Опорный конспект к занятию спецкурса Развитие жизни на Земле
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Елена Викторовна Бабич

опорный конспект к занятию спецкурса Развитие жизни на Земле

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие жизни на Земле»

Лист самооценки

        вопросы        

начало занятия

конец занятия

1. Вы можете перечислить последовательность эр и периодов развития жизни на Земле?

2. Вы можете указать основные ароморфозы живых организмов в разные эры развития жизни на Земле?

3. Вы можете объяснить причины появления ароморфозов у живых организмов в разные эры развития жизни на Земле?

Эволюция_____________________________________________________________________________________________________________________

Палеонтология_________________________________________________________________________________________________________________

Ароморфоз____________________________________________________________________________________________________________________

Переходная форма_____________________________________________________________________________________________________________

Геохронологическая таблица_____________________________________________________________________________________________________

Эра / период

Древность и продолжительность

Климат

Ароморфозы

растения

животные

Кайнозойская

Палеоген

Неоген

Антропоген

Мезозой

Триасовый

Юрский

Меловой

Палеозой

Кембрийский

Ордовикский

Силурийский

Девонский

Карбоновый

Пермский

Протерозой

Архей

Тема «Развитие жизни на Земле»

A 1. Палеонтологическим доказательством эволюции служит 1) отпечаток раковины моллюска  2) видовое разнообразие рыб  3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
4) наличие раковины у моллюсков

A 2. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли 1) о сезонных изменениях в жизни растений  2) об историческом развитии растений 3) об индивидуальном развитии растений       4) об особенностях фотосинтеза у древних растений

A 3. К палеонтологическим доказательствам эволюции относится  1) обнаружение погребальных построек древних людей       2) наличие гомологичных органов у разных групп животных
3) сходство устройства геномов разных групп животных     4) обнаружение скелетов динозавров

A 4. К какой группе доказательств эволюции относят создание филогенетического ряда предков современной лошади?

1) палеонтологическим  2) сравнительно-анатомическим  3) эмбриональным  4) биогеографическим

A 5. Возможными предками земноводных считают 1) осетровых рыб   2) костистых рыб   3) кистеперых рыб   4) иглокожих

A 6. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными 1) земноводных   2) пресмыкающихся   3) птиц   4) млекопитающих

A 7. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

1) хрящевых и костных рыб   2) ланцетника и рыб   3) земноводных и рыб   4) пресмыкающихся и рыб

A 8. Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве

1) земноводных и пресмыкающихся   2) пресмыкающихся и птиц  3) пресмыкающихся и млекопитающих  4) птиц и млекопитающих

A 9. Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения - пример развития органического мира по пути

1) ароморфоза   2) идиоадаптации  3) дегенерации   4) биологического прогресса

A 10. Внутренний скелет впервые сформировался в процессе эволюции у 1) паукообразных  2) насекомых  3) головоногих моллюсков  4) хордовых

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

A 11. В какую историческую эру появились прокариоты 1) архейскую  2) протерозойскую  3) палеозойскую  4) мезозойскую

A 12. Пресмыкающиеся произошли от 1) кистеперых рыб  2) стегоцефалов  3) ихтиозавров  4) археоптериксов

A 13. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у 1) земноводных  2) костных рыб  3) пресмыкающихся  4) хрящевых рыб

A 14. Способность к размножению на суше в процессе эволюции животных впервые появилась  1) у земноводных  2) у пресмыкающихся  3) у птиц  4) у млекопитающих

A 15. В Мезозойскую доминирующей группой наземных животных были  1) членистоногие  2) птицы  3) стегоцефалы  4) рептилии

A 16 . Палеонтологическими доказательствами антропогенеза служат 1) признаки сходства человека и позвоночных животных  2) признаки сходства эмбрионов человека и животных
3) атавизмы и рудименты у современных людей                  4) ископаемые останки предков человека

A 17. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались  1) ткани  2) споры   3) семена  4) половые клетки

A 18. В процессе эволюции стебель с листьями впервые появился у 1) водорослей  2) моховидных  3) папоротниковидных  4) плауновидных

A 19. Широкому распространению цветковых на Земле способствовало 1) образование плодов с семенами    2) увеличение продолжительности жизни этих растений
3) появление вегетативных органов  4) появление хлоропластов

A 20. В какой эре растительный мир приобрел современный облик  1) палеозойской  2) кайнозойской  3) мезозойской  4) протерозойской

A 21. Какая группа организмов в истории развития Земли была 'пионером' освоения суши?  1) Мхи  2) Грибы  3) Плауны  4) Псилофиты

B 3 - 1. Сходное строение клеток растений и животных свидетельствует о  1) родстве этих организмов  2) общности происхождения растений и животных  3) происхождении растений от животных    4) развитии организмов в процессе эволюции   5) единстве растительного и животного мира    6) многообразии их органов и тканей

B 3 - 2. Выберите ТРИ ароморфоза  1) возникновение теплокровности у позвоночных     2) развитие трехкамерного сердца у земноводных  3) формирование торпедообразного тела у акул                            4) развитие организма внутри матки  5) появление рогов у копытных      6) формирование крыльев у летучих мышей

B 3 - 3. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят  1) остаток третьего века у человека        2) отпечатки растений на пластах каменного угля

3) окаменевшие остатки папоротников      4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле  5) копчик в скелете человека         6) филогенетический ряд лошади

B 3 - 4. Выберите несколько ответов из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля          2) превращение части листочков листа гороха в усики

3) появление многоклеточности у водорослей                                         4) появление цветков у покрытосеменных

5) развитие механической ткани у подорожника                                     6) образование хлорофилла

C 4 - 1. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

C 4 - 2. Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Опорный конспект по литературе на тему: «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»

Опорный конспект содержит материал, сгруппированный по этапам жизни и творчества А.П.Чехова.  Может быть использован в качестве опоры для лекции учителя, а также для организации самостоятельной и твор...

Эры развития жизни на Земле (архей, протерозой, палеозой). Конспект урока в 11 классе.

Урок-практикум по изучению истории  биологической эволюции. Урок предполагает большой объем самостоятельной деятельности учащихся по отработке метапредметных умений по анализу, синтезу и обобщени...

Занятие спецкурса по теме «Развитие жизни на Земле»

Цель: изучить основные этапы развития жизни на Земле.Задачи: ознакомиться  с последовательностью периодов развития органического мира на Земле; усвоить основные ароморфозы живых организмов в разн...

Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»

Конспект  логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...