Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Тема:
1. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
2. Причина правового регулирования отношений в сфере образования, как следствие приоритетная задача государства .
3. Образование: право или обязанность?!
Учитель: Бабаян Р.Л.
Цель урока: создать условия для изучения и осознания учащимися, основных направлений правового регулирования отношений в сфере образования, как приоритетной задачи государства, через критическое мышление и создание образовательного продукта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе
Тема:
- Правовое регулирование отношений в сфере образования.
- Причина правового регулирования отношений в сфере образования, как следствие приоритетная задача государства .
- Образование: право или обязанность?!
Учитель: Бабаян Р.Л.
Цель урока: создать условия для изучения и осознания учащимися, основных направлений правового регулирования отношений в сфере образования, как приоритетной задачи государства, через критическое мышление и создание образовательного продукта.
Задачи:
аксиологические:
-побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня;
-помочь понять бесценность образования;
- воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.
образовательные:
-познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ;
-раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения;
развивающие:
- продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ);
- формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права;
- развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
практическая:
- получение образовательного продукта.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Основные понятия: образование, Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Конвенции о правах ребенка, Декларация о правах человека.
Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, выпуски газеты
Ход урока
- Организационный момент
- Просмотр и обсуждение видеофрагмента
- Изучение и анализ документов
- Физминутка
- Мозговая атака - создание образовательного продукта
- Рефлексия
- Подведение итогов
- Подготовка учащихся к учебной деятельности: провести организационную беседу с классом, актуализировать проблему и цель урока.
Здравствуйте, ребята, рада вас видеть!
Сегодня мы с вами поговорим о достаточно серьёзных вопросах, касающихся каждого человека.
А вот о чем конкретно вам предстоит догадаться. Давайте посмотрим видеосюжет и ответим на ряд вопросов по нему.
- Просмотр и обсуждение видеофрагмента
- О чем данный видеосюжет?
- Что такое образование? Записать слова – ассоциации
- Возможна ли человеческая жизнь без образования?
- Получение образования – это право или обязанность?
Задание для обучающихся: сформулировать тему урока.
Основные направления государственной политики в области образования на определённый срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ.
Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ, а так же иные документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования: Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании».
В Конституции РФ закреплено право граждан на получение образования, причем имеется виду не только общее (школьное), но и дошкольное, и высшее, профессиональное.
В государственных документах РФ начала XXI в. подчёркивается: главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.
- Изучение и анализ документов
Рассмотреть статьи Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение 1), ФЗ (Приложения 3), Конституцию РФ (Приложение 2).
Какую информацию о праве на образование они содержат?
- Физминутка
5. Мозговая атака - создание образовательного продукта
Напишите требования:
- к школе, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
- к министерству образования, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
- нарисуйте макет школы будущего «школа радости»
- напишите синквейн со словом «Образование»
При выполнении данных заданий, используйте при этом понятия: свобода, равенство, таинство, справедливость, уверенность. Свяжите эти требования с Конвенцией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.
Анкетирование:
Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…
Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...
6. Рефлексия ???????
7.Подведение итогов, выставление оценок.
1.Необходима ли нам в современном мире школа?
2. Следует ли продолжать образование после школы?
Вывод: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии нам необходимо продолжить обучение. Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.
«Каждый день, в который вы не пополнили своё образование хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
К. С. Станиславский (1863-1938), русский режиссёр,
актёр, педагог
Приложение 1.
Конвенция о правах ребенка
С т а т ь я 28. Образование.
Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.
С т а т ь я 29. Цели образования.
Образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
С т а т ь я 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению.
Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.
Приложение 2.
Конституция РФ
В Конституции нашей страны есть статья о праве на образование. Перед вами находится Конституция. Найдите в ней статью о праве на образование. (ст.2, ст.43).
Документ. Из Конституции Российской Федерации:
«Статья 43.
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Приложение 3.
Статья из ФГОС
Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования
В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
* Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:
1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;
2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;
3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) запрещение дискриминации в сфере образования;
6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;
7) автономия образовательных организаций академические права и свободы, предоставляемые в форме и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;
9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;
10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;
11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;
12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;
14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.
3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее - законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.
4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.
По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций. Человек также имеет право на оценку и признание по ее результатам знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических движений и религиозных объединений (организаций) не допускаются.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе
Тема:
- Правовое регулирование отношений в сфере образования.
- Причина правового регулирования отношений в сфере образования, как следствие приоритетная задача государства .
- Образование: право или обязанность?!
Учитель: Бабаян Р.Л.
Цель урока: создать условия для изучения и осознания учащимися, основных направлений правового регулирования отношений в сфере образования, как приоритетной задачи государства, через критическое мышление и создание образовательного продукта.
Задачи:
аксиологические:
-побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня;
-помочь понять бесценность образования;
- воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.
образовательные:
-познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ;
-раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути их решения;
развивающие:
- продолжить развитие информационных умений (работа с документами, материалами СМИ);
- формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права;
- развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
практическая:
- получение образовательного продукта.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Основные понятия: образование, Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Конвенции о правах ребенка, Декларация о правах человека.
Оборудование: инструкционные карточки, статьи Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», Конституция РФ, выпуски газеты
Ход урока
- Организационный момент
- Просмотр и обсуждение видеофрагмента
- Изучение и анализ документов
- Физминутка
- Мозговая атака - создание образовательного продукта
- Рефлексия
- Подведение итогов
- Подготовка учащихся к учебной деятельности: провести организационную беседу с классом, актуализировать проблему и цель урока.
Здравствуйте, ребята, рада вас видеть!
Сегодня мы с вами поговорим о достаточно серьёзных вопросах, касающихся каждого человека.
А вот о чем конкретно вам предстоит догадаться. Давайте посмотрим видеосюжет и ответим на ряд вопросов по нему.
- Просмотр и обсуждение видеофрагмента
- О чем данный видеосюжет?
- Что такое образование? Записать слова – ассоциации
- Возможна ли человеческая жизнь без образования?
- Получение образования – это право или обязанность?
Задание для обучающихся: сформулировать тему урока.
Основные направления государственной политики в области образования на определённый срок формулируются в периодически обновляемой федеральной программе развития образования. В соответствии с Законом эта программа разрабатывается и утверждается правительством РФ.
Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ, а так же иные документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования: Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании».
В Конституции РФ закреплено право граждан на получение образования, причем имеется виду не только общее (школьное), но и дошкольное, и высшее, профессиональное.
В государственных документах РФ начала XXI в. подчёркивается: главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны.
- Изучение и анализ документов
Рассмотреть статьи Конвенции ООН о правах ребенка (Приложение 1), ФЗ (Приложения 3), Конституцию РФ (Приложение 2).
Какую информацию о праве на образование они содержат?
- Физминутка
5. Мозговая атака - создание образовательного продукта
Напишите требования:
- к школе, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
- к министерству образования, которые помогли бы вам осуществить личные планы.
- нарисуйте макет школы будущего «школа радости»
- напишите синквейн со словом «Образование»
При выполнении данных заданий, используйте при этом понятия: свобода, равенство, таинство, справедливость, уверенность. Свяжите эти требования с Конвенцией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.
Анкетирование:
Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…
Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...
6. Рефлексия ???????
7.Подведение итогов, выставление оценок.
1.Необходима ли нам в современном мире школа?
2. Следует ли продолжать образование после школы?
Вывод: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии нам необходимо продолжить обучение. Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.
«Каждый день, в который вы не пополнили своё образование хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
К. С. Станиславский (1863-1938), русский режиссёр,
актёр, педагог
Приложение 1.
Конвенция о правах ребенка
С т а т ь я 28. Образование.
Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.
С т а т ь я 29. Цели образования.
Образование должно быть направлено на развитие личности ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
С т а т ь я 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению.
Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.
Приложение 2.
Конституция РФ
В Конституции нашей страны есть статья о праве на образование. Перед вами находится Конституция. Найдите в ней статью о праве на образование. (ст.2, ст.43).
Документ. Из Конституции Российской Федерации:
«Статья 43.
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Приложение 3.
Статья из ФГОС
Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования
В Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
* Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования признаются:
1) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;
2) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;
3) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) запрещение дискриминации в сфере образования;
6) свобода и плюрализм в образовании, включая право выбора форм получения образования (обучения), организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования согласно склонностям и потребностям обучающегося;
7) автономия образовательных организаций академические права и свободы, предоставляемые в форме и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах;
9) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования;
10) установление государственных гарантий по обеспечению прав и свобод в образовании, создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления права на образование лицами, нуждающимися в повышенной социальной и правовой защите;
11) обязательность общего образования; обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования, в том числе в семье, в процессе трудовой деятельности;
12) обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
13) установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ, условий для формирования гибких индивидуальных образовательных траекторий;
14) обеспечение права каждого на защиту государством его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об образовании.
3. Законодательство Российской Федерации об образовании (далее - законодательство об образовании) основывается на признании равенства участников регулируемых законодательством об образовании отношений в сфере образования, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона, других федеральных законов или существа соответствующих отношений.
4. Каждый по своему усмотрению и в своих интересах осуществляет принадлежащие ему права на получение образования различного уровня и свободен в распоряжении ими.
По желанию лица, имеющего право на получение образования соответствующего уровня, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организаций. Человек также имеет право на оценку и признание по ее результатам знаний, умений, навыков, компетенций или квалификаций, приобретенных им в процессе самообразования, семейного образования или трудовой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических движений и религиозных объединений (организаций) не допускаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ
Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...
Конспект открытого урока по обществознанию 8 класс
Тема «Что такое человек?» Цели: закрепить знания учащихся, полученные при изучении данной темы; продолжить работу по формир...
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
конспект открытого урока по обществознанию 11 класс Семья в современном обществе
Данный урок практического варианта , личностно-ориентированный....
Конспект открытого урока по обществознанию 6 класс
Конспект является авторским....