Разработка урока по обществознанию. 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Разработка урока по обществознанию. 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstitutsiya_rf.docx881.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию. 9 класс

Тема урока: Конституция Российской Федерации.

Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;

 развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;

 воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

Оборудование урока:

                                   учебник «Обществознание. 9 класс». Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев;

                                   текст Конституции РФ;

                                   карточки с заданиями; листы ватмана; фломастеры;

                                   презентация (приложение 1)

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слово учителя:

 На предыдущих уроках мы уже познакомились с понятием правовое государство, его сущностью, основными признаками. Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?

Ответы обучающихся.

Слово учителя:

Тема нашего урока – Конституция Российской Федерации. На уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства, т.к. Конституция – это основной закон страны.

II. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя:

Что вы уже знаете по этой теме? Ответьте на вопросы: (слайд 3)

1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?

2. Каково государственное устройство нашей страны?

3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?

4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?

5. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

6. Когда была принята первая в истории России Конституция?

Ответы обучающихся.

Слово учителя:

Чтобы дать полные, грамотные ответы на заданные вопросы, обратимся к истории развития Конституции в России и к тексту Конституции РФ.

III. Изучение новой темы.(слайд 4)не нужно

План:

1. Исторический путь России к демократической Конституции.

2. Общая характеристика Основного закона страны.

Слово учителя:

- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4)

 В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.

 Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.

В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века.(слайд 5)

Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.

Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.

Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.

Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.

Потом были четыре советские Конституции (слайд 6):

1918 г. – Конституция РСФСР

1924 г. – Конституция СССР

1936 г. – «сталинская» Конституция

1977 г. – «брежневская» Конституция.

 Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом) была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России. 12 декабря 2013 года наша страна будет отмечать 20-летие принятия ныне действующей Конституции.

[21:39:47] Roditeli Vildanovy: Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части   (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)

 Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

 Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

 Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

2.Работа в группах по изучению Конституции РФ.

 У нас сформированы 7 групп. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.  (15 мин.)

Задание для 1 группы:

Заполнить таблицу: «Основы конституционного строя РФ». Глава 1 Конституции РФ.

Основы конституционного строя

Статьи конституции

Содержание

Задание для 2 группы:

Составить схему «Классификация основных прав и свобод». Глава 2 Конституции РФ.

права и свободы (5 стрелок)

Задание для 3 группы:

Составить схему «Федеративное устройство». Глава 3 Конституции РФ.Типы субъектов РФ (6 стрелок)

Задание для 4 группы:

Составить кластер «Полномочия Президента РФ». Глава 4 Конституции РФ.

Президент РФ (6 стрелок)

Задание для группы 5:

Составить схему «Федеральное собрание». Глава 5 Конституции РФ.

Федеральное собрание (2 стрелки вниз - под первой структура под второй - полномочия)

Задание для 6 группы:

Составить кластер «Полномочия Правительства РФ». Глава 6 Конституции РФ.

Полномочия Прав-ва РФ (6 стрелок)

Задание для группы 7:

Составить кластер «Полномочия судов РФ»

Суды РФ (3 стрелки вниз)

3. Выступление групп с результатами работы.(слайды 8-14)

IV. Закрепление новой темы.

 

Тестирование.(на каждый сла        йд по 3)

Тест по теме «Конституция Российской Федерации»

1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?

 а) в 1977 г.;    б) в 1918 г.;   в) в 193 6 г.

2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

 а) 12 июня 1993 г.;    б) 12 декабря 1993 г.;    в) 12 декабря 1995 г.

3. Конституция – это:

 а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;

 б) юридический акт, содержащий все законы страны;

 в) текст законов.

4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

 а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;

 б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;

 в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

5. Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)

 а) демократическое;   б) общенародное;

 в) федеративное;   г) союзное;

 д) конфедеративное;   е) правовое;

 ж) с республиканской формой правления;

 з) с конституционно-монархической формой правления.

6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:

 а) экономическая сфера;

 б) государство;

 в) человек, его права и свободы.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сегодня на уроке мы изучили статьи Конституции России, узнали об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Каждый человек должен знать о Конституции своей страны, чтобы быть достойным гражданином патриотом.

Домашнее задание: параграф 12, стр.103-110, задание 1-4  на с. 118-119; Эссе на тему: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»  Н.А.Некрасов. (последний слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"

Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....

Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"

Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"

Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...