Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
календарно-тематическое планирование по обществознанию (10, 11 класс) на тему
В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_obshchestvo_10-11_klass.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
- воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
- биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- анализ альтернативных ситуаций;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
- учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
- научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
- успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Курс рассчитан для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 70часов: 10 класс – 36 часа, 11 класс – 34 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | всего часов | Форма занятия | Форма контроля |
10 класс – 36 часов. | ||||
1 | Введение | 1 | Вводная лекция | |
Модульный блок «Общество» 7 часов | ||||
2 | Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты | 1 | Лекция | Решение практических заданий части А, В, С |
3 | Общество и природа. Общество и культура | 1 | лекция | Решение практических заданий части А, В, С |
4 | Многовариантность общественного развития. Типология обществ. | 1 | лекция | Решение практических заданий части А, В, С |
5 | Понятие общественного прогресса. | 1 | лекция | Решение практических заданий части А, В, С |
6 | Процессы глобализации и становление единого человечества Глобальные проблемы человечества | 1 | лекция | Решение практических заданий части А, В, С |
7-8 | Контрольная работа по модульному блоку «Общество» | 2 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов | ||||
9 | Культура и духовная жизнь | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
10 | Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
11 | Средства массовой информации | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
12 | Искусство, его формы, основные направления. Наука | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
13 | Социальная и личностная значимость образования | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
14 | Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. | 1 | Практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
15 | Мораль. Нравственная культура | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
16 | Тенденции духовной жизни современной России | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
17 | Контрольная работа по модульному блоку «Духовная жизнь общества» | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов | ||||
18 | Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
19 | Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
20 | Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
21 | Самопознание. Свобода и ответственность личности | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
22 | Познание мира. Формы познания. | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
23 | Истина и ее критерии. Относительность истины | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
24 | Виды человеческих знаний. Научное познание | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
25 | Контрольная работа по модульному блоку «Человек. Познание.» | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «Политика» 9 часов | ||||
26 | Власть, ее происхождение и виды | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
27 | Политическая система, ее структура и функции | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
28 | Политические партии и движения. Становление многопартийности в России | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
29 | Политический режим. Типы политических режимов | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
30 | Политическая идеология Политическая культура | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
31-32 | Гражданское общество Правовое государство | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
33-34 | Человек в политической жизни. Политическое участие | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
35-36 | Контрольная работа по модульному блоку «Политика» | 2 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
11 класс – 34 часа | ||||
Модульный блок «Экономика» 11 часов | ||||
1 | Экономика: наука и хозяйство | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
2 | Экономические системы | 2 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
3 | Экономическое содержание собственности | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
4 | Измерители экономической деятельности | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
5 | Экономический цикл и экономический рост | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
6 | Экономика и государство | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
7 | Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
8 | Экономика потребителя. Экономика производителя. | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
9 | Рынок труда. Безработица | 1 | Лекция с элементами беседы, практическая работа | Решение практических заданий части А, В, С |
10 | Контрольная работа по модульному блоку «Экономика» | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов | ||||
11 | Социальное взаимодействие и общественные отношения | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
12 | Социальные группы, их классификация | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
13 | Социальный статус. Социальная роль | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
14 | Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
15 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
16 | Семья и брак как социальные институты | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
17 | Молодежь как социальная группа | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
18 | Этнические общности. Межнациональные отношения | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
19 | Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
20 | Социальные процессы в современной России | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
21 | Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения» | 1 | Практическая контрольная работа | Решение практических заданий части А, В, С |
Модульный блок «Право» 8 часов | ||||
22 | Право в системе социальных норм Источники права. Правовые акты | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
23 | Система права: основные отрасли, институты, отношения | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
24 | Правонарушения | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
25 | Конституция РФ | 2 | Лекция | Решение заданий |
26-27 | Юридическая ответственность и ее виды | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий |
28-29 | Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий части А, В, С |
30-31 | Международные документы о правах человека Правовая культура | 1 | Лекция с элементами беседы | Решение практических заданий |
Итоговый контроль – 3 часа | ||||
32-34 | Пробный ЕГЭ | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронная библиотека к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса
Электронная библиотека, собранная к программе элективного курса «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для учащихся 11 класса включает в себя тексты произведений рус...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс
Изучение данного курса позволит повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...
Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс
Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...
Программа элективного курса «Общество- теория и практика» для 10-11 классов
Элективный курс выполняет ведущую роль в реализации функции интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия формирования российской гражданской идентичности, освоения тра...