Рабочая программа по курсу Обществознание 8 класс Л.Н.Боголюбов
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Данная рабочая программа расчитана на 8 класс, к учебнику "Обществознание" под редакцией Л. Н. Боголюбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_8_klass_bogolyubov.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; примерной образовательной программы по курсу обществознания; Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова по обществознанию (Просвещение 2010г.); годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 154 на 2014-2015 учебный год, утвержденного Департаментом образования Администрации городского округа Самара.
Цели курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
- достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Общая характеристика учебного курса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Место учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа + 1 час резерв, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Тематическое планирование.
№ | название тем. | Количество часов по авторской программе | Количество часов по планированию |
1. | Введение. | - | 1 |
2. | Тема 1 Личность и общество. | 3 | 5 |
3. | Тема 2. Сфера духовной культуры. | 7 | 8 |
4. | Тема 3. Экономика. | 12 | 13 |
5. | Тема 4. Социальная сфера. | 4 | 5 |
6. | Резерв учебного времени. | 9 | 1 |
7. | Итого | 35 | 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-первичного анализа и использования социальной информации;
-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Виды контроля | |
Планир. | Фактич. | ||||
1. | Введение. | 1 | |||
Личность и общество. | 5 | ||||
2. | Личность. | 1 |
| ||
3. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | Устный опрос | ||
4. | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. | 1 | Беседа | ||
5. | Социальные изменения и их формы. Развитие общества. | 1 | Устный опрос | ||
6. | Повторительно - Обобщающий урок по теме «Личность и общество» | Тестирование | |||
Сфера духовной жизни. | 8 | ||||
7. | Сфера духовной культуры и её особенности | 1 | |||
8. | Мораль. | 1 | Устный опрос | ||
9. | Долг и совесть. | 1 | Фронтальный опрос | ||
10. | Моральный выбор | 1 | Индивидуальные сообщения | ||
11 | Значимость образования в условиях информационного общества. | 1 | Индивидуальные сообщения | ||
12. | Наука, ее значение в жизни современного общества. | 1 | Устный опрос | ||
13. | Религия как одна из форм культуры | 1 | Беседа | ||
14. | Обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни». | 1 | Тестирование | ||
Экономика | 13 | ||||
15. | Потребности и ресурсы. | 1 | |||
16. | Основные вопросы экономики. | 1 | Устный опрос | ||
17. | Собственность. | 1 | Устный опрос | ||
18. | Рынок | 1 | Фронтальный опрос | ||
19. | Производство | 1 | Устный опрос | ||
20. | Предпринимательство | 1 | Индивидуальные сообщения | ||
21. | Роль государства в экономике | 1 | Беседа | ||
22. | Распределение. Неравенство доходов. | 1 | Устный опрос | ||
23. | Потребление. | 1 | Устный опрос | ||
24. | Реальные и номинальные доходы. Инфляция | 1 | Письменная работа | ||
25. | Безработица | 1 | Устный опрос | ||
26. | Обмен. Мировое хозяйство | 1 | Индивидуальные сообщения | ||
27. | Повторительно - Обобщающий урок по теме «Экономика». | 1 | Тестирование | ||
Социальная сфера. | 5 | ||||
28. | Социальная структура общества | 1 | |||
29. | Социальный статус и социальная роль | 1 | Устный опрос | ||
30. | Этнические группы. Межнациональные отношения | 1 | Индивидуальные сообщения | ||
31. | Отклоняющееся поведение. | 1 | Устный опрос | ||
32. | Повторительно - Обобщающий урок по теме «Социальная сфера». | 1 | Тестирование | ||
33-34 | Итоговое повторение по курсу 8 класса. | 1 | Тестирование |
Содержание программы учебного предмета.
8 класс (35 ч)
Тема 1. Личность и общество (3 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (4 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Резерв учебного времени – 9 ч.
Формы и средства контроля.
Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты.
Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Программа общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.
2.Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2013г. (соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждений).
3.Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.: Просвещение, 2014г.
4. Введение в обществознание. 8-9 класс. \ Под ред. Боголюбова Л.Н. – М.: Просвещение, 2008.
5.Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Обществознание" - 9 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществозна...
Рабочая программа по курсу "обществознание"11 класс 2012 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС(базовый уровень)на 2011-2012 учебный год...
Рабочая программа по курсу "обществознание" 10 класс.
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компоне...
Рабочая программа по курсу обществознания в 8 классе на 2011-2012 учебный год.
рабочая программа по обществознанию 8 класс...
Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов
p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...
Рабочая программа по курсу "Обществознание" 11 класс.
Данная рабочая программа разработана на два уровня - базовый и профильный для 11 класса....
Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...