Рабочая программа по обществознанию .7кл.
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка по обществознанию 7кл. | 43.5 КБ |
КТП по обществознанию 7кл. | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Обществознание». 7 класс.
Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию (С.И.Козленко) Программы курса «Обществознание». 6-7классы и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, регионального компонента.
Структура программы.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, календарно- тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по обществознанию ; план прохождения программного материала, учебно-методическое обеспечение и лист корректировки программы.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели и задачи курса
Основными целями обучения обществознанию являются:
-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
-нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Назначение курса - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 7 классе.
Программа рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
Специфическая характеристика курса и содержание
Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он даёт учащемуся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определённых жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.
В 7 классе в основе содержания курса - раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.
Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:
сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;
психологический портрет личности;
самооценку подростка;
образ жизни подростка;
взаимоотношение подростка с законом;
социальную и жилую среду подростка.
В 7 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
-обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
-формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Для подготовки к жизни в быстроменяющемся социуме необходимо формировать у обучающихся ключевые компетенции, которые проявляются в способности решать жизненные задачи на основе использования информации, коммуникации.
Учебно-познавательные:
• понимание и интерпретация текстов научного, делового характера;
• выделение основного смысла текста, события, явления, соотношение со своим опытом и ценностями, то есть формирование своего личностного смысла;
• умение получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;
Социальные:
• построение индивидуальной и коллективной деятельности в полном ее цикле: постановка целей, анализ ситуации, планирование, практическая реализация, получение готового продукта, рефлексия;
• умение создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться нормами, созданным другими людьми, обществом и государством;
• умение действовать по алгоритму, самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;
• проведение самооценки собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии.
Коммуникативные:
• умение строить коммуникацию с другими людьми — вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
• владение языком как средством коммуникации;
• ориентирование в пространстве, понимание языка схем, планов;
• ориентирование во времени;
• сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города;
• умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.
В процессе реализации программы используются следующие технологии:
1.Личностно - ориентированного обучения;
2.Проблемного обучения;
3.Игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; подбор дидактического материала, позволяющего выявить индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение: планирование разных форм организации учебной деятельности - соотношение фронтальной, самостоятельной работы).
Проблемное обучение (знакомство с планом урока и постановка проблемы; дробление проблемы на отдельные задачи; выбор алгоритмов решения задач, анализ);
Игровая (знакомство с планом урока; определение общей цели, ее конкретизацию в зависимости от разных этапов урока; ознакомление с результатами урока; составление взаимосвязанных блоков основного содержания материала; повторение приемов учебной деятельности);
Формы контроля:
1.Устный опрос.
2.Решение познавательных творческих задач.
3.Письменная работа с развёрнутым ответом (эссе).
4.Тесты
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса по обществознанию.
В результате изучения обществознания ученик 7 класса должен
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; основные социальные роли;
-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
-приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
-решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по курсу «Обществознание» 7 класс, 35 часов.
№/п | Наименование разделов, тем | Дата | Основное содержание | ЦОР | ||
план | факт | |||||
1. | Введение | Личность подростка. Основные понятия по теме курса. Периоды жизни человека. | ||||
Раздел 1. Личность подростка. 11 ч. | ||||||
2. | Переходный возраст. | Определение возраста. Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека. | Презентация учителя. | |||
3. | Задачи и трудности подросткового возраста. | Задачи подросткового периода. Принятие своей внешности. Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Достижения эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
4. | Задачи и трудности подросткового возраста. | Проблемы подросткового возраста. Пути преодоления трудностей подросткового возраста. | ||||
5. | Быть взрослым. | Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Особенности воспитания подростков. | ||||
6. | Физические изменения подростков. | Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления | ЕК ЦОР | |||
7. | Психологический портрет личности: темперамент и характер. | Основные характеристики личности. Темперамент. Типы темперамента и их основные характеристики. Характер. Способности. Трудолюбие и работоспособность. | Презентация учителя | |||
8. | Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства. | Интеллект. Чувства и эмоции. Управление эмоциями. Стресс, причины его возникновения у подростков. | ||||
9. | Самооценка подростка. | Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка. | ЕК ЦОР | |||
10. | Выдающаяся личность. | Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях. Факторы, влияющие на развитие выдающейся личности. | ЕК ЦОР | |||
11. | Лидер и его качества | Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант, решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства. Искусство общения. Лидер в подростковой среде. | Презентация учителя | |||
12. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Личность подростка» | Повторить и закрепить основные понятия и теоретический материал по теме «Личность подростка».Обсуждение проблемных вопросов. | ||||
Раздел 2. Подросток в социальной среде. 6 ч. | ||||||
13. | Социальная среда подростка. | Бедные и богатые семьи: особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды. Влияние улицы. | ЕК ЦОР | |||
14. | Подросток в группе. | Человек в группе. Законы группы. Командный дух группы. Групповое давление. Соотношение самооценки и влияния группы. | ||||
15. | Межличностные отношения. | Отношения в малой группе. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде. | ЕК ЦОР | |||
16. | «Мы» и «они». | Непосредственное окружение. Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». «Свои» и «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. | ЕК ЦОР | |||
17. | Мир знакомых и незнакомых людей. | Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. Родственная солидарность. | ||||
18. | Социальный портрет молодежи. | Проблемы молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
Раздел 3. Подросток и закон. 5ч. | ||||||
19. | Юридические границы подросткового возраста. | Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние, их права и обязанности. Защита прав ребенка. Конвенция о правах ребёнка. Ответственность за нарушение прав. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
20. | Подросток как гражданин. | Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения. История развития гражданских прав. Обязанности граждан. Соотношение прав и обязанностей. | ||||
21. | Подросток и его права. | Права человека. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование. Умение пользоваться правами. | ЕК ЦОР | |||
22. | Опасный путь преступной жизни. | Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Наказание несовершеннолетних, их виды. Задержание подростка правоохранительными органами Правила поведения и права подростка при задержании. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
23. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Подросток и закон». | Обобщить знания, полученные при изучении темы «Подросток и закон». Обсуждение проблемных вопросов. | ||||
Раздел 4 Образ жизни подростка. 6ч. | ||||||
24. | Подросток в обществе риска. | Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость развития чувства безопасности. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
25. | Проблема одиночества. | Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества Пути выхода из депрессии. | ||||
26. | Подростковая культура. | Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увлечения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе. | Презентация учителя. | |||
27. | Образ жизни. | Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов. | ||||
28. | Досуг и отдых. | Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Основные характеристики досуга: продолжительность, место и способ проведения. Свободное время россиян. Досуг и отдых российских подростков | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
29. | Спорт. | Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история). Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ: жизни, его последствия. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
Раздел 5 Подросток и его жилая среда. 4ч. | ||||||
30. | Город. | Современные города. Город –особая среда обитания. Положительные и отрицательные стороны городской жизни. Влияние городской среды на поведение подростков. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
31. | Село. | Село. Характеристика села. Положительные и отрицательные стороны сельской жизни. Особенности поведения подростков на общественной, домашней и личной территории. | ||||
32. | Мой дом, моё жилище. | Эволюция жилища с древности до наших дней. Дом. Жилище. Соседи. Роль общения с соседями в жизни человека. Положительные и отрицательные стороны общения с соседями. Среда обитания. Противоречивость влияния домашней среды на процесс социализации подростка. | ||||
33. | Район проживания. | Значение места проживания в жизни человека. Особенности жизни человека в разных районах проживания. Степень влияния района на личность подростка. Противоречивость влияния места проживания на процесс социализации. | ||||
34. | Повторительно - обобщающий урок по темам «Образ жизни подростка», «Подросток и его жилая среда». | Обобщить знания, полученные при изучении тем - «Подросток и его жилая среда», «Образ жизни подростка». Обсуждение проблемных вопросов. Применять полученные знания при решении проблемных и практических задач. | Мультимедийное приложение к методическому пособию по обществознанию 7 кл. | |||
35. | Итоговое повторение курса «Обществознание». | Повторить и закрепить основные теоретические положения курса обществознания 7кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...