Рабочая программа по бществознанию для 10 класса ( профель)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлен на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
( Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).
2. ФЗ «Об Образования в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012., Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании»
3. Программы по обществознанию под редакцией Э. Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева. Сборник нормативных документов. Москва. Дрофа, 2007 г.
4. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
5. Учебный план МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (Приказ № 57 от 1 сентября 2014 года)
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
Учебник «Обществознание. 10 класс. Профильный уровень Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009; Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова; Задания и тесты по обществознанию: 10 класс. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. – М.: Просвещение, 2007.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова».- М.: «Просвещение, 2008.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственная сферу. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Целеь: содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Задачи курса:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_profil_obshchestvo.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрена» На заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО _________ /Г.И.Гордеева/ Протокол № ___ от ___ _____________20__ г. | «Согласована» Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» __________ /Т.Н.Раимова/ от ___ _____________20__ г. | «Утверждена» Директор МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» _________ /В. Н. Егоров/ Приказ № _____ от _______________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 10 класса (профельный уровень)
Андреевой Гульнур Зиннуровны
учителя первой квалификационной категории
2014– 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлен на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
( Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 г. № 1089).
2. ФЗ «Об Образования в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012., Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании»
3. Программы по обществознанию под редакцией Э. Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева. Сборник нормативных документов. Москва. Дрофа, 2007 г.
4. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
5. Учебный план МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (Приказ № 57 от 1 сентября 2014 года)
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса:
Учебник «Обществознание. 10 класс. Профильный уровень Под ред. Л.Н.Боголюбова.- М. «Просвещение, 2009; Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы. Под ред. Л.Н.Боголюбова; Задания и тесты по обществознанию: 10 класс. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. – М.: Просвещение, 2007.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю.
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы «Обществознание. 10-11 классы, профильный уровень. Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова».- М.: «Просвещение, 2008.
Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человека в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственная сферу. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Целеь: содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Задачи курса:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповедований; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов в рабочей программе | Цель изменения |
1 | «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 15 | Уделить особое внимание основным этапам развития общества и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, политологии и социальной психологии. |
2 | «Общество и человек» | 24 | Сконцентрировать внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системноструктурный и динамический. |
3 | «Деятельность как способ существования людей» | 13 | С опорой на философию, социологию и политологию охарактеризовать многообразие деятельности. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности. |
4 | «Сознание и познание» | 21 | Изучить специфику социального познания, опираясь на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки. |
5 | «Личность. Межличностные отношения» | 29 | Рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Раскрыть проблему общения - через показ ее информационной, перцептивной и интерактивной функции. Уделить внимание специфике общения в современном мире. |
Резервное время | - | ||
Итого: | 102 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплект
- Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2007;
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru
- Учебник «Обществознание» 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;
- Обществознание: 10 класс: Профильный уровень. Практикум / Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007.
- Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки.- М.: Экзамен, 2005.
Литература для учителя
- Авус С.Н. Подготовка к итоговой аттестации по обществознанию, тестирование, Ростов - на – Дону, 2007.
- Баранов П.А. Обществознание в таблицах, 10-11 классы. Астрель, 2009.
- Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. М., Просвещение. 2008.
Литература для учащихся
1. Важенин А.Г. Обществознание. М.: Академия, 2009г.
2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. М.: Академия, 2009г.
3. Обществознание: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.: Гардарики, 2004г.
4. Словарь по обществознанию / Под ред. Ю. Ю. Петрунина М: КДУ, 2009г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 класс (профильный уровень)
Номера уроков | Наименования разделов и тем | Дата проведения | Количество часов | Примечания | ||||
1 | Т е м а 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (15ч.) Наука и философия | 01.09 | 1 | |||||
2 | Специфика философского знания | 04.09 | 1 | |||||
3 | Человек и общество в ранних мифах | 05.09 | 1 | |||||
4 | Человек и общество в первых философских учениях | 08.09 | 1 | |||||
5 | Философия и общественные науки в Новое время | 11.09 | 1 | |||||
6 | Философия и общественные науки в Новейшее время | 12.09 | 1 | |||||
7 | История русской философской мысли | 15.09 | 1 | |||||
8 | Философские искания XIX века | 18.09 | 1 | |||||
9 | Философская мысль XX века | 19.09 | 1 | |||||
10 | Деятельность в социально-гуманитарной сфере. | 22.09 | 1 | |||||
11 | Мотивы выбора профессии | 25.09 | 1 | |||||
12 | Особенности профессий социально-гуманитарной направленности | 26.09 | 1 | |||||
13 | Профессиональный выбор | 29.09 | 1 | |||||
14 | Повторительно-обобщающий урок: Социально-гуманитарные знания | 02.10 | 1 | |||||
15 | Повторительно-обобщающий урок: Профессиональная деятельность | 03.10 | 1 | |||||
16 | Т е м а 2. Общество и человек (24 ч.) Происхождение человека | 06.10 | 1 | |||||
17 | Становление общества | 09.10 | 1 | |||||
18 | Сущность человека как проблема философии | 10.10 | 1 | |||||
19 | Социальная сущность деятельности | 13.10 | 1 | |||||
20 | Общество как среда обитания человека | 16.10 | 1 | |||||
21 | Общественные отношения | 17.10 | 1 | |||||
22 | Общество как развивающаяся система | 20.10 | 1 | |||||
23 | Сферы общественной жизни | 23.10 | 1 | |||||
24 | Типология обществ: Традиционное общество | 24.10 | 1 | |||||
25 | Индустриальное общество | 27.10 | 1 | |||||
26 | Контуры современного общества | 30.10 | 1 | |||||
27 | Восток и Запад в диалоге культур | 31.10 | 1 | |||||
28 | Историческое развитие человечества: поиск социальной макротеории. Теория локальных цивилизаций | 10.11 | 1 | |||||
29 | Теория общественно-экономических формаций | 13.11 | 1 | |||||
30 | Теория постиндустриального общества | 14.11 | 1 | |||||
31 | Исторический процесс | 17.11 | 1 | |||||
32 | Факторы изменения социума | 20.11 | 1 | |||||
33 | Прогресс и регресс | 21.11 | 1 | |||||
34 | Критерии прогресса | 24.11 | 1 | |||||
35 | Многообразие путей и форм общественного развития | 27.11 | 1 | |||||
36 | Свобода в деятельности человека | 28.11 | 1 | |||||
37 | Свободное общество | 01.12 | 1 | |||||
38 | Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек | 04.12 | 1 | |||||
39 | Повторительно-обобщающий урок: Общество и человек | 05.12 | 1 | |||||
41 | Т е м а 3. Деятельность как способ существования людей (13 ч) Деятельность людей | 08.12 | 1 | |||||
42 | Виды деятельности | 11.12 | 1 | |||||
43 | Создание и освоение духовных ценностей | 12.12 | 1 | |||||
44 | Духовная жизнь общества | 15.12 | 1 | |||||
45 | Трудовая деятельность | 18.12 | 1 | |||||
46 | Человеческий фактор производства | 19.12 | 1 | |||||
47 | Социальное партнерство | 22.12 | 1 | |||||
48 | Политическая деятельность | 25.12 | 1 | |||||
49 | Политические действия | 26.12 | 1 | |||||
50 | Легитимность власти | 12.01 | 1 | |||||
51 | Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей | 15.01 | 1 | |||||
52 | Повторительно-обобщающий урок: Деятельность как способ существования людей | 16.01 | 1 | |||||
53 | Т е м а 4. Сознание и познание (21 ч) Проблема познаваемости мира | 19.01 | 1 | |||||
54 | Познание как деятельность | 22.01 | 1 | |||||
55 | Сущность и формы рационального познания | 23.01 | 1 | |||||
56 | Объективность истины | 26.01 | 1 | |||||
57 | Критерии истины | 29.01 | 1 | |||||
58 | Истина и заблуждения | 30.01 | 1 | |||||
59 | Многообразие путей познания мира. Миф и познание мира | 02.02 | 1 | |||||
60 | Народная мудрость и здравый смысл | 05.02 | 1 | |||||
61 | Познание средствами искусства | 06.02 | 1 | |||||
62 | Особенности научного познания | 09.02 | 1 | |||||
63 | Методы научного познания | 12.02 | 1 | |||||
64 | Научные революции | 13.02 | 1 | |||||
65 | Социальное познание | 16.02 | 1 | |||||
66 | Основные принципы социального познания | 19.02 | 1 | |||||
67 | Социальные науки | 20.02 | 1 | |||||
68 | Что такое сознание | 23.02 | 1 | |||||
69 | Сущность и особенности общественного сознания | 26.02 | 1 | |||||
70 | Что такое самосознание | 27.02 | 1 | |||||
71 | Самопознание и развитие личности | 02.03 | 1 | |||||
72 | Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание | 04.03 | 1 | |||||
73 | Повторительно-обобщающий урок: Сознание и познание | 05.03 | 1 | |||||
74 | Т е м а 5. Личность. Межличностные отношения (29 ч) Индивид, индивидуальность, личность | 06.03 | 1 | |||||
75 | Структура личности | 09.03 | 1 | |||||
76 | Периодизация развития личности | 12.03 | 1 | |||||
77 | Возраст и становление личности | 13.03 | 1 | |||||
78 | Социальное поведение | 16.03 | 1 | |||||
79 | Жизненные цели | 19.03 | 1 | |||||
80 | Социальная установка | 20.03 | 1 | |||||
81 | Коммуникация или общение | 30.03 | 1 | |||||
82 | Общение как обмен информацией | 02.04 | 1 | |||||
83 | Общение как взаимодействие | 03.04 | 1 | |||||
84 | Общение в юношеском возрасте | 06.04 | 1 | |||||
85 | Общение как понимание | 09.04 | 1 | |||||
86 | Стереотипы и «эффекты восприятия» | 10.04 | 1 | |||||
87 | Малые группы | 13.04 | 1 | |||||
88 | Референтные группы | 16.04 | 1 | |||||
89 | Интеграция в группах разного уровня развития | 17.04 | 1 | |||||
90 | Межличностная совместимость | 20.04 | 1 | |||||
91 | Конформное поведение | 23.04 | 1 | |||||
92 | Групповая дифференциация | 24.04 | 1 | |||||
93 | Лидерство | 27.04 | 1 | |||||
94 | Семья как малая группа | 30.04 | 1 | |||||
95 | Гендерное поведение | 04.05 | 1 | |||||
96 | Неформальные молодежные группы | 07.05 | 1 | |||||
97 | Криминальные группы | 08.05 | 1 | |||||
98 | Структура и динамика конфликта | 11.05 | 1 | |||||
99 | Поведение личности в конфликте | 14.05 | 1 | |||||
100 | Как разрешать конфликты | 15.04 | 1 | |||||
101 | Повторительно-обобщающий контроль. Тестирование | 18.05 | 1 | |||||
102 | Повторительно-обобщающие уроки. Личность. Межличностные отношения | 21.05 | 1 | |||||
102 часа |
Промежуточная аттестация 18.05
Тестирование за курс 10 класса.
Часть А.
- И общество, и природа:
- являются средой обитания человека,
- движутся от более низких ступеней развития к более высоким,
- не могут существовать изолировано друг от друга,
- реализуют принцип: «Выживает сильнейший».
- Верны ли следующие суждения?
А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
Б. Природа – неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
- верно только А
- верно только Б
- верно и А, и Б
- оба суждения неверны.
- Что общего у таких видов человеческой деятельности, как общение и игра?
- допускается использование определенных правил или норм.
- предполагает обязательное наличие партнера
- может носить индивидуальных характер
- предполагает использование имитации
- Признаком, отличающим общение от труда, является:
- активный характер
- целенаправленность
- целесообразность
- обязательное наличие партнера.
- Закончите предложение: Понятие исторический процесс включает
- судебный процесс, вошедший в историю,
- суд на фальсификаторами истории,
- цепь исторических событий,
- ход определенного исторического события.
- Примером роли народных масс в истории является:
- создание теории вероятности,
- указ Екатерины II «О вольности дворянства»,
- создание первой русской газеты «Ведомости» (1703 г),
- революция 1789 г во Франции.
7. Для традиционного общества характерно(а):
- ценность человеческой жизни,
- динамичное развитие,
- важная роль религии,
- индустриальное производство.
8. Общество, в котором утвердились стандарты массового производства, называется:
- информационным,
- индустриальным,
- традиционным,
- постиндустриальным.
- Политические отношения есть отношения людей по поводу:
- обмена и распределения продуктов производства,
- власти в обществе,
- потребления материальных благ,
- производства духовных ценностей.
- В государстве Н. глава исполнительной власти избирается всенародным голосованием. Какая форма правления существует в этом государстве?
- парламентская республика,
- президентская республика,
- абсолютная монархия,
- Парламентская монархия.
- Тоталитарный режим в отличие от демократического характеризуется
- существованием политического плюрализма,
- способностью осуществлять государственное принуждение,
- существованием гласности,
- господством одной идеологии.
12. Закончите предложение: Особенностью деятельности в сфере духовной культуры является
- целеустремленность,
- воздействие на сознание людей,
- использование разнообразных средств.
13. Какая пара слов пропущена в следующей фразе? «Мораль есть не что иное, как представление о том, что такое … в поступках людей и человеческом обществе».
- Сила и разум.
- Борьба и уступки.
- Добро и зло.
- Закон и порядок.
14. Какой пример отражает особенности нравственной оценки деятельности человека?
- Деятельность человека осуждается его коллегами по работе.
- Деятельность человека осуждается на основании действующего законодательства,
- Деятельность человека осуждается на основании административного решения.
- Деятельность человека одобряется в правительственном решении.
15. Только познавательную деятельность характеризует:
- наличие объекта и субъекта,
- определенная последовательность действий,
- творческий характер,
- нацеленность на приобретение новых знаний.
16. Восприятие – это:
- форма рационального познания,
- психическое свойство, присущее только человеку,
- форма чувственного познания,
4) способ объяснение мира
Часть В.
- Какое слово пропущено в схеме?
Уровни научного познания |
Теоретический | ? |
- Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ……..».
- Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИЙ
1)проявление недружелюбия А) формальные
2 ) наложение штрафа, негативные санкции
3) объявление выговора, Б) неформальные
4) объявление бойкота, негативные санкции
5)отказ от сотрудничества.
4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право и выпишите цифры, под которыми они указаны.
- формулируется и поддерживается государством,
- существует как в устной, так и в письменной форме,
- за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.),
- относится к нормативной системе общества,
- определяет границы должного поведения людей.
5. Выберите верное утверждение:
- Создание духовных ценностей осуществляется только профессионалами.
- Духовные ценности воздействуют на сознание человека.
- Духовные богатства хранятся только в музеях.
- Школа осуществляет передачу духовной культуры новым поколениям.
- Для освоения духовных ценностей не нужны дополнительные усилия.
- Каждому человеку доступны любые духовные ценности.
Часть С.
1. В стране У. Гражданин был арестован за то, что высказал несогласие с официальной государственной идеологией.
К какому типу относится политическая система страны У.? Аргументируйте свой ответ.
2. Исправьте все встречающиеся ошибки (орфографические, стилистические, фактические, пунктуационные и другие).
Всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Поведение которое согласуется с нормоми, соответствует тому, чего ждет от человека природа, называется атклоняющимся поведением.
В конце XIX века было выдвинуто несколько объяснений причины атклоняющегося поведения;
1. Биологическое объяснение: у людей иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.
2. Психологическое объяснение: у всех людей прирожденная предрасположенность к нарушению социальных норм, которая связана с физическими особенностями.
3. Социальное объяснение: во время благоденствия и покоя в обществе уровень атклоняющегося поведения выше, т.к. жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенных в социальных нормах.
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...