конспект урока по обществознанию "политическая деятельность в избирательной системе"
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме
Конкурсная разработка урока, направленного на формирование активной гражданской позиции, рассмотрение выборной системы РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация учителя к уроку | 61 КБ |
politicheskaya_deyatelnost_v_sisteme_izbiratelnogoprava.ppt | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме
«Политическая деятельность в избирательной системе»
Тип занятия – интегрированный урок обществознания и истории
Класс – 10 (социально-гуманитарный)
План-конспект урока по теме
«Политическая деятельность в избирательной системе».
Цели и задачи:
- рассмотреть понятия «политика», «политическая деятельность», «типы политической деятельности», «избирательное право», «политический плюрализм»;
- раскрыть особенности политической деятельности субъектов избирательной системы – кандидатов для участия в голосовании и граждан; познакомить обучающихся с историей выборов, становлением отечественной системы многопартийности;
- познакомить с работой Территориальной избирательной комиссии Елецкого муниципального района;
- развивать у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- способствовать формированию правовой культуры и политической грамотности, активной гражданской позиции обучающихся.
«Целью политики является всеобщее благо»
Аристотель
«Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое»
Л.Н. Толстой
Оборудование: слайдовая презентация «Политическая деятельность в избирательной системе», презентации учебных проектов обучающихся «Из истории выборов», «становление многопартийности в России», информационные материалы территориальной избирательной комиссии Елецкого муниципального района.
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие обучающихся.
Сообщение темы и целей урока.
Постановка учебной мотивации.
- Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. Тема нашего урока – «Политическая деятельность в избирательной системе» (слайд № 1). Нам предстоит выяснить, в чем заключаются особенности деятельности различных субъектов политики: политических организаций и объединений, отдельных личностей – политических лидеров и нас с вами, как избирателей в недалеком будущем (слайд № 2). Кроме обществоведческого материала, мы рассмотрим факты из всеобщей и отечественной истории, относящиеся к становлению и развитию выборной традиции, формированию многопартийности в нашей стране.
Один из важных этапов нашего урока – это непосредственное знакомство с работой Территориальной избирательной комиссии Елецкого района – своеобразный взгляд на выборы изнутри, с точки зрения их организации и проведения. Как на местах происходит подготовка к такому важному для государства мероприятию, какие этапы выделяются в этом процессе, нам расскажет наш сегодняшний гость – член Территориальной избирательной комиссии Елецкого района Попов Алексей Анатольевич.
- Проверка домашнего задания – учебных проектов обучающихся
осуществляется в процессе урока. В рамках подготовки к уроку обучающиеся должны были создать мультимедийные презентации по результатам учебных проектов, проработать 1 (Основы конституционного строя), 2 (Права и свободы человека и гражданина), 4 (Президент Российской Федерации) и 5 (Федеральное Собрание, в части, касающейся полномочий и порядка избрания депутатов Государственной Думы) Конституции Российской Федерации, определяющие гражданские права и процедуру выборов.
- Изучение нового материала.
- Слово учителя.
Знакомьтесь, Политика. Первый эпиграф к нашему уроку (слайд № 3) гласит: «Целью политики является всеобщее благо». Прежде чем оперировать этим понятием, давайте определимся с его содержанием. В обществоведческой науке существуют три подхода к этому понятию (слайд № 4).
- Политика как основная сфера жизни общества.
- Политика как особый тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.
- Политика как один из видов деятельности, то есть активности ее субъектов – участников политической жизни.
Именно на последний подход мы с вами и будем ориентироваться. Исходя из данной позиции, давайте рассмотрим два определения политической деятельности (слайд № 5):
- Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами.
- Политика – особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий и движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Второе определение представляет для нас наибольший интерес, так как подразумевает различные формы участия широких народных масс, то есть нас с вами, в политической жизни общества.
Выделяют несколько типов политической деятельности (слайд № 6):
• Политическое отчуждение - сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.
• Политическая пассивность - субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы
• Политическая активность - стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы.
Для гражданского общества, общества, которое хочет участвовать в жизни государства, влиять на политический курс и, соответственно, на свое будущее и будущее своих детей, первые два типа деятельности совершенно неприемлемы. И наша главная задача сегодня рассмотреть политическую активность с позиций двух полярно расположенных, но одинаково значимых субъектов политики – политических лидеров, партий и организаций и избирателей.
Особенность и основное достижение гражданского общества в условиях демократии – принципиальная возможность политически активного избирателя стать членом той или иной партии и участвовать в решении определенных государственных вопросов.
В условиях демократии отношения человека и государства выстроены на основе равноправия. Граждане России через референдум и выборы имеют право участвовать в решении государственных вопросов, избирать и быть избранными в органы государственной власти.
- В каком государственном документе прописаны все положения, касающиеся прав граждан и порядка избрания тех или иных представителей власти?
Итак, выборная форма представления ряда государственных структур- важная и неотъемлемая часть демократического строя. Давайте обратимся к истории и проследим процесс возникновения и развития выборов.
- Реализация парного домашнего задания.
Презентация проекта «Из истории выборов».
- Слово учителя. Избирательная система нашего времени.
Как видите, у выборов большая традиция. Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие гражданина российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Мне бы хотелось добавить к этим определениям еще одно – обязательным. Да, именно обязательным, поскольку нельзя это одна из форм участия граждан в формировании политического курса государства – внутреннего и международного. Именно от партии парламентского большинства и линии президента страны зависят основные направления государственной политики, их содержание и особенности реализации. Истории известно немалое количество примеров, когда в угоду милитаризировано настроенному правителю, одержимому идей мирового господства, социальная политика государства стояла на одном из последних мест правительственных приоритетов, а легкая промышленность являлась наименее развитой отраслью экономики в противоположность военно-промышленному комплексу.
Не так давно вы стали свидетелями, а учителя и ваши родители участниками выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва. Вы знаете, что сегодня в выборах в Государственную Думу принимали участие семь политических партий, в областной Совет – 4. Но так было не всегда. Многопартийность, или политический плюрализм, в России имеет свою историю, длительностью немногим более ста лет. Какие события предшествовали современной политической ситуации, мы с вами сейчас услышим.
- Реализация парного домашнего задания.
Презентация проекта «Становление политической многопартийности в России».
- Давайте вспомним и попытаемся систематизировать основные этапы этого важного государственного мероприятия.
5. Слово учителя.
- Назовите основные стадии избирательного процесса в Российской Федерации (слайд № 7). По ходу ответов обучающихся и их корректировки учителем этапы появляются на слайде.
1. Назначение даты выборов (выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, выборы Государственной Думы – Президентом РФ ).
2. Образование избирательных округов и избирательных участков.
Избирательные округа - территория, непосредственно гражданами которой избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Избирательный участок - это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.
3. Формирование избирательных комиссий.
4. Составление списков избирателей.
5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.
6. Проведение предвыборной агитации.
7. Голосование и установление результатов голосования.
8. Финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.
Итак, порядок проведения выборов ясен. Дата выборов назначена. В новейшей истории, которая уже через несколько месяцев (со сменой Президента Российской Федерации станет материалом для учебников истории), это две важные даты – 4 декабря 2011 года (прошедшие выборы в Государственную Думу) и 4 марта 2012 года (предстоящие выборы Президента Российской Федерации). Эти события не только чрезвычайно важные, судьбоносные для нашей страны, но и очень сложные по своей организации. Как проходили парламентские выборы в Елецком районе нам сейчас расскажет член Территориальной избирательной комиссии Попов Алексей Анатольевич.
- Выступление представителя Территориальной избирательной комиссии.
- Слово учителя.
Политическая деятельность кандидатов для участия в голосовании.
Итак, мы с вами рассмотрели, в чем заключается деятельность государства как организатора и гаранта легитимности выборов.
- В чем, на ваш взгляд, заключается деятельность политических партий и кандидатов? Какие особенности вы можете в ней выделить? (Законность образования, непротиворечивость программных документов основным законам государства, борьба за власть, выражение интересов социальных групп, подготовка кадров политики)
- В чем заключается сущность предвыборной агитации?
- Что для вас как будущих избирателей было важно и интересно в предвыборной агитации политических партий, выдвигавшихся на выборы в Государственную Думу?
- Что бы вы хотели услышать, но не услышали?
- Были ли у вас собственные предпочтения на прошедших выборах?
- В чем вы видите преимущества современной многопартийной системы? (Существует в условиях развитых демократических обществ, конкуренция в борьбе за власть заставляет партии «развиваться» в социальной сфере и т.д. )
IV. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
- Сегодня мы с вами познакомились с политической деятельностью государства и политических партий в избирательной системе. Но на протяжении всего урока мы достаточно мало говорили о политической деятельности избирателей.
- Давайте попробуем определиться, к чему сводится ее содержание. Какой тип политической деятельности из рассмотренных ранее она должна представлять? Свой ответ обоснуйте.
- Как данная позиция перекликается с нашим вторым эпиграфом – высказыванием Л.Н. Толстого «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое»?
-Порассуждайте об этом более подробно в вашей домашней работе – эссе по данной теме.
Домашнее задание:
Написать эссе по высказыванию Л.Н. Толстого «Если сила плохих людей в том, что они вместе, то хорошим людям, чтобы стать силой, надо сделать то же самое»;
Выполнить тест № 51 в рабочей тетради «Избирательная система. Избирательная кампания в РФ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку Политическая деятельность в избирательной системе
презентация учителя к уроку...
Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"
Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии....
Конспект урока по теме: Решение задач составлением системы уравнений. 7 класс
Решение задач составлением системы уравнений....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока "Рефлекторный характер деятельности нервной системы".
Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить ин...
Комментарии
Работа для конкурса "Выборы:
Работа для конкурса "Выборы: доступно и понятно"