конспект по теме: "Что такое человек?"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему
Подборка материала для более углубленного изучения темы, взята из разных учебников и пособобий по обществознанию. Служит для подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_3_chto_takoe_chelovek.docx | 83.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое человек?
Основная философская проблема – происхождение человека и его место в мире.
Взгляды ученых:
Демокрит: Человек часть космоса. Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.
Аристотель: Человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.
Декарт: «Мыслю, значит существую». Человек – существо разумное.
Франклин: Человек – животное, производящее орудия.
Кант: Человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.
Фейербах: Человек – венец природы.
Рабле: Человек – животное, которое смеется.
Ницше: Главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.
Маркс: Человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.
Религиозное представление:
1) божественное происхождение человека;
2) признание души, как источника жизни, то, что выделяет человека из царства животных;
3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.
Естественно-научные | |||
(материалистические) теории | |||
Ч. Дарвин | Ф. Энгельс | ||
Религиозная | Теория | (1809—1882) — | (1820—1895) — |
теория | палеовизита | английский | социальный |
естествоиспытатель, | мыслитель, | ||
создатель эволюционной теории | политический деятель | ||
Божественное | Человек — | Человек как | Главная причина |
происхождение Человека Душа — источник человеческого в человеке | создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа | биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими | появления человека— труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности |
Научные представления о происхождении человека:
1) Биология, анатомия, генетика.
2) Теория естественного отбора (Дарвин)
3) Влияние труда (Маркс)
4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/
Основные отличия человека от животного
Человек | Животное |
1. Обладает мышлением и членораздельной речью. | 1. Существование направляется только инстинктами. |
2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность. | 2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы. |
3. Преобразует окружающий мир, создаёт материальные и духовные блага. | 3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования. |
4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ. | 4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки. Но ни одно животное не может изготавливать орудия труда. |
5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удовлетворяет материальные и духовные потребности. | 5. Воспроизводит только свою биологическую сущность. |
Принципиальное отличие человека от животных состоит в понятии «природа человека»:
1) человеческая природа — это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду;
2) человеческая природа — это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей;
3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира;
4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.
Формы бытия
Бытие процессов природы, а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная природа и «вторая природа» — очеловеченная природа.
Бытие человека
- Бытие духовное: внутренний (духовный) мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности
- Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе
- Индивидуальный аспект бытия человека Жизнь человека от рождения до смерти
- Личностный аспект бытия человека Включенность человека в культуру
Человек является биосоциальным существом.
Антропосоциогенез — процесс превращения человека как биологического существа в члена общества.
Потребности и интересы человека
- Потребности: первичные (физиологические) и вторичные (психологические).
- Потребности человека они меняются с течением времени.
- Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Физиологические потребности - это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе
Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребности — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.
Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"
Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...
Занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"
Программные задачи: • Формировать представление, о том , что дети в классе зависят друг от друга. • Научить быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, сочувст...
Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»
Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...
Классный час на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?»
очень занимательный классный час...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по духовно-нравственному и речевому развитию на тему "Что такое хорошо и что такое плохо"
Цель занятия: побуждать детей ориентироваться в нравственных ситуациях, самостоятельно находить выход через понимание «хорошо-плохо»....
Материалы к уроку по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"
Материалы включают в сеюя конспект урока и презентацию по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"....