Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Григоришена Анна Петровна

Рабочая программа по  обществознанию, разработана на основе авторской программы А.И.Кравченко, И.С. Хромова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_6_klass.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6 класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-   Примерной программы основного общего образования по обществознанию

  - Авторской программы А.И.Кравченко, И.С. Хромова. Программы курса    

  «Обществознание». 5-7 классы. - М.: Русское слово, 2001.;

-  Учебного плана ОУ;

-  Положения о рабочей программе;

Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. 

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Задачи курса: формирование у учащихся первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этого выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики содействует воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности.                                                                                                                                                                                                                                  

В первом разделе курса обществознания для 6 класса идет речь о структуре современного общества, различных подходах к его определению, а также трех главных сферах общества - экономической, политической и духовной. Большую воспитательную нагрузку несет глава «Духовная сфера общества». Целый раздел посвящен ближайшей среде учащихся: городу, микрорайону, дому, квартире. Основная задача данного курса обществознания - вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.                                                                                                                        

Используемый учебно-методический комплект:

  1. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 6 класс. - М.: Русское слово, 2005;
  2. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. Е.Н. Сорокина. - М.: Глобус, 2007.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.                

Требования к уровню подготовки учеников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• первичные представления об обществе как динамически развивающейся целостности.

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать российское общество: о его устройство, конституционные основы, особенности развития в начале XXI в.

• сравнивать главные сферы общества - экономическую, политическую и духовную.

• объяснять структуру современного общества;

• приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать ближайшую среду учащихся: город, микрорайон, дом, квартиру;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• первичного анализа и использования социальной информации;

Календарно-тематическое планирование

   №

урока

                   Название раздела, тем

Сроки прохождения

Примечание, д/з

1

Обществоведение: особенности курса, формы изучения. 1 час

03.09.13

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО СФЕРЫ. 1 ч

2

Что такое общество?

10.09.13

§ 1

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. 6 ч

3

Что такое экономика и бизнес?

17.09.13

§ 2

4

Экономическая деятельность подростков

24.09.13

§ 3

5

Экономическая деятельность подростков

01.10.13

§ 3

6

Трудовое воспитание детей в разные эпохи

08.10.13

§ 4

7

Труд и семья с точки  зрения закона

15.10.13

§ 5

8

Обобщающий урок: Экономическая сфера

22.10.13

РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА. 8 ч

9

Что такое государство?

05.11.13

§ 6

10

Государство и его граждане

12.11.13

§ 7

11

Основной закон государства

19.11.13

§ 8

12

Основной закон государства

26.11.13

§ 8

13

Права и правопорядок

03.12.13

§ 9

14

Как защититься от несправедливости

10.12.13

§ 10

15

Право на службе человека

17.12.13

§ 11

16

Обобщающий урок: Политико-правовая сфера

24.12.13

РАЗДЕЛ 4. ДУХОВНАЯ СФЕРА. 7 часов

17

Роль книгопечатания в развитии образования

14.01.14

§ 12

18

Появление цивилизации

21.01.14

§ 13

19

Наука и познание

28.01.14

§ 14

20

Мораль и право. Добро и зло

04.02.14

§ 15

21

Что такое идеал?

11.02.14

§ 16

22

Что такое ценности?

18.02.14

§ 17

23

Обобщающий урок: Духовная сфера

25.02.14

РАЗДЕЛ 5. РЕБЕНОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА. 11 часов

24

Эволюция города

01.03.14

§ 18

25

Город и урбанизация

14.03.14

§ 19

26

Город и село

18.03.14

§ 20

27

Город: отчуждение людей и влияние частых перемен

01.04.14

§ 21

28

В каком пространстве мы обитаем?

08.04.14

§ 22

29

Дом, в котором мы живем

15.04.14

§ 23

30

Наши соседи

22.04.14

§ 24

31

Район проживания. Выходной контроль

29.04.14

§ 25

32

Дача и дачная жизнь

06.05.14

§ 26

33

Ребенок и его жилая среда

13.05.14

34

Обобщающий урок: Ребенок и его жилая сфера

20.05.14

35

Итоговый урок: Общество и его сферы

27.05.14

Основное содержание учебного предмета

 (35 часов, 1 час в неделю)

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс и регресс.

Различные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика и производство.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Уважение социального многообразия. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

Появление цивилизации. Многообразие и формы цивилизаций. Понятие «культура». Многообразие и формы культуры. Культурные различия. Культурное взаимодействие. Книжная и экранная культура. Массовая культура. СМИ.

Город и урбанизация. Город и село. Город: отчуждение людей и влияние частых перемен. Ребенок и его жилая среда. Роль окружающего пространства, в котором мы обитаем. Дом, в котором мы живем, наши соседи. Район проживания. Дача и дачная жизнь

Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Выходной контроль

Повторение по курсу 6 класса

29.04.14

           

6 класс обществознание. Выходной контроль

За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.

Блок № 1.  Выбери правильный ответ.  

1. Понятие «общество» применимо:

а)        к любой исторической эпохе;

б)        только к современному периоду;

в)        к эпохе возникновения и существования государств.

2.        «Человек разумный» появился примерно:

а)        3 млн лет назад;

б)        40 тыс. лет назад;

в)        5 тыс. лет назад.

3.        Ступень в развитии общества, для которой характерно преобладание промышленности, называется:

а)        аграрное общество;

б)        индустриальное общество;

в)        информационное общество.

4.        Конституция РФ была принята:

а)        в 1990 г.;

б)        в 1991 г.;

в)        в 1993 г.

5. Развитие науки относится к сфере:

      а) социальной;

      б) политической;

      в) духовной;

6.  Малая группа, основанная на браке или на кровном родстве…

      а) школьный класс

      б) семья

      в) хоккейная команда

7. Группа людей родившихся в один определенный период…

       а) семья

       б) сообщество

       в) поколение

8. Политическое понятие…

      а) государство

      б) страна

      в) общество

9. К экономической сфере жизни общества относится…

     а) религия

     б) парламент

     в) производство

10. Естественная среда обитания человека..

     а) общество

     б) природа

     в) страна

Блок №2.    Определите верность или ложность суждения: «Да» или «Нет».

                     За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.

  1. Высшей юридической силой обладает основной закон страны.________
  2. Мораль – это общеобязательные правила поведения, установленные государством.___
  3. Взаимная ответственность человека и государства это гражданство.________
  4. Государство – это часть света, имеющая определенные границы._________
  5.  Все сферы жизни общества взаимосвязаны._________
  6. Оседлый образ жизни возник благодаря распространению земледелия._________
  7. Подростков  до 18 лет можно привлекать к  тяжелым, вредным для здоровья работам.__
  8. Первые государства появились в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ._______
  9. Все законы в Российской Федерации создаются Президентом РФ._______
  10. Поколение – это группа людей родившихся в один период.____________

Блок №3.   Грамотность написания обществоведческих терминов.

За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.

  1. К…нст…туц…я – основной закон государства.
  2. П…тр…отизм – любовь к Родине, своему народу.

3.       Пр…з…д…нт – глава государства.

  1. С…в…р…нитет – государственная независимость
  2. Д…м…кратия – «власть народа»

Блок № 4.

Соотнесите ступени развития общества и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

            За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.

а) общество охотников и собирателей

1) окончательный переход от кочевого образа жизни к оседлому

б) индустриальное общество

2) развитие компьютерных технологий и Интернета

в) аграрное общество

3) кочевой образ жизни небольших групп людей

г) информационное общество

4) распространение крупного машинного производства

д) общество земледельцев и скотоводов

5) преобладание сельского хозяйства

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д

Блок №5. Отметьте цифрой «1» нарушения норм морали, а цифрой «2» - нарушения норм права: за каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.

а)        кража денег;

б)        рассказ о чужой тайне;

в)        подделка документов;

г)        обман товарища;

д)        плохое отношение к родителям.

Запишите в таблицу получившиеся цифры.

а

б

в

г

д

Ключи для выходного контроля

Блок №1. Выберите один правильный ответ:        

                  За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

б

б

в

в

б

в

а

в

б

Блок №2.    Определите верность или ложность суждения «Да» или «Нет».

                За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

да

нет

да

нет

да

да

нет

да

нет

да

Блок №3.   Грамотность написания обществоведческих терминов.

                За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.

  1. Конституция – основной закон государства.
  2. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу.

3. Президент – глава государства.

  1. Суверенитет – государственная независимость
  2. Демократия – «власть народа»

Блок № 4.

  1. Соотнесите ступени развития общества и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

            За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.

а

б

в

г

д

    3

    4

    5

    2

    1

Блок №5. Отметьте цифрой «1» нарушения норм морали, а цифрой «2» - нарушения норм права: за каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.

а

б

в

г

д

    2

    1

    2

    1

    1

  1.  баллов)

Тематика тестов дана в пособии: Кочетов Н.С. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. – Волгоград.: Учитель, 2008.

Перечень учебно – методических средств обучения

 

Основная литература

  1. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 6 класс. - М.: Русское слово, 2005;
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5 – 11 классы. М.Дрофа, 2008 г.
  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9  классы. М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. Сост. А.Т.Корнева, М. Глобус, 2009.
  5. Обществознание 9-11 классы. (разработки уроков, тестовый контроль,  дидактический материал). –М.: издательство «Учитель», 2010 г.
  6. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9  классы. М.: Просвещение, 2010 г. – 42 с.
  7. Контрольно измертительные материалы. – М.: «ВАКО», 2011 г.

Нормативные документы:

  1. А. Декларация прав ребенка;
  2. Б. Конвенция о правах ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...