рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему
Программа ориентирована на УМК:
Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на УМК:
Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2013 (ФГОС. Инновационная школа);
Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание . Рабочая тетрадь. 6 класс. - М.: Просвещение, 2013;
Степанько С.Н. Обществознание 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Волгоград: Учитель, 2010.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правового поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на: создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; развитие положительной мотивации к освоению программы по обществознанию; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Цели курса:
- развитие личности, её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности.
Задачи курса:
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности подростковом возрасте(член семьи, ученик основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод);
- помочь практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимовосприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Каждая тема данной программы предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Минимальный набор выполняемых учащимися практических работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных источников;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
знать/понимать:
- способы взаимодействия человека с другими людьми;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
- относительно целостное представление о человеке;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане. Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)
Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 6 класса.
Глава 1. Человек (13 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Глава 2. Межличностные отношения (11 ч)
Как человек познает мир и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.
Человек в малой группе. Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.
Общение. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Глава 3. Добродетели (8 ч)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 Ч)
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
4. "Обществознание: учебник 6 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2013
5. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс - М.: Просвещение, 2013
6. Степанько С.Н. Обществознание 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Волгоград: Учитель, 2010
Экранно-звуковые пособия
1. Электронное приложение к учебнику «Обществознание», 6 класс. – М, Просвещение.
Ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
Календарно - тематическое планирование
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата по плану | Дата фактически |
1. | Введение. Как работать с учебником | 1 | Объяснять: общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. Определять отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки. Освоить назначение школьного предмета обществознание | С. 5-8 | 2 | |
Глава 1. Человек (13 ч) | ||||||
2-3. | Человек - личность Сильная личность | 2 | Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Человек развивается среди людей. Качества сильной личности. | & 1 | 9 16 | |
4-6. | Человек познаёт мир Самосознание | 3 | Объяснять значение понятий «знания», «познание», «мышление». Называть отличия познания от самопознания. Используя схему, объяснять как человек познает мир и самого себя. | & 2 | 23 30 7 | |
7-9. | Человек и его деятельность Основные формы деятельности человека | 3 | Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. | & 3 | 14 | |
10-11. | Многообразие потребностей Потребности человека | 2 | Определять потребности человека: биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Мысли и чувства. | & 4 | ||
12-13. | Слагаемые жизненного успеха Выбор жизненного пути | 2 | Определять факторы, помогающие добиться успеха в жизни, действия, позволяющие достичь ожидаемого результата. Факторы, воздействующие на здоровье. | & 5 | ||
14. | Обобщающий урок по теме "Человек" | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | Индивидуальные задания | ||
Глава 2. Межличностные отношения (11 ч) | ||||||
15-16. | Межличностные отношения Виды межличностных отношений | 2 | Определять от чего зависит положение человека в обществе, определять, сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Уровни межличностных отношений. Деловые и личностные отношения. | & 6 | ||
17-19. | Виды групп Человек в группе Лидер группы | 3 | Объяснять понятия: большая и малая группа, конформизм, межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах. Научиться структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе, предложив способы решения этих проблем. Научиться оценивать собственное отношение с другими людьми | & 7 | ||
20-22. | Общение Особенности общения со сверстниками | 3 | Объяснять понятия общения, манера общения, дружба. Овладевать основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. Научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | & 8 | ||
23-24. | Конфликты в межличностных отношениях Как избежать конфликта | 2 | Объяснять причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира. Научиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний. Научиться устанавливать причинно-следственные связи рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях, учиться управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов | & 9 | ||
25. | Обобщающий урок по теме "Межличностные отношения" | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | Индивидуальные задания | ||
Глава 3. Добродетели (8 ч) | ||||||
26-28. | Человек славен добрыми делами Главное правило доброго человека | 3 | Различать понятия нравственность, добро, зло. Сравнивать нормы морали и нормы закона. Объяснять смысл «золотого правила нравственности». Приводить примеры добрых и злых поступков, анализировать поведение с точки зрения норм морали. | & 10 | ||
29-30. | Страх. Смелость. Будь смелым | 2 | Знать и использовать в рассказе понятия страх, смелость, отвага. Отличать отвагу и безрассудство, риск. Приводить примеры отважных поступков в военное время и в гражданской жизни. Анализировать материалы СМИ. | & 11 | ||
31-32. | Человек и человечность Гуманизм | 2 | Называть основные понятия, связанные с добродетельностью человека. Объяснять значение таких качеств как для человека, так и для окружающих, для общества в целом. Анализировать материалы СМИ, приводить примеры проявления добродетели в поступках человека. | & 12 | ||
33. | Обобщающий урок по теме "Добродетели" | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | Индивидуальные задания | ||
34. | Итоговое повторение | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...