Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию, разработана на основе авторской программы А.И.Кравченко, И.С. Хромова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_6_klass.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 6 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию
- Авторской программы А.И.Кравченко, И.С. Хромова. Программы курса
«Обществознание». 5-7 классы. - М.: Русское слово, 2001.;
- Учебного плана ОУ;
- Положения о рабочей программе;
Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Задачи курса: формирование у учащихся первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этого выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики содействует воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности.
В первом разделе курса обществознания для 6 класса идет речь о структуре современного общества, различных подходах к его определению, а также трех главных сферах общества - экономической, политической и духовной. Большую воспитательную нагрузку несет глава «Духовная сфера общества». Целый раздел посвящен ближайшей среде учащихся: городу, микрорайону, дому, квартире. Основная задача данного курса обществознания - вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.
Используемый учебно-методический комплект:
- А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 6 класс. - М.: Русское слово, 2005;
- Поурочные планы по обществознанию. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. Е.Н. Сорокина. - М.: Глобус, 2007.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• первичные представления об обществе как динамически развивающейся целостности.
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать российское общество: о его устройство, конституционные основы, особенности развития в начале XXI в.
• сравнивать главные сферы общества - экономическую, политическую и духовную.
• объяснять структуру современного общества;
• приводить примеры ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать ближайшую среду учащихся: город, микрорайон, дом, квартиру;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• первичного анализа и использования социальной информации;
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела, тем | Сроки прохождения | Примечание, д/з |
1 | Обществоведение: особенности курса, формы изучения. 1 час | 03.09.13 | |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО СФЕРЫ. 1 ч | |||
2 | Что такое общество? | 10.09.13 | § 1 |
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА. 6 ч | |||
3 | Что такое экономика и бизнес? | 17.09.13 | § 2 |
4 | Экономическая деятельность подростков | 24.09.13 | § 3 |
5 | Экономическая деятельность подростков | 01.10.13 | § 3 |
6 | Трудовое воспитание детей в разные эпохи | 08.10.13 | § 4 |
7 | Труд и семья с точки зрения закона | 15.10.13 | § 5 |
8 | Обобщающий урок: Экономическая сфера | 22.10.13 | |
РАЗДЕЛ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА. 8 ч | |||
9 | Что такое государство? | 05.11.13 | § 6 |
10 | Государство и его граждане | 12.11.13 | § 7 |
11 | Основной закон государства | 19.11.13 | § 8 |
12 | Основной закон государства | 26.11.13 | § 8 |
13 | Права и правопорядок | 03.12.13 | § 9 |
14 | Как защититься от несправедливости | 10.12.13 | § 10 |
15 | Право на службе человека | 17.12.13 | § 11 |
16 | Обобщающий урок: Политико-правовая сфера | 24.12.13 | |
РАЗДЕЛ 4. ДУХОВНАЯ СФЕРА. 7 часов | |||
17 | Роль книгопечатания в развитии образования | 14.01.14 | § 12 |
18 | Появление цивилизации | 21.01.14 | § 13 |
19 | Наука и познание | 28.01.14 | § 14 |
20 | Мораль и право. Добро и зло | 04.02.14 | § 15 |
21 | Что такое идеал? | 11.02.14 | § 16 |
22 | Что такое ценности? | 18.02.14 | § 17 |
23 | Обобщающий урок: Духовная сфера | 25.02.14 | |
РАЗДЕЛ 5. РЕБЕНОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА. 11 часов | |||
24 | Эволюция города | 01.03.14 | § 18 |
25 | Город и урбанизация | 14.03.14 | § 19 |
26 | Город и село | 18.03.14 | § 20 |
27 | Город: отчуждение людей и влияние частых перемен | 01.04.14 | § 21 |
28 | В каком пространстве мы обитаем? | 08.04.14 | § 22 |
29 | Дом, в котором мы живем | 15.04.14 | § 23 |
30 | Наши соседи | 22.04.14 | § 24 |
31 | Район проживания. Выходной контроль | 29.04.14 | § 25 |
32 | Дача и дачная жизнь | 06.05.14 | § 26 |
33 | Ребенок и его жилая среда | 13.05.14 | |
34 | Обобщающий урок: Ребенок и его жилая сфера | 20.05.14 | |
35 | Итоговый урок: Общество и его сферы | 27.05.14 |
Основное содержание учебного предмета
(35 часов, 1 час в неделю)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс и регресс.
Различные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика и производство.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, ее роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Уважение социального многообразия. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
Появление цивилизации. Многообразие и формы цивилизаций. Понятие «культура». Многообразие и формы культуры. Культурные различия. Культурное взаимодействие. Книжная и экранная культура. Массовая культура. СМИ.
Город и урбанизация. Город и село. Город: отчуждение людей и влияние частых перемен. Ребенок и его жилая среда. Роль окружающего пространства, в котором мы обитаем. Дом, в котором мы живем, наши соседи. Район проживания. Дача и дачная жизнь
Формы и средства контроля
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
1 | Выходной контроль | Повторение по курсу 6 класса | 29.04.14 |
6 класс обществознание. Выходной контроль
За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.
Блок № 1. Выбери правильный ответ.
1. Понятие «общество» применимо:
а) к любой исторической эпохе;
б) только к современному периоду;
в) к эпохе возникновения и существования государств.
2. «Человек разумный» появился примерно:
а) 3 млн лет назад;
б) 40 тыс. лет назад;
в) 5 тыс. лет назад.
3. Ступень в развитии общества, для которой характерно преобладание промышленности, называется:
а) аграрное общество;
б) индустриальное общество;
в) информационное общество.
4. Конституция РФ была принята:
а) в 1990 г.;
б) в 1991 г.;
в) в 1993 г.
5. Развитие науки относится к сфере:
а) социальной;
б) политической;
в) духовной;
6. Малая группа, основанная на браке или на кровном родстве…
а) школьный класс
б) семья
в) хоккейная команда
7. Группа людей родившихся в один определенный период…
а) семья
б) сообщество
в) поколение
8. Политическое понятие…
а) государство
б) страна
в) общество
9. К экономической сфере жизни общества относится…
а) религия
б) парламент
в) производство
10. Естественная среда обитания человека..
а) общество
б) природа
в) страна
Блок №2. Определите верность или ложность суждения: «Да» или «Нет».
За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.
- Высшей юридической силой обладает основной закон страны.________
- Мораль – это общеобязательные правила поведения, установленные государством.___
- Взаимная ответственность человека и государства это гражданство.________
- Государство – это часть света, имеющая определенные границы._________
- Все сферы жизни общества взаимосвязаны._________
- Оседлый образ жизни возник благодаря распространению земледелия._________
- Подростков до 18 лет можно привлекать к тяжелым, вредным для здоровья работам.__
- Первые государства появились в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ._______
- Все законы в Российской Федерации создаются Президентом РФ._______
- Поколение – это группа людей родившихся в один период.____________
Блок №3. Грамотность написания обществоведческих терминов.
За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.
- К…нст…туц…я – основной закон государства.
- П…тр…отизм – любовь к Родине, своему народу.
3. Пр…з…д…нт – глава государства.
- С…в…р…нитет – государственная независимость
- Д…м…кратия – «власть народа»
Блок № 4.
Соотнесите ступени развития общества и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.
а) общество охотников и собирателей | 1) окончательный переход от кочевого образа жизни к оседлому |
б) индустриальное общество | 2) развитие компьютерных технологий и Интернета |
в) аграрное общество | 3) кочевой образ жизни небольших групп людей |
г) информационное общество | 4) распространение крупного машинного производства |
д) общество земледельцев и скотоводов | 5) преобладание сельского хозяйства |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
а | б | в | г | д |
Блок №5. Отметьте цифрой «1» нарушения норм морали, а цифрой «2» - нарушения норм права: за каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.
а) кража денег;
б) рассказ о чужой тайне;
в) подделка документов;
г) обман товарища;
д) плохое отношение к родителям.
Запишите в таблицу получившиеся цифры.
а | б | в | г | д |
Ключи для выходного контроля
Блок №1. Выберите один правильный ответ:
За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | б | б | в | в | б | в | а | в | б |
Блок №2. Определите верность или ложность суждения «Да» или «Нет».
За каждый верный ответ 1 балл – всего 10 баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
да | нет | да | нет | да | да | нет | да | нет | да |
Блок №3. Грамотность написания обществоведческих терминов.
За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.
- Конституция – основной закон государства.
- Патриотизм – любовь к Родине, своему народу.
3. Президент – глава государства.
- Суверенитет – государственная независимость
- Демократия – «власть народа»
Блок № 4.
- Соотнесите ступени развития общества и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
За каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.
а | б | в | г | д |
3 | 4 | 5 | 2 | 1 |
Блок №5. Отметьте цифрой «1» нарушения норм морали, а цифрой «2» - нарушения норм права: за каждый верный ответ 1 балл – всего 5 баллов.
а | б | в | г | д |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
- баллов)
Тематика тестов дана в пособии: Кочетов Н.С. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. – Волгоград.: Учитель, 2008.
Перечень учебно – методических средств обучения
Основная литература
- А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 6 класс. - М.: Русское слово, 2005;
- Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5 – 11 классы. М.Дрофа, 2008 г.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010 г.
- Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы. Сост. А.Т.Корнева, М. Глобус, 2009.
- Обществознание 9-11 классы. (разработки уроков, тестовый контроль, дидактический материал). –М.: издательство «Учитель», 2010 г.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010 г. – 42 с.
- Контрольно измертительные материалы. – М.: «ВАКО», 2011 г.
Нормативные документы:
- А. Декларация прав ребенка;
- Б. Конвенция о правах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...