Урок "Цель и смысл жизни человека"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Урок с использованием технологии этического диалога на филосовско-этическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tsel_i_smysl_zhizni_cheloveka.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева»
Конспект урока обществознания в 10 -м классе
«Цель и смысл жизни человека»
План-конспект урока
обществознания разработан
учителем истории
и обществознания
Фиминой Любовью
Степановной
Сыктывкар — 2014 год
Конспект урока «Цель и смысл жизни человека»
Тип урока: - урок размышление с использованием философских афоризмов и притч.
Использованная технология – технология этического диалога
Цель: формирование ценностного чувства к своей жизни, к своей душе.
Задачи:
1. Научить вникать в суть философских мыслей, вдумываться в их смысл.
2. Формирование стремления к здоровому образу жизни, ценностного отношения к своей жизни.
3. Развитие у учащихся способности рассуждать на сложные темы, делиться своими мыслями.
Оборудование – распечатанные задания с выдержками из философских притч на партах, мультимедийный проектор.
Ресурсы.
https://vk.com/filosof_pritchi
План урока.
1. Мотивационная часть урока
2. Работа с материалами презентации и текстами притч.
3. Рефлексия.
1. Мотивационная часть урока.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Это урок-размышление, размышление о самом главном. Вы все стоите сейчас пред выбором. Выбором учебного заведения, будущей профессии, но всё это лишь часть вашей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы сейчас остановились и задумались. Задумались над тем, что всегда волнует человека. Какой вопрос волнует человечество на протяжении его существования?
Звучат разные варианты учащихся. Учитель их подводит к мысли о смысле жизни человека.
Сформулируйте тему урока
Цель и смысл жизни человека.
2. Работа с материалами презентации и текстами притч.
3. Рефлексия.
У вас на столе притча, прочтите её и скажите, в чём смысл этой притчи.
Притча. ЖИЗНЬ И СУДЬБА
Жизнь мчалась семимильными шагами, а следом семенила Судьба и уговаривала:- Да не беги ты так, горе ты мое, сил уже нет никаких! Тут за бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты мало кому достаются. Припасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из зубов вырвала. Но, жизнь, то ли не слышит, то ли о чем-то задумалась — чешет мимо поворота.- Ты чего делаешь? — надрывается Судьба. — Я ж для кого старалась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не даются! А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь.- Поворот! — кричит Судьба. Жизнь — мимо поворота. Судьбе давно бы отстать, ну ее, эту ненормальную. Но Судьба чувствует ответственность. Ей эту Жизнь доверили, сказали — Смотри! Было б на кого смотреть: впереди одни пятки мелькают. Потом и они перестали мелькать. Устала жизнь, присела на бугорок, призадумалась. Ладошку ко лбу приставила, оглядывается на пройденный путь. Подбегает Судьба. Совсем запыхалась. Пропади она пропадом, такая работа. Присела рядом, отдышалась, высморкалась. Ну, спрашивает, а теперь чего будем делать? Жизнь говорит:- Да вот я смотрю: что-то мы с тобой пропустили. - Пропустили! — подбоченилась Судьба. — Нет, вы только на нее посмотрите! А кому я говорила, кому кричала, кому плакала навзрыд? - Что ты имеешь в виду? — спрашивает Жизнь, приходя в себя и уже собираясь бежать обратно. - А то. Теперь чего оглядываться. Поздно. Повороты назад у нас не предусмотрены. Жизнь, как водится, со скандалом. Как, да почему? Кто здесь заведующий? Они все такие, жизни, им сразу все подавай. Потом заплакала. Как же это она все пропустила? Стала жаловаться на судьбу. А кому жаловаться? Взяла себя в руки. Утерлась, приободрилась. - Тогда, — говорит, — вперед. Вперед и только вперед! До новых поворотов! - До каких поворотов? — Судьба аж сплюнула. — Тьфу, на тебя! Ты погляди, на чем сидишь: это же могила!
Обсуждение притчи и смысла, заложенного в ней.
Смысл притчи в том, что в жизни дорог каждый день, каждое мгновенье.
Чем по настоящему должен человек дожить в этой жизни?
Подумаем над этим вместе, посматривая презентацию.
Работа со слайдами презентации.
С помощью тихой музыки учитель настраивает ребят на работу со слайдами.
Учитель показывает специально подобранные слайды с незавершёнными надписями и просит ребят предложить своё окончание. С помощью этих заданий он побуждает их задуматься, открыто высказывать свои мысли. Это задание учащиеся воспринимают с интересом и предлагают самые разные варианты ответа.
После каждого слайда учитель показывает слайд с завершённым текстом.
Слайды №1-2.
Куда бы ты не пришёл, - ты найдёшь лишь то, что принёс с собой.
Слайды №3-4.
Красота человека не в его лице – а в его душе.
Слайд №5-6.
Радость – любовь к тому, что есть – печаль – любовь к тому, чего нет.
Слайд №7-8.
Есть только два дня в году, когда человек ничего не может сделать – это вчера и завтра.
Слайд №9-10.
Всё имеет свой закат и только ночь заканчивается - рассветом
Слайд №11-12.
К тому, кто всё отпускает – всё приходит.
Слайд №13-14.
Для человек важно не то, что его окружает – а то, что внутри него.
Слайд №15-16.
И пусть мысли будут чистыми – они основа наших поступков.
Слайд №17.
Всё самое главное – это наше внутреннее Я
и то, что с нами происходит именно сейчас.
ЖИЗНЬ она сейчас и здесь и самое ценное – наши душевные качества.
Завершающий этап работы.
Учитель просит ребят сказать, что объединяет все эти слайды, как они бы назвали эту презентацию.
Звучат разные ответы учащихся.
Учитель подводит учащихся к выводу, что самое главное – это тот внутренний мир, который внутри человека, его душевные качества, его жизнь здесь и сейчас. Надо радоваться каждому мгновению жизни и нести эту радость людям.
Учитель даёт ещё одну притчу. О том, что важно принять себя таким, какой ты есть.
Притча. ПРИНИМАЙ СЕБЯ
Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:
– Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу – ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой. Невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя.
Ты можешь пройти тысячи километров, перечитать множество книг, услышать несчётное количество слов, и не найти того, что ищешь. А можешь прекратить поиск, остановиться, и послушать своё сердце. И, услышав его, найти в собственном вздохе всё, что искал. Человек сам творец своей жизни и своего счастья.
Учитель обсуждает содержание этой притчи.
В завершение учитель организовывает работу с учебником.
Прочитайте слова философа С.Л. Франка и философа Н.Н. Трубникова
( Учебник Обществознание. 10 класс. Боголюбов Л.Н. М., Просвещение. 2013. Стр. 29-30).
Чьи слова вам ближе, чьё высказывание перекликается с идеей прочитанной вами притчи?
Рефлексия.
Учитель спрашивает ребят, интересно ли им было работать, что они взяли для себя. Рекомендует адреса сайтов, где они могут найти этот материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс"
Урок литературы в 8 классе + презентация к уроку...
Практическое занятие по обществознанию в 11 классе "Смысл жизни и предназначение человека" в 11 классе
Урок в форме работы в группах с заданиями к текстам философского содержания. Проводила в классах разного уровня подготовки, тексты вызывали у ребят большой интерес...
А.П. Чехов «Палата № 6». «Трагедия человека в бездуховном мире». (Проблема смысла жизни в повести).
На прошлом уроке мы нашли ответы на очень непростые вопросы о типичном чеховском герое, о пространственно-временной организации произведения. Мы приблизились к пониманию авторского замысла. Одна...
Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"
По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни». Я, как преподаватель данной дисциплины, ...
Информация о проведении семинара «Проблема смысла жизни человека»
21 марта 2017 года проведен семинар на тему: «Проблема смысла жизни человека»....
«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинс...
Классный час "Смысл жизни человека: иллюзия и истина"
quot;Смысл жизни человека: иллюзия и истина"...