урок по обществознанию в 6 классе
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

урок по обществознанию в 6 классе " Особый возраст: отрочества" целью, которого является ознакомление учащихся с особенностями юношеского возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3osobyy_vozrast.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Особый возраст: отрочество.

Цель урока : познакомить учащихся  с подростковой жизнью, рассказать об особенностях подросткового периода в жизни человека.

Задачи урока:

образовательные: выявить положительные и отрицательные стороны самостоятельности.

развивающие: особенности проявления интереса к противоположному полу.

воспитывающие: продолжить формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми людьми у подростков.

Образовательные ресурсы: учебник, справочные материалы, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Ход урока:

1. Фаза урока  Вызов.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу ( проверка домашнего задания)

1.Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

2.Какие качества характеризуют личность?

3.Назовите черты сильной личности. Подумайте, есть ли в вас эти черты?

4. Какие качества личности вызывают у тебя положительные, а какие отрицательные эмоции?

Дайте определение понятиям «личность», « сознание», « деятельность»,

 

Для формирования познавательной мотивации урок  начинаю с чтения и обсуждения стихотворения Е. Евтушенко «Метаморфозы»:

Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.

Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, учитель делает необходимые пояснения.

 

План изучения нового материала

      1. Легко ли быть подростком?
      2. Отрочество — пора мечтаний.
      3. Самостоятельность — показатель взрослости.
      4. Нужны ли сегодня рыцари.


Учитель: мы поговорим о  таких качествах подростка, как несдержанность, эмоциональность, строптивость, при этом не будем обсуждать учеников класса, а просто каждый задумается о том, правильно ли он себя ведет.
 Для  этой ситуации использую стихотную шутку, стихотворение В. Орлова «Ни пуха ни пера»:

Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: «Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши. Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, еле живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем на самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Предлагаю обсудить ситуацию «Цветик-трехцветик». Детям предлагается записать три любых желания. Потом некоторые из ребят зачитывают свои желания, и в классе происходит их обсуждение.

  Раскрыть значение мечты поможет чтение и обсуждение текста рубрики «Жил на свете человек» — об археологе Генрихе Шлимане и тех усилиях, которые потребовались ему, чтобы исполнить свою мечту.

Проведение физминутки (3-5 минут).

дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;

упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы;

поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

Продолжение урока: Фаза урока Осмысление.

  Далее акцентирую внимание на типологических качествах личности подростков

- стремлении к самостоятельности,

- к дружбе.

    Учитель и учащиеся ведут разговор об особенностях мальчиков и девочек. Есть проблемы, которые самое время обсудить с подростками: должны ли девочки быть слабыми, а мальчишки сильными, может ли современное общество обходиться без рыцарей, нужно ли делить работу на женскую и мужскую.
     Для того, чтобы повысить интерес к уроку и поддержать эмоциональное настроение учащихся использую методические приемы: сравнение по тематике рисунков мальчиков и девочек (это задание  детям дается заранее);

 При сравнении рисунков учащиеся должны прийти к выводу о том, что мальчишки предпочитают изображать мужские темы (война, космос, транспорт, техника и т. п.), а девочки — женские (принцессы, замки, цветы, и т. п.).

   Проведение игры-шутки «Девочки и мальчики»;           

 Игра «Девочки и мальчики» проводится следующим образом: учитель произносит фразу, которую нужно закончить. Совпадение рифм во фразе нарушает логику высказывания.
      Фразы:
      «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...» (учащиеся все вместе шепотом заканчивают строку).
      «Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...».
      «Коньки на льду чертили стрелочки, в хоккей играли только...».
      «Болтали час без передышки в цветастых платьицах...».
      «При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь...».
      «Боятся темноты, трусишки, все, как один, они...».
      «Шелк, кружева и в кольцах пальчики — выходят на прогулку...».
      «Футболка, джинсы, набок кепочка — вы угадали — это...».
      

   Игра «Чьи это слова?» проводится следующим образом: учитель делит доску на две части (слева — «Мальчики», справа — «Девочки»),

-диктует слова, которые сразу нужно разделить на две группы. Одни более характерны для девочек, другие — для мальчиков.

Слова: слоник, папочка, солнце, машина, солнышко, собака, растения, цветочки, дед, собачка, дедуля, кошка, кошечка.

Затем анализируя записанные слова, дети убеждаются в том, что уменьшительно-ласкательные чаще употребляются девочками.


      
Основной вывод, который должны сделать школьники, — все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным.

Рефлексия содержания учебного материала.: выполнением и обсуждением задания 7 из рабочей тетради.

Саморефлексия учащихся по выбору учителя.

Домашнее задание..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...