Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
материал по обществознанию (5 класс) по теме
В данном докладе на педагогическом совете рассматривается важность нового курса ОРКСЭ в воспитании нравственности подрастающего поколения. В этом важном процессе огромную роль играет опыт, накопленный мировыми религиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tukanenkov_v.a.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
Доклад на педагогическом совете
ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404
учителя историии, обществознания
и мхк Туканенкова В.А
2012 – 2013 учебный год
Душа каждого человека – бутон великолепного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человеческое общество, лишенное божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовного по своей сути. Отсюда и вопиющие примеры: насилие среди подрастающего поколения по отношению к слабым и беззащитным, всплеск суицидов, увлечение спиртными и наркотическими средствами.
Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумеваются совершенно разные подходы к воспитанию:
- Строго религиозное воспитание в рамках определенной одной конфессии;
- Воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись;
- Воспитание в ребенка сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире.
По этому поводу идут жаркие споры. Но разве в жизни возможно отделить одно от другого?
Если не заниматься религиозным воспитанием то, кто ответит детям на такие вопросы:
Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что их объединяет? В чем различие? Что такое человек? Зачем он живет и умирает? и на многие другие.
Чем больше ребенок развивается через духовное творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.
Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной основы. Если человек найдет занятие, дорогое его сердцу, если он научится видеть во всем проявление высшего смысла, научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Как же рассказать детям об основных мировых религиях?
Л.Н. Толстой писал в 1899 году в письме к А. Дворянскому: «Если же бы мне нужно было передать сейчас ребенку сущность религиозного учения, которое я считаю истиной, я бы сказал ему, что мы пришли в этот мир и живем в нем не по своей воле, а по воле того, что мы называем Богом, и что поэтому нам будет хорошо только тогда, когда мы будем исполнять эту волю. Воля же состоит в том, чтобы мы все были счастливы».
Я уже не первый год веду факультативный курс в старших классах «История мировых религий». Он изучается в 10 классе. На занятиях мы рассматриваем историю возникновения, содержание вероучения, ареал распространения, основные этапы развития, вклад в развитие мировой и национальной культуры, прослеживаем взаимосвязь самых распространенных религий, их роль в духовном развитии человеческого общества.
И в конце учебного года, судя по их отзывам и результатам творческих работ, складывается следущее видение роли и места религии в современном мире:
1. Имеет объединяющее начало;
2. Служит духовному возрождению и росту человека и общества;
3. Влияет на развитие культуры;
4. Может служить национальной идеей, которая поможет возродиться нашей Родине.
С большой радостью хочется отметить, что в старших классах с разным конфессиональным составом исчезли такие уродливые явления, как: межнациональная и межрелигиозная рознь. Поэтому и с большой радостью было воспринято известие о введении нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» в младших классах. Может быть, это и поможет в дальшнейшем духовно возродиться нашему многострадальному народу, а если это произойдет, то грядут коренные изменения и в остальных сферах жизни российского общества.
Огромную роль в младшем школьном возрасте играет эмоционально – образное воздействие на душу ребенка. В этом помогут притчи из Вед, Библии, Торы, Корана, адаптированные для младшего школьного возраста. Притча – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. При их отборе очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней.
Второй важный момент при работе с притчей – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему притчи. Она должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребенок не давал определенные ответы, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
И последнее, важно, чтобы педагог в конце беседы о притче, подчеркнул главную мысл, заложенную в ней.
Так емко, точно и ясно, как говорят цитаты из священных писаний, не скажет никакой человеческий язык. И ребенок, после притчи, воспринимает эти слова совершенно особенно. Они для него уже не оторваны от жизни, а наполнены смыслом.
Огромную роль на занятиях будет играть духовная музыка. В процессе беседы после прослушивания уместно задать следующие вопросы: что композитор думал о смысле жизни, о чем мечтал, что хотел донести до людей свой музыкой. Очень важно сделать акцент на каком – нибудь ярком духовном моменте в жизни композитора.
Разнообразят занятия репродукции художников, создавших картины на духовные темы (Рафаэль, Микеланджело, Нестеров, Иванов, Рерих), иконы Грека, Рублева, Дионисия. Вместе с детьми приоткрывать тайну их вдохновения, источника творческих сил, которые они черпали у Бога.
Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. А если это произойдет, то она отзовется стихами, сказками, рисунками.
Ребенок учится играя, и это поможет овладеть основами светской этики. И это будет результатом не только привитой привычки, но и навыком, исходящим из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку, к его бесценной и неповторимой душе.
Берем жизненную ситуацию, где идет выбор между добром и злом, черствостью и состраданием, и обыгрываем ее:
- как поступишь ты?
- как другие люди в других странах, разных вероисповеданиях?
- как нужно в идеале, в высшем смысле?
Постепенно дети начнут замечать, что происходит вокруг них, видеть мир глазами других людей, а это уже первый шаг к толерантности, единению, гармонии. И будем надеяться, что наш мир расцветет, как сад, когда расцветут души наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»
В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...
«Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ».
С 1 сентября ученики четвертых классов начнут изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Основная цель этого курса – возвращение духовно - нравственных ценностей в си...
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
приказ об утверждении списка учебников по курсу ОРКСЭ и рабочей программы по модулю
приказ об утверждении списка учебников к новому предмету...
Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ- 2014 г.
Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ....