«Радости и сложности общения»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл radosti_i_slozhnosti_obshcheniya.docx61.71 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема: «Радости и сложности общения»

Вид урока: комбинированный.

Цель: сформировать представления учащихся о необходимости общения и культуре общения как одном из условий эффективного общения.

Оборудование: учебник, доска, мел.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме «Межличностные отношения»
  • Опрос.

Ответь те «да» или нет».

  1. Межличностные отношения могут быть только деловыми . (Нет.)
  2. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе эмоциональных переживаний. (Да)
  3. Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (Нет.)
  4. Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (Нет.)
  5. В межличностных отношениях важно понять другого. (Да.)
  • Подбери слова антонимы: друг - …, симпатия - …, законность - …, любовь - …, добро - …
  • Определи форму межличностных отношений:
  1. Здоровались каждый день.
  2. Рассказываю о новых фильмах.
  3. Обсуждаю погоду на улице.
  4. Рассматриваю планы на выходные.
  5. Делюсь впечатлениями о книге
  6. Знаю, что всегда могу рассчитывать на помощь.
  1. Изучение нового материала.

Избегайте дружбы дурных людей

и вражды хороших.

Эпиктет

План:

  1. Необходимость общения для человека.
  2. Культура общения.
  3. Как избежать конфликта.
  1. Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека.

Вопросы для беседы:

Когда «молчание - золото»? (Ответы учащихся)

Почему нельзя прожить без общения? (Ответы учащихся)

Как избежать неудачи в общении и получить от него радость? (Ответы учащихся)

 Работа в группах.  Обыграть ситуацию в группах (ролевая игра).

 1-я группа - общение друзей.

2-я группа - общение учителя и ученика.

3-я группа - общение родителей и детей.

5-я группа - общение незнакомых людей.

Обсуждение вопросы.

- Определите, что такое общение? (Ответы учащихся)

- В какой ситуации общаться было легче? (Ответы учащихся)

- Зачем человеку общение? (Ответы учащихся)

- Что приобретает человек в процессе общения? (Ответы учащихся)

- Отметьте «+» и «-» общения. (Ответы учащихся)

Учитель. «Общение» — это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом — все это общение. Существует и выражение «общение с природой».

 «Общение» оно означает обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Человек нуждается в общении с другим человеком с момента своего рождения. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.

Запись в тетрадь.

 Общение — сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией

Одним из главных критерий для общения является умение слушать собеседника. С помощью ответов на вопросы определите, на сколько хорошо вы умеете слушать. Дайте оценку в баллах: всегда - 4 балла

часто - 3 балла

иногда - 2 балла

никогда - 1 балл

1. Даете ли вы собеседнику возможность высказаться?

2. Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

3. Стараетесь ли запомнить услышанное?

4. Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

5. Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

6. Обращаете ли вы внимание на выводы из его сообщения?

7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8. Воздерживаетесь ли от раздражения, когда слышите противоположенную точку зрения?

9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Вывод

32 и более – вы отличный собеседник, умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

27 - 31 баллов – вы хороший собеседник. С вами приятно общаться.

22 - 26 баллов - удовлетворительно. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам ещё недостает некоторых достоинства хорошего собеседника.

менее 22 балла - вам надо потренироваться слушать собеседника

Чтобы научиться слушать собеседника необходимо: не спешите с ответами и заключениями; разграничить факты и мнения; действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь; внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, быть активным участником беседы.

Вопросы для беседы:

- С каким человеком вам приятно общаться, разговаривать? Почему?  (Ответы учащихся)

- Что связывает людей между собой?         (Ответы учащихся)

- Как вы понимаете слова «С этим человеком легко общаться»?  (Ответы учащихся)

- Что такое интерес?    (Ответы учащихся)

Истоки интересов человека лежат в самом человеке, в его отношении к другому человеку.

Нет общения в общем смысле, оно всегда бывает «по поводу». Этот повод и есть предмет интереса. От других людей мы узнаем, что есть объекты, которые могут представлять для них какую-то ценность. Интересуясь ими, овладеваем средством связи с другим человеком. В начале это просто повод для общения, потом предмет общения представляется в собственность, которая обогащает эмоциональный и духовный мир человека.

Формы общения:- Общение реальных партнеров  

                                -Общение реального партнера с иллюзорным субъектом  

                                -Общение реального субъекта с воображаемым партнером                 

                                                        Средства общения                                        

Вербальные (словесные)                                         Невербальные

                              Речь                                                   Язык тела           Манера говорить

Внутрення                    Внешняя                       (то, что видите)         (то,    что слышите)

                  Устная                       Письменная

Осознанный язык тела                

Жест

Значение

Сжатый кулак

Угроза

Кулак с большим пальцем вверх

Одобрение, хорошо

Указательный палец вверх, прижатый к губам

Тихо, тише

Палец, указывающий на часы

Пора кончать

Ладонь, прижатая к уху

Говорите громче, плохо слышно

Показ от пола рукой нескольких сантиметров

Мало, маленький

Неосознанный язык тела    

Телодвижение

Значение

Расширение зрачков

Возрастающий интерес

Вздернутые плечи

Напряжение

Опущенные уголки рта

Расстроенность, сердитость

Рука, прикрывающая рот и нос

Неуверенность в чем-либо

Склоненная набок голова

Наличие интереса

Постукивание пальцами

Напряжение, нетерпение

Руки за спиной у говорящего

Высокомерие

Говорящий теребит детали одежды, почесывается

Волнение

Руки на груди говорящего

Отчужденность от слушателей

Физкультминутка.  

  1.  Культура общения. 

Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о себе самом. Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться.

Что вы понимаете под «культурой общения»? (Ответы учащихся)

Работа с учебником. Обратитесь к тексту § 12 раздел «Культура общения», прочитайте заповеди общения.

- доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

-  уважение к тому, с кем общаешься;

- признание того, что человек — высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо.

Попытайтесь сформулировать собственные заповеди общения.     (Ответ учащихся)

Практическая работа. Речевой этикет

  • Назовите слова приветствия.
  • Выскажите просьбу.
  • Какими словами лучше начать знакомство.
  • Как принято извиняться?
  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе?
  • Есть ли у вас запас слов благодарности?
  • Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить вас?
  • Выразите комплименты собеседнику

3.  Что такое конфликт?  (Ответы учащихся)

      Как избежать конфликта?  (Ответы учащихся)

Общение — сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты. Источники конфликтов могут быть самые разные.

Почему возникают конфликты и как их избежать.

Запись в тетрадь.

Конфликт - столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.

Задание. На примерах покажите:

1-я группа - причины возникновения конфликтов. (Ответы учащихся)

2-я группа - пути развития конфликта (ход его). (Ответы учащихся)

3-я группа - пути выхода из конфликта. (Ответы учащихся)

Индивидуальное задание. Разделите лист на 2 части, в первую колонку запишите примеры  конфликта, а во вторую – причины конфликта.

Рассмотреть примеры.

личностный                 Типы конфликтов                межличностный

 межгрупповой              конфликт принадлежности               конфликт  с внешней среды

                                                 Типы конфликтов            (по А. Рапопорту)

                 

                схватка                            дебаты                                          игра

непримиримые              возможны маневры,                      конфликт в

            противоречия,                в итоге возможен                          рамках правил

            цель - победа                  компромисс

Задание. Попытайтесь сформулировать правила культуры общения, пригодные в ситуациях конфликта, для недопущения конфликта, для выхода из конфликта.

Учитель. Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.

2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т. п.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали.

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

  1. Закрепление изученного материала.

Что включает в себя общение в широком смысле слова? (Ответы учащихся)

Почему общение необходимо человеку? (Ответы учащихся)

Чем вызываются конфликты в межличностном общении? (Ответы учащихся) Рефлексия.

Что удалось вам в изучении темы? (Ответы учащихся)

Что вы хотели бы еще узнать? (Ответы учащихся)

Домашнее задание: 

  • параграф 12 прочитать;
  • Написать эссе «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего».
  1. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радости и сложности общения"

Проблемная дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Радости и сложности общения 8 класс

Радости и сложности общения 8 класс...

Разработка урока обществознания в 8 классе на тему: "Радости и сложности общения"

Представленная разработка урока заняла I место в муниципальном конкурсе методических разработок на тему: "Мой лучший урок"...

Родительское собрание "Радости и сложности общения"

Родительское собрание "Радости и сложности общения"...

Радости и сложности общения

Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) по теме: Радости и сложности общения...

Урок обществознания «Радости и сложности общения» 8 класс

Цели урока :1.Образовательная. Подвести учащихся к пониманию необходимости общения для человека, причин возникновения конфликтов.2.Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать дополнитель...