Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" составлена на основе БУП-2004 года и соотвествует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_bup_-_2004.docx | 55.71 КБ |
prilozhenie_po_obshchestvu_pourochnye_plany_6-9_klassy_2013-2014_uchebnyy_god.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с примерной программой общеобразовательных учреждений, авторы: Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Москва, «Просвещение» 2009 год.
Содержание основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе, основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подростков социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско – общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедания, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семйно – бытовых отношений.
Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Второй этап (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке обучающихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Овладение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике.
На основании годового календарного графика продолжительность учебного года составляет в 5-8 классах 35 учебных недель, в 9 классах – 34 учебные недели. В связи с этим рабочая учебная программа составлена: в 6 классе – на 35 часов, в 7 классе – на 35 часов, в 8 классе – на 35 часов, в 9 классе – на 34 часа.
В каждом классе в примерной программе по курсу обществознания имеются часы резервного времени:
6 класс- 7 часов
7 класс – 5 часов
8 класс – 9 часов
9 класс – 11 часов
Данные часы в рабочей учебной программе распределены по всем темам программы и отведены на обобщение изученного материала в конце учебного года:
Тема, раздел | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей учебной программе |
6 класс | ||
Введение | 0 | 1 |
Человек | 7 | 8 |
Семья | 4 | 4 |
Школа | 4 | 6 |
Труд | 4 | 4 |
Родина | 5 | 5 |
Добродетели | 4 | 4 |
Обобщение | 0 | 3 |
Резерв | 7 | 0 |
7 класс | ||
Человек и другие люди | 5 | 6 |
Человек и закон | 11 | 12 |
Человек и экономика | 10 | 10 |
Человек и природа | 4 | 5 |
Обобщение | 0 | 2 |
Резерв | 5 | 0 |
8 класс | ||
Личность и общество | 3 | 4 |
Сфера духовной культуры | 7 | 9 |
Экономика | 12 | 15 |
Социальная сфера | 4 | 5 |
Обобщение | 0 | 2 |
Резерв | 9 | 0 |
9 класс | ||
Политика и социальное управление | 8 | 12 |
Право | 16 | 20 |
Обобщение | 0 | 2 |
Резерв | 10 | 0 |
ИТОГО за курс | 139 | 139 |
В программу включены следующие часы регионального компонента (НРК), которые распределены следующим образом:
6 класс – 4 часа
7 класс – 4 часа
8 класс – 4 часа
9 класс – 3 часа
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих методов и форм обучения:
Традиционные методы обучения:
Общие методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные и практические;
- по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.
Специальные методы:
- эмпирические методы познания: наблюдение, опыт и др.;
- логические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстрагирование, конкретизация, классификация и др.
Методы обучения с использованием средств ИКТ: применение на уроках цифровых образовательных ресурсов (интерактивных досок, дисков и т.д.)
Формы обучения:
- интерактивный урок, метод проектов, урок-лекция, урок-практикум, урок-диспут;
- групповая, индивидуальная.
Срок реализации программы – 4 года (6-9 классы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРЕДМЕТА).
6 класс
Введение.
Введение в предмет. Его цели, задачи, основные направления.
Тема 1. Человек.
Цели и ценность человеческой жизни. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение), Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Тема 2. Семья.
Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Особенности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа.
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба – основной труд школьника. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба.
Тема 4. Труд.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 5. Родина.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация, Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриотизма.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Республика Коми – субъект России. Коми язык – государственный. Государственные символы Республики Коми. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Сыктывкар – столица Республики Коми.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Культура коми народа – часть культуры России. Межнациональные отношения.
Тема 6. Добродетели.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Обобщение.
Подведение итогов изучения материала. Годовая контрольная работа.
7 класс
Тема 1. Человек и другие люди.
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно – правовая защита жертв войны. Военная служба в Республике Коми.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Органы государственной власти Республики Коми.
Тема 3. Человек и экономика.
Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Развитие предпринимательства в Республике Коми.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа.
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности.
Природоохранная деятельность в Республике Коми.
Тема 5. Обобщение по курсу.
Подведение итогов изучения материала. Годовая контрольная работа.
8 класс
Тема 1. Личность и общество.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования. Непрерывность образования. Самообразование. Система образования в Республике Коми.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные экономические блага. Альтернативная стоимость.
Основные вопросы экономики: что и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно – правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Формы предпринимательства в Республике Коми.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Историческое прошлое Республики Коми. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема 5. Обобщение по курсу.
Подведение итогов изучения материала. Годовая контрольная работа.
9 класс
Тема 1. Политика и социальное управление.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном обществе.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ и РК. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ, РК. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно – правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ, РК. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ,
Права и свободы человека и гражданина в РФ, РК, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав граждан в РФ, РК.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско – правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Тема 3. Обобщение по курсу.
Подведение итогов изучения материала. Годовая контрольная работа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
6 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | В т.ч. контрольных работ | В т.ч. НРК |
1. | Введение | 1 | ||
2. | Глава 1. Человек | 8 | 1 | |
3. | Глава 2. Семья | 4 | 2 | |
4. | Глава 3. Школа | 6 | 1 | |
5. | Глава 4. Труд | 4 | 1 | |
6. | Глава 5. Родина | 5 | 1 | |
7. | Глава 6. Добродетели | 4 | ||
8. | Обобщение по курсу | 3 | 1 | |
ИТОГО | 35 | 3 | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
7 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | В т.ч. контрольных работ | В т.ч. НРК |
1. | Человек и другие люди | 6 | ||
2. | Человек и закон | 12 | 1 | 1 |
3. | Человек и экономика | 10 | 1 | |
4. | Человек и природа | 5 | 2 | |
5. | Обобщение по курсу | 2 | 1 | |
ИТОГО | 35 | 2 | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
8 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | В т.ч. контрольных работ | В т.ч. НРК |
1. | Личность и общество | 3 | ||
2. | Сфера духовной культуры | 10 | 1 | |
3. | Экономика | 15 | 1 | 2 |
4. | Социальная сфера | 5 | 1 | |
5. | Обобщение по курсу | 2 | 1 | |
ИТОГО | 35 | 2 | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
9 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | В т.ч. контрольных работ | В т.ч. НРК |
1. | Политика и социальное управление. | 12 | 1 | 2 |
2. | Право. | 20 | 1 | |
3. | Обобщение по курсу. | 2 | 1 | |
ИТОГО | 35 | 2 | 3 |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.
6 класс
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Контрольные работы/тесты | 1 | 1 | 1 | 3 |
2 четверть:
Контрольный тест № 1 по теме «Человек»
3 четверть:
Контрольная работа №2 по темам «Семья. Школа»
4 четверть:
Контрольная работа №3 за курс 6 класса.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.
7 класс
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Контрольные работы | 1 | 1 | 2 |
3 четверть:
Контрольная работа по разделам «Человек и другие люди», «Человек и закон»
4 четверть:
Годовая контрольная работа.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.
8 класс
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Контрольные работы | 2 | 2 |
4 четверть:
Контрольная работа по изученным разделам.
Годовая контрольная работа.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.
9 класс
Виды работ | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Контрольные работы | 1 | 1 | 2 |
2 четверть:
Контрольная работа №1 по разделу «Политика и социальное управление».
4 четверть:
Контрольная работа №2 (годовая).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В курсе изучения предмета «обществознание» учащиеся должны:
- знать (понимать):
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
- уметь:
• находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами являются:
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата;
- Владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, рассчитанных на:
- Использование элементов причинно – следственного анализа;
- Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- Выбор верных критериев для сравнения, оценки объектов;
- Поиск и извлечение необходимой информации по заданной теме;
- Объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;
- Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
При оценке знаний по обществознанию используются следующие критерии:
- Знания и узнавание важнейших терминов и понятий;
- Умение описывать изучаемый объект, объяснять обществоведческие явления сначала с помощью конкретных примеров, а затем и теоретически;
- Умение сравнивать несколько социальных объектов или несколько источников;
- Умение структурировать материал по определенной проблеме на основе нескольких источников;
- Умение делать выводы по изученному вопросу и аргументировать их;
- Умение сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
Устный ответ учащегося должен соответствовать следующим требованиям:
- Знание фактического программного материала: основные понятия, определения, факты.
- Поставленные вопросы необходимо освещать логично, применять системный и сравнительно – исторический подходы, метод аналогии при характеристике социальных объектов.
- Ответ самостоятельный, осмысленный, а не пересказ учебника.
- Хорошо развита устная речь; отвечающий свободно владеет терминологией, умеет точно и лаконично выразить свои мысли.
- Учащийся даёт различие фактов, интерпретаций и оценок общественного познания, приводит свои аргументы по наиболее актуальным проблемам различных сфер общественного развития.
- Устные и письменные ответы учащихся оцениваются следующим образом:
«5» - ученик свободно владеет фактическим материалом в полном объёме, речь грамотная, научная; ответ изложен логично, не требует дополнительных вопросов; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; приводятся при необходимости различные точки зрения и оценки общественных явлений, аргументирована собственная точка зрения.
«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение экзаменационного материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения.
«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), не систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявляет, речь бедная.
«2» - главное содержание материала не раскрыто, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание её основных положений.
- Тестовая работа
Отметка «5» - объем правильно выполненных заданий не менее 90%.
Отметка «4» - правильное выполнение не менее 75 % от общего количества заданий при обязательном выполнении заданий на оценку общественных ситуаций.
Отметка «3» - правильное выполнение не менее 50 % от общего количества заданий.
Отметка «2» - верно выполнено менее 50 % заданий от общего количества заданий.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
- Учебники:
1. Обществознание. 6 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.
2. Обществознание. 7 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009 г.
3.Обществознание. 8 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2010 г.
4. Обществознание. 9 класс: уч. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011 г.
- Рабочие тетради:
О.А.Котова, Т.Е.Лискова «Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова» «Обществознание» . 6, 7, 8, 9 классы, М., «Просвещение», 2011 г.
- Пособия для определения уровня обученности:
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6, 7, 8, 9 классы, составитель А.В.Поздеев, М., изд «ВАКО», 2011 г. К учебнику Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой.
- Другая литература:
Справочники, энциклопедии.
О.В.Кишнекова «Основы гражданских знаний» - М., Дрофа, 1998г.
Конституция Российской Федерации
Конституция Республики Коми
Конвенция о правах ребенка
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Программы общеобразовательных учреждений «Обществознание», 6-11 классы – М., Просвещение, 2010г. – 2-е издание. Авторы – Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая
В.А.Мирошникова - Комментарии к Конституции Российской Федерации. М.,«Тандем»,2005;
Я.В.Соколов, А.Б.Драхлер Граждановедение. Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2010;
А.Ф.Никитин Права человека 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2010;
А.Ф.Никитин Трудовое право 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2010;
Э.В.Уткина Школьные олимпиады. Обществознание 5-9 классы. М., «Айрис-Пресс»,2009
А.Б.Драхлер Вопросы к олимпиаде. Обществознание. М., «Владос», 2009
Т.А.Иовщик и другие Введение в современные социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2009
Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин Основы права. М., «Вита-Пресс», 2007
А.Ф.Никитин Конституционное право 9-11 классы. М.,«Дрофа», 2008;
А.Иванов Консультации по основам государства и права. М., «Юрист», 2011
А.И.Кравченко Задачник по обществознанию. М., «Русское слово», 20112
Методический журнал Преподавание истории и обществознания в школе.
ГИА. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова. — М.: издательство «Экзамен». — 141, (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»);
ГИА. Обществознание. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Е.Н. Калачёва. — М.: издательство «Экзамен». — 93, (Серия «ГИА. 9 кл. Практикум»).
Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь: Около 800 терминов и понятий. — М.: Дрофа, 2006. – 224 с.
Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. – М.: ACT, 1996. – 128с.
Школьный философский словарь / Т. В. Горбунова, Н. С. Гордиенко, В. А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. Ф. Малышевского. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2005. – 399 с.
Интернет-ресурсы.
Гражданский Кодекс РФ
Конституция РФ и РК
Семейный Кодекс
Трудовой Кодекс
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН.
6 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 (1) | Введение в курс обществознания. | 1 |
Глава 1. Человек | 8 | |
1 (2) | Цели и ценности человеческой жизни. | 1 |
2 (3) | Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. | 1 |
3 (4) | Отрочество – особая пора жизни. | 1 |
4 (5) | Познание мира и самого себя. | 1 |
5 (6) | Способности человека. | 1 |
6 (7) | Деятельность человека. Её основные формы. | 1 |
7 (8) | Потребности человека. | 1 |
8 (9) | Контрольный тест № 1 по теме «Человек» | 1 |
Глава 2. Семья | 4 | |
1 (10) НРК | Семья – ячейка общества. Семейный Кодекс. Права ребенка. Права ребенка в Республике Коми. | 1 |
2 (11) НРК | Семейное хозяйство. Уклад моей семьи. | 1 |
3 (12) | Рациональное ведение хозяйства. | 1 |
4 (13) | Свободное время. | 1 |
Глава 3. Школа | 6 | |
1 (14) | Значение образования в жизни общества. Уровни школьного образования. | 1 |
2 (15) | Система образования в нашей стране. Подросток в школе. | 1 |
3 (16) | Учёба – основной труд школьника. Умение учиться. | 1 |
4 (17) | Отношения между одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. | 1 |
5 (18) | Дружба. Дружный класс. | 1 |
6 (19) | Контрольная работа №2 по темам «Семья. Школа» | 1 |
Глава 3. Труд | 4 | |
1 (20) | Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. | 1 |
2 (21) | Результаты труда. Заработная плата. | 1 |
3 (22) НРК | Труд и творчество. Ремёсла Республики Коми. | 1 |
4 (23) | На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. | 1 |
Глава 4. Родина | 5 | |
1 (24) | Наша Родина – Россия. | 1 |
2 (25) НРК | Символика России и Республики Коми. | 1 |
3 (26) | Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. | 1 |
4 (27) | Россия – Федеративное государство. | 1 |
5 (28) | Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | 1 |
Глава 5. Добродетели | 4 | |
1 (29) | Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. | 1 |
2 (30) | Быть смелым. | 1 |
3 (31) | Смелость и отвага. Противодействие злу. | 1 |
4 (32) | Человечность. | 1 |
Обобщение | 3 | |
1 (33) | Обобщение по курсу обществознания за год. | 1 |
2 (34) | Контрольная работа №3 за курс 6 класса. | 1 |
3 (35) | Обобщение по курсу обществознания за год. | 1 |
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН.
7 класс
(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Человек и другие люди | 6 | |
1 (1) | Межличностные отношения. Сотрудничество и соперничество. | 1 |
2 (2) | Социальные группы. | 1 |
3 (3) | Общение – форма отношения человека к окружающему миру. | 1 |
4 (4) | Человек среди других людей. | 1 |
5 (5) | Конфликты, причины и способы их решения. | 1 |
6 (6) | Обобщение по разделу «Человек и другие люди» | 1 |
Тема 2. Человек и закон | 12 | |
1 (7) | Социальные нормы. Многообразие правил поведения. | 1 |
2 (8) | Правила этикета и хорошие манеры. | 1 |
3 (9) | Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. | 1 |
4 (10) | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 |
5 (11) | Понятие правоотношений. Признаки и виды правоотношений. | 1 |
6 (12) | Защита Отечества – долг и обязанность. | 1 |
7 (13) | Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. | 1 |
8 (14) | Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. | 1 |
9 (15) | Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. | 1 |
10 (16) | Защита правопорядка. Правоохранительные органы. | 1 |
11 (17) НРК | Правоохранительные органы и органы государственной власти Республики Коми. | 1 |
12 (18) | Контрольная работа по разделам «Человек и другие люди», «Человек и закон» | 1 |
Тема 3. Человек и экономика | 10 | |
1 (19) | Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. | 1 |
2 (20) | Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. | 1 |
3 (21) | Зарплата и стимулирование труда. | 1 |
4 (22) | Производство, производительность труда и его факторы. | 1 |
5 (23) | Издержки, выручка и прибыль производства. | 1 |
6 (24) | Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. | 1 |
7 (25) НРК | Предпринимательство в Республике Коми. Его роль в развитии региона. | 1 |
8 (26) | Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Реклама. | 1 |
9 (27) | Деньги и их функции. Виды денег. | 1 |
10 (28) | Экономика современной семьи. Принципы ведения домашнего хозяйства. | 1 |
Тема 4. Человек и природа | 5 | |
1 (29) | Человек – часть природы. | 1 |
2 (30) | Охранять природу – значит охранять жизнь. | 1 |
3 (31) | Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека. | 1 |
4 (32) НРК | Законы РФ, РК, направленные на охрану окружающей среды. | 1 |
5 (33) НРК | Природоохранная деятельность в Республике Коми | 1 |
Тема 5. Обобщение | 2 | |
1 (34) | Годовая контрольная работа. | 1 |
2 (35) | Обобщение по курсу обществознания за год. | 1 |
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН.
8 класс
(1 час в неделю, 36 часов в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Личность и общество | 3 | |
1 (1) | Личность, социализация индивида. Мировоззрение, жизненные ценности. | 1 |
2 (2) | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 |
3 (3) | Социальные изменения и их формы. | 1 |
Тема 2. Сфера духовной культуры | 10 | |
1 (4) | Сфера духовной культуры и её особенности. | 1 |
2 (5) | Мораль. Основные ценности и нормы морали. | 1 |
3 (6) | Патриотизм и гражданственность. | 1 |
4 (7) | Добро и зло-главные понятия этики. Критерии морального поведения. | 1 |
5 (8) | Долг и совесть. | 1 |
6 (9) | Моральный выбор. | 1 |
7 (10) | Образование в условиях информационного общества. | 1 |
8 (11) НРК | Система образования в Республике Коми. | 1 |
9 (12) | Наука, её значение в жизни современного общества. | 1 |
10 (13) | Религия как одна из форм культуры. | 1 |
Тема 3. Экономика | 15 | |
1 (14) | Экономика и её роль в жизни общества. | 1 |
2 (15) | Главные вопросы экономики. Свободные и экономические блага. | 1 |
3 (16) | Собственность. Формы собственности. | 1 |
4 (17) | Рыночная экономика. | 1 |
5 (18) | Производство. Факторы производства. | 1 |
6 (19) | Предпринимательская деятельность. Малые предприятия и фермерские хозяйства. | 1 |
7 (20) НРК | Формы предпринимательства в Республике Коми. | 1 |
8 (21) | Роль государства в экономике. | 1 |
9 (22) НРК | Государственный бюджет. Бюджет Республики Коми. | 1 |
10 (23) | Распределение доходов. Социальная поддержка населения. | 1 |
11 (24) | Потребление. Страховые услуги. Права потребителей. | 1 |
12 (25) | Инфляция и семейная экономика. | 1 |
13 (26) | Безработица, её причины и последствия. | 1 |
14 (27) | Мировое хозяйство и международная торговля. | 1 |
15 (28) | Обобщение по разделам. Контрольная работа. | 1 |
Тема 4. Социальная сфера | 5 | |
16 (29) | Социальная структура общества. | 1 |
17 (30) | Социальные статусы и роли. | 1 |
18 (31) | Нации и межнациональные отношения. | 1 |
19 (32) НРК | Историческое прошлое Республики Коми. Коми – многонациональная республика. | 1 |
20 (33) | Отклоняющееся поведение. | 1 |
Тема 5. Обобщение | 2 | |
1 (34) | Обобщение по курсу обществознания за год. | 1 |
2 (35) | Годовая контрольная работа. | 1 |
3 (36) | Обобщение по курсу обществознания за год. | 1 |
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН.
(9 класс)
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Политика и социальное управление | 12 | |
1 (1) | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. | 1 |
2 (2) | Государство и его обличительные признаки. Формы государства. | 1 |
3 (3) | Политический режим. Развитие демократии в современном обществе. | 1 |
4 (4) | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. | 1 |
5 (5) | Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. | 1 |
6 (6) НРК | Органы власти в Республике Коми. | 1 |
7 (7) | Участие граждан в политической жизни. | 1 |
8 (8) НРК | Выборы в РФ и РК. | 1 |
9 (9) | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. | 1 |
10 (10) | Средства массовой информации. | 1 |
11 (11) | Обобщение по разделу «Политика и социальное управление». | 1 |
12 (12) | Контрольная работа №1 по разделу «Политика и социальное управление». | 1 |
Право | 20 | |
1 (13) | Право, его роль в жизни человека, общества, государства. | 1 |
2 (14) | Система законодательства РФ. | 1 |
3 (15) | Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. | 1 |
4 (16) | Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 |
5 (17) | Правоохранительные органы. | 1 |
6 (18) | Судебная система РФ. | 1 |
7 (19) | Конституция – основной закон РФ. | 1 |
8 (20) НРК | Конституция Республики Коми. | 1 |
9 (21) | Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. | 1 |
10 (22) | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. | 1 |
11 (23) | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. | 1 |
12 (24) | Гражданские правоотношения. | 1 |
13 (25) | Трудовые правоотношения. | 1 |
14 (26) | Семейные правоотношения. | 1 |
15 (27) | Административные правоотношения. | 1 |
16 (28) | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 |
17 (29) | Социальные права. Жилищные правоотношения. | 1 |
18 (30) | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 11 |
19 (31) | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 |
20 (32) НРК | Система образования в Республике Коми. | 1 |
Обобщение по курсу | 2 | |
1 (33) | Обобщение по теме «Право». | 1 |
2 (34) | Контрольная работа №2 (годовая). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...