Конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: «Политическая деятельность»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Салдаев Олег Варсонофьевич

Урок-дискуссия с элементами лабораторной работы

Место темы в системе учебных занятий

Данный урок –  это часть изучения темы: «Политическая деятельность», которая является, в свою очередь, составной частью раздела «Политическая сфера» изучаемого учащимися в 11 классе. Политика здесь рассматривается как деятельность, в которой проявляются основные структурные элементы деятельности любого вида. Содержание темы связываются с политическими событиями современной России, и представляют собой практическое закрепление теоретического материала пройденного на первом уроке-лекции, где были раскрыты значение понятий, функции, структура и роль структурных элементов в политической деятельности.

Цель урока: Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности.

Задачи урока:  – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни;

- развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения;

-совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке.

Применяемая методика:

Оборудование и литература: классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Разминка (лабораторная работа со словарями и ресурсами Интернет по анализу разновидностей исторических форм осуществления власти)
  3. Презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов  на политическую жизнь современной России
  4. «Реакция сторон» - оспаривание командами главенства влияния представляемых ими субъектов на развитие событий в стране
  5. Защита командами своих позиций на предлагаемые учителем  политические ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: «Политическая деятельность»

(урок-дискуссия с элементами лабораторной работы)

Место темы в системе учебных занятий

Данный урок –  это часть изучения темы: «Политическая деятельность», которая является, в свою очередь, составной частью раздела «Политическая сфера» изучаемого учащимися в 11 классе. Политика здесь рассматривается как деятельность, в которой проявляются основные структурные элементы деятельности любого вида. Содержание темы связываются с политическими событиями современной России, и представляют собой практическое закрепление теоретического материала пройденного на первом уроке-лекции, где были раскрыты значение понятий, функции, структура и роль структурных элементов в политической деятельности.

Цель урока: Закрепление теоретических знаний о политической деятельности полученных на первом уроке, используя примеры современной российской политической действительности.

Задачи урока:  – достичь понимания учащимися особенностей политической деятельности как важнейшего средства воздействия на развитие всех сфер общественной жизни;

- развивать у учащихся навыки ведения дискуссии с умением адекватно реагировать на процесс и аргументированно высказывать свою точку зрения;

-совершенствовать умения анализировать и правильно подбирать соответствующую политическую информацию из разных источников для последующего использования на уроке.

Применяемая методика:

Оборудование и литература: классная доска, интерактивная доска или экран, проектор, ресурсы Интернет, словари.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Разминка (лабораторная работа со словарями и ресурсами Интернет по анализу разновидностей исторических форм осуществления власти)
  3. Презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов  на политическую жизнь современной России
  4. «Реакция сторон» - оспаривание командами главенства влияния представляемых ими субъектов на развитие событий в стране
  5. Защита командами своих позиций на предлагаемые учителем  политические ситуации.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Напоминание учащимся о поставленных к уроку задачах и инструктаж команд по правилам ведения дискуссии

  1. Разминка

В целях рассмотрения степени участия субъектов в политической деятельности выполнить лабораторную работу по словарям и информацией с сети Интернет.

В задании 4.4 на странице 86 практикума берем 2-ю и 3-ю производные и разбираем исторические формы государственного правления. Определяем статус и роли субъектов политики. Для этого первая команда дает характеристику терминов с корнем «архия». Ученики должны вспомнить 4 термина (Например: монархия, олигархия, полиархия, анархия) и разделившись на группы по 2 или 3 человека дать им характеристику.

Вторая команда, разделившись на группы, дает характеристику таких исторических форм, которые имеют корень «кратия». Они также вспоминают термины (Например: демократия, автократия, теократия, геронтократия).

Для обобщения результатов работы учитель задает вопрос: «Можно ли, по степени доминирования субъектов политики на принятие властных решений в государстве, эти формы сблизить, хотя они существовали  на разных этапах исторического развития?». Ответ: «Да. Можно найти общие черты у монархии, теократии и автократии, где доминирует роль лидера и элит, а в следующую группу олигархию, полиархию и геронтократию, где будут доминировать, прежде всего – политические элиты. Анархию и демократию объединять не стоит, так как, хотя и доминирует роль масс, они выполняют совсем разные функции в политической деятельности».

«А чем субъекты политической деятельности отличаются?». Ответ: «Отличия наблюдаются:

- в статусно-ролевых элементах;

-в степени влияния субъектов на политику, то есть в определении целей, в применении форм принуждения – они различаются;

-устойчивостью правовой системы, процедурой принятия законов;

-по степени легитимности власти и по объему протестных настроений и т.д.

  1. Презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов  на политическую жизнь современной России

А теперь переходим  непосредственно к дискуссии. Итак, презентация командами материала, отражающего влияние защищаемых ими субъектов  на политическую жизнь

Первая команда  защищает интересы политических лидеров (президента, глав регионов, глав ветвей власти, партийных лидеров) и элит в их числе экономические, культурные, национальные, религиозные и т.д. (далее показ презентации 1 команды)

Вторая команда защищает интересы социальных слоев, непосредственно народных масс и их организаций: политических партий, общественных движений и организаций, а также групп давления и групп интересов (далее показ презентации 2 команды).

  1. «Реакция сторон» - оспаривание командами главенства влияния представляемых ими субъектов на развитие событий в стране

А теперь, попытайтесь оспорить главенство влияния представляемых вами субъектов на развитие событий в стране. (Стороны аргументируют свою позицию)

  1. Защита командами своих позиций на предлагаемые учителем  политические ситуации 

На этом остановимся и попытаемся проанализировать некоторые политические ситуации, которые я (учитель) предложу с т.зр. роли ваших субъектов. Итак, первая ситуация: Насколько изменяется роль и значение субъектов политики в период кризисов (с акцентом на используемые методы и средства)?

Ситуация вторая: Сказывается ли возрастание возможностей информационного пространства на деятельность субъектов политики?

Ситуация третья: Как вы прокомментируете изречение Ф.Искандера: «Власть – это стол, из-за которого никто добровольно не встает»?

Ситуация четвертая: Что вы можете сказать о словах А.С.Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?

Ситуация пятая: Каким вы видите развитие защищаемых вами  российских субъектов политической деятельности в идеале (их роли, используемые средства и методы)?

Подведем итоги: Для современной России важна деятельность всех институтов и субъектов, так как исследуемые нами субъекты составляют противовес друг другу, приводя в равновесие всю политическую систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

Конспект урока по учебнику Кравченко А.И....

Конспект урока по обществознанию 11 класс "Правовые основы предпринимательской деятельности

Способствует закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач , понимания важности этих знаний в жиз...

План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме "Экономические системы"

Материал содежрит подробный конспект, отвечающий всем требованиям...

Конспект урока истории в 10 классе по теме: Политические революции XVII- XVIII

План Предпосылки и итоги буржуазных революций. Революция 1566-1609г.г. в Нидерландах. Обострение противоречий в английском обществе начала XVIIв. Начало революции в Англии.Кризис абсолютизма и начало ...

Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС

Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания....

Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"

Конспект урока истории в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920-е гг"Цель:  выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политичес...