Урок "Формы политической деятельности", 11 класс.
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Занятие проводится в 11 классе, рассчитано на один учебный час.Материалы включают в себя конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_politicheskoy_deyatelnosti.rar | 100.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Формы политической деятельности.
Автор - учитель обществознания и права МОУ СОШ №25
Комисаренко Оксана Михайловна.
Занятие проводится в 11 классе, на него отводится один учебный час. Материалы к уроку включают в себя: конспект урока, презентацию. Сочетание работы на уроке с презентацией, фронтальными методами и работой в группах с источником делает урок насыщенным, активным, познавательным. Разработка урока предполагает наличие определенных обществоведческих знаний, которые расширяют кругозор обучающихся, помогают им адаптироваться в обществе, стать активными его членами.
Цель: расширить представления учащихся о формах политического участия граждан.
Задачи урока:
обучающие: сформировать у учащихся научные представления о таких важнейших явлениях общественной жизни, как политическая культура, политическое поведение личности, регулирование политических отношений;
развивающие: продолжить работу над развитием у учащихся навыков анализа, обобщения, синтеза учебного материала и переноса его в ситуации общественной жизни;
воспитательные: помочь учащимся осмыслить свои политический статус и связанные с ним политические роли.
Ожидаемые результаты:
В результате занятия учащиеся смогут:
- расширить представление о формах политического участия граждан в управлении государством;
- формулировать основные понятия (выборы, референдум, абсентеизм, политизация);
- высказывать собственную точку зрения;
- определять факторы, влияющие на выбор избирателей;
- занять гражданскую позицию по вопросу участия или неучастия в выборах
Основные понятия: субъекты политической деятельности, референдум, выборы, абсентеизм, политизация, избирательное право, гражданское общество
Основные нормативные документы: Конституция РФ.
Раздаточные материалы.
В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками Конституции РФ, карточки с проблемным заданием, карточки для работы у доски
Ход урока:
- Мотивационный блок.
1. Содержательная часть.
В ряде европейских стран, в частности в Дании и Бельгии, государство ввело систему штрафных санкций за неявку на выборы.
О чем свидетельствует этот факт?
Как вы считаете, противоречит ли эта мера принципам прав человека и гражданина?
Можно ли такими мерами принуждать человека к участию в политической жизни общества?
2. Организационная часть.
II. Проблемный блок.
Политическая деятельность предполагает различные формы взаимодействия субъектов политических отношений. Политические отношения делятся на первичные и вторичные по степени значимости взаимодействия с властью.
?Какие формы политической деятельности вам известны? В ходе беседы с учащимися составляется перечень основных форм политической деятельности человека, определяются их особенности.
- Референдум.
- Выборы.
- Участие в деятельности избирательных штабов (агитация, членство).
- Участие в митингах.
- Пребывание на государственной службе.
- Членство в политической партии.
- Обращение в государственные органы с предложениями, петициями, требованиями.
- Выступление в СМИ.
- Участие в социологических опросах.
2. Работа в группах(5-6минут):
1-я группа: Выбирает первичные формы политической деятельности.
2-я группа: Выбирает вторичные формы политической деятельности.
3-я группа: Выбирает формы политической деятельности, которые гарантируются Конституцией РФ.
После окончания работы представитель от каждой группы озвучивает результат работы его группы. На доске возникает следующая схема.
Представитель третьей группы в обеих колонках ставит специальный знак напротив выбранных их группой форм политической деятельности.
Проблема.
Возникает противоречие между существующими формами политической деятельности и гарантиями этих форм государством.
В ходе обсуждения проблемы необходимо обратить внимание на степень влияния государства на общество, как это влияние можно ограничить правовыми механизмами и развитием гражданского общества.
3.Моделирование ситуации.
?Учащимся для обсуждения предлагается следующий вопрос: «Какая форма политического участия является самой значимой?»
В ходе обсуждения в пользу выборов выдвигаются следующие аргументы:
1. непосредственное участие населения в управлении делами государства;
2. участие граждан в формировании органов власти;
3. непосредственное волеизъявление народа;
4. основа демократического государства.
Отношение населения к участию в выборах:
- Абсентеизм – сознательное неучастие в выборах.
- Сознательное участие.
- Политизация – высокая явка избирателей.
Моделирование ситуации «Я иду на выборы первый раз».
Методический прием - «Живая линия» (интерактивная среда позволяет сделать свой выбор сразу, изменить позицию в ходе прений, определить позицию в ходе прений).
Учащимся предлагается для обсуждения следующий вопрос: «Какая позиция вам больше подходит – Я иду на выборы, потому что так надо или это мой сознательный выбор?»
Приложение №1. Формы политического поведения.
Референдум - (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено), в государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.
Выборы - это комплекс мероприятий по формированию руководящих органов государства, партий, общественных организаций, избрание представителей, а также делегатов на представительные собрания, съезды и т.д. Первоначально выборы предусматривают такие процедуры, как провозглашение, образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, объявление результатов, проведение, при необходимости, повторного голосования или повторных выборов.
Митинг - публичное собрание, введенное для обсуждения определенных актуальным общественно-политическим вопросам и для формирования психологической готовности индивидов к непосредственного воздействия на их реализацию. Это собрание сторонников одной идеи, которая здесь превращается в требование (запретить или разрешить, поддержать или осудить и др.)
Демонстрация - массовое шествие, которую введена для выражения определенного общественно-политического настроения, требования, солидарности, протеста и т.д. Демонстрации проводятся и с целью привлечь внимание общественности и власти к некой определенной социальной проблемы, высказать требование к решению ее.
Деятельность избирательных штабов - деятельность временного коллектива людей, объединенных задачей добиться победы или наилучшего результата кандидата в депутаты или на выборную должность (группы кандидатов, политической партии, общественного объединения)
Пребывание на государственной службе
Членство в политической партии
Обращение в государственные органы с предложениями, петициями, требованиями
Выступление в СМИ
Участие в социологических опросах
Приложение №2.
Конституция РФ.
Статья 18.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19.
- Все равны перед законом.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
- Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 30.
- Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
- Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.
Статья 31.
Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32.
- Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
- Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.
- Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33.
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 45.
- Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.
- Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по обществознанию по темам «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность»
1. Одним из компонентов политической системы является: 1) политические нормы; 3) политическая традиция; 2) политическая этика; 4) политическая мораль. 2. Политология – это система: 1) социальных и...
конспект урока по обществознанию "политическая деятельность в избирательной системе"
Конкурсная разработка урока, направленного на формирование активной гражданской позиции, рассмотрение выборной системы РФ...
презентация к уроку Политическая деятельность в избирательной системе
презентация учителя к уроку...
Тест по обществознанию политическая деятельность 10 класс
Проверочный тест по теме Политическая деятельность 10 класс обществознание...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: «Политическая деятельность»
Урок-дискуссия с элементами лабораторной работыМесто темы в системе учебных занятий Данный урок – это часть изучения темы: «Политическая деятельность», которая является, в свою очередь, составно...
Монголо-татарское нашествие, Русь под властью Золотой Орды, военно-политическая деятельность Александра Невского
Открытыйурок о переломном моменте русской истории середины XIII века, в 10-м классе дается не столько фактический материал, сколько представлены основные концепции и подходы к этому моменту, актуальны...
Урок. Политическая деятельность
Урок закрепления теоретических знаний о политической деятельности субъектов, через формы государственного правления, используя примеры исторической и современной российской политическ...