рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Савостьянова Галина Александровна
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 8 класса разработана на основе При¬мерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Программа курса «Обществознание» для 8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Крав¬ченко), допущенной Ми¬нистерством образования Российской Федерации, а также на основе сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в обще¬образовательных учреждениях. Рабочая программа по обществознанию опираются на комплект учебников А. И. Кравченко (Обществознание: 8 кл. М.: Русское слово) и рассчитаны на 35 учебных часа. Настоящие программы составлены в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания обществоведческого образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_8_kl.docx71.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Репное

Балашовского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

протокол      № 1  от

Руководитель ШМО

----------    / В.И.Колесникова/

«Согласовано»

на заседании методсовета

протокол №  1 от                                        

Заместитель директора по УВР

      -----------            / А.И.Грекова /

«Утверждаю

приказ №------ от

Директор  -------        /С.В.Колдышкин/

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию

Класс: 8

Учитель:  Савостьянова  Галина Александровна

Категория: 1

Год составления программы: 2014

Пояснительная записка

            Рабочая программа по  курсу «Обществознание» для 8 класса разработана на основе Примерной программы курса  «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006),  допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Программа курса «Обществознание» для 8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2006. Авторы: А. И. Кравченко),  допущенной Министерством образования Российской Федерации, а также на основе сборника материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.

Рабочая программа по обществознанию опираются на комплект учебников А. И. Кравченко (Обществознание: 8 кл. М.: Русское слово) и рассчитаны на 35 учебных часа.

Настоящие программы составлены в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания обществоведческого образования.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочих программ, соответствуют Примерной программе на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Сборник нормативных документов. Обществознание. М.: Дрофа, 2007).

Программы ориентированы на следующие основные цели и задачи курса:

  • ознакомить учащихся с широкой совокупностью знаний об общественной жизни;
  • дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов;
  • привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовно- нравственной и философской тематике;
  • сформировать интерес к изучению культуры общества в ее различных сферах -науке, религии, искусстве и т. д.

Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

воспитание гражданственности и любви к Родине;

создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

         Во  исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у Министра РФ М.А.Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ-П36-37 пр. «О календарном плане рабочей группы по развитию проекта  «Бюджет для граждан « в 2014 г.» Министерством образования и науки РФ совместно с Экспертным  советом при Правительстве РФ, Министерством финансов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования для учащихся  7-11 классов общеобразовательных организаций в содержание учебного предмета «Обществознание» включена темы:   «Карманные деньги: за и против». «Бюджет моей семьи», «Пенсионные программы», «Государственный бюджет  РФ», «Банковская система России».

              Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

Программа:

Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008  Допущено Министерством образования РФ

Учебник:

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово»,2009

Рабочая  тетрадь:

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 8 класс»,2009

Пособия:

Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 8-9 класс

 Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы

 Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию.

         .  Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах;  позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества. Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.

           Курсы обществознания являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин.  Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

Используются доступные для учащихся формы и приемы работы:

– обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

– формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

– обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:

  • литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
  • художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
  • публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
  • научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
  • опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с  самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.

Контрольные работы составляются в зависимости от уровня класса, при составлении используется литература для подготовки к экзаменам:

СОКРАЩЕИЯ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ:

Типы уроков:  

ИН- урок изучения нового          

 ПО – повторительно-обобщающий                

 К – комбинированный            

 Л-лекция

                                                                                     

                                                                 Содержание курса   8 класс (35 часов)

Глава 1. Общество и человек (11 часов)

Тема 1. Что такое общество

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

Тема 2. Человек природа общество

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ

 Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда  

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка.  Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека

         Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Глава 2. Экономическая сфера (12 часов)

Тема 9. Что такое экономика

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности.  Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов.  Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Глава 3. Социальная сфера (11 часов)

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ  и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».

Тема 20. Бедные

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.

Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа.  Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

                                                                                     Критерии оценивания учащихся 8 класса

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

                                   

                                 

                                                        Система оценивания знаний и умений учащихся по обществознанию

При оценивании учитываются:

сложность материала;

самостоятельность и творческий характер применения знаний;

уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;

полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;

аккуратность выполнения письменных работ;

наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;

особенности развития учащегося.

Оценивание итогов обучения делится на :

текущее оценивание в течение учебного года;

итоговое оценивание(четвертное, полугодовое, годовое, курсовое).

Текущее оценивание есть оценивание единичных результатов учёбы, а также оценивание знаний, умений и навыков по какой–либо целостной части учебного материала. Текущие оценки могут быть поставлены:

за контрольную работу;

за практическую работу;

за тестовую работу;

за презентацию

за устные ответы

При оценивании устного ответа учащегося на 2 и 3 ступени обучения оценка ставится:

за устный ответ на обобщающем уроке; за устные индивидуальные ответы учащегося на уроке

за участие во внеурочных мероприятиях по предмету

за исправление ответов учащихся

за умение использовать в ответе различные источники знаний ( текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы)

за работу с историческими источниками и их анализ

за выполнение домашней работы;

за работу в группах по какой-либо теме;

за самостоятельную, практическую, творческую, фронтальную работы;

за ролевую игру или викторину

за выполнение учебной презентации, доклада или сообщения по теме;

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

за составление плана - простого, развернутого, тезисного, плана-конспекта

за исторический диктант

за сочинение по определённой теме (1-2 страницы)

за тестовую работу

за письменный реферат

При оценивании письменных ответов оценка ставится:

за выполнение заданий в рабочей тетради самостоятельно

за составление плана

за исторический диктант

за сочинение- рассуждение по определённой теме (200-400 слов)

за тестовую работу

за реферат

работу с различными источниками

Итоговое оценивание

Итоговыми оценками в основной школе являются четвертные отметки, полугодовые и годовые  оценки .

                                                                          КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Оценивание устных ответов:

1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично.

2 .Оценка «4»  ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.

3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.

4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы

Оценивание письменных тестовых  ответов:

Оценка «5» - 100-90 %    Оценка «4» - 89-70 %    Оценка «3» - 69-45 %     Оценка «2» - 44-20 %    

                                                                       

                                                                       

                                                                    

                                                          Требования к уровню подготовки обучающихся

           Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

           Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников

   Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

                                                                                    Требования к уровню подготовки обучающихся VIII класса

                      Учащиеся должны знать:

Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода,  ответственность;

Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

Функции денег и их исторические формы;

Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

Характеристику бюджета семьи;

Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

Характеристику образа жизни;

Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

Основные нормы правовых основ брака.

                                   Учащиеся должны уметь:

Называть основные сферы общества и характеризовать их;

Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;

Анализировать характерные черты общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;

Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;

Объяснять  связь спроса и предложения;

Называть основные функции цены;

Высказывать суждения о роли малого бизнеса;

Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;

Характеризовать социальную структуру общества;

Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

                                                                                            ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

тема

количество часов

1

Общество и человек.

12

2

Экономическая сфера.

12

3

Социальная сфера.

11

итого

35

                 

Тема урока в 8 «Б» классе

             

   

Кол-во

уроков

 

  Тип урока

ИКТ

Вид контроля

Хар-ка основной деят-ти уч-ся

            Д а т а

     план

 

   факт

     1

Глава 1. Общество и человек.

Что такое общество.

12

1

Вводный урок.

+

     2

Человек, природа, общество.

1

ИН

+

фронтальный

коллективная

    3

 Типология обществ.

1

К

+

фронтальный

коллективная

     4

Социальный прогресс и развитие общества.

1

К

фронтальный

коллективная

   5-6

Личность и социальная среда.

2

К

+

Проблемный вопрос

парная

      7

Потребности человека. ИКТ

1

К

+

Творческое задание

групповая

      8

Социализация и воспитание.

1

К

+

фронтальный

коллективная

     9

Общение.

1

К

+

фронтальный

коллективная

  10-  11

Повторительно-обобщающие уроки.

2

ПО

практикум

парная

   12

Контрольное тестирование.

1

контроля

тест

индивидуальная

    13

Глава 2.Экономическая сфера.

Что такое экономика. Бюджет моей семьи.

12

1

ИН

+

фронтальный

групповая

    14

Товар и деньги. Карманные деньги: за и против.

1

ИН

+

Проблемный вопрос

групповая

   15

Спрос и предложение. Государственный бюджет Российской Федерации.

1

Л

+

Раздаточный материал

парная

    16

Рынок, цена, конкуренция.

1

ИН

+

Раздаточный материал

парная

   17

Предпринимательство. Банковская система России.

1

К

+

Творческое задание

групповая

   18

 Контрольное тестирование.

1

контроля

тест

индивидуальная

   19

Роль государства в экономике. Повт.общение.

1

ИН

фронтальный

коллективная

    20

Бюджет государства и семьи. Повт.социализация.

1

К

+

Проблемный вопрос

групповая

   21-  22

Труд. Пов.потребности человека.

2

К

+

Раздаточный материал

парная

   23

Повторительно-обобщающий урок.

1

ПО

практикум

индивидуальная

    24

Контрольное тестирование.

1

контроля

тест

индивидуальная

Глава 3. Социальная сфера.

11

    25

Социальная структура.  Пенсионные программы. Пов.социализация.

1

ИН

+

фронтальный

коллективная

    26

Социальная стратификация. пов.общение.

1

ИН

+

Раздаточный материал

индивидуальная

    27

Богатые. Повт.товар и деньги.

1

К

+

сообщение

групповая

    28

Бедные. Повт.личность и соц среда.

1

К

+

сообщение

групповая

   29

Этнос: нации и народности. Пов. Типология обществ.

1

ИН

+

Раздаточный материал

групповая

   30

Межнациональные отношения. Повт.апредпринимательство.

1

Л

+

Раздаточный материал

парная

   31

Конфликты в обществе. Повт.общение.

1

семинар

+

Раздаточный материал

парная

   32

Семья. Повт. Общение.

1

К

+

сообщение

индивидуальная

   33

Контрольное тестирование.

1

контроля

тест

индивидуальная

   34

  35

Итоговый урок.

Резервный урок.

1

1

ПО

практикум

парная

Информационно-методическое обеспечение

Программа:

Кравченко А.И. Обществознание. Программа курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2008  Допущено Министерством образования РФ

Учебник:

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Допущено Министерством образования РФ. ООО ТИД «Русское слово»,2009

Рабочая  тетрадь:

Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 8 класс»,2009

Пособия:

1. Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 8-9 класс

2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы

       3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

                                                                                Литература для учителя:

  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 160с.
  2. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. Общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов. – М,:Просвещение, 2010. – 400сс.
  3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. – М,: Просвещение, 2009 – 173с.
  4. Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.
  5. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса,2009. – 96с.
  6. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2010. – 304с.
  7. Михайлов Г.Н. Шпаргалки по обществознанию. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 80с.
  8. Рычков А.К., Яшин Б.Л., Философия: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для студентов ВУЗов – М,:Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2009 – 128с.
  9. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Герб, гимн, флаг. – М.: ВАКО, 2010. – 192с.
  10. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2009. – 144с.

                                                                Литература для учащихся:

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
  3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
  4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
  6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.
  7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.
  8. Семейный кодекс РФ. – М,: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 64с.
  9. Трудовой кодекс РФ. – М,: «Мартин», 2005. – 192с.
  10. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192с.
  11. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 кл/Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,: Просвещение, 2009.- 93с.
  12. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
  13. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
  14. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.

                                                                                   

  ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ[1]

  1. Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
  2. Основы правовых знаний. 8 – 9 классы. [Электронный ресурс]. – М.: Российский фонд правовых реформ, ООО «Кирилл и Мефодий, 2002.
  3. Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.

Основные Интернет-ресурсы

http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

http://www.gumer.info/Name_Katalog.php - библиотека книг по истории и другим общественных наукам

http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»

http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»

http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:

http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС

http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»

http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России

http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека 

                                                     

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

                        Основные Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

                                                 Дополнительные Интернет-ресурсы

http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

http://www.hrono.info/literatura.html - библиотека Хроноса

http://www.ihtik.lib.ru - библиотека Ихтика по общественным и гуманитарным наукам

http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.lib-history.info - историческая библиотека

http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:

http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»

http://www.vciom.ru – Всероссийский Центр изучения общественного мнения

www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...