Рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию, разработана на основе авторской программы А.И.Кравченко, И.С. Хромова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_8_klass.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 8 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г.
- авторской программы по обществознанию Кравченко А. И. (Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2013.
- Учебного плана ОУ;
- Положения о рабочей программе;
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении восьмиклассников:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи курса:
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.
- Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.
- Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Используемый учебно-методический комплект:
- А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 8 класс. - М.: Русское слово, 2008;
- Нормативные документы:
А. Декларация прав ребенка;
Б. Конвенция о правах ребенка.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию
№ урока | Название раздела, тем | Сроки прохождения | Повторение, подготовка к ГИА | Примечание |
Раздел 1. Общество и человек. 8 час | ||||
1 | Что такое общество | 02.09.13 | §1,практикум 1 | |
2 | Человек, природа, общество | 09.09.13 | Знакомство со спецификацией | §2, ответ. на вопр. к § |
3 | Типология обществ. Входной контроль | 16.09.13 | §3, ответ. на вопр. к § | |
4 | Социальный прогресс и развитие общества | 23.09.13 | Знакомство с кодификатором | §4, практикум 1 |
5 | Личность и социальная среда | 30.09.13 | §5, практикум 1 | |
6 | Потребности человека | 07.10.13 | §6, ответ. на вопр. | |
7 | Социализация и воспитание | 14.10.13 | Решение заданий части А1-А5 | §7, ответ. на вопр. |
8 „ | Общение | 21.10.13 | §8, практикум 1 | |
Раздел 2. Экономическая сфера. 19 час | ||||
9 | Экономика и её роль в жизни общества. | 11.11.13 | §9, ответ. на вопр. к § | |
10 | Экономика и потребности. | 18.11.13 | Решение заданий части А6-А9 | §9, практикум 1 |
11 | Экономическая система и собственность. | 25.11.13 | § составить таблицу | |
12 | Производство и производительность труда. | 02.12.13 | § сост. план | |
13 | Товары и услуги. | 09.12.13 | Решение заданий части А10-А15 | §10, ответ. на вопр. к §, |
14 | Деньги | 16.12.13 | §10 повторить | |
15 | Спрос и предложение | 23.12.13 | Решение заданий части А16-А20 | §11 практикум 1, |
16 | Рынок и рыночный механизм. | 30.12.13 | §12 практикум 1 | |
17 | Цена, конкуренция | 13.01.14 | Решение заданий части В1-В2 | §12, ответ. вопросы |
18 | Предпринимательство и организационно-правовые нормы. | 20.01.14 | §13, практикум 1 | |
19 | Мелкое предпринимательство и фермерское хозяйство. | 27.01.14 | § составить план | |
20 | Роль государства в экономике | 03.02.14 | Решение заданий части В4-В5 | §14, практикум 1 |
21 | Государственный бюджет. | 10.02.14 | §15, ответ. на вопр. | |
22 | Семейный бюджет | 17.02.14 | §15, составить план семейного бюджета | |
23 | Труд. Заработная плата и стимулирование труда. | 24.02.14 | Решение заданий части С1-С2 | §16, ответ. на вопр. |
24 | Безработица как социальное явление. | 03.03.14 | составить таблицу | |
25 | Страхование. | 10.03.14 | выучить термины | |
26 | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 17.03.14 | Решение заданий части С1-С3 | выучить термины |
27 | Контрольно-обобщающий урок: Экономическая сфера | 31.03.14 | Повторить изученный материал | |
Раздел 3. Социальная сфера. 8 час | ||||
28 | Социальная структура | 07.04.14 | §17, ответ. на вопр. к § | |
29 | Социальная стратификация | 14.04.14 | §18, ответ. на вопр. к § | |
30 | Богатые. Бедные. | 21.04.14 | §19,20 пересказ по плану | |
31 | Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения | 28.04.14 | Решение заданий части С5 | §21, ответ. на вопр. |
32 | Межнациональные отношения. Выходной контроль | 05.05.14 | §22, ответ. на вопр. | |
33 | Конфликты и пути их разрешения | 12.05.14 | §23, ответ. на вопр. | |
34 | Семья | 19.05.14 | §24, ответ. на вопр. | |
35 | Контрольно-обобщающий урок: Социальная сфера | 26.05.14 |
Содержание курса.
Глава 1. Общество и человек.
Общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, мировое сообщество, глобализация.
Природа, глобальные вопросы человечества, экологические программы.
Дописьменные общества, письменные общества, простые обществуа, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Закон ускорения истории, закон нравственности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Личность, индивид, человек.
Потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребности.
Социализация. Культурные нормы, воспитание. Общение
Глава 2. Экономическая сфера.
Экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль.
Деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, цена.
Обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
Налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги.
Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета.
Труд, заработная плата, досуг, безработица.
Глава 3. Социальная сфера.
Социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль.
Социальная стратификация, класс, образ жизни.
Неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Бедность, порог бедности, нищета.
Этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нации.
Межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Конфликт.
Семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.
Формы и средства контроля
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
1 | Входной контроль | Повторение по курсу 7 класса | 16.09.13 |
2 | Выходной контроль | Повторение по курсу 8 класса | 05.05.14 |
Входной контроль
- Определение правильности или ошибочности утверждения. «Да» или «нет»?
Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет»(6 баллов, по 1 баллу за одно утверждение)
А. Личность – это сочетание биологических и социальных характеристик.
Б. Человек нуждается в общении с рождения.
В. Индивидуальность передается по наследству.
Г. Общее у человека и животного наличие самопознания
Д. Драка – это способ цивилизованного разрешения конфликта
Е. Природа и общество неразрывно взаимосвязаны.
А | Б | В | Г | Д | Е |
2.Установите соответствие между понятиями, приведенными в первом столбце, и их определениями, указанными во втором (5 баллов, по 1 баллу за одно понятие)
Понятия | Определения |
1Дотация | А Процесс, в котором человек узнает свое «я»: |
2Самопознание | Б Нравственная оценка своих поступков и их мотивов, убеждений, качеств, места среди других людей |
3Альтруизм | В Государственное пособие, выдаваемое систематически и безвозмездно для компенсации расходов |
4Религия | Г Бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизму |
5Самооценка | Д Вера в сверхъестественные существа и поклонение им |
Внесите данные в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Знание обществоведческих понятий (5 баллов, за одно понятие 1 балл)
1Совесть - это:
А) способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью
Б) ценности и идеалы, усвоенные индивидом
В) “Внутренний голос”, подсказывающий человеку решение проблем
совокупность общечеловеческих ценностей
2 “Золотое правило морали” провозглашает принцип:
А) разумного эгоизма
Б) живи сам - давай жить другим
В) поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой
Г) поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой
3 Личность - это
А) неповторимое сочетание психологических особенностей человека, наиболее значимых социальных качеств
Б) индивидуальные черты человека
В) цвет нации
Г) набор способностей
4Презумпция невиновности означает, что
А) вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;
Б) преступником не рождаются, а становятся;
В) преступление совершено нечаянно;
Г) преступление совершено по небрежности.
5Вандализм - это
А) умение приспосабливаться;
Б) это моральное поведение;
В) бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей;
Г) вид танца у древних племен вандалов.
4. Выберите правильный ответ
( 9 баллов: каждый правильный ответ 3 балла):
1. Верны ли следующие суждения о потребностях человека?
А. Потребности человека зависят от условий, в которых живут люди.
Б. Потребности не могут быть одинаковыми во все времена.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство не направлено на познание окружающего мира.
Б. Целью искусства является только развлечение людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
3. Верны ли суждения об этикете?
А.Правила этикета складываются веками.
Б. Правила этикета остаются неизменными в течение всей истории
человечества
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждение неверны |
5. Знание обществоведческих понятий и правильность их написания(10 баллов: правильно записанный термин – 2 балла)
1- бурная кратковременная эмоциональная реакция
2 - общее состояние переживаний человека
3- бескорыстная забота о благе других
4 - основной закон государства
5 -нормативно- правовой акт, обладающий высшей юридической силой
Ключи к входному контролю
- Определение правильности или ошибочности утверждения. «Да» или «нет»?
(по 1 баллу за одно утверждение)
А | Б | В | Г | Д | Е |
да | да | да | нет | нет | да |
- Установите соответствие между понятиями, приведенными в первом столбце, и их определениями, указанными во втором (5 баллов, по 1 баллу за одно понятие)
Внесите данные в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в | а | г | д | б |
3. Знание обществоведческих понятий (5 баллов, за одно понятие1 балл)
В,В,А,А,В
4. Выберите правильный ответ (9 баллов: каждый правильный ответ 3 балла):
3,4,1
5. Знание обществоведческих понятий (10 баллов: правильно записанный термин – 2 балла)
1.Аффект
2.Настроение
3.Альтруизм
4.Конституция
5.Закон
Выходной контроль
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
1.Верховенство права, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека
2.Мера стоимости, средство накопления, средство платежа.
3. Обычай, прецедент, закон.
2. Заполните пропуск в ряду.
1. Род, …….., народность, нация.
2. Христианство, ………, буддизм.
3. Производство, распределение, ………, потребление.
3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните свой выбор.
1. Сон, общение, пища.
2. Федерация, монархия, республика.
3. Сознание, обычай, традиция.
4.Определение правильности или ошибочности утверждений. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
1. В республике высшие органы власти избираются на определенный срок.
2. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает их общеобязательность.
3. Наиболее суровый вид юридической ответственности – административная.
4. Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают всех и каждого.
5. Россия провозглашена социальным и светским государством.
5. Соотнесите понятия и определения
| А. Характеристика человека как представителя «Homo sapiens», обладающего биологическими и психическими признаками | |
| Б. Человек, обладающий социально значимыми качествами, формирующимися под влиянием других людей и общества в целом | |
| В. Оценка особенностей темперамента и характера человека, его интеллектуальных и иных способностей. | |
1 | 2 | 3 |
6.Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.
Иванов в купил сметану в магазине «Карина». Придя домой и вскрыв упаковку, он усомнился в ее доброкачественности, поскольку цвет сметаны был необычный. Он возвратился в магазин и попросил взять сметану обратно. Продавец отказался это сделать, потому что сметана была продана в пределах срока реализации. Сомову посоветовали обратиться на молочный завод, так как, по мнению работников, магазин в этом случае не в чем упрекнуть. Кто должен нести имущественную ответственность за проданный товар?
7. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1. Пр…в…легия – преимущество, предоставленное кому-либо.
2. Д…в…ден… – доход, выплачиваемый акционерам.
3. Т…л…рантн…сть – терпимость к чужим мнениям.
8.. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
1. Одним из признаков государства является часть пространства, которая находится под властью данного государства и внешне обозначается линией государственной границы.
2. Свои индивидуально-психологические особенности, условия успешного выполнения определенной деятельности человек может узнать, только применив их на деле. (Сенека)
9. Используя ВСЕ приведенных слова, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия. Слова не могут использоваться дважды. В лингвистическом конструкторе вы можете изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже).
1.Земля на люди совокупность живущие все
2.Независимость власть верховенство дела государственный страна внутри государство и внешние во
10. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
По горизонтали.1.Соглашение двух или более лиц о взаимных обязательствах. 2.Объявление, провозглашение. 3.Высший представительный орган власти. 4.Роспись доходов и расходов. 5.Высказывание, содержащее определенную мысль. 6.Процесс приобретения человеком знаний. 7.Единоличный глава государства, получающий власть по наследству. 8.Лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав. 9.Правовое положение гражданина. 10.Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством. 11.Желание и возможность потребителя приобрести данный товар.
По вертикали.12……………… - ………………………………………………………………
Ключи к выходному контролю
1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.
Ответ:
1. Признаки правового государства
2. Функции денег
3. Источники права. (3 балла)
2. Заполните пропуск в ряду.
Ответ:
1. Племя.
2. Ислам.
3. Обмен. (3 балла)
3. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните свой выбор.
Ответ:
1. Общение, так как остальные – физиологические потребности.
2. Федерация, так как остальное – формы правления.
3. Сознание, так как остальные – виды социальных норм. (3 балла)
4.Определение правильности или ошибочности утверждений. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
Ответ:
1.Да.
2. Нет.
3. Нет.
4. Да.
5. Да. (5 баллов)
5. Соотнесите понятия и определения
Ответ: (3 балла)
1 | 2 | 3 |
Б | В | А |
6.Проанализируйте с точки зрения трудового законодательства данную ситуацию.
Ответ: Имущественную ответственность за недоброкачественный товар должен нести продавец, т.е. магазин «Карина». Именно с ним Сомов заключил договор о купле-продаже сметаны. Если продавец считает, что он не виновен в порче сметаны, то он, в свою очередь, может предъявить претензию молочному заводу, поскольку магазин, а не Сомов заключал договор поставки сметаны. (5 баллов)
7. Ученый должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
Ответ:
- Привилегия.
- 2. Дивиденд.
- 3. Толерантность (3 балла)
8.. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
Ответ:
1. Территория.
2. Способности (2 балла)
9. Используя ВСЕ приведенных слова, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия.
Ответ: 1.Совокупность всех живущих на Земле людей – человечество.
2.Верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во внешних делах – суверенитет. (4 балла)
10. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.
(14 баллов - по 1 баллу за каждое слово и 2 балла за определение)
д | о | г | о | в | о | р | |||
д | е | к | л | а | р | а | ц | и | я |
п | а | р | л | а | м | е | н | т | |
б | ю | д | ж | е | т | ||||
с | у | ж | д | е | н | и | е | ||
п | о | з | н | а | н | и | е | ||
м | о | н | а | р | х | ||||
и | с | т | е | ц | |||||
с | т | а | т | у | с | ||||
п | р | а | в | о | |||||
с | п | р | о | с |
Макх баллов – 45
Тематика тестов дана в пособии: Кочетов Н.С. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. – Волгоград.: Учитель, 2008.
Перечень учебно-методических средств обучения.
- Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 класов общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-учебник», 2013.
- Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: «Русское слово», 2008.
- Репин А.В. Обществознание 8 класс. Проверочная работы.- Саратов: Лицей, 2008.
- Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. Сост. А.Т.Корнева, М. Глобус, 2009.
- Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 8 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.
- Обществознание 9-11 классы. (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). –М.: издательство «Учитель», 2010 г.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010 г. – 42 с.
- Контрольно измертительные материалы. – М.: «ВАКО», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...