рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Программа ориентирована на УМК:

Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа.  – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
  3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011  (Стандарты второго поколения);
  4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2013.

Программа ориентирована на УМК:

Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2013  (ФГОС. Инновационная школа);

Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание . Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Просвещение, 2013;

Степанько С.Н. Обществознание 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Волгоград: Учитель, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных   методов обучения и педагогических технологий.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правового поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на: создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; развитие положительной мотивации к освоению  программы по обществознанию; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Цели курса:

  • развитие  личности, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности.

Задачи курса:

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного  взаимодействия;
  • содействовать  освоению на информационном  и  эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах  дееспособности личности подростковом возрасте(член семьи, ученик основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  • способствовать усвоению  на информационном, практическом  и эмоциональном  уровне идеалов общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод);
  • помочь практическому  освоению конструктивных  способов учебной  и социальной коммуникации, при котором   достигается толерантное взаимовосприятие  партнера, гуманное  поведение в социальных конфликтах;
  • предоставить необходимую информацию о возможностях  и особенностях  получения образования рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной  подготовки.

Каждая  тема  данной программы предполагает  выделение специальных   уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические  задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Минимальный набор выполняемых учащимися практических  работ  включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных  источников;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих  типичные  жизненные ситуации;
  • выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
  • формулирование собственных  оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов  и их интерпретаций;
  • конструктивное разрешение конфликтных  ситуаций в моделируемых  учебных  задачах  и в реальной жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

знать/понимать:

  • способы  взаимодействия человека с другими людьми;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

- относительно целостное представление о человеке;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), что является оптимальным для изучения дисциплины.


Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)

Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 6 класса.

Глава 1. Человек (13 ч)

Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание   и самооценка. Способности человека.

Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Глава 2. Межличностные отношения (11 ч)

Как человек познает мир и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации.

Образование и самообразование. Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.

Человек в малой группе. Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.

Общение. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.

Глава 3. Добродетели (8 ч)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 Ч)

Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011

3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011

4. "Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2013

5. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс - М.: Просвещение, 2013

6. Степанько С.Н. Обществознание 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Волгоград: Учитель, 2010

 Экранно-звуковые пособия

1. Электронное приложение к учебнику «Обществознание», 6 класс. – М, Просвещение.

Ресурсы Интернета

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.

http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.

http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.

http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.

http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.



Календарно - тематическое планирование

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата по плану

Дата фактически

1.

Введение. Как работать с учебником

1

Объяснять: общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.  Определять отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки. Освоить  назначение школьного предмета обществознание

С. 5-8

2

Глава 1. Человек (13 ч)

2-3.

Человек - личность

Сильная личность

2

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Человек развивается среди людей. Качества сильной личности.

& 1

9

16

4-6.

Человек познаёт мир

Самосознание

3

Объяснять значение понятий «знания», «познание», «мышление». Называть отличия познания от самопознания. Используя схему,  объяснять как человек познает мир и самого себя.

& 2

23

30

7

7-9.

Человек и его деятельность

Основные формы деятельности человека

3

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

& 3

14

10-11.

Многообразие потребностей

Потребности человека

2

Определять потребности человека: биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Мысли и чувства.

& 4

12-13.

Слагаемые жизненного успеха

Выбор жизненного пути

2

Определять факторы, помогающие добиться успеха в жизни, действия, позволяющие достичь ожидаемого результата. Факторы, воздействующие на здоровье.

& 5

14.

Обобщающий урок по теме "Человек"

1

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела.

Индивидуальные задания

Глава 2. Межличностные отношения (11 ч)

15-16.

Межличностные отношения

Виды межличностных отношений

2

Определять от чего зависит положение человека в обществе, определять, сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Уровни межличностных отношений. Деловые и личностные отношения.

& 6

17-19.

Виды групп

Человек в группе

Лидер группы

3

Объяснять понятия: большая и малая группа, конформизм, межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах.  Научиться структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе, предложив способы решения этих проблем.  Научиться оценивать собственное отношение с другими людьми

& 7

20-22.

Общение

Особенности общения со сверстниками

3

Объяснять понятия общения, манера общения, дружба.  Овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного  управления своим поведением. Научиться договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности.

& 8

23-24.

Конфликты в межличностных отношениях

Как избежать конфликта

2

Объяснять причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира. Научиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний. Научиться устанавливать причинно-следственные связи рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях, учиться  управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов

& 9

25.

Обобщающий урок по теме "Межличностные отношения"

1

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела.

Индивидуальные задания

Глава 3. Добродетели (8 ч)

26-28.

Человек славен добрыми делами

Главное правило доброго человека

3

Различать понятия нравственность, добро, зло.  Сравнивать  нормы морали и нормы закона. Объяснять смысл «золотого правила нравственности». Приводить примеры добрых и злых поступков, анализировать поведение с точки зрения норм морали.

& 10

29-30.

Страх. Смелость.

Будь смелым

2

Знать и использовать в рассказе  понятия страх, смелость, отвага. Отличать отвагу и безрассудство, риск. Приводить примеры отважных поступков в военное время и в гражданской жизни. Анализировать материалы СМИ.

& 11

31-32.

Человек и человечность

Гуманизм

2

Называть основные понятия, связанные с добродетельностью человека. Объяснять значение таких качеств как для человека, так и для окружающих, для общества в целом.

Анализировать материалы СМИ, приводить примеры проявления добродетели в поступках человека.

& 12

33.

Обобщающий урок по теме "Добродетели"

1

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела.

Индивидуальные задания

34.

Итоговое повторение

1

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...