Интегрированный урок обществознания «Мой выбор» и математики по повторению процентов при подготовке к ГИА.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Падуряну Светлана Владимировна

 

Психологическое сопровождение интегрированного урока обществознания «Мой выбор» и урока математики по повторению процентов при подготовке к ГИА

Тема. Психическая зависимость от ПАВ, алкоголя и табакокурения - глобальная проблема современности.

Форма работы: практикум с элементами проектной деятельности.

Класс: 9

Кто проводит: учитель обществознания Падуряну С.В, учитель математики Ткаличева С.В, педагог-психолог Блехер А.В..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-pobeditel.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (сменное) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТАЯ (сменная) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Конспект урока ЗОЖ

Психологическое сопровождение интегрированного урока обществознания «Мой выбор» и урока математики по повторению процентов при подготовке к ГИА

Тема. Психическая зависимость от ПАВ, алкоголя и табакокурения - глобальная проблема современности.

Форма работы: практикум с элементами проектной деятельности.

Класс: IX

Кто проводит: учитель обществознания Падуряну С.В, учитель математики Ткаличева С.В, педагог-психолог Блехер А.В..

Пояснительная записка.

Распространенность употребления психоактивных веществ (далее ПАВ), алкоголя, табачных изделий среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.

По данным Центра социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раза в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы, что составило 2,6 млн. человек; алкогольные напитки (включая пиво) — 50,5% несовершеннолетних и молодежи  - 13,7 млн. человек; курят табачные изделия 45,6 %  -12,3 млн.человек.

С нашей точки зрения одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от вредных веществ является школа. Имеющиеся у образовательного учреждения профессиональный, организационный ресурс и сфера социального влияния позволяют обеспечивать системное воздействие на несовершеннолетних.

При совместной работе психолога и педагогов у ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознания собственного «я», уверенности в себе и умения формировать собственное мнение. Подтверждением того, что такая деятельность школьного психолога и педагогов способствует созданию благоприятной психоэмоциональной среды для обучения и воспитания подростков,  вносит существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения, может служить данное занятие.

Тема: Психическая зависимость от ПАВ, алкоголя и табакокурения - глобальная проблема современности.

Цель: Создание психолого-педагогических условий для формирования способов самопознания и продуктивной саморегуляции через активное усвоение обучающимися информации о психической  зависимости.

Задачи:

1. Способствовать формированию позитивного образа будущего, свободного от употребления психоактивных веществ, ограничивающих возможности жизненного выбора.

2. Содействовать созданию установки на ведение здорового образа жизни.

3. С помощью математического метода исследовать проблему наркомании и построить графическую модель жизни наркомана

4. Развивать у подростков навыки самопознания, умения видеть свои достоинства и недостатки и, исходя из этого, строить свою жизненную позицию.

Используемое оборудование:

1. ТСО для демонстрации презентации

2. Видеофильм Спортсмены»

3. Маркеры, карандаши, фломастеры, чистые листы бумаги формата А4.

Конспект урока

I. Правила занятия:

-Смотреть на того, к кому ты обращаешься;

-Выражать своё мнение, начинать речь со словом «я»;

-Говорить по одному;

-Уважать чужое мнение;

-Внимательно слушать, когда говорят другие;

-Говорите искренне.

-Эти правила обязательны для всех участников и для нас в том числе.

-Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю начать работу в игровой форме.

Участники разбиваются на 2 группы  по 6 человек.

II. Основная часть.

Одна из главных проблем России – алкоголизм. Демографический кризис в России в высокой степени является результатом алкогольной зависимости. Но самое страшное заключается в том, что пьющие люди наносят вред  не только своему здоровью, но и здоровью своих будущих детей.

Прежде чем приступить к решению задач, давайте вспомним, что называется процентом? (Процентом называется сотая часть числа).

Задача №1.

Более 10% детей в России страдают физическими и психическими расстройствами – это дети пьющих родителей. Вычислите, какое количество детей, родившихся за год, могло бы стать здоровыми, если бы их родители не употребляли алкоголь. По данным статистики в среднем за год рождается 1 млн. 267 тыс. детей.

(Ответ: 1267000 * 10 / 100 =  126700 детей)

Психолог:

Давайте задумаемся о судьбе города, в котором мы живём.

Предположим, что…

Если учесть, что в Сургуте в 2013г. появилось на свет 7000 детей, то можно допустить, что 700 детей из семей пьющих родителей родятся здоровыми при условии, что их родители не будут употреблять алкоголь.

Выскажите, пожалуйста, своё отношение к данному факту.

Употребление ПАВ - беда XXI века. Как много соблазнов и опасностей таит в себе жизнь, и как порой трудно их разглядеть, почувствовать, распознать, особенно  когда ты молод, полон надежд и веришь, что впереди только лучшее. Но соблазны буквально на каждом шагу подстерегают подростков, и они могут без особых усилий попасть в их тонкие сети. Одними из таких соблазнов, пожалуй, самых страшных, являются  наркотики.

Задача №2.

В России проживают 142 млн.  человек, ежегодно от употребления наркотиков  гибнут 47 тыс. человек. Вычислите, сколько процентов от общего количества населения гибнет от наркотиков за 3 года. (47000*3*100/142857000 = 14100000 / 142000000 = 0,0992

(округлив до десятых, получим ответ: 0,1%).

Психолог:

Давайте задумаемся о судьбе города, в котором мы живём.

Предположим, что…

Численность населения Сургута на апрель 2013года составляла 327 000 жителей, следовательно, если соотнести полученный в задаче результат с количеством населения Сургута, то в городе за три года могут погибнуть только от употребления наркотиков 327 жителей.

Выскажите, пожалуйста, своё отношение к данному факту.

Задача №3.

Всего в России проживают 142 млн.  человек. За 20 лет с 1990 года  от курения скончалось около 6 миллионов человек. 25% смертей в России связаны с алкогольной зависимостью. Вычислите в процентах, какое количество людей погибает ежегодно преждевременно, если средняя смертность по России за год составляет 2 млн.200 тыс. человек.

1. 6000000 / 20 = 300000

2. 2200000 * 25 / 100 = 550000

3. 300000 + 550000 = 850000)

4. 850000 * 100 / 142000000 = 0,5985915492957746 %

(Ответ: 850 000 человек, или 0,6 %)

Психолог:

Давайте задумаемся о судьбе города, в котором мы живём.

Предположим, что…

Если учесть, что численность населения Сургута на апрель 2013года - 327 000 жителей, то условно число погибших только от курения и алкоголя составит 1962 человека (327000 * 0,6 / 100).

Выскажите, пожалуйста, своё отношение к данному факту.

В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности -  это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.

Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь (ребята называют причины, а ведущий их записывает на доске)

Наиболее типичные ответы:

1. Любопытство (60% попробовавших наркотик становятся наркозависимыми).

2. Давление группы, отсутствие навыка отказа (неумение сказать «нет!»

3. Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

4. Возможность привлечь внимание.

5. Скука, неумение интересно проводить свободное время.

В результате опроса, который провели учащиеся нашей школы среди подростков и молодежной среды, на вопрос анкеты «В каком возрасте Вы впервые попробовали ПАВы », были получены определённые результаты.

Участники разбиваются на 2 группы по 6 человек, получают таблицу и при обсуждении заполняют её.

Таблица. «В каком возрасте Вы впервые попробовали ПАВы? »

В опросе участвовали 375 человек.

Возрастные категории

Количество пробовавших ПАВ

Юноши

Девушки

Количество

%

Количество

%

           14-16 лет

          76

       42

34

           17-18 лет

         134

       70

         64

Задание:

Первая группа: вычислите процент употребления ПАВ юношами следующих возрастных категорий: «14-16лет» и «17-18 лет», данные перенесите в таблицу.

Вторая  группа: вычислите процент употребления ПАВ девушками следующих возрастных категорий «14-16лет» и «17-18 лет», данные перенесите в таблицу.

К чему это приведёт, обсудите в группах,  заполнив таблицу «Перспективы наркомана».

Таблица «Перспективы наркомана»

Утверждение

всегда

часто

редко

1. Ухудшение здоровья

 

 

 

2. Потеря доверительных отношений с родителями

 

 

 

3. Потеря друзей

 

 

 

4. Уголовная ответственность

 

 

 

5. Физическая зависимость

 

 

 

6. Снижение успехов в школе

 

 

 

7. Потеря возможности учиться, работать

 

 

 

8. Денежные проблемы

 

 

 

9. Контакт с криминальным миром

 

 

 

10. Духовная бедность, узость интересов

 

 

 

11. Использование сильных наркотиков

 

 

 

12. Преждевременная смерть

 

 

 

Создание проектов.

Мы предлагаем вам создать проект: для группы №1

Проект  «Создание образа зависимого человека».

Мы предлагаем вам создать проект: для группы №2

Проект  «Создание образа успешного человека».

Но прежде давайте просмотрим видеоролик « Спортсмены»

План защиты проекта.

- Как он выглядит;

- Как сложилась семейная жизнь и карьера;

- Каковы его жизненные перспективы и.т.д.

-Назовите чувства, которые вызывает в вас этот человек?

-Что чувствуют по отношению к нему его родственники?

(образы крепятся к доске и группы защищают проекты)

Люди, употребляющие наркотики, выглядят болезненно, их семьи распадаются, они не держатся на работе, в перспективе их ждёт смерть.

В начале нашего занятия мы говорили о том, что подростки стоят в начале жизненного пути, они начинают задумываться о том, какой будет их жизнь. Начинают ее постепенно выстраивать.

 Подросток же, становясь наркоманом, отрезает себе этот путь.

Упражнение «Телеэфир»

Вас пригласили на телепередачу, посвящённую профилактике наркомании, и сейчас вы можете обратиться к своим сверстникам со словами, которые помогли бы ему избежать зависимости от пагубных пристрастий.

Упражнение «10 заповедей здоровья»

Каждый из участников должен самостоятельно выбрать 10 собственных заповедей здоровья. После окончания работы из всего количества выбирается 10 наиболее метких и верных, с которыми соглашаются все участники.

И напоследок - притча

Однажды человек долго следил за бабочкой, пытающейся выбраться на свет из кокона.

Ему стало жаль ее, и он помог ей, думая, что она сейчас расправит крылья и полетит.

Но бабочка волочила по земле свои крылья: она не могла  летать. А все потому, что именно огромное усилие необходимо было бабочке, чтобы крылья могли работать…

Да, бабочке нужно было самой выбраться из кокона… 

О чём эта притча?

Рефлексия занятия

Наше занятие подходит к концу. Мы выяснили, что люди, ведущие здоровый образ жизни, независимы, самостоятельны, свободны.

 Что нового узнали? Что понравилось? Что удивило, огорчило? Чему научились?

Выразите своё мнение о занятии. Поможет в этом «Чаша откровения». На столах разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтый – занятие понравилось; оранжевый – кое-чему научился; зелёный – хотелось бы продолжить подобные занятия; синий – меня огорчило, что я многого не знал и не умею сказать «нет1», белая – занятие пустое, никому не нужное». На карточках вы можете дописать ещё что-то, что вы считаете необходимым.

Итоги урока

Мы благодарим всех за работу на уроке. Вы все творческие, активные, жизнерадостные ребята. Мы надеемся, что в своей жизни вы сделаете правильный выбор.

Список литературы:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 2000.
  3. Родионов В.А. и соавт. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, 2001.
  4. Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.
  5. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе

Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найт...

Решение задач на проценты. Интегрированный урок для 8-9 класса (математика + биология): "Посчитай и подумай.Курить или не курить ?".

Данный интегрированный урок носит ярко выраженную прикладную направленность и вызывает живой познавательный интерес учащихся, помогает понять общую картину мира. Урок является обучающим в 8 клас...

Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"

    Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...

Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"

    Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...

Интегрированный урок обществознания и математики по теме "Выборы органов местного самоуправления"

    Это урок, построенный на реализации принципа интегративного подхода в обучении обществознанию и математике. Результатом такого подхода является целостное развитие личности ученика...

Интегрированный урок обществознание - математика в 7 классе "Я-производитель XXI века"

Тема урока : Я – производитель XXI века. Решение экономических задач. На уроке предполагается работа учащихся в группах. Ребятам предлагаются разнообразные задания....

Интегрированный урок обществознание (экономика)-математика по теме "Спрос"

На уроке даются основные понятия: спрос, эластичность спроса, а также факторы, влияющие на величину спроса. Математик объясняет как строится кривая спроса и решает основные задачи, связанные с эластич...


 

Комментарии

Падуряну Светлана Владимировна

Распространенность употребления психоактивных веществ (далее ПАВ), алкоголя, табачных изделий среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.