Интегрированный урок обществознание (экономика)-математика по теме "Спрос"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Лоскутова Елена Александровна

На уроке даются основные понятия: спрос, эластичность спроса, а также факторы, влияющие на величину спроса. Математик объясняет как строится кривая спроса и решает основные задачи, связанные с эластичностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spros.doc81.5 КБ
Office presentation icon spros_i_predlozhenie.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Урок, обществознание – математика «Спрос»

Учитель Лоскутова Е.А., учитель истории и обществознания, Петухова Г.А., учитель математики

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап  актуализации знаний

Эпиграф урока: «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека»

Учитель1: Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?  

 Сформулируйте тему нашего урока.

Никто до сих пор не знает точно главную причину, из-за которой цветок, привезенный в Европу за 80 лет  до того и спокойной красовавшийся на клумбах зажиточных граждан, внезапно стал предметом бешеного спроса. Но факт остаётся фактом – с 1630 г. цены на луковицы тюльпанов, подгоняемые спросом, стали повышаться, и этот неуклонный рост вскоре привлёк внимание всей страны.

Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднимались их цены. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов. В итоге цены луковиц достигли поднебесной высоты. Сохранившееся документы свидетельствуют: за луковицу платили до 2500 гульденов. А на такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, костюм и серебряный кубок. В этой ситуации купцы за бесценок распродавали свои склады, чтобы побыстрее выручить наличные деньги и пустить их на покупку тюльпанов. Те же, кому денег не хватало, одалживали их у банкиров и ростовщиков с уверенностью, что легко расплатятся потом из «цветочных прибылей».

И вдруг рынок «лопнул» - на очередном аукционе выставленная на продажу луковица принесла владельцу только 1000 гульденов вместо ожидаемой суммы в 1250 гульденов. И этой новости, облетевшей всю страну, хватило для того, чтобы люди сразу испугались и начали спешно сбывать свои «драгоценные» луковицы. Но их уже никто не хотел покупать по столь высоким ценам.

 (И.Липсиц «Экономика без тайн» М.: «Рим», 1993 год).

Учитель1:

 Каковы задачи нашего урока? ( Что необходимо знать о Спросе.)

- Слово учителя (чтение стихотворения):

Тему нашего урока вы назвали без сомнения.

Всегда в почете у народа законы рынка – «Спрос» и «Предложение».

И эластичность к этому, конечно, прилагается.

Итак, внимание! Урок наш начинается.

Деловая игра «Покупатель – продавец».

Учащиеся делятся  на 4 группы – покупатели, группам выдано определённое количество денег

Задание: Купить максимальное количество предложенного товара на имеющуюся сумму

Магазин 1

Магазин 2

Магазин 3

Эффект нового покупателя

товар заменитель

Цена товара

Кол-во

остаток

денег

Цена товара

Кол-во

остаток

денег

Цена товара

Кол-во

остаток

денег

I

200

15 руб

13

5

10 руб

20

0

20 руб

10

1

II

150

10

0

15

0

7

10

III

100

6

10

10

0

5

для Магазина1

  1. Эффект «нового покупателя»
  2. Эффект замещения
  3. Эффект дохода

Учитель 2 – фиксирует результаты торгов 3 группы. Строит график

Примерные вопросы к рисунку 1:

  1. В чем заключается закон спроса?
  2. Какие неценовые факторы влияют на спрос?
  3. Как это отражается на кривой спроса?
  4. Под воздействием каких факторов мог произойти сдвиг кривой DD в D1D1? DD в D2D2    ?

- Работа с рисунком

Рис. 1                                                          

                                                        

 Что происходит с кривой СПРОСА?

Смещение влево при уменьшении спроса, смещении вправо при увеличении спроса

Учитель1: Спрос влияет на выручку, которую получают  продавцы от продажи товара. А проанализировать соотношение выручки в зависимости от спроса на товары можно с помощью понятия ЭЛАСТИЧНОСТИ.

Эластичность – это показатель степени чувствительности покупателей к изменениям цены товара.

 Впервые ввел этот термин английский экономист   Альфред Маршалл, окончивший Кембриджский университет в Великобритании и проработавший там всю жизнь. По своим наклонностям Маршалл был математиком, но много своих работ ученый  посвятил механизму взаимоотношений спроса и предложения.

 Реакция потребителей на изменения цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный.

Коэффициент эластичности – это отношение % изменения количества продаж к % отношению изменения цены.

 - формула дуговой эластичности

               - формула точечной эластичности

Решение задач. Получаем эластичность:

Задача 1: при цене 100 рублей за кг объем спроса составил 400 кг. Цена возросла на 100 рублей, спрос упал до 100 кг. Найти коэффициент эластичности и выручку до подорожания и после подорожания.

Если Е< 1, тогда спрос меньше чем цена, товар неэластичен.

Если товар не эластичный, то производитель, повышая цену, получает ощутимую прибыль.

Задача 2. В день реализовывали 20 кг бананов по 15 рублей за кг. Цену понизили на 1,5 рубля и стали продавать 30 кг бананов. Вычислить эластичность?  

 

Если Е >1, тогда спрос увеличивается быстрее, чем цена, товар эластичен

Если товар  высокой эластичности, то продавцы,  уменьшая цену, увеличивают объем продаж, следовательно, выручка растет.

Задача 3. Спрос упал на 100 кг, цена возросла на 100 рублей. Найти коэффициент эластичности и выручку до подорожания и после подорожания.

Если Е =1, тогда при повышении цены на столько же % увеличивается спрос

Знание механизмов рынка необходимо и производителям и потребителям.

5.Этап закрепления новых знаний.

Письменная работа проводится индивидуально

Пример:

  1. На рынке спрос зависит от  (цены)
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием (спроса)
  3.  Эластичность спроса  отражается на  (выручке) продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются (заменителями)
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос (ниже)
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос (выше)
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют (благами Гиффена)

Домашнее задание:

  1. выучить теоретические понятия из учебника гл.3, 4 темы «Спрос» . Задача в учебнике№5

 Рефлексия: заполнить таблицу: что знал, что узнал, какие вопросы остались

Ресурс: решить задачу: « Цена сметаны изменилась на 10 % при эластичности равной по модулю 4. На сколько процентов изменился объем продаж?».

КАРТА УРОКА

«Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека»

Адам СМИТ

Тема : «____________________________________»

Цель:________________________________________________________________________  ________________________________________________________________

ЗНАЮ

УЗНАЛ на уроке

остались ВОПРОСЫ

СПРОС:_________________________________________________________________

ЗАКОН спроса:___________________________________________________________

От чего зависит спрос:

1)

2)

3)

Эластичность спроса______________________________________________________

Е=

Если  Е>1, то…

Если Е < 1, то

Если Е=1, то

  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона

1. На рынке спрос зависит от  …

2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …

  1.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  2. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  3. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  4. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  5. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  6. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона

  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона

  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона
  1. На рынке спрос зависит от  …
  2.  Цены на товар не диктуются сверху, а формируются под воздействием …
  3.  Эластичность спроса  отражается на  … продавцов.
  4. Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность называются …
  5. По закону спроса: чем выше цена, тем спрос …
  6. По закону спроса: чем ниже цена, тем спрос …
  7. Если при повышении цены спрос не повышается, то такие товары (блага) называют …
  8. Кривая спроса на графике имеет ….угол наклона


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

спрос закон спроса

Слайд 2

Адам Смит «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека»

Слайд 3

Величина спроса - количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Слайд 4

Рынок Производитель (продавец) Потребитель (покупатель) спрос предложение Спрос ( D - demand ) – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательской способности.

Слайд 5

График и закон спроса ( D ) P Q D Если P↑ ,то Q↓ Если P↓ ,то Q↑ P 2 Q 2 P 1 Q 1 L M Q = f(Р). величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара

Слайд 6

Вывод – с. 69 Наклон кривой отрицательный

Слайд 7

D P Q Закон спроса потребитель приобретет тем больше товара, чем ниже его рыночная цена ...при прочих равных условиях Кривая спроса позволяет ответить на вопросы: Какова будет величина спроса при разных уровнях цен? Как изменится величина спроса при изменении цены? р1 р2 q1 q2

Слайд 8

Детерминанты спроса Ценовой барьер Эффект дохода Эффект замещения Принцип убывания предельной полезности

Слайд 9

Взаимозаменяемые товары – при увеличении цены на стиральный порошок увеличится спрос на мыло (кривая спроса сдвинется вправо), при уменьшении цены сократится ( кривая сдвинется влево) Дополняющие товары – это товары, которые не могут потребляться один без другого (ракетка и мяч, машина и бензин).

Слайд 10

Эффект Гиффена 1батон=15 рублей 1батон=17 рублей 1х15=15 2х17=34

Слайд 11

Факторы, влияющие на спрос: уровень дохода потребителей ; вкусы и предпочтения потребителей; изменение спроса на взаимозаменяемые и дополняющие товары; ожидание изменения доходов и цен; изменение числа покупателей .

Слайд 12

Спрос и предложение влияют на выручку, которую получают продавцы от продажи товара. А проанализировать соотношение выручки в зависимости от спроса на товары можно с помощью понятия эластичности. Эластичность – это показатель степени чувствительности покупателей к изменениям цены товара. Впервые ввел этот термин английский экономист Альфред Маршалл, окончивший Кембриджский университет в Великобритании и проработавший там всю жизнь. По своим наклонностям Маршалл был математиком, но много своих работ ученый посвятил механизму взаимоотношений спроса и предложения. Реакция потребителей на изменения цены на товар может быть сильной, слабой и нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный.

Слайд 13

Коэффициент эластичности – это отношение % изменения количества продаж к % отношению изменения цены.

Слайд 14

Что неверно! Холодная погода сократила величину спроса на комнаты в гостиницах на Черноморском побережье, уменьшив тем самым цену аренды комнаты. Падение цены аренды, в свою очередь, вызвало увеличение спроса, так что в конце концов цена возвратилась к своему первоначальному уровню.

Слайд 15

Уровень дохода покупателей нормальное благо

Слайд 16

Наблюдения за господином Шиловым показали, что, имея ежемесячный доход 500 руб., он покупал 10 единиц товара А, 10 единиц товара В и 10 единиц товара С в течение месяца. После того как его ежемесячный доход увеличился до 1 тыс. руб., господин Шилов стал потреблять 5 единиц товара А, 14 единиц товара В, а потребление товара С сохранилось на уровне 10 единиц в месяц. При условии, что цены на эти товары, равно как и на другие блага, остались прежними и вкусы господина Шилова не изменились, определите, к какому типу относится каждый из товаров.

Слайд 17

В результате рекламной кампании население стало предпочитать кока-колу квасу. Что произойдет с кривой спроса на квас? А что при том же условии случится со спросом на кока-колу? Как изменится спрос на красную икру при увеличении доходов населения? Отобразите графически. А что случится с кривой спроса на перловую крупу с ростом доходов потребителей? Что произойдет со спросом на соль при изменении доходов населения? А что может переместить кривую спроса на соль?

Слайд 18

Взаимозаменяемые блага Пепси-кола кекс отдых в Ялте букет роз джинсы автомобиль «Вольво»

Слайд 19

Взаимодополняющие блага Теннисный мяч Кеды Компьютер Левая перчатка Автомобиль

Слайд 20

Что произойдет со спросом на автомобили при резком повышении цен на бензин?

Слайд 21

Терминология 1. Спрос. 2. Величина спроса. 3. Закон спроса. 4. Эффект дохода. 5. Эффект замещения. 6. Принцип убывания маржинальной полезности. 7. Эффект Гиффена. 8. Детерминанты спроса. 9. Низшие товары. 10. Нормальные товары.

Слайд 22

А. Товары, которые потребляются совместно; при этом один без другого, как правило, не может быть пригоден для потребления. Б. Желание и способность покупателей приобретать товары. В. Факторы, вызывающие изменение спроса и сдвиг кривой спроса. Г. Товары, которые могут быть использованы вместо других товаров с аналогичными свойствами. Д. Товары, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей. Е. Количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести при данном уровне цены. Ж. Явление, которое возникает, когда вследствие снижения цены товара происходит относительное увеличение дохода покупателя, позволяющее последнему приобрести большее количество товара. З. Товары, спрос на которые растет по мере увеличения доходов покупателей. И. Принцип, в соответствии с которым потребление каждой последующей единицы товара приносит потребителю меньшую полезность, чем потребление предыдущей. К. Закон, в соответствии с которым величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара. Л. Явление, состоящее в том, что повышение цены товара ведет к росту объема спроса на него. М. Явление, которое возникает, когда покупатель отдает предпочтение более дешевому товару, вытесняющему при выборе покупки товар, ставший относительно дороже.

Слайд 23

1-Б; 2-Е; 3-К; 4-Ж; 5-М; 6-И; 7-Л; 9-Д; 10-З.

Слайд 24

1. Когда увеличивается спрос на пиломатериалы, растет спрос и на гвозди, так как это: а) неродственные товары; б) взаимозаменяемые товары; в) товары-комплементы; г) товары-субституты. 2. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет: а) увеличение спроса на второй; б) снижение величины спроса на второй; в) увеличение спроса на первый; г) рост величины спроса на первый. З. Закон спроса предполагает, что: а) если доходы покупателей снижаются, они покупают меньше товара; б) кривая спроса обычно имеет положительный наклон; в) когда цена товара снижается, величина спроса растет; г) когда цена товара растет, спрос снижается. 4. Если снова модными станут туфли “на платформе”, то: а) величина спроса на туфли на тонкой подошве уменьшится; б) спрос на туфли “на платформе” увеличится; в) кривая спроса на туфли “на платформе” сдвинется влево; г) кривая спроса на туфли на тонкой подошве сдвинется вправо.

Слайд 25

Укажите, какое из нескольких положений является правильным. 1. Смещение кривой спроса на нормальный товар может быть вызвано: а) уменьшением спроса на него; б) ростом цены производимого товара; в) ростом доходов покупателей; г) ожиданием усиления инфляции; д) снижением дотаций малообеспеченным слоям населения. 2. Что из нижеперечисленного скорее всего не станет причиной изменения спроса на автомобили в краткосрочном периоде: а) цены на автомобили выросли на 40%; б) цена на бензин выросла на 20%; в) инфляция из ползучей превратилась в галопирующую; г) доходы покупателей удвоились; д) увеличены таможенные пошлины на ввозимые автомобили? 3. Третья чашка кофе приносит меньшее удовольствие, чем вторая. Это пример: а) действия закона спроса; б) избыточного предложения; в) эффекта замещения; г) эффекта Гиффена; д) уменьшения предельной полезности.

Слайд 26

ПРОВЕРИМ! А А Д В А В Б

Слайд 27

Покупка айфонов Apple-7 Покупатели не дороже Продавцы не дешевле А1 300 В1 100 А2 280 В2 110 А3 260 В3 150 А4 240 В4 170 А5 220 В5 200 А6 210 В6 215 А7 200 В7 250 А8 180 В8 260 А9 170 А10 150 ?

Слайд 28

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( supply , S ) ПРЕДЛОЖЕНИЕ – зависимость количества товара, которое производители хотят и могут произвести, от цен на этот товар. ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – количество товара, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже по данной цене в течение определенного промежутка времени.

Слайд 29

Зависимость между ценой и величиной предложения Цена, руб. Величина предложения, шт. 100 200 300 400 500 0 300 400 500 600

Слайд 30

S P Q Закон предложения: предложение товара тем больше, чем выше цена на него ...при прочих равных условиях Зависимость между ценой и количеством товаров – прямая. График имеет вид восходящей кривой (прямой) Q = f (P) А В

Слайд 31

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ

Слайд 32

0 Q P D I D II D Факторы изменения спроса P (детерминанты спроса) 1. Уровень дохода покупателей. 2. Вкусы и предпочтения потребителей. 3. Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. 4. Ожидание изменения доходов и цен. 5. Изменение числа покупателей.

Слайд 33

Факторы, влияющие на предложение: Цены на производственные ресурсы Уровень технологии Налоги и субсидии государства Степень конкуренции Цены альтернативных товаров Ожидаемое изменение цены на товар в будущем

Слайд 34

Изменение предложения (в целом) Q А В Р S 1 S 2 S 3 Q s = f (P, Pr, E, T, V etc)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Обществознание – английский язык»

•Форма:современный интегрированный урок.•Вид:учебно-практическое занятие.•Тип:закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.•Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический...

Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе

Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найт...

Разработка интегрированного урока "Обществознание + экономика"

Урок « Роль государства в экономике»  Тип урока: комбинированный, 10 класс. Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику...

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

Интегрированный урок ( обществознание + экология)

Урок по теме:  " Человек и природа". На этом уроке ведется обобщающее повторение по данной теме.Тестовые задания подобраны аналогичным на ГИА....