рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Программа ориентирована на УМК:
Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
- Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на УМК:
Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2013 (ФГОС. Инновационная школа);
Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание . Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.: Просвещение, 2012
Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».
Цели и задачи изучения «Обществознания»:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
знать/понимать:
- способы взаимодействия человека с другими людьми;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
- относительно целостное представление о человеке;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа с учетом изучения обществознания в объеме 1 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч)
Место обществознание в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания. Знакомство с содержанием учебника обществознания 5 класса.
Глава 1. Человек (5 ч)
Загадка человека. Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.
Социализация. Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.
Положение человека в обществе. Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека. Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.
Возрасты нашей жизни. Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.
Особенности подросткового возраста. Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.
Глава 2. Семья (7 ч)
Самые близкие люди. Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.
Семейные отношения. Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.
Семейные ценности и традиции. Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.
Забота и воспитание в семье. Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.
Государственная поддержка семьи. Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, оставшиеся без попечения родителей. Детисироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
Глава 3. Школа (7 ч)
Как человек познает мир и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации.
Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.
Образование и самообразование. Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.
Человек в малой группе. Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.
Общение. Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Глава 4. Труд (5 ч)
Деятельность. Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение.
Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.
Глава 5. Родина (8 ч)
Юные граждане России. Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданскоправовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.
Межличностные конфликты. Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 Ч)
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011
4. "Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2013
5. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2012
Экранно-звуковые пособия
1. Электронное приложение к учебнику «Обществознание», 5 класс. – М, Просвещение.
Ресурсы Интернета
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Введение. Как работать с учебником | 1 | Объяснять: общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования. Определять отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки. Освоить назначение школьного предмета обществознание | С. 5-8 | ||
Глава 1. Человек (5 ч) | ||||||
2-3. | Загадка человека Наследственность человека | 2 | Объяснить значение понятий: социальный, биологический. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека, смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах(рисунок, план, мини сочинение). Проводить сравнительный анализ отличия человека от животного. | & 1 | ||
4-5. | Отрочество - особая пора жизни Самостоятельность | 2 | Характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного. Научиться анализировать материал, предложенный в учебнике «Чувство взрослости» и описать, как проявляется чувство взрослости на собственных примерах | & 2 | ||
6. | Обобщающий урок по теме "Человек" | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | Индивидуальные задания | ||
Глава 2. Семья (7 ч) | ||||||
7-8. | Семья и семейные отношения Если семья не выполняет своих обязанностей | 2 | Давать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения их. Научиться формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения над вопросом: Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего? | & 3 | ||
9-10. | Семейное хозяйство Семейная экономика | 2 | Объяснять значение понятий: семейное хозяйство, потребности, рачительность, экономика. Характеризовать и конкретизировать данные понятия. | & 4 | ||
11-12. | Свободное время Здоровый образ жизни | 2 | Характеризовать основные составляющие здорового образа жизни. Прогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие здорового образа жизни. Научиться устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие здорового образа жизни и состояние своего здоровья. Уметь правильно планировать свой день | & 5 | ||
13. | Обобщающий урок по теме "Семья" | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела | Индивидуальные задания | ||
Глава 3. Школа (7 ч) | ||||||
14-15. | Образование в жизни человека Школьное образование | 2 | Объяснять значение понятия образование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся. Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. | & 6 | ||
16-17. | Самообразование Новые возможности для самообразования | 2 | Объяснять значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить формы самообразования. Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. | & 7 | ||
18-19. | Одноклассники, сверстники, друзья Дружба в жизни человека | 2 | Определять от чего зависит положение человека в обществе, определять, сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценивать собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности». | & 8 | ||
20. | Обобщающий урок по теме "Школа" | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | Индивидуальные задания | ||
Глава 4. Труд (5 ч) | ||||||
21-22. | Труд - основа жизни Материальная обеспеченность | 2 | Называть мотивы деятельности, что создаётся трудом, иллюстрируя конкретными примерами. На примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе. Материальная обеспеченность семьи. | & 9 | ||
23-24. | Трудовая деятельность человека. Творчество | 2 | Называть мотивы деятельности, виды творчества, иллюстрируя их конкретными примерами. На примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе. | & 10 | ||
25. | Обобщающий урок по теме "Труд" | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела. | Индивидуальные задания | ||
Глава 5. Родина (8 ч) | ||||||
26-27. | Моя Родина - Россия Понятие "патриотизм" | 2 | Объяснять значение слов "федерация", "патриот". Рассказывать о героическом прошлом своей страны. Рассуждать на тему патриотизма. | & 11 | ||
28-29. | Символика Российской Федерации | 2 | Знать государственные символы Российской Федерации. Знать историю символики своей страны. | & 12 | ||
30-31. | Права и обязанности граждан России | 2 | Объяснить значение понятий гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ, смогут назвать права, человека. Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, называть права, которым, вы уже пользуетесь. | & 13 | ||
32-33. | Мы - многонациональный народ Толерантность | 2 | Объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность, миграция. Научиться задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов, проживающих на территории России. | & 14 | ||
34. | Итоговое повторение | 1 | Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...