Бесценный дружеский союз.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
8 класс
Тема: Бесценный дружеский союз.
Тип урока: комбинированный.
Цель: сформировать представления учащихся о дружбе как межличностных отношениях, помочь осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся по теме: «Малая группа»
- «Аукцион». Продаётся оценка «5». Необходимо назвать как можно больше понятий по изученной теме.
- Устный опрос.
-Что такое малая группа?
-От чего зависят отношения между членами группы?
Чем определяется положение человека в группе?
- Дайте определения понятий: коллектив, конформизм, формальная группа, неформальная группа.
- Изучение нового материала.
Только дружба может стать тем цементом,
который сплотит воедино весь мир.
Томас Вудро Вильсон
Огромный яркий мир окружает человека: деревья, звезды, люди, предметы их труда. Этот мир кормит человека и украшает его жизнь. В нем люди создают себе удобства и ищут знаний. Многообразен и внутренний мир человека: его порывы, грезы, мысли, нравственные способности.
Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что человек — существо общественное. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая. Разговаривал сам с собой, читал Библию.
Каждый человек — часть какого-то коллектива: он подданный своей страны, он имеет одноклассников, он член семьи, он, как правило, имеет компанию. И у компании есть масса средств воздействия на ее членов. Каждый подросток попадает в поток интересов своих друзей и компании. Недаром говорится: «С кем поведешься, оттого и наберешься».
Сегодня мы попробуем уточнить значение понятия «дружба», что она дает людям; постараемся ответить на следующие вопросы:
- Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?
- Умение дружить — данность ли это?
- Друзей может быть много?
Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения — чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности.
А что такое дружба? (Дается возможность всем желающим дать свое определение понятию.)
А теперь давайте познакомимся с «великими мыслями великих людей»: у каждого из вас на листе бумаги напечатаны афоризмы о дружбе. Нужно прочитать высказывание, назвать его автора и представить свое понимание данного высказывания (читают и комментируют высказывания.)
Потребность в alter ego, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша, — это не любовь, а дружба», — писал Руссо.
Высшие нравственные ценности — а дружба во все времена считалась таковой — всегда были дефицитными.
Почему? Что дает дружба людям? (Дать возможность высказаться всем желающим.)
Упражнение «Закончи предложение»
Ученикам предлагается закончить предложения, а учащиеся записывают их на листе бумаги:
— «Настоящий друг — это тот...»
— «Друзья всегда...»
— «Я могу дружить с такими людьми, которые...»
— «Со мной можно дружить потому, что...»
По желанию подростки зачитывают свои предложения. Подводится итог.
Друзья — это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои тайны, секреты, помочь в трудную минуту.
1-Я СИТУАЦИЯ
В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег - мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне, Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне была нужна его помощь, то он, тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моем месте?
2-Я СИТУАЦИЯ
2-й ученик. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал, Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Ильи?
(Обсуждение 2-й ситуации.)
3-Я СИТУАЦИЯ
3-й ученик. Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках - упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Все содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать все с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной
моего несчастья. А как бы вы поступили на моем месте и на месте Николая?
(Обсуждение 3-й ситуации.)
Мы посмотрели с вами разные ситуации, разные мнения, но всегда остается самым важным то, какое решение вы принимаете в том или ином случае, когда вы осмысливаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей. Необходимо истинное, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга, умение их предугадать. Еще Сократ говорил: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
Упражнение « Ищу друга»
Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда его нет, то человек пытается обрести друзей. Многие газеты сейчас печатают объявления для тех, кто желает найти друзей или просто единомышленников.
Я предлагаю вам сейчас тоже составить такое объявление подзаголовком «Ищу друга». Вы можете рассказать немного о себе, о своих увлечениях, любимых занятиях. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. В описании старайтесь охарактеризовать в большей степени свой внутренний мир, а не внешние данные. Можете указать и пожелания к человеку, который может стать вашим другом (каким он должен быть).
На работу дается 7-10 минут, листочки ученики подписывают. Психолог собирает их, зачитывает объявления, одноклассники должны узнать, кому принадлежит прочитанное объявление, дополнить высказывания о положительных качествах автора. Таким образом, учащиеся имеют возможность проверить, насколько они знают своих одноклассников; это также возможность узнать что-то новое о сверстниках, выразить себя.
Анализ упражнения:
— Просто ли было писать о себе?
— Узнали ли что-то новое о своих одноклассниках?
Так какие же ответы вы можете дать на ключевые вопросы нашего урока? (Выслушиваются желающие высказать свое мнение.)
А сейчас, чтобы у каждого была возможность выразить свои впечатления и, может быть, как-то систематизировать знания по теме сегодняшнего урока, я предлагаю вам написать синквейн со словом «дружба»
Схема синквейна:
Существительное
Два прилагательных
Три глагола
Фраза из четырех слов
Существительное (синоним первого)
Пример:
Дружба
Крепкая, сильная
Не сломается, не разобьется, не исчезнет
Дружба — взаимопонимание и общение людей
Друзья
IV . Домашнее задание:
- Прочитать параграф 15.
- Провести анкетирование.
- Сколько у тебя друзей?
- Каким ты видишь идеального друга?
- Чего ты ждёшь от друга?
- На что ты согласен ради друга?
- Чем ценна дружба для тебя?
- Как на предыдущий вопрос мог бы ответить твой друг?
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бесценный дружеский союз"
Внеклассное мероприятие по литературе с использованием интерактивных методов обучения....
Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...
Разработка открытого урока в 8 классе по теме: "Бесценный дружеский союз"
Разработка открытого урока в 8 классе по теме: "Бесценный дружеский союз"...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Классный час «Бесценный дружеский союз».
Дружба - это растение, которое растет медленно, и, прежде чем заслужить свое имя, она должна пройти через испытания и выдержать множество превратностей судьбы. ...
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Урок в 8 классе.
Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот...
Тема открытого занятия «Бесценен дружеский союз».
Цель: формирование у несовершеннолетних толерантных установок по отношению к себе и к окружающим, независимо от личностных убеждений, особенностей, этнической принадлежности....