Урок обществознания в 7 классе "Образ жизни" к учебнику Кравченко А.И.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Кузнецова Оксана Леонидовна

План-конспект открытого урока по обществознанию

Тема урока: Образ жизни

Цель урока:  Раскрыть содержание понятия «образ жизни», показать основные факторы, влияющие на его формирование.

Задачи:

Образовательные:  учащиеся узнают, что включает в себя понятие «Образ жизни», какое влияние оказывает образ жизни на людей, какие факторы влияют на образ жизни.

Развивающие:  учащиеся научатся развивать умение анализировать жизненные ситуации, факты, применять свои знания и умения на практике, доказывать свою точку зрения, высказывать суждения, развивать умение работать самостоятельно и в группе.

Воспитательные: Воспитание уважения к традициям разных стран и народов, с уважением относиться к традиционным ценностям других народов. 

Тип урока: Изучение нового материала

Форма организации:  фронтальная.

Основные понятия темы: образ жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СЯМЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАОНА

«КОРОБИЦЫНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


История и обществознание

Разработка урока обществознания для 7 класса 

на тему

"Образ жизни».

 

Выполнила:

 Кузнецова О.Л., учитель обществознания,

2 квалификационная категория

КОРОБИЦЫНО, 2014 ГОД.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Тема урока: Образ жизни

Цель урока:  Раскрыть содержание понятия «образ жизни», показать основные факторы, влияющие на его формирование.

Задачи:

Образовательные:  учащиеся узнают, что включает в себя понятие «Образ жизни», какое влияние оказывает образ жизни на людей, какие факторы влияют на образ жизни.

Развивающие:  учащиеся научатся развивать умение анализировать жизненные ситуации, факты, применять свои знания и умения на практике, доказывать свою точку зрения, высказывать суждения, развивать умение работать самостоятельно и в группе.

Воспитательные: Воспитание уважения к традициям разных стран и народов, с уважением относиться к традиционным ценностям других народов.  

Тип урока: Изучение нового материала

Форма организации:  фронтальная.

Основные понятия темы: образ жизни

План урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация изучаемого раздела.
  3. Изложение нового материала:
  4. Рефлексия.
  5. Итог урока.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование;

Регулятивные: управление своей деятельностью,  инициативность и  самостоятельность;

Коммуникативные: связную речь, навыки сотрудничества.  

Пояснительная записка: урок обществознания проводится в рамках активного использования деятельностного подхода, рефлексивного метода взаимодействия с учащимися.   Данный урок  следует после изучения ряда тем, объединенных в раздел «Образ жизни подростка». Урок является ключевым. На уроке затрагиваются вопросы жизни общества, толерантность, здорового образа жизни подростка. На уроке  используются  компьютерные технологии: презентация, видеоролик из сети Internet http://video.nur.kz/view=vqj8mzen, видеофизминутка взятая с сайта www.videouroki.net. Видеоролик был адаптирован (обрезан) для учащихся 7 класса.


План-конспект урока:

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

СЛАЙД 1.

Учитель приветствует учащихся, стимулирует их к положительному настрою на урок, настраивает на продуктивную работу

Здравствуйте, ребята! Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.  Я желаю всем нам хорошей работы на уроке и отличного настроения.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на работу

Спасибо!

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

  1. Актуализация изучаемого раздела

СЛАЙД 2.

Учитель при помощи учащихся вспоминает, какой раздел в курсе обществознания сейчас изучает класс, актуальны ли получаемые на уроках знания для современного подростка и почему.

Ребята, скажите, какой раздел курса «Обществознания» мы сейчас с вами изучаем?

Какие темы мы с вами уже изучили?

Предполагаемые ответы:

Раздел №4 «Образ жизни подростка».

Подросток в обществе риска

Проблема одиночества

Подростковая культура

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы.

  1. Изложение нового материала

  1.  Постановка учащимися проблемы урока.

  1.  Определение темы урока.

  1. Составление плана урока.

 

  1.  Постановка цели.

  1.  Составляющие образа жизни.

  1.  Факторы, влияющие на здоровье человека

4.7. Образ жизни современного подростка

  1.  Образ жизни у разных народов.

Изложение нового материала учитель начинает с анализа фактов.

Продолжаем изучение тем данного раздела. Ребята, у каждого из вас в ПОРТФЕЛЕ ЗАДАНИЙ находится интересный  факт,  прочитайте и проанализируйте его.

(чтение)

А что общего во всех этих фактах, какая проблема в них  прослеживается?

Итак, как звучит тема нашего урока?  Запишем её в лист достижений.

Как вы думаете, ребята, а что нам предстоит узнать, давайте составим план урока. Для этого откройте данную тему в учебнике. Рассмотрите материал параграфа и название раздела…

Выслушав ответы учащихся, учитель показывает план урока.

План урока:

  1. Что такое  «образ жизни».
  2. Образ жизни современного подростка.
  3. Образ жизни разных народов.

Исходя из плана урока, давайте  наметим цель.

Выслушав ответы учащихся, учитель показывает цель на слайде.

Выяснить, что такое «образ жизни», рассмотреть образ жизни современного подростка и разных народов.

Как вы думаете, что такое «образ жизни»?

Давайте выполним первое задание нашего урока. Перед вами лист достижений.

Задание №1.

Внимательно рассмотрите элементы схемы и составьте из них одно целое:

Итак, мы составили определение, давайте запишем его в лист достижений.

Ребята, скажите, а как вы организуете свою жизнь, что включает в себя ваш обычный день, день мамы или папы?

Мы убедились, что в образ жизни  входит много составляющих. Скажите, а от чего может зависеть образ жизни человека?

Верно, ребята, жизнь протекает по-разному и зависит от многих факторов. На образ жизни накладывают отпечаток и национальность, и возраст, и пол, и профессия. Например, цыгане не живут на одном месте,  а все время перемещаются и кочуют. Образ жизни одного человека меняется с течением времени. В детстве у него один распорядок, а в юности, зрелом возрасте и старости он совершенно другой.  

Ребята, скажите, а на что, в большей мере, может повлиять образ жизни человека?

Верно! На слайде вы видите, что здоровье на 20% зависит от окружающей среды и наследственности,  на 10% - от медицины, а от образа жизни – на 50%.

А как образ жизни может повлиять на здоровье человека?

Образ жизни может повлиять как положительно, так и отрицательно на здоровье человека.

Задание №2.

Используя  метод «Фишбоу»,  выявим положительные и отрицательные  факторы образа жизни, влияющие на здоровье.

Голова – это здоровье, хорда – образ жизни, а вы дополняете «ребра» - положительные и отрицательные факторы жизни, влияющие на здоровье человека.

                +

 

               -

 

Давайте проверим.

А теперь я предлагаю поговорить об образе жизни современного российского подростка. Как вы думаете, какие из вышеперечисленных факторов чаще влияют на ваше здоровье и  здоровье ваших сверстников?

Давайте посмотрим видеоролик «Жизнь – не черновик», посвященный образу жизни современной молодежи.

После его просмотра вам нужно будет высказать свое мнение, почему авторы его так назвали?

Как должна современная молодежь изменить свой образ жизни, чтобы сохранить свое здоровье и не начать деградировать как личность?

Демонстрация ролика. Обсуждение.

 (10 ЗАПОВЕДЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

А теперь немного отдохнем.

Чтобы познакомиться с 3 пунктом плана, выполним следующее задание.

Задание №3.   Самостоятельно, поработав с материалом учебника,  охарактеризуйте и проанализируйте образ жизни  разных народов, пользуясь карточкой вопросов из ПОРТФЕЛЯ ЗАДАНИЙ.

(рассказ)

Итак,  исходя из ваших ответов, что можно сказать об образе жизни разных народов в сравнении?

И не забывайте, что все мы должны быть толерантны, то есть с уважением относиться к традиционным ценностям и образу жизни разных стран и народов.

Ребята, а можно ли ассоциировать образ жизни отдельного человека с типичными чертами культуры народа в целом?

Давайте в этом убедимся.  Поработайте в группе и попробуйте описать образ жизни русского человека.  Для этого вам надо подобрать предметы, которые характеризуют образ жизни русского   – занятия, развлечения, быт (можно выбрать один, два предмета и рассказать). Попробуйте составить в группе обращение к гостям, в котором, все бы поняли наш образ жизни (готовятся).

Кто озвучивает обращение?

Молодцы, ребята, я думаю, что после такого обращения все смогли понять, что русские – это очень простая и гостеприимная нация.

Учащиеся изучают факты и думают о теме урока.

Предполагаемые ответы:

- разная жизнь, которую выбирают люди;

- каждый может сам выбрать какую он хочет прожить жизнь;

- все зависит от самих людей, какой образ жизни выбрать;

«Образ жизни»

Предполагаемые ответы:

- что такое образ жизни

- образ жизни у разных народов.

- образ жизни  подростков

Предполагаемые ответы:

- познакомиться с образом жизни разных народов.

- узнать что такое образ жизни.

Предполагаемые ответы:

- как человек живет

- где человек живет

- чем человек занимается

Учащиеся записывают определение в лист достижений.

Предполагаемые ответы:

Сон, питание, учеба, отдых, занятия спортом, семейные праздники.

- быт

- привычки

- традиции

- культура

Предполагаемые ответы:

- профессия

- национальность

- возраст,  - пол

- место жительства

Предполагаемые ответы:

- на наше здоровье

Предполагаемые ответы:

- Или плохо или хорошо.

Предполагаемые факторы, которые назовут учащиеся:

+

правильное питание

занятия спортом

здоровый сон

режим дня

-

изнурительная работа

вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики), клубная жизнь, Интернет

Учащиеся вместе с учителем заносят схему в лист достижений.

Отрицательные

(интернет, телевизор, наркотики, алкоголь, курение)

Просмотр видеоролика

Предполагаемые ответы:

- делаем уроки на черновике, если неправильно, то можем исправить и переписать.

- а в жизни так не получится.

После просмотра видеоролика, учащиеся дискутируют, высказывают свое мнение в соответствии с поставленным вопросом

(ВЕСТИ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, заняться любимым делом, помогать старшим)

ФИЗМИНУТКА

1 ученик:  образ жизни древних римлян 

2 ученик:  образ жизни бушменов 

3 ученик: образ жизни англичан 

4 ученик: образ жизни американцев

Предполагаемые ответы:

- у разных народов образ жизни разный

- образ жизни зависит от национальности

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Познавательные УУД:

  • установление  причинно-следственных связей
  • построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование

Познавательные УУД: умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы  товарищей.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

5.  Рефлексия.

Давайте обратимся к нашему плану. Все ли пункты мы рассмотрели? Кто может сделать вывод по всему плану?

Сегодня мы изучили достаточно важную, одну из ключевых тем в курсе обществознания, как вы думаете, ребята, в чем ее важность?

Я предлагаю вам сейчас представить портфель, который будет называться «Мой образ жизни» и мысленно вложить в него те факторы, которые вы считаете необходимыми. Прошу вас назвать то, что каждый из вас кладет в свой портфель.

Учитель вместе с учащимися делает вывод по уроку.

Здоровый образ жизни – залог успеха!

Предполагаемые ответы:

- наша жизнь зависит от того, какой образ жизни мы выберем.

Предполагаемые ответы:

  • Здоровое питание
  • Хорошая учеба
  • Достаточный сон
  • Занятия спортом  и т.д.

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль.

6. Итог урока

Кто-то привел хороший пример,  сравнив “Образ Жизни” с  лесом. Есть травы, кустарники, деревья, животные и насекомые, населяющие это пространство – все это части леса. От того, сколько их, какие они, в каком соотношении и  где именно образовалась эта “общность” зависит то, какой лес – хвойный, лиственный или смешанный. И есть еще дух, энергетика  – то, что объединяет эти части в целое.  Точно так же и человек. Есть его эмоции, мысли, поступки,  его  окружение,  место, где он живет. И есть его дух, внутренний стержень.  И все это вместе создает образ жизни этого человека.  

И если вас что-то не устраивает в том образе жизни, который вы ведете, никогда не поздно его поменять. Все в ваших руках.

И не забывайте, жизнь - не черновик.

Учащиеся выставляют оценки за урок в дневники, записывают сведения о домашнем задании.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, объявляет оценки, говорит сведения о домашнем задании.

Домашнее задание: параграф № 23, составить рассказ об образе жизни русских купцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностичекие материалы по обществознанию 6 класс к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А.

Дидактические материалы по обществознанию для 6 класса к учебнику   Кравченко А.И., Певцовой Е.А. представлены контрольными работами по разделам  "Право и политика", "Общество и человек...

рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Кравченко

Рабочая программа по обществознанию 6 класс Кравченко...

рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Кравченко

Рабочая программа по обществознанию 9 класс...

Рабочая программа "Обществознание 6 класс" по учебнику Кравченко и Певцовой.

Пояснительная записка (Цели и задачи курса)Критерии оценкиОжидаемые результатыСодержание темТребования к уровню подготовкиКТП...

Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И.

Рабочая программа по обществознанию для 9 классак учебнику Кравченко А.И....

Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Кравченко А.И.

Рабочая программа по обществознанию, разработанная для учащихся 6-х классов   рассчитана на детей с разным уровнем  усвоения материала. Поэтому, в программу включены...