Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством предметов история и обществознание.
статья по обществознанию на тему
Статья "Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством предметов история и обществознание" отражает созданную систему гражданского воспитания на основе реализации ряда мероприятий обществоведческой направленности.
В статье представлены практические наработки педагога и учащихся старших классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результат: осознанное полноценное участие личности в решении общественно значимых задач общества.
совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.
Я – гражданин Мои права Моя гражданская позиция Гражданская компетентность личности Культура межнациональных отношений
Кружок «Права человека» коррекционно-развивающая программа для подростков, состоящих на учете в «Группе Риска» и «СОП» «Подросток и право» Дискуссионный клуб для старшеклассников Социальное проектирование Предметные недели истории, обществознания, права Музейные и библиотечные уроки
24 апреля 2013 года
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданина во внеклассной деятельности посредством предметов история и обществознание.
Полунина Лада Валентиновна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 16 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Лысьва, Пермского края
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирования социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...) , школьники могут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.
В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Система моей внеклассной работы по обществоведческим дисциплинам включает несколько направлений:
- Я – гражданин
- Мои права
- Моя гражданская позиция
- Гражданская компетентность личности
- Культура межнациональных отношений
Первое и второе направления реализуются на занятиях кружка «Права человека» (Программа ЦГОиПЧ г.Пермь) и при реализации коррекционно-развивающей программы для подростков, состоящих на учете в «Группе Риска» и «СОП» «Подросток и право». Данные курсы рассчитаны на теоретическое и практическое знакомство с правовой системой государства, дают представление о том, что социальное и правовое регулирование общественных отношений является единственно возможным и цивилизованным, ключевыми понятиями курсов определены «Толерантность» и «Справедливость». Практические занятия проходят в форме организационно - деятельностных, деловых, сюжетно-ролевых игр, практикумов по изучению документов.
В рамках третьего направления формируется активная гражданская учащихся посредством участия в дискуссионном клубе (Приложение 1).Тематика дискуссий также затрагивает и формирование культуры межнациональных отношений (5 направление), что весьма актуально в многонациональном государстве.
Гражданская компетентность личности (четвёртое направление) реализуется через социальное проектирование (Приложение 2,3), осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах школы, города, страны в целом.
Результатом системной работы по формированию гражданственности учащихся можно назвать участие моих воспитанников в совете лидеров, выборах в молодёжный парламент, различных акциях и проектах как в школьного, так и городского масштаба, поступление в ВУЗы на обществоведческие специальности.
Приложение 1.
План заседаний дискуссионного клуба 2012 – 2013 учебный год
Сентябрь «Каждый человек строит свою судьбу сам»
Октябрь «Моя законодательная инициатива»
Ноябрь «Что я могу изменить в жизни?»
Декабрь «Актуальна ли в наше время интеллигентность?»
Январь «Россия для русских?»
Февраль «Жестокость в обществе: как жить дальше?»
Март «Мужество и трусость человека. Каковы их последствия?»
Апрель «Что такое подвиг?»
Приложение 2.
Социальный проект 10 класса «Чистый дом» (выдержка).
Цель проекта: создание школьного туристско-экологического клуба
Задачи проекта:
- Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).
- Проводить агитацию и природоохранную работу с отдыхающими в зоне пребывания.
- Проводить рейды по очистке от бытового мусора водоемов и иных природных территорий.
Сроки реализации проекта: 2013 – 2014 учебный год
Продукт проекта:
1. Программа работы туристско-экологического клуба.
2. Листовки, памятки, статьи в газетах, акции для населения.
3. Буклет с эко - туристическими маршрутами по Лысьвенскому району.
Предполагаемый результат:
1. Работа туристско-экологического клуба.
Критерии:
Охват учащихся основной и старшей школы - не менее 3 человек от параллели.
Привлечение родителей к экологической деятельности – участие с детьми.
Проведение акций и десантов – не менее 2 в год.
2. Повышение экологической культуры учащихся.
Критерии:
Участие в городских экологических акциях.
Проведение экологических десантов.
3. Повышение качества проектной деятельности школьников.
Разработка, реализация и презентация эко-проектов участниками клуба.
Выступления участников на научно-практических конференциях города.
Приложение 3.
*Социальный проект 10 класса «Фестиваль патриотической песни» (выдержка)
Цель проекта: повышение интереса среди учащихся к патриотическим песням.
Задачи проекта:
1. Разработать сценарий школьного фестиваля патриотической песни.
2. Привлечь к организации фестиваля учащихся 5 – 11 классов.
3. Сделать фестиваль одной из традиций школы.
Сроки реализации: апрель 2013 года
Продукт проекта:
1. Сценарий мероприятия
2. Сборник патриотических песен.
Предполагаемый результат:
1. Проведение фестиваля патриотической песни для учащихся 5 – 11 классов
Критерии: каждый класс представляет одну песню с подобранной атрибутикой.
2. Фестиваль – традиция школы.
Критерии: признание педагогов и учащихся на основе анкетирования.
*Проект реализован 24 апреля 2013 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по истории и обществознанию "Машина времени"
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового воспитания. Одним из условий правовой культ...
Сценарий внеклассного мероприятия по истории и обществознанию "Слабое звено"
Сценарий внеклассного мероприятия по истории и обществознанию "Слабое звено". игра проводиться среди учеников 5-9 классов...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания по ФГОС
Материал по нравственно-патриотическому воспитанию...
Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ.
Обобщение опыта работы по теме: "Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ"...
самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"
Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...
Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.
информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....
Статья "Воспитание толерантности у обучающихся во внеклассной работе по истории и обществознанию"
На примере деловой игры для 9-х классов "Толерантность: мы разные, но мы вместе" обобщён опыт работы по воспитанию толерантности у обучающихся...