Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Черепанова Ирина Анатольевна

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту демократического режима, сформировать мотивацию их сознательного участия в избирательных компаниях, познакомив их с основами избирательного права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obshchestvoznaniyu_dlya_8_klassa.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Занятие по обществознанию для 8 класса

Составитель - Черепанова И. А, учитель истории МОУ СОШ №4,

г. Шелехов Иркутская область.

Тема: «Ты будущий избиратель»

Цель занятия:

вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту демократического режима, сформировать мотивацию их сознательного участия в избирательных компаниях, познакомив их с основами избирательного права.

Задачи:

  1. Формировать отношение учащихся к себе, как гражданам России, будущим избирателям.
  2. Сформировать представление о процедуре выборов в демократическом государстве.
  3. Научить применять на себя роли активного и пассивного избирателя.
  4. Выработка навыков правовой культуры.

Оборудование урока:

1.Оборудование для иллюстрации слайдов презентации занятия.

2.Раздаточный материал для ролевых игр.

3. Подборка рекламного материала кандидатов в депутаты.

Предварительная работа:

Для детей:

  1. Провести социологический опрос населения г. Шелехова, с целью определения их избирательной активности.

 Для учителя:

  1. Оформить рабочий материал для проведения ролевых игр (Бланки опроса, бюллетени, рекламные материалы, сборники Конституции РФ, листы для проведения рефлексии).
  2. Приготовить избирательные ящики для голосования в помещении, а также для выездной избирательной комиссии.

Ход занятия

1слайд. Тема и эпиграф занятия.

Эпиграф занятия:

 Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство.

                                                                                                             Джон Адамс

Вводное слово учителя:

Многие из вас в этом году получают свой первый официальный документ – паспорт, который не только удостоверяет вашу личность, но  и определяет правовую принадлежность к государству – России. Наличие паспорта является показателем взросления подростка, а взрослый, грамотный человек должен обладать знаниями правовой, политической культуры.

 Тема нашего занятия «Ты будущий избиратель»

 2 слайд. Цель занятия:

 познакомиться  и приобрести первые правовые знания по избирательному праву.

 Задачи:

узнать, что такое избирательное право, как проходят выборы, кто принимает участие в выборах, зачем в современном обществе  нужны выборы.

3 слайд. Тема занятия предложена неслучайно, 12 октября состоятся выборы в Законодательное собрание Иркутской области, а также выборы в Шелеховскую районную Думу. Ваши родители, друзья, достигшие 18 летнего возраста, будут выступать в роли избирателей, выбирать представителей в законодательные органы местного самоуправления.

Такое явление, как выборы имеет древние корни.

Учитель показывает 4. слайд.

Вот перед нами древнее славянское племя – новгородские словени, члены племени собрались на народное вече – собрание, они выбирают старейшину, вождя решают проблемы племени.

Учитель показывает 5. слайд.

         А вот Древняя Греция. Именно здесь берут начало в своем развитии такие понятия, как гражданин и демократия.

 Мини-опрос. Что означало понятие «гражданин» в Древней Греции? Кто являлся гражданином? Что означает понятие «демократия»?

Вспомните  законы Солона и Перикла, знаменитых представителей греческой демократии.

Архонтом, а позже стратегом – правителем мог стать любой гражданин полиса, Народное собрание принимало решение по важнейшим вопросам государства с помощью голосования, посредством поднятия рук.

Учитель показывает 6. слайд.

         Другую форму  выборов мы можем наблюдать во времена Ивана IV. В 1549 году он созывает Первый Земский собор, в управлении государства принимают участие выборные представители сословий.

Учитель показывает 7. слайд.

Подобные формы выборов мы встречаем в Англии – Парламент, во Франции – Генеральные Штаты, в Испании – Кортесы.

         Рассмотренный нами исторический опыт лег в основу двух форм современной демократии: (слайды 8,9)

1. представительная демократия – это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятие и реализация политических решений через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа.

2.прямая (непосредственная) демократия – это прямое, без посредников, влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц. К проявлениям непосредственной демократии относятся собрания, выборы, референдумы.

Любые выборы решают главный вопрос – вопрос о власти. Как вы думаете, кому принадлежит власть в нашем государстве?

Откроем Конституцию – Основной закон нашего государства. Работа с источником.

Статья 3. гласит:

 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 32.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Таким образом,  Конституция РФ провозглашает наличие у граждан России избирательного права, т.е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В Российской Федерации осуществляются прямая и непосредственная форма демократии.

Слайд 10. Избирательные права граждан бывают активными и пассивными. Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Мы с вами сегодня на занятии попытаемся побывать в роли как активного, так и пассивного избирателя.

Выборы, голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.

Участвовать в голосовании имеет право любой гражданин России, которому к моменту голосования исполнилось18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда.

Как же происходит процедура выборов.

         Подчеркнем, что установлены четкие сроки проведения выборов. В нашей стране они назначаются указом Президента РФ и проводятся, как правило, в воскресенье. Точно расписаны сроки проведения различных этапов избирательной компании: время создания и действия избирательных комиссий, время работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчет голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов.

  Слайд 11. На первом этапе идет выдвижение кандидатов в депутаты (в форме самовыдвижения, выдвижения от партии, движения, социальной группы), регистрация кандидатов, получение кандидатом мандата доверия.

         Чтобы почувствовать дух выборов мы проведем ролевую игру «Доверие электората», кто знает, что означает данное понятие.

Во время игры вы выступаете в двух ролях, как кандидаты и как граждане города «Будушел», которым предстоит принять решение о поддержке или отказе в доверии. Вам дается время 5-7 минут, для того чтобы опросить одноклассников и получить мандат доверия для участия в выборах. За отведенное время вы должны как можно больше опросить одноклассников, задавая им лишь один вопрос «Достоин ли я, быть мэром? Ты доверишь мне власть и управление в городе?», при ответе одноклассники свое мнение-ответ выставляют в бланке опроса в баллах, обязательно ответ свой, подтверждая росписью. Ответы без подписи считаются не действительными.

Изучите внимательно опросный лист, а также варианты ответов и их балльное обозначение.

Фамилия

Мнение

 (в баллах)

Подпись участника опроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ оценивается в баллах по следующей шкале:

+2 балла: «Ты самый ответственный, надежный, честный в городе. Я тебе доверяю».

+1 балл: «Я тебе доверяю, но в городе есть более ответственные, надежные, честные кандидаты».

0 баллов: «Я тебя совсем не знаю с этой стороны».

-1 балл: «Ты неответственный человек, но есть более не серьезно относящиеся к делу люди».

-2 балла: «Власть в городе я тебе не доверю».

Подсчитайте количество голосов и определите, кто в вашей группе может претендовать на роль кандидата. Идет подсчет голосов, определяется победитель.

Слайд 12. Второй этап. Предвыборная агитация.

В результате опроса у нас появились два (три) кандидата на пост мэра города. Мандат доверия у них на руках. Теперь, чтобы привлечь на свою сторону сторонников и получить при голосовании как можно больше голосов, кандидаты должны представить предвыборную программу, группа доверенных лиц помогают им в этом. Я предлагаю вам вторую ролевую игру «Программа кандидата в депутаты. Дебаты претендентов». Доверенные лица должны представить кандидата, рассказать о его деловых качествах, не забудьте упомянуть чисто человеческие качества и достоинства. Ваш «портрет» кандидата должен быть полным, убедительным. При этом следует опираться на реальные факты и аргументы, не стоит фантазировать.

         Во-вторых, вы должны определить наиболее проблемные стороны жизни нашего города, составить тезисы программы, основываясь на реальных нуждах и проблемах нашего города, для выступления кандидата перед аудиторией с целью убедить слушателей, что ваш кандидат является самым достойным претендентом на должность мэра города. А вы кандидаты в депутаты  должны выступить с данными тезисами программы перед электоратом. На данную работу вам отводится 5-7 минут.

 Идет работа в группах. По истечению времени заслушиваем выступление доверенных лиц и самих кандидатов. Кандидаты выступают за отдельно стоящим столом с трибуной. У слушателей есть право задать любые вопросы претендентам.

Работа с источником, учитель предлагает ученикам просмотреть подборку рекламных буклетов за несколько лет.

Обратите внимание на рекламные программы людей, которые или уже выставляли свои кандидатуры, или выставляют сейчас. Очень часто от избирателей можно услышать фразу: «Не знаю за кого голосовать, кого выбрать?», а ведь если внимательно читать программы, можно сделать выбор кандидата, который будет представлять именно те проблемные вопросы, которые волнуют вас.

Слайд 13. Третий этап. Голосование.

         Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Один из таких участков находится в здании нашей школы.   Избирательные участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 избирателей. Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном избирательном участке, нужно проживать на его территории.

В день голосования, в установленный законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет  членам избирательной комиссии, присутствующим наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются.

Учитель показывает ящик для выборов.

         Избиратели делают свой выбор, и результаты выбора заносят в бланк голосования, заполнение бланка происходит в специально отведенной кабинке. Заполненные бланки опускаются в урну для голосования. Члены участковой избирательной комиссии дожидаются определенного законом часа, чтобы приступить к подсчету голосов. Председатель участковой избирательной комиссии  объявляет голосование оконченным. В присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии.

Предлагаю вам ролевую игру «Я голосую за тебя», вы прослушали предвыборные программы кандидатов в депутаты, а сейчас должны выбрать из предложенных кандидатур одну на пост главы города. Ваша задача заполнить бланк голосования, опустить его в ящик для голосования, а избирательная комиссия подсчитывает голоса.

Пока избирательная комиссия подсчитывает голоса, давайте, определим, какие нарушения

были допущены при проведении игровой ситуации выборов.

  1. Для получения бланка голосования, граждане должны представить избирательной комиссии документ, удостоверяющий личность;
  2. Избирательные ящики должны быть опечатаны;
  3. Заполнение бланка происходит индивидуально, в специально отведенной кабинке.

Слово предоставляется избирательной комиссии по результатам голосования. Поздравление победителя.

Слайд 14. Принципы избирательного права в России определяются тем, что оно является:

  1. всеобщим (обладает каждый гражданин России с 18 лет);
  2. равным (каждый избиратель имеет один голос);
  3. прямым (избиратель голосует за своего кандидата непосредственно);
  4. при тайном голосовании (обеспечивается тайна волеизъявления избирателя).

Участие в выборах добровольно. Закон не требует стопроцентной явки граждан для голосования.

Мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее ее экономическое, социальное, политическое развитие.

В заключение нашего занятия предлагаю вам решить ряд заданий, которые дадут вам возможность проверить свои знания в области избирательного права.

Задания для самостоятельной работы в группах.

1.Какие из перечисленных ниже должностей являются выборными:

 министр, командующий армией, депутат городской думы, мэр города, завуч школы, Президент РФ.

2. Определите, какие слова характеризуют демократические выборы, а какие – недемократические.

тайное голосование                       открытое голосование

один кандидат                                несколько кандидатов

18 лет                                               21 год

присутствие прессы                      отсутствие прессы

30% избирателей                             90% избирателей

избиратели независимо от пола, национальности, вероисповедования

избиратели только мужчины.

3.Решите ситуацию.

Из 30000 избирателей голосовать пришли 24000. Какая часть электората оказалась активной? Почему остальная часть электората оказалась пассивной? Что посоветовать председателю избирательной комиссии на следующие выборы?

 

Рефлексия занятия

   Интересно                           Личная                        Продуктивность

                                              активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию "Семьёй дорожить - счастливым быть".

Цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции. Задачи: Показать роль семьи в жизни каждого...

Разработка урока по теме: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Урок литературы в 5 классе.Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения...

Разработка урока по обществознанию "Вступая в ряды избирателей". 9 класс.

Урок по избирательному праву разработан  с  целью создания условий для формирования компетенций, необходимых для реализации избирательных прав, способствует воспитанию чувства патриатизма и ...