«Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ».
статья по мхк по теме
С 1 сентября ученики четвертых классов начнут изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Основная цель этого курса – возвращение духовно - нравственных ценностей в систему образования и формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению. Я преподаю в школе предметы: «Мировая художественная культура» и «Изобразительное искусство». Курс ОРКСЭ буду преподавать впервые, но я вижу много общего в воспитательных, обучающих и развивающих возможностях этих предметов. Сейчас появилась возможность обеспечить последовательное изучение разных культур. В начальной школе – «Технология» и «Изобразительное искусство». В 4 классе - «Основы религиозных культур и светской этики». В 5-7 классах – «Изобразительное искусство». В 9-11 классах – «Мировая художественная культура». Дополняя друг друга, обучение и воспитание на этих уроках служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Но для нового предмета существуют свои специфические воспитательные аспекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специфика воспитательных возможностей модулей
курса ОРКСЭ»
Кузьмич Марина Владимировна
ГБОУ СОШ №1245 ЮАО г. Москвы
«Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» (А.Макаренко)
С 1 сентября ученики четвертых классов начнут изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Основная цель этого курса – возвращение духовно - нравственных ценностей в систему образования и формирование у детей мотивации к осознанному нравственному поведению. Родители в нашей школе выбрали два курса: «Основы светской этики» и «Мировые религии». Я преподаю в школе предметы: «Мировая художественная культура» и «Изобразительное искусство». Курс ОРКСЭ буду преподавать впервые, но я вижу много общего в воспитательных, обучающих и развивающих возможностях этих предметов. Сейчас появилась возможность обеспечить последовательное изучение разных культур. В начальной школе – «Технология» и «Изобразительное искусство». В 4 классе - «Основы религиозных культур и светской этики». В 5-7 классах – «Изобразительное искусство». В 9-11 классах – «Мировая художественная культура». Дополняя друг друга, обучение и воспитание на этих уроках служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Сама постановка задачи – воспитание ученика в процессе преподавания конкретного предмета – вряд ли нова, хотя и начала энергично обсуждаться в нашей педагогике только в последнее время. Издавна известно ведь: «Учитель, воспитай ученика!». Не «научи», что так естественно, а «воспитай»! Что же стоит за этим «воспитай»? Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Но для нового предмета существуют свои специфические воспитательные аспекты.
1.Главный заключается в том, чтобы учитель рассказывал детям о предмете, не как сторонний наблюдатель, а как человек, знающий и понимающий эти культуры, самые ее незначительные оттенки. Поэтому важно, чтобы наша подготовка согласовывалась с носителями религиозных культур. Это поможет и нам и нашим ученикам лучше понимать людей которые живут рядом, но исповедуют другую религию.
2.Ребенок в 4 классе – еще не полностью сформировавшаяся личность, в отличии, скажем от старших классов, поэтому, в воспитательных целях нельзя делать акцент на то, что кто – то из детей не такой как все, чтобы он не чувствовал себя белой вороной и как бы выпадал из общества детей. Дети должны прийти к выводу о похожести людей и, в то же время, индивидуальности, непохожести каждого, чтобы подружится с человеком, нужно узнать его особенности, его индивидуальность и ценить эту непохожесть.
3.В рамках курса ОРКСЭ преподается не религия, но культура, которая развивалась в рамках определенных религиозных традиций. Обряды, праздники, иконопись, архитектура храма, священные книги и т. д. – это символы не материального, но духовного уровня. Особенная воспитательная роль предмета заключается в том, что через культурные ценности мы приобщаемся к духовным истинам.
4.Знания школьников о нравственных нормах, полученные на разных уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. В этом, по моему мнению, заключается еще один воспитательный аспект. Это лучше всего получается именно на уроках курса ОРКСЭ. Главное - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгля ды. На уроках необходимо, чтобы ребята сами активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих одноклассников.
5.Продумывая принципы преподавания ОРКСЭ в школе, я пришла к решению, что они должны строиться на общении, я имею в виду, конечно не бытовые значения слова общение как любую связь между людьми. А его философское значение, в основе которого лежит понятие диалога. В нем нет учителя и ученика, а есть партнеры, участники единой деятельности. Идеальная модель такого общения – это дружба. И цель дружбы – не передать какую-то информацию, не научить чему-то, а добиться общности людей, выработать общие ценности, единые жизненные позиции, при этом каждый из них остается неповторимой индивидуальностью и ценит ее в другом. Это, конечно, идеальные отношения, и применять их в чистом виде на уроке невозможно. Но такие отношения помогают приблизиться к решению сложнейших задач духовного формирования и творческого развития учеников.
6.Еще я поняла, что для реализации поставленных воспитательных задач курса ОРКСЭ очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
7.В школе для этого наиболее перспективным является системно - деятельностный подход к развитию учащихся. На уроках должно уделяться особое внимание художественно-творческой деятельности: художественные изобразительные работы, интеллектуальные игры и турниры, творческие работы по освоению материала в виде сочинений разнообразных жанров, газетных выпусков, сценариев классных тематических вечеров и разработок различных проектов. Мой опыт работы учителем ИЗО и МХК показывает, что взаимосвязь классной и внеурочной работы по предмету, является совершенно необходимым условием, так как помогает ученикам «вжиться» в разные эпохи, «увидеть» и «услышать» разное время, почувствовать и понять проблемы других эпох, других культур, других религий и других людей. Именно поэтому столь популярны сегодня проектные формы работы, которые позволяют естественно объединить знания, умения и навыки учащихся и их художественно – творческий потенциал. Однако мне кажется, что проектная форма работы эффективна только в контексте общей концепции обучения и, конечно, воспитания.
Когда закончится учебный курс предмета «Основы религиозных культур и светской этики», я думаю, наши ученики будут знать и понимать, что мы живем в стране, где все нации равны, уважают друг друга и объединены культурой.
В заключение хотелось бы сказать, что любой даже самый замечательный предмет, самый замечательный урок может только побудить к размышлению, подтолкнуть ученика к духовной работе, дать представление о моральных нормах. Но их превращение в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении, а это требует объединения усилий и школы, и семьи, и социума.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»
В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
приказ об утверждении списка учебников по курсу ОРКСЭ и рабочей программы по модулю
приказ об утверждении списка учебников к новому предмету...
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
В данном докладе на педагогическом совете рассматривается важность нового курса ОРКСЭ в воспитании нравственности подрастающего поколения. В этом важном процессе огромную роль играет опыт, накопленный...
Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ- 2014 г.
Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ....