Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы
рабочая программа по обществознанию на тему
Рабочая программа для вечерней школы, рояснительная записка, тематическое планирование, содержание планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_5-9_klassy.doc | 275 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка---------------------------------------------------------- с.2
Планируемые результаты.
Система контроля-----------------------------------------------------------------с. 6
Тематическое планирование---------------------------------------------------- с. 13
Содержание планирования------------------------------------------------------ с. 19
Список литературы для обучающихся
и учителя---------------------------------------------------------------------------- с. 30
Пояснительная записка:
Статус документа
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Особенность курса:
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Во исполнение пунктов 4,5 протокола совещания у Министра РФ М.А.Абызова от 21 апреля 2014 г. № АМ- П36-37пр «Окалендарном плане рабочей группы по развитию проекта «Бюджет для граждан» в 2-14 году» Министерством образования и науки РФ совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ, Министерством финансов РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Экономика» (базовый и углубленный уровень) и «Обществознание» для учащихся 7-11 классов общеобразовательных организаций.
В содержание учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебного предмета «Обществознание», в системе общего образования включены следующие темы:
в курсе обществознания для учащихся 7-9 классов: «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семьи», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет РФ», «Банковская система России», «Пенсионные программы»;
Место предмета в базисном учебном плане
Данная рабочая программа составлена в соответствии с базисным учебным планом МБОУ «Михайловская РВ (с) ОШ»
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительные таблицы приведены ниже.
5 класс:
Структура изучения курса обществознания в 5 классе
Изучение обществознания в 5 классе продолжает изучение предмета, начатое в начальных классах в рамках реализации национально-регионального компонента содержания образования. Планирование основано на Примерной программе, которая предусматривает выделение в курсе обществознания в основной школе двух самостоятельных этапов изучения предмета. Первый этап – 5-6 класс - носит преимущественно пропедевтический характер.
6 класс:
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
1. Человек и природа | |||
2. Человек – личность | |||
3. Человек среди других людей |
Количество зачётов в год: 5
7 класс:
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
1. Человек и закон | |||
2. Человек и экономика | |||
Количество зачётов в год: 5
8 класс:
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
1. Что такое человек | 8 | 4 | 4 |
2. Человек и природа | 5 | 2 | 3 |
3. Человек среди людей | 9 | 4 | 5 |
4. Человек в обществе | 12 | 8 | 4 |
Количество зачётов в год: 2
9 класс:
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
1. Личность и мораль | 10 | 7 | 3 |
2. Гражданин. Государство. Право | 8 | 7 | 1 |
3. Права человека и гражданина | 15 | 12 | 3 |
Количество зачётов в год: 2
Планируемые результаты. Система контроля
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Часть учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Контроль реализации программы
Уровень знаний и умений обучающихся проверяется при помощи контрольных и самостоятельных работ, тестирования, зачетов в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. Стартовый контроль не проводится, поскольку в Примерной программе не предусмотрены часы для повторения ранее изученного материала. Последняя работа носит характер итогового контроля.
В соответствии с Примерной программой не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Данные лабораторные и практические работы диффузно включаются в каждый урок:
• извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
• решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
• формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
• наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
• оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
• участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
• конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
• совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Критерии оценивания учащихся по обществознанию
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Тематическое планирование
обществознание 5 класс (7 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Человек и семья (1 час) | |||
1. | Человек и семья | Урок изучения нового материала | Гл.1 конспект |
Зачёт №1 Человек и семья. | |||
Дом и школа (2 часа) | |||
2. | Дому нужен хозяин Делу время, потехе час. | Комбинированный | п.5-6, |
3. | Профессия – ученик Одноклассники, сверстники, друзья. | Урок изучения нового материала | п.7-8,конспект |
Зачёт №2 Дом и школа | |||
| Труд (1 час) | Контрольный урок | |
4. | Труд – основа жизни Труд и творчество | Урок изучения нового материала | П.9-10, конспект |
Зачёт №3 Труд | |||
Гражданин и государство (3 часа) | |||
5. | Что значит быть патриотом Символика России | Урок изучения нового материала | П.11-12 |
6. | Гражданин – отечества достойный сын Мы – многонациональный народ | Урок изучения нового материала | П.13-14, конспект |
Зачёт №4 Гражданин и государство | |||
7. | Человек славен добрыми делами. Будь смелым | Урок изучения нового материала | П.15-16 |
Зачёт № 5 Итоговый тест – зачёт по курсу обществознание 5 класса |
Тематическое планирование
обществознание 6 класс (7 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Человек и природа (2 часа) | |||
1. | Человек-часть природы Воздействие человека на природу | Урок изучения нового материала | П. 1-2 конспект |
2. | Охранять природу – значит охранять жизнь Закон на страже природы | Урок-дискуссия | П.3-4конспект |
Зачёт №1 Человек и природа | |||
| Человек – личность (3 часа) | ||
3. | Что такое личность На пути к жизненному успеху | Комбинированный урок | П.5,10 |
4. | Особый возраст: отрочество Познай самого себя | Урок-беседа | П.6 П. 7 , схема с. 74 |
Зачёт №2 Человек – личность. | |||
5. | Человек и его деятельность Что человек чувствует | Комбинированный | П.8-9, конспект |
Зачёт № 3 Человек - личность | |||
| Человек среди других людей (2 часа) |
| |
6. | Отношения между людьми Ты и твои товарищи | Урок – дискуссия | П.11-12, текст с. 104-105 |
7. | Зачем люди общаются Почему нужно быть терпимым | Урок – беседа | П.13-14, конспект |
Зачёт №4 Человек среди других людей | |||
Зачёт № 5 Итоговый тест - зачёт по обществознанию |
Тематическое планирование
обществознание 7 класс (7 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Человек и закон (4 часа) | |||
1. | Что значит жить по правилам Права и обязанности граждан | Лекция | п.1,2, конспект |
2. | Почему важно соблюдать законы Защита Отечества | Урок-дискуссия | П.3, 4,вопр. С.41 |
Зачёт №1 «Человек и закон» | |||
3. | Что такое дисциплина | Лекция | п.5, |
4. | «Виновен - отвечай» Кто стоит на страже закона | Урок-диалог | п. 6,текст с.72-73 П.7, схема с.76 |
Зачёт №2 «Человек и закон» | |||
Человек и экономика (3 часа) | |||
5. | Экономика и её основные участники «Золотые руки работника» | Лекция | п.8,заполнить таблицу, п9 |
Зачёт №3 «Человек и экономика» | |||
6. | Производство: затраты, выручка, прибыль Виды и формы бизнеса. Бюджет моей семьи | Практикум | П.10-11 |
7. | Обмен, торговля, реклама Деньги, их функции Экономика семьи. Карманные деньги: за и против | Комбинированный урок | п.12-14,конспект |
Зачёт №4 «Человек и экономика» | |||
Зачёт №5 «Итоговый тест – зачёт по курсу обществознание 7 класса» |
Тематическое планирование
обществознание 8 класс (18 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Тема 1: Что такое человек. (4 часа) | |||
1. | Что делает человека человеком. Что человеку нужно. | Лекция | п.1- 3, конспект |
2. | Человек и человечность. | Лекция | п.4, конспект |
3. | Человек познает мир. Человек и культура. | Лекция | п. 6 -7, конспект |
4. | Обобщающий урок по теме: «Что такое человек». Контроль знаний по теме: Что такое человек | Урок обобщения и систематизации знаний (тест). | |
Тема 2. Человек и природа. (2 часа) | |||
5. | Природа, общество, человек. | Лекция | п.8 – 9, конспект |
6. | Природа под охраной закона. Контроль знаний по теме: Человек и природа | Беседа | п. 10, конспект |
Зачёт №1 Что такое человек. Человек и природа | |||
Тема 3. Человек среди людей. (4 часа) | |||
7. | Межличностные отношения. | Комбинированный урок | п.11, конспект |
8. | Малая группа. Радости и сложности общения | Лекция | п. 12 – 13, конспект |
9. | Психологический климат в семье | Лекция | п.16,конспект |
10. | Обобщающий урок по теме: «Человек среди людей». Контроль знаний по теме: Человек среди людей | Урок обобщения и систематизации знаний (тест) | |
Тема 4. «Человек в обществе». (7 часов) | |||
11. | Человек и общество | Лекция | п.17,конспект |
12. | Человек в мире экономических отношений. Бюджет государства и семьи | Комбинированный урок | п.19,конспект |
13. | Государство и экономика. Государственный бюджет РФ | Комбинированный урок | п.20,конспект |
14. | Социальная сфера жизни общества | Лекция | п.21,конспект |
15. | Политика и политическая жизнь | Комбинированный урок | п.24,конспект |
16. | Культура. Наука. Искусство. | Лекция | п.26, конспект |
17. | Обобщающий урок по теме: «Человек в обществе». Контроль знаний по теме: Человек в обществе | Урок обобщения и систематизации знаний (тест) | |
Зачёт №2 Человек среди людей. Человек в обществе | |||
18. | Итоговый урок по курсу «Обществознание» (1 час) | Контрольный урок – зачет |
Тематическое планирование
обществознание 9 класс (27 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Личность и мораль (7 часов) | |||
1 | Личность и моральная ответственность | Урок изучения нового материала | П.48 вопр.2 с.321 |
2 | Что такое мораль? | Комбинированный урок | п.49-50, заполнить таблицу в тетр. |
3 | Добро и зло | Комбинированный урок | п.49-50, заполнить таблицу в тетр. |
4 | Роль морали в жизни человека и общества. | Лекция | П.51 |
5 | Долг и совесть | Лекция | П.52 |
6 | Нравственные основы любви, брака и семьи. Нравственная культура | Комбинированный урок | п.53-54 конспект |
7 | Контроль знаний по теме: Личность и мораль | Контрольный урок | |
Гражданин. Государство. Право. (7 часов) | |||
8 | Роль права в жизни человека, общества и государства | Лекция | п. 29 зад1 с.183 |
9 | Правовая ответственность | Лекция | п.30,таблица |
10 | Право выше власти | Урок изучения нового материала | П.31, конспект |
11 | Правовое государство | Урок изучения нового материала | П.32, конспект |
12 | Гражданское общество и государство | Комбинированный урок | конспект |
13 | Конституция России | Лекция | п.33-34 повторить гл.5 |
14 | Контроль знаний по теме: Гражданин. Государство. Право | Контрольный урок | |
Зачёт №1 Личность и мораль. Гражданин. Государство. Право. | |||
Права человека и гражданина (12 часов) | |||
15 | Гражданин – человек свободный и ответственный | Лекция | п.35,конспект |
16 | Всеобщая декларация прав человека | Комбинированный урок | п.36,зад. 2-4 с.233 |
17 | Международное гуманитарное право | Комбинированный урок | п.37, конспект |
18 | Частная и публичная жизнь гражданина. Контроль знаний по теме: Права человека | Лекция | П.38, конспект |
19 | Труд и собственность | Лекция | П.39-40 |
20 | Банковская система России | Лекция | конспект |
21 | Духовная жизнь. Свобода совести | Беседа | П.41-42 |
22 | Правовые основы брака и семьи. Домашнее строительство | Комбинированный урок | П.43-44 |
23 | Социальные права человека. | Урок изучения нового материала | П.45 конспект |
24 | Пенсионные программы | Беседа | Конспект |
25 | Право на образование | Комбинированный урок | П.47 |
26 | Гражданские и политические свободы. Контроль знаний по теме: Права гражданина. | Урок изучения нового материала | П.46, конспект |
Зачёт №2 Права человека и гражданина | |||
27 | Итоговый урок по курсу обществознание 9 класса (1 час) | Контрольный урок |
Содержание планирования
5 класс
Человек и семья – 1 час
Дом и школа – 2 часа
Труд – 1 час
Гражданин и государство – 3 часа
Итоговый урок – 1 час
6 класс
Тема 1. Человек и природа – 2 часа
Тема 2. Человек – личность – 3 часа
Тема 3. Человек среди других людей – 3 часа
Итоговый урок – 1 час
7 класс
Тема «Человек и закон» определяет права и обязанности граждан и учит соблюдать их.
Тема «Человек и экономика» называет основных участников хозяйственной деятельности, виды и формы бизнеса, функции денег.
Тема «Человек и природа» учит беречь и охранять природу.
8 класс
Курс обществознания 8-9 классов включает в себя два раздела.
Первый раздел — «Человек, природа, общество» —
опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающая- ся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.
Введение к курсу призвано сформировать у учащихся положительную установку на изучение нового для них обществоведческого предмета, а также познакомить с его ключевой идеей — идеей гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается в развитии в самых разных связях и проявлениях.
В теме «Что такое человек?» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.
Тема «Человек и природа» включает в себя два содержательных блока: первый — общефилософские аспекты взаимодействия человека с естественной природной средой; второй — вопросы социальной экологии, охраны окружающей природы, активного проявления человеческого отношения к живому и неживому в природе. Именно в этой теме целесообразно идти от местного материала, стимулировать учащихся к внимательному, вдумчивому и ответственному отношению к хрупкому миру вокруг нас. Тема позволяет раскрыть сущность человека через понимание им последствий собственного поведения в природе.
Тема «Человек среди людей» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь дается взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а дает возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности дает эта тема и для обсуждения актуальных молодежных проблем — моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.
В теме «Человек в обществе» учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной), изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.
РАЗДЕЛ 1.
ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО
18 часов
Тема 1. Что такое человек (4 час.)
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.
Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.
Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Человек и природа (2 час.)
Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?
Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.
Тема 3. Человек среди людей (4 час.)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.
Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.
Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм,
конформизм. Свобода личности и коллектив.
Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,
приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность — пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 4. Человек в обществе (7 час.)
Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное об - щество.
Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.
Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибьтль. Издержки производства. Предприятие.
Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.
Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.
Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.
Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея - тельность: основные условия успеха.
Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.
Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.
Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.
Итоговый урок – 1 час
9 класс
Второй раздел — «Гражданин, мораль, право» —
знакомит с системой социальных норм (прежде всего моральных и правовых), гражданских качеств личности. Отображение нормативных требований, социальных норм в сознании человека позволяет ему полнее и адекватнее осознать социальную действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели деятельности, сознательно регулировать свое поведение. С помощью социальных норм человек формирует собственные оценки и отношение к себе и другим, к своему поведению и поведению других членов общности или группы, к партнерам в непосредственном общении, к обществу в целом. Они являются и условием, и продуктом, и средством познания социальной действительности. Овладевая ими, человек вырабатывает отношение к фактам и процессам социальной жизни, социальным условиям своего существования и поведения, благодаря им оценивает эти условия и возможности. Только имея целостное представление о социальных нормах и следуя им, человек способен выработать высшие формы и средства регуляции поведения — ценностные системы и критерии, убеждения, идеалы, понимать взаимосвязь прав, свобод личности и ее гражданской ответственности.
В первой теме — «Личность и мораль» — характеризуются моральные ценности как критерий оценки нравственного поведения гражданина. При этом мораль понимается как изначально — по своей природе и сути — общечеловеческий феномен, как одно из проявлений культуры, духовной жизни наряду с другими (правом, искусством и т. д.).
Моральное добро рассматривается как точка отсчета в мире высших человеческих ценностей; оно обозначает то духовное пространство, внутри которого все общественные связи индивидов приобретают разумный человеческий смысл. При изучении темы важно избежать опасности педагогически необоснованной назидательности и излишнего морализаторства, не навязывать учащимся однозначные, готовые оценки человеческих поступков, а, напротив, представить школьнику возможность выработать собственное отношение к нравственному выбору в той или иной ситуации, рассмотреть его возможные последствия.
Во второй теме — «Гражданин, государство, право» — дается целостное представление о гражданине как свободном и ответственном члене общества.
В третьей теме — «Права человека и гражданина» — характеризуются важнейшие стороны его частной и общественной жизни, которые раскрываются с позиций частного и публичного права, а также во взаимосвязи норм права и морали.
При изучении второй и третьей тем привлекается текст Конституции Российской Федерации как для конкретизации общих положений курса, так и для расширения знаний учащихся о правах и свободах граждан, о конституционном строе России.
Настоящая программа полностью соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для основной школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.
Преподавание курса в основной школе обеспечивается учебным пособием «Введение в обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Особое значение самостоятельной работы учащихся, связанной с изучением разнообразных источников, решением познавательных задач, выполнением практических заданий. Развернуть эту учебную деятельность можно, располагая дополнительным временем. Наличие различных вариантов учебного плана, права школы разрабатывать свой собственный учебный план на основе предложенных примерных планов позволяют, увеличив время на изучение курса, создать более благоприятные условия для эффективной работы.
РАЗДЕЛ II
ГРАЖДАНИН. МОРАЛЬ. ПРАВО.
18часов
Тема 1. Личность и мораль (4 час.)
Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право — величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.
Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы. Добро и зло — основные понятия этики. Добро — выражение положительных моральных явлений. Зло —нарушение морали. Критерий морального поведения.
Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль — регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали.
долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг мужчины и, моральный долг женщины в семье.
Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек — творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Тема 2. Гражданин. Государство. Право (4 час.)
Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право — особый регулятор общественных отношений. Право — мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.
Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы.
Власть и право: право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.
Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.
Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президеитства. Становление правового государства в РФ.
Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.
Тема 3. Права человека и гражданина (9 час.)
Гражданин — человек свободный и ответственный. Гражданин — человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.
Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека мера его свободы.
Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.
Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.
Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.
Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. духовно богатый человек. Человеческое достоинство.
Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.
Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.
домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет, деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.
Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Реферевдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.
Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.
Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.
Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под ох- раной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.
Право на образование. Образование — сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.
Заключение. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.
Итоговый урок – 1 час
Список литературы для обучающихся и учителя
5 класс
Учебно-методический комплекс Для обучающихся:
• Боголюбов Л.Н. и др. Обществоведение: человек, природа, общение. 5 кл. М: Просвещение, 2010
Для учителя:
• Обществоведение: человек, природа, общение: 5 кл. Методические рекомендации: пособие для учителя / Боголюбов Л.Н. и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2010
6 класс
Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.
7 класс
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2009.
Белокрылова О.С. Обществознание. Тесты. – Ростов – на – Дону: 2004.
8 класс
Обществознание: учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2008
9 класс
Обществознание: учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...