теоретическая обоснованность инновации | - актуальность (необходимость внедрения инновации);
| Проектная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Проектная деятельность как в урочное и внеурочное время позволяет учащимся выбрать область интересов, развить свои способности. Применение метода проектов сегодня в школе позволяет переориентировать обучения со знаниевой на компетентностно –ориентированную систему. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков происходит развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не могут быть получены.
|
| - целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т.д.);
- область применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, педагогическая практика, исследовательская работа, управление)
| Метод проектов позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки, формирует у современного школьника готовность к саморазвитию, самообразованию, социализации: 1. обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности; 2. формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности; 3.формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.
|
новизна | - степень оригинальности инновационных подходов;
своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;
реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности | В основе инновации лежит проектный метод как способ формирования у учащихся исследовательской культуры, включающей комплекс умений самостоятельно творчески осваивать, конструировать и переконструировать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Новизна опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Навыки проектно-исследовательской деятельности я начинаю формировать постепенно. На начальных этапах считаю эффективными различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников то же связано с экспертизой, активным поиском правильного и более точного ответа. Главной целью является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания. В своей практике я использую различные формы организации проектно –исследовательской деятельности учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок – конференцию, урок – исследование, урок- поиск, урок-защита идей, урок- ролевая игра и т. д. Основой обучения является сотрудничество, развитие познавательных интересов. Проведение интегрированных занятий, ролевых и деловых игр, экскурсий, практических занятий. Ведущими формами деятельности являются тренинги, обучение в сотрудничестве, работа в группах, проектирование, самостоятельная работа.
|
образовательная значимость | - степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;
- способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации
| При организации образовательного процесса складывается новая система взаимоотношений между учителем и учеником. Формируются «субъектно-субъектные отношения», что способствует изменению педагогического стиля, его демократизации. Происходит «приращение» новых педагогических техник и методик в моем педагогическом опыте, основанных на компетентностно-ориентированном подходе и направленных на формирование исследовательских навыков учащихся. Увеличивается мотивация к самообразованию и повышению квалификации. Возрастает готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег.
Основные способы выявления профессиональной компетенции: самоанализ занятий, подготовка портфолио, мониторинг результативности курса и коррекция методов и приемов организации занятий, подготовка публикаций и выступлений на МО, педсовете, конференциях различного уровня.
|
качество инновационного процесса
| - технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм, сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);
- наличие диагностического инструментария реализации инновации;
- влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование профессиональных компетенций личности
| 2011 -2012 учебный год - разработка элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности », подбор методик обучения с учетом особенностей учащихся старшей школы; 2012- 2013 уч. год - реализация элективного курса в образовательном процессе, отчет об эффективности реализации программы на МО учителей истории и обществознания. 2013-2014- мониторинг результативности элективного курса . Анализ результативности на педсовете.
Основными формами диагностики результативности являются участие учащихся в различных творческих конкурсах, повышение процента качества обученности проведение анкетирования и психологического мониторинга с целью выявления уровня мотивации к обучению. Владение учителем методиками личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, технологиями метод проектов, обучение в сотрудничестве, игровыми, владение ИКТ. Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика.
|
результативность инновации | - возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов запланированным
- эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);
- отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.)
| Наши проекты: «Анвар Давыдов- певнц родного края» ( поисково – исследовательская работа о поэте – земляке Анваре Давыдове) , «С живописью на всю жизнь» ( поисково – исследовательская работа о жизни и творчестве художника – земляка Халиуллина Наиля Набиулловича), «Истрия нашей школы» ( поисково – исследовательская работа о истории создания школы в селе Камышла.) «Проблема пресной воды в селе Камышла» ( исследовательская работа ) Достижения моих учащихся. Год | Название конкурса | Ф.И участника, класс | Результат | 2012 | Областной конкурс творческих работ | Сабирова Алина | победитель | 2013
| Муниципальный тур конкурса творческих работ учащихся «Интеллект, творчество, фантазия» | Сафин Ильдар, Гилязов Филат | 2 место |
|
|
|
|
Используемые методы и технологии реализации элективного курса позволили уже после года апробации достигнуть определенных результатов: - На основании анализа деятельности учащихся отмечено наличие следующих изменений:
- Повышение мотивации к обучению
- Повышение качества обученности
2. Метод наблюдения позволил установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, сформированности навыков рефлексии, креативности. Формируется банк информационных ресурсов, проектов учащихся. Подготовлены выступления на родительском собрании, педсовете, межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный подход к развитию одаренности учащихся: опыт реализации»
Опытом работы я делюсь со своими коллегами - на заседаниях МО и о районном МО учителей истории и обществознания, - на семинарах учителей истории и обществознания, -на педагогическом совете.
|