конспект по теме: "Что такое человек?"
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Лозяная Людмила Владимировна

Подборка материала для более углубленного изучения темы, взята из разных учебников и пособобий по обществознанию. Служит для подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_3_chto_takoe_chelovek.docx83.88 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое человек?

Основная философская проблема – происхождение человека и его место в мире.

Взгляды ученых:

Демокрит: Человек часть космоса. Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.

Аристотель: Человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.

Декарт: «Мыслю, значит существую». Человек – существо разумное.

Франклин: Человек – животное, производящее орудия.

Кант: Человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

Фейербах: Человек – венец природы.

Рабле: Человек – животное, которое смеется.

Ницше: Главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Маркс: Человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

Религиозное представление:

1) божественное происхождение человека;

2) признание души, как источника жизни, то, что выделяет человека из царства животных;

3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.

Естественно-научные

(материалистические) теории

Ч. Дарвин

Ф. Энгельс

Религиозная

Теория

(1809—1882) —

(1820—1895) —

теория

палеовизита

английский

социальный

естествоиспытатель,

мыслитель,

создатель эволюционной теории

политический деятель

Божественное

Человек —

Человек как

Главная причина

происхождение Человека Душа — источник человеческого в человеке

создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

появления человека— труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Научные представления о происхождении человека:

1) Биология, анатомия, генетика.

2) Теория естественного отбора (Дарвин)

3) Влияние труда (Маркс)

4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/

Основные отличия человека от животного

Человек

Животное

1. Обладает мышлением и членораздельной речью.

1. Существование направляется только инстинктами.

2. Может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность.

2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы.

3. Преобразует окружающий мир, создаёт материальные и духовные блага.

3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существования.

4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.

4. Некоторые животные могут использовать подручные средства, такие как камни, палки. Но ни одно животное не может изготавливать орудия труда.

5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удовлетворяет материальные и духовные потребности.

5. Воспроизводит только свою биологическую сущность.

Принципиальное  отличие человека от животных  состоит в понятии «природа человека»: 

1) человеческая природа — это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду;

2) человеческая природа — это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей;

3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира;

4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.

Формы бытия

Бытие процессов природы,  а также вещей, произведенных человеком, т. е. естественная природа и «вторая природа» — очеловеченная природа.

Бытие человека

  • Бытие духовное: внутренний (духовный) мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности
  • Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе
  • Индивидуальный аспект бытия человека             Жизнь человека от рождения до смерти
  • Личностный аспект бытия человека         Включенность человека в культуру

Человек является биосоциальным существом.

Антропосоциогенез — процесс превращения человека как биологического существа в члена общества.

Потребности и интересы человека

  • Потребности: первичные (физиологические) и вторичные (психологические).
  • Потребности человека они меняются с течением времени.
  • Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.

Физиологические потребности - это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе

Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.

Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.

Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.

Духовные потребности — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности человека составляют основу его интересов.

Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"

Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...

Занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"

Программные задачи: • Формировать представление, о том , что дети в классе зависят друг от друга. • Научить быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, сочувст...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по духовно-нравственному и речевому развитию на тему "Что такое хорошо и что такое плохо"

Цель занятия: побуждать детей ориентироваться в нравственных ситуациях, самостоятельно находить выход через понимание «хорошо-плохо»....

Материалы к уроку по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"

Материалы включают в сеюя конспект урока и презентацию по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"....