Классный час "Мы - будущие избиратели".
классный час по обществознанию (7 класс) на тему

Классный час "Мы - будущие избиратели".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybory.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

образовательная: ·        показать смысл и значение демократических выборов как           основного способа формирования органов власти, призванных служить интересам народа.

воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

·        Познакомить с историей процедуры выборов

·        Познакомить учащихся с содержанием предвыборной кампании и процедурой голосования в демократическом обществе;

·        Показать отрицательные последствия политической пассивности граждан.

-        Формирование понятий «избирательное право», «выборы», «процедура голосования»

         1-й этап (мотивация учащихся):

-- беседа по картине В, Васнецова «Витязь на распутье» . Витязь изображен в момент выбора возможного пути. Зрителю не видно его лица, но хорошо виден камень с надписью: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».  Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату бытии». На картине запечатлен момент  тяжелого раздумья, размышления о выборе. «Что выбрать?» - вот главный вопрос картины.

-- историческая справка «История избирательного права в России»

  Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни.

   Вече было высшим органом власти в  Новгороде и Пскове, но все наиболее важные вопросы решали бояре, простые посадники просто присутствовали на собрании Народного вече. А после  присоединения этих городов к Москве, о выборах не могло быть и речи.  

    Вспомнили о возможности сделать выбор только в 1598 году, после смерти Федора Иоанновича. Земский собор избрал на русский трон его шурина  - Бориса Годунова. В состав Земского собора входили: духовенство – 99 человек; бояре, дворяне, дьяки – 277; выборные от городов – 33; стрелецкие головы – 7; гости – 22; старосты гостиных сотен – 5 и др. Не все сословия были представлены в Земской соборе, считалось, что интересы крестьян должны были выражать и защищать их хозяева.  Последний раз на Земском соборе  в русские цари выбирали Михаила Федоровича Романова в 1613 году, что завершило Смутное время. Затем наступило время монархического правления, когда о выборах не могло быть и речи.

 2-й этап  (знакомство с основами избирательного законодательства)

Выступление гостей-консультантов «Этапы избирательного процесса»:

1.        объявление даты проведения выборов

2.        составление списка избирателей

3.        образование избирательных участков

4.        деятельность избирательных комиссий

5.        предвыборная кампания

6.        голосование

7.        подведение итогов выборов.

Основные признаки демократической избирательной системы.

1.     Требование конкурентности;

2.     Требование периодичности;

3.     Требование представительности;

4.     Требование окончательности;

Требование конкурентности заключается в том, что и правящая партия и оппозиционные партии пользуются свободой слова, собраний, передвижения.

Требования периодичности. Выборы президента проходят через определенное время. У нас в стране и в США выборы президента проходят через четыре года, во Франции через семь лет.

Требования представительности, так как правительство, избранное маленькой группой не является демократическим. Вы знаете, что если на избирательный участок не пришло необходимое число избирателей, то выборы считаются недействительными.

Требование окончательности подчеркивает, что только граждане могут определить тех, кому будет доверено управление страной. Никто не вправе отстранить избранных народом депутатов от власти. Результаты выборов признаются окончательными, если в их ходе не было  зафиксировано нарушений. Вот почему  за процедурой голосования очень тщательно наблюдают.

3-й этап – выборы старосты класса: процедура голосования, работа счетной комиссии, объявление результатов голосования

 4-й этап – рефлексия

 В чем вы видите достоинства и недостатки системы выборов?  (аргументы «за» и «против», обсуждение результатов) Нужны ли выборы как метод формирования системы  управления?

Наш урок хочу закончить небольшой притчей:

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

   Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

    Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

Самоанализ

   Цель данного мероприятия соответствует общей цели воспитания – формирование активной гражданской позиции  личности.

   Воспитательная, образовательная и развивающая составляющие общей цели соответствуют возрастным  особенностям и потребностям учащихся. Содержание форм и методов, используемых при проведении мероприятия,  соответствует целевым установкам.

   Тема выборов  накануне избирательной кампании   в Федеральное собрание РФ в декабре 2001 года, выборов Президента РФ в марте 2012 достаточно актуальна. Учащиеся с большой заинтересованностью отнеслись  к подготовке мероприятия, осознали его значимость  в настоящее время. Заранее была сформирована классная избирательная комиссия, подготовившая бюллетени для голосования, выдвинуты кандидаты в  старосты класса, разработавшие  собственные программы развития классного коллектива, подготовлена историческая справка о формировании избирательного права в России.

    Содержание использовавшегося материала строилось на основе уже имеющихся знаний по истории России (вече, Земский собор), обществознанию (права человека, гражданские, политические права), общей информированности учащихся, а так же их жизненном опыте. В тоже время, вводилась новая информация об этапах избирательного процесса, признаках  демократической избирательной системы.

   Эмоциональное воздействие на учащихся оказывало обсуждение картины В.Васнецова «Витязь на распутье», видеоряд тематической презентации, подборка песен. Выступление члена участковой избирательной комиссии создало базу эмоционального контакта между участниками мероприятия и организаторами,  помогло осознать этапы подготовки и проведения выборов, активизировало внимание.

    Частью мероприятия стала ролевая игра, воссоздающая модель работы избирательного участка в день голосования.  Учащиеся на практике попробовали себя в качестве организаторов выборов, кандидатов на выборную должность, избирателей. Голосование осуществлялось при помощи переносной урны для голосования.

    Самым продуктивным   этапом стали выборы старосты класса. Каждый ученик сознавал, что он решает судьбу класса, чувствовалось даже некоторое замешательство в классном коллективе в начале процедуры голосования.

      Во время обсуждения результатов голосования учащиеся отметили, что выборы позволяют определить самого  достойного кандидата по мнению  большинства коллектива, активизируют деятельность  лидеров, учат взаимодействию внутри коллектива, но необходимо учитывать и мнение меньшинства, так как оно являются составной части коллектива.  Учащиеся активно высказали своё мнение о достоинствах и недостатках системы выборов не только в небольшом коллективе, но и масштабах страны.

       Учащиеся получили новые  знания по основам избирательного законодательства и практические навыки участия в выборах. Данное мероприятие достигло  поставленных целей, способствовало  дальнейшему  развитию классного коллектива, формированию  осознания  необходимости социально-активного поведения личности.

       

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я -будущий избиратель

Данная викторина по обществознанию может быть использована в урочной и внеурочной деятельности....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

Я будущий избиратель

Презентации для внеклассного мероприятия к параграфу 7 учебника Обществознание для 9 класса А.И. Кравченко "Голосование, выборы, референдум"...

«Мы, будущие избиратели»

Тема изучается в курсе обществознания в 9-11кл. В ней заложены основы гражданско-правового воспитания, рассматривается проблема выборов. Урок нацелен на повышение правовой культуры и развитие са...

Сценарий открытого классного часа "Ты - будущий избиратель!"

В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства....