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение,2014.
3. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
7 класс:
1.«Обществознание. 7 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2014.
2.О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2013.
3.Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
8 класс:
1. «Обществознание. 8 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2013.
2. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014.
3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
9 класс:
1. «Обществознание. 9 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2014.
2. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012.
3. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 174 часа. Из них на 5, 6, 7, 8 классы отводиться по 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель). На 9 классы отводиться 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебных недели). Контроль знаний учащихся планируется провести в соответствии с положением о внутришкольном контроле, в котором предусмотрено три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый. Основной формой контроля является тестирование.
В учебно-тематическое планирование внесены изменения. В 5 классе распределение учебных часов составлено на основе Рабочей программы по обществознанию. 5 класс к УМК Л.Н.Боголюбова Н.Ф. Виноградовой Н.И. Городецкой, составитель: Е.Н.Сорокина, Москва, ООО «ВАКО», 2014г.
В 6-9 классах на изучение предмета «Обществознания» учебные часы увеличены за счет резервных часов, в 6 классе авторская программа «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, составлена на 35 часов (из которых 2 часа резервного времени). Внесены изменения в тему: «Нравственные основы жизни» (8+2 = 10 часов). В 7 классе авторская программа «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, составлена на 35 часов (из которых 3 часа резервного времени). Внесены изменения в тему: «Регулирование поведения людей в обществе» (11+1 = 12 часов), «Человек в экономических отношениях» (13+1=14 часов), «Человек и природа» (5+1=6 часов). В 8 классе авторская программа «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, составлена на 35 часов (из которых 1 час резервного времени). Внесены изменения в программу и добавлен 1 резервный час на итоговое повторение и обобщение (1+1 = 2 часа). В 9 классе авторская программа «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, составлена на 35 часов (из которых 6 часов резервного времени). В 9 классе 34 учебных недели, 5 часов резервного времени распределены на темы «Политика» и «Право». Внесены изменения в темы: «Политика» (9+1=10 часов), «Право» (18+2=10 часов). Добавлено 2 часа на итоговое обобщение и повторение по курсу «Обществознание» за 5-9 класс.
Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником, подготовка сообщений, написание сочинений, составление рассказов по рисункам и иллюстрациям. Решение и составление познавательных задач. Составление и разгадывания кроссвордов, работа с документами. В соответствии с положением о внутришкольном контроле предусмотрено три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый. Текущий контроль по решению ММО от 27.08.2014г. протокол №1 должен осуществляться в зависимости от нагрузки (1 час в неделю – 1 проверочная работа в четверть).
Общая характеристика учебного курса
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина».
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ.
Описание места учебного курса в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования курс «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета с 5-го по 9-й класс в общем объеме 174 учебных часа. Из них на 5, 6, 7, 8 классы отводиться по 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель). На 9 классы отводиться 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебных недели). При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Для достижения поставленных задач применяются следующие формы и средства контроля: промежуточный, итоговый контроль (тестирование), фронтальный опрос, составление сравнительных таблиц, самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой, работа с документами. Контроль достижения результатов в 5-9 классах включает по 4 тестовых работы на каждый год обучения (1 контрольное тестирование в четверть).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения конкретного учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Обществознание» представлены в авторской рабочей программе «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова., Москва, Издательство «Просвещение», 2014г. на стр. 8-10.
Содержание учебного курса
Содержание учебного курса «Обществознание» по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе авторской рабочей программе «Обществознание 5-9 классы», авторы – составители: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова., Москва, Издательство «Просвещение», 2014г., на стр.10-14.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
5 класс (35 ч) | |||
1 | Введение | 2 | Модуль «Человек в социальном измерении» использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Ближайшее социальное окружение» характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; основные роли членов семьи, включая свою; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Модуль «Политическая жизнь общества» характеризовать государственное устройство Российской Федерации, особенности России как многонационального государства описывать государственные символы; показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности. осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства. |
2 | Раздел I. Человек | 4 | |
3 | Раздел II. Семья | 6 | |
4 | Раздел III. Школа | 5 | |
5 | Раздел IV. Труд | 5 | |
6 | Раздел V. Родина | 7 | |
7 | Итоговое повторение и обобщение | 6 | |
Итого: | 35 | ||
6 класс (35 ч) | |||
1 | Введение | 1 | Модуль «Человек в социальном измерении». характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Мир социальных отношений» описывать межличностные отношения и их отдельные виды, сущность и причины возникновения межличностных конфликтов; характеризовать большие и малые, формальные и неформальные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; характеризовать собственные основные социальные роли; объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; проводить несложные социологические исследования; ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. |
2 | Человек в социальном измерении | 12 | |
3 | Человек среди людей | 10 | |
4 | Нравственные основы жизни | 10 | |
5 | Итоговое повторение и обобщение | 2 | |
Итого: | 35 | ||
7 класс (35 ч) | |||
1 | Введение
| 1 | «Регулирование поведения людей в обществе» характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ, ответственность за нарушение законов; использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю; использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; «Человек в экономических отношениях». характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; применять полученные знания для характеристики экономики семьи; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт; анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать познавательные задачи в рамках изученного материала. |
2 | Регулирование поведения людей в обществе | 12 | |
3 | Человек в экономических отношениях | 14 | |
4 | Человек и природа | 6 | |
5 | Итоговое повторение и обобщение | 2 | |
Итого: | 35 | ||
8 класс (35 ч) | |||
1 | Введение | 1 | Модуль «Человек в социальном измерении» использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; Модуль «Общество - большой «дом» распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ; характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; Модуль «Человек в меняющемся обществе» характеризовать явление ускорения социального развития; извлекать социальную информацию из доступных источников; применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи. Модуль «Общество, в котором мы живём» характеризовать глобальные проблемы современности; формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа; «Культурно-информационная среда жизни». характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; распознавать и различать явления духовной культуры; описывать различные средства массовой информации; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; Модуль «Мир экономики» понимать и правильно использовать основные экономические термины; распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; |
2 | Личность и общество | 6 | |
3 | Сфера духовной жизни | 8 | |
4 | Социальная сфера | 5 | |
5 | Экономика | 13 | |
6 | Итоговое повторение и обобщение | 2 | |
Итого: | 35 | ||
9 класс (34 ч) | |||
1 | Введение | 1 | Модуль «Политическая жизнь общества» характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Модуль «Основы российского законодательства». на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; |
2 | Политика | 10 | |
3 | Право | 20 | |
4 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | |
5 | Повторение по курсу «Обществознание» за 5-9 класс | 2 | |
Итого: | 34 | ||
Итого 5-9 класс | 174 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Коли чество |
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | |||
1. | Основная литература: 1. «Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2013. – 127с. 2. «Обществознание. 6 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012. – 112с. 3. «Обществознание. 7 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2013. – 159с. 4. «Обществознание. 8 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2010. – 223с. 5. «Обществознание. 9 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение,2010. – 223с. 6. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. – 111с. 7. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2008. – 127с. 8. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013. – 157с. 9. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение,2010. – 177с. 10. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение,2013. – 123с. 10. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012. – 64с. 11. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение. 2012. – 64с. 12. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2011. – 112с. 13. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2011. – 112с. 14. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение,2012. – 112с. Дополнительная литература: 1.Агафонов С.В. Схемы по обществознанию – М.: ООО «ТИД» «Русское слово». 2007 г. 2.Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 2.Баранов П.А. Обществознание: Материалы для подготовки к ЕГЭ М.: АСТ: Астрель , 2011 г. 3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005 4. Клименко А.В. Румынина В.В. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов. М.: Дрофа, 2010. 5. Махоткин А.В., Махоткина Н.В Обществознание в таблицах и схемах. 2011г. 6. Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание - М.: ВАКО. 2011. – 112 с. 7. Сазонова Т.Г. Обществознание в схемах и таблицах. СПб, 2008. 8. Чернышова О.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 352с. | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | по клас сам |
2 | Раздаточный материал – Конституция РФ | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 15 |
ПЛАКАТЫ, КАРТЫ | |||
3 | Комплект плакатов 6-11 классы Агафонов С.В. Обществознание. | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату. | 20 |
СРЕДСТВА ИКТ | |||
4 | Универсальный портативный компьютер | Используется учителем | 1 |
5 | Электронный вариант пособия Обществознание в таблицах и схемах/ Махоткин А.В., Махоткина Н.В. | Используется в соответствии с планированием | 1 |
6 | Учебное электронное пособие «Обществознание. Практикум» 8- 11 классы/ Под редакцией Н. Боголюбова | Используется в соответствии с планированием | 1 |
7 | Учебное электронное издание «Обществознание» | Используется в соответствии с планированием | 1 |
8 | Учебное электронное издание «Экономика и право 9-11 классы» | Используется в соответствии с планированием | 1 |
9 | Электронное пособие « Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен).
| Используется в соответствии с планированием | 1 |
10 | Интерактивное наглядное пособие «Экономика. Подготовка к ЕГЭ» | Используется в соответствии с планированием | 1 |
11 | Интерактивное наглядное пособие «Обществознание Подготовка к ЕГЭ» | Используется в соответствии с планированием | 1 |
12. | Интерактивное наглядное пособие «Право. Подготовка к ЕГЭ» | Используется в соответствии с планированием | 1 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОРТАЛЫ | |||
13. | Сетевой класс Белогорья (http://belclass.net) | Используется в соответствии с планированием | 1 |
14. | Персональный сайт учителя по истории и обществознанию (http://lisonka.ucoz.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 |
15. | Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://www.fipi.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 |
16. | Русский образовательный портал (http://www.gov.ed.ru ) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 |
17. | Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области (http://www.beluno.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 |
18. | Президент России — гражданам школьного возраста. (http://www.uznay-prezidenta.ru) | Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного курса (на срок освоения ООП)
5 класс.
Выпускник научится:
- добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию;
- систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и объяснять другим людям своё отношение общественным нормам (нравственным, патриотическим общечеловеческим);
- принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.
- уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
- успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений (получение образования, контакты с органами власти, торговые сделки).
6 класс.
Выпускник научится:
- добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
- систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
- понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми. Анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
- делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
- договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
- решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.
7 класс.
Выпускник научится:
Понимать связи между людьми в обществе, чтобы правильно ориентироваться в нём.
Добывать и критически оценивать информацию:
- о способах познания мира; об особенностях разных мировоззрений; о проблеме поиска смысла жизни; об этических понятиях «долг», «совесть» и др.; о структуре и правилах социальных отношений; о структуре общества (различать деление по возрасту, профессиональной принадлежности, национальному признаку, принадлежности к различным социальным институтам и др.); о правилах социальных отношений внутри и между частями общества;
- о разных типах экономических систем; о значении денег, банков; о роли мировой экономики; о нормах, регулирующих гражданские экономические правоотношения;
- об элементах политической системы и её устройстве в Российской Федерации;
- о структуре прав человека и о защите их с помощью законов, о правах и ответственности несовершеннолетних; о способах изменения политической системы.
Систематизировать всю получаемую информацию (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать) и представлять её в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
- занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей.
- определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям, выражаемым в понятиях «долг», «совесть», «милосердие»; отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.
- определять и выражать своё отношение к делению общества на группы и слои, к сложившимся правилам социальных взаимоотношений, к справедливости устройства разных экономических систем.
- формулировать и обосновывать свою точку зрения при обсуждении проблем поиска смысла жизни, отношений между поколениями.
- определять и выражать своё отношение к идее прав человека, в возможности граждан влиять на власть, к революциям и реформам как способам изменения общества.
- отстаивать свою точку зрения при обсуждении экономических прав подростков
- формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка и прав человека в условиях существующей политической системы.
- действовать в пределах норм нравственности и права. Определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным); договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты, в основе которых столкновение различных типов мировоззрения.
- выстраивать линию своего поведения в ситуациях:
- моделирующих межличностные отношения в различных общественных группах и слоях; договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты,
- связанных с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями;
- моделирующих экономические отношения между подростками и взрослыми.
- нарушения прав человека, отношения граждан и органов власти.
8 класс.
Выпускник научится:
Добывать и критически оценивать информацию:
- о разных типах мировоззрений; об общечеловеческих ценностях, об отличительных особенностях научного познания, научных критериях истинности, о значении самопознания в становлении личности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о самореализации личности, средствах и функциях общения, особенностях семьи и брака, стилях разрешения личностных, социальных и межнациональных конфликтов, толерантности, стратовом и гендерном делении общества (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
- о видах семейного бюджета, рыночных законах спроса и предложения, задачах Гражданского, Трудового и Налогового кодексов РФ, предпринимательстве, трудовом договоре, прожиточном минимуме, безработице, профсоюзах, функциях государства в рыночной экономике (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о правовом государстве, гражданском обществе, демократии, партийных системах, правоохранительной системе, механизмах защиты прав человека, гражданской, административной и уголовной ответственности (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять и объяснять своё отношение:
- к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;
- к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;
- к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (профсоюзы, зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);
- к проблемам формирования правового государства и гражданского общества, к возможности осуществления демократии;
Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности.
Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:
- с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием общечеловеческих ценностей;
- с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях;с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.
- с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.
9 класс.
Выпускник научится:
Добывать и критически оценивать информацию:
- о правилах рационального спора, СМИ, глобализации и глобальных проблемах, теории исторического развития: формационной, цивилизационной, модернизационной (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о типах, стадиях и способах разрешения конфликтов, опасностях национальных конфликтов, особенностях юношеского возраста, принципах социального государства (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о смешанной экономике, валютном курсе, международном разделении труда, ВВП, фазах экономического цикла, инфляции, фондовом рынке, рынке труда, прибыли, затратах, формах частного предпринимательства, структуре государственного бюджета (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать);
- о стадиях политического процесса, тоталитаризме, суверенитете, легитимности, структуре публичной власти в Российской Федерации, политических идеологиях, партийных и избирательных системах, политических конфликтах и экстремизме (выделять главное, обобщать, группировать, сравнивать).
Представлять информацию в виде устного и письменного текста, схемы, таблицы и т.д.
Выпускник получит возможность научиться:
Определять и объяснять своё отношение к проблемам:
- манипуляции общественным сознанием, глобализации и её противникам;
- социализации молодёжи, существующим социальным конфликтам, трудностям построения социального государства;
- «теневой экономики», справедливой и честной конкуренции на разных видах рынках;
- тоталитаризма, политического экстремизма, борьбы политических партий и идеологий, гражданского выбора.
Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности. Договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные:
- с разными критериями истинности в споре, с разной оценкой информации, поставляемой СМИ, с разным отношением к процессам исторического развития человечества;
- с национальными отношениями, проблемами поиска молодыми людьми своего места в обществе;
- с рыночной конкуренцией, налогообложением и т.п.;
- с борьбой разных политических партий и идеологий, проявлениями экстремизма или авторитарных действий государственной власти.
Список дидактических материалов:
1. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. /Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2013.- 96с.
2. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание: 7класс. /Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011.- 72с.
3. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание: 8 класс. /Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011.- 112с.
4. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. /Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011.- 96с.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию, 6-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа по обществознанию, 6-9 класс, по учебнику Боголюбова, в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО (стандарты второго поколения)...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...