Разработка урока по обществознанию. 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по обществознанию. 9 класс
Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Оборудование урока:
учебник «Обществознание. 9 класс». Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев;
текст Конституции РФ;
карточки с заданиями; листы ватмана; фломастеры;
презентация (приложение 1)
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя:
На предыдущих уроках мы уже познакомились с понятием правовое государство, его сущностью, основными признаками. Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?
Ответы обучающихся.
Слово учителя:
Тема нашего урока – Конституция Российской Федерации. На уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства, т.к. Конституция – это основной закон страны.
II. Актуализация опорных знаний.
Слово учителя:
Что вы уже знаете по этой теме? Ответьте на вопросы: (слайд 3)
1. Кто или что является источником власти в нашем государстве?
2. Каково государственное устройство нашей страны?
3. Какими правами и обязанностями мы обладаем?
4. С какого возраста мы можем приобрести свои права?
5. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
6. Когда была принята первая в истории России Конституция?
Ответы обучающихся.
Слово учителя:
Чтобы дать полные, грамотные ответы на заданные вопросы, обратимся к истории развития Конституции в России и к тексту Конституции РФ.
III. Изучение новой темы.(слайд 4)не нужно
План:
1. Исторический путь России к демократической Конституции.
2. Общая характеристика Основного закона страны.
Слово учителя:
- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4)
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века.(слайд 5)
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции (слайд 6):
1918 г. – Конституция РСФСР
1924 г. – Конституция СССР
1936 г. – «сталинская» Конституция
1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом) была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России. 12 декабря 2013 года наша страна будет отмечать 20-летие принятия ныне действующей Конституции.
[21:39:47] Roditeli Vildanovy: Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
2.Работа в группах по изучению Конституции РФ.
У нас сформированы 7 групп. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы. (15 мин.)
Задание для 1 группы:
Заполнить таблицу: «Основы конституционного строя РФ». Глава 1 Конституции РФ.
Основы конституционного строя | Статьи конституции | Содержание |
Задание для 2 группы:
Составить схему «Классификация основных прав и свобод». Глава 2 Конституции РФ.
права и свободы (5 стрелок)
Задание для 3 группы:
Составить схему «Федеративное устройство». Глава 3 Конституции РФ.Типы субъектов РФ (6 стрелок)
Задание для 4 группы:
Составить кластер «Полномочия Президента РФ». Глава 4 Конституции РФ.
Президент РФ (6 стрелок)
Задание для группы 5:
Составить схему «Федеральное собрание». Глава 5 Конституции РФ.
Федеральное собрание (2 стрелки вниз - под первой структура под второй - полномочия)
Задание для 6 группы:
Составить кластер «Полномочия Правительства РФ». Глава 6 Конституции РФ.
Полномочия Прав-ва РФ (6 стрелок)
Задание для группы 7:
Составить кластер «Полномочия судов РФ»
Суды РФ (3 стрелки вниз)
3. Выступление групп с результатами работы.(слайды 8-14)
IV. Закрепление новой темы.
Тестирование.(на каждый сла йд по 3)
Тест по теме «Конституция Российской Федерации»
1. Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.; б) в 1918 г.; в) в 193 6 г.
2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) 12 июня 1993 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 декабря 1995 г.
3. Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
б) юридический акт, содержащий все законы страны;
в) текст законов.
4. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;
б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;
в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
5. Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько)
а) демократическое; б) общенародное;
в) федеративное; г) союзное;
д) конфедеративное; е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
6. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Сегодня на уроке мы изучили статьи Конституции России, узнали об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Каждый человек должен знать о Конституции своей страны, чтобы быть достойным гражданином патриотом.
Домашнее задание: параграф 12, стр.103-110, задание 1-4 на с. 118-119; Эссе на тему: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Н.А.Некрасов. (последний слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"
Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"
Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"
Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...
методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"
Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...