Опорный конспект урока "Сложные периоды в жизни семьи ".
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Конспек турока по обществознании в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС. Целевые установки на достижение результата: - личностные: уметь выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. - метапредметные: (регулятивные): уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности; (коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе или паре, конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные): давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы. - предметные: составить представление о современной семье, рассмотреть какие сложности современной жизни могут мешать благополучию семьи, назвать основные причины, по которым семьи распадаются, а дети остаются без попечительства родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опорный конспект к уроку "Сложные периоды в жизни семьи" | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Опорный конспект урока.
ФИО учителя: Трофимова Татьяна Фёдоровна
Место работы: МБОУ «Икрянинская СОШ»
Предмет: обществознание
Класс: 5
Учебник: «Обществознание». О.Б.Соболева, О.В.Иванова.
Тема урока: «Сложные периоды в жизни семьи»
Тип уроков: комбинированный.
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: уметь выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
- метапредметные: (регулятивные): уметь правильно и рационально использовать урочное время, определять этапы и пути самостоятельной деятельности; (коммуникативные): устанавливать правильные, рабочие отношения в группе или паре, конкретно и чётко отвечать на поставленные вопросы; (познавательные): давать определение понятиям, максимально использовать текст учебника, анализировать документ, находить нужную информацию, выделять главное и делать выводы.
- предметные: составить представление о современной семье, рассмотреть какие сложности современной жизни могут мешать благополучию семьи, назвать основные причины, по которым семьи распадаются, а дети остаются без попечительства родителей.
Воспитательный потенциал: способствовать воспитанию чувства сопереживания к ребятам, оставшимся без родителей. Развивать интерес к обществознанию.
Формы организации работы: индивидуальные, в парах.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карта.
ХОД УРОКА.
1. Организационный блок.
1.1. Вводное слово учителя, проверка отсутствующих, общей готовности к уроку (учебник, тетрадь, ручка, дневник) (2 мин).
1.2. Проверка домашнего задания:
1. Написать определение понятия «семья» - ученик работает у доски.
2. Перечислите основные черты хорошей семьи.
3. Почему семья – это главная опора в жизни человека.
4. Пословицы о семье.
2. Мотивационный блок. Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель:
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет — так и горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
- В недружной семье добра не бывает.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- В семье, где нет согласия, добра не бывает.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
О чём говорится в этих пословицах? (О недружной семье, о разладе, о несогласии, о вражде).
Определение темы урока:
Почти каждая семья иногда испытывает трудности. Давайте попытаемся вместе определить тему сегодняшнего урока. Кто догадался, поднимите руку.
Учащиеся: «Сложные периоды в жизни семьи».
3. Информационный блок. Изучение новой темы.
Источники информации – устные (рассказ учителя), письменные (текст учебника, документы)
Сообщение плана урока:
1. Проблемы современной семьи. 2. Распад семьи. 3. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Вступительное слово учителя по новой теме…
Общество не стоит на месте, постоянно меняется. Вместе с обществом меняется и семья. Было время, когда главной в семье считалась женщина - матриархат. Затем настало время патриархата, когда слово отца, мужа считалось законом для всех членов семьи. Ещё недавно считалось, что основным добытчиком средств к существованию должен быть мужчина (муж, отец). Женщине отводилась роль «хранительницы домашнего очага».
Но современное общество претерпело изменения, и с этими изменениями изменилась семья, изменились (поменялись) роль мужчины и женщины в семье. А в связи с этим появились проблемы.
Стр. 91-92: Какие сложности современной жизни могут мешать благополучью семьи? Самостоятельная работа с текстом. Ответ выписать в тетрадь. (Можно устно) Заслушиваются ответы.
2. Распад семьи:
Учитель: Иногда семейные проблемы приводят к семейным конфликтам. Семьи распадаются. По статистике полвина браков заканчиваются разводом. Меняется уклад всей семьи. Отношения осложняются. В самом неуютном положении оказываются дети, которые, как правило, остаются жить с матерью.
Лишившись общения с отцом, ребёнок боль внимания требует к себе от матери. Иногда подростки начинают проявлять грубость. А в такой ситуации и мать и подросток должны поддержать друг друга и сохранить добрые отношения не только между собой, но с отцом и его родственниками.
Но всегда ли неполная семья – это плохо? Не всегда бывает так, что семьи распадаются из-за недостойного поведения одного из родителей. Тогда или мать или отец стараются оградить своего ребёнка или детей от пагубного влияния. Но так или иначе дети в таком случае остаются с одним из родителей.
3. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Учитель: Ещё тяжелее – это когда дети остаются без семьи и родительского дома. Причины могут быть разными…
Таких детей называют детьми, оставшимися без попечения родителей.
Что происходит с детьми в таких случаях? Стр. 93 -в одном предложении – выписать в тетрадь.
1. Усыновление 2. Опекунство или попечительство. ( Разница между понятиями в возрасте ребенка: опека устанавливается над ребенком, не достигшим четырнадцати лет, а попечительство - над ребенком от четырнадцати лет и до совершеннолетия.) 3. Дети попадают в приёмные семьи. 4. В специальные учреждения.
Учитель – задаёт вопросы к тексту, учащиеся отвечают. (Скольжение)
- кто может усыновить ребёнка? - при каких условиях ребёнка можно передать в приёмную семью, если ему 10 лет – где ещё могу жить дети без родителей.
4. Закрепление нового материала: учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Какие сложности современной жизни могут мешать благополучью семьи?
Что значит неполная семья? Всегда ли это плохо?
Что происходит с детьми, оставшимися без попечения родителей?
5. Рефлексия. Проверка наличия трудностей.
Я узнал… Я выяснил… Я понял…
6. Оценочный блок. Словесное оценивание ответов, критика или поддержка, выставление отметок.
Общий вывод урока, домашнее задание: § 15, составить вопросы к разделам, план к первому разделу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»
Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова. Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...
Опорный конспект по теме "Литература периода Великой Отечественной войны"
Опорный конспект сжато излагает материал по теме "Литература Великой Отечественной войны". Можно использовать на уроках литературы в 12 классе вечерней школы или 11 классе дневной, при обобщении изуче...
Опорный конспект к уроку по теме "Семья"
Данный опорный конспект можно использовать при изучении темы "Семья" в 10-11 классе на уроках обществознания на базовом и профильном уровнях....
Опорный конспект-тренажер "Участие граждан в политической жизни". Обществознание. 10 кл.
Материал к уроку по обществознанию "Участие граждан в политической жизни" ( учебник Боголюбова Л.Н.. базовый уровень. 10 класс) представлен в виде опорного конспекта-тренажера, содержащего различные в...
Опорный конспект к занятию спецкурса Развитие жизни на Земле
опорный конспект к занятию спецкурса Развитие жизни на Земле...
Опорный конспект по теме "Экономика и её роль в жизни общества" 8 класс
Данный материал может быть использован учащимися 8 классов, работающими по программе под редакцией Л.Н.Боголюбова...
Опорные конспекты по теме "Жизнь и творчество композиторов" (дополнительный материал)
Информацию о жизни и творчестве композиторов можно найти на многих сайтах, в том числе и на Википедии. Однако, в огромном текстовом документе трудно сразу выделить самое необходимое или актуальное на ...