1. Вопрос: Науки, изучающие человека и общество. Ответ: Современных ученых крайне печалит тот факт, что при всем внешнем блеске технического прогресса и всем развитии науки, которая сегодня способна решать сверхсложные задачи, один из главных вопросов, терзающих человечество, – кто мы и откуда взялись? – так и остается без ответа. Произошел человек от обезьяны, или является результатом инопланетного эксперимента, или все-таки был создан по образу и подобию Божию?.. В этой области знаний наука уже полтора века топчется вокруг дарвиновских идей. Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Схема науки, изучающие человека
Социология— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Антропология— комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека. Психология—наука о поведении и психических процессах в психике людей. История— наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом. Философия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Культурология— наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.
2. Вопрос: Причины появления человека разумного. Ответ: Выслушать точки зрения, учащихся по поводу того как произошел человек. Рассказать учащимся основные теории происхождения человека (научную, религиозную, научно-фантастические). Книга Чарльза Дарвина "О происхождении видов", которая перевернула взгляды на природу и происхождение человека, вышла в свет в 1859 году. Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих человекообразных обезьян и млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Генезис— происхождение, возникновение, (за)рождение. Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации ещё Линнеем. В латинском языке оно произошло от общеиндоевропейского корня «dhghem», земля. В современной науке Homo sapiens — единственный ныне существующий вид рода Homo, хотя продолжающиеся исследования происхождения Homo sapiens дают всё новую и новую информацию о других видах Homo, давно уже вымерших. Физиологические отличия человека от обезьяны: - истинное прямохождение и связанные с этим особенности строения тела; - S-образная форма позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами; - низкий расширенный таз; - уплощенная в переднезаднем направлении грудная клетка; - удлиненные по сравнению с руками ноги; - сводчатая стопа с массивным и приведенным большим пальцем; - многие особенности мускулатуры и расположения внутренних органов; - кисть способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения; - череп более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; - мозговая часть черепа в большой степени преобладает над лицевой (лоб высокий, челюсти слабые); - маленькие клыки; - подбородочный выступ отчетливо выражен; - мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему и в 3-4 раза - по массе; - у человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи; - только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга; - наличие особого головного мускула в гортани. Таблица происхождения жизни и человека: Модель эволюции | Модель сотворения | Конкретные факты | 1 | 2 | 3 | Жизнь развилась из неживой материи путем случайной химической эволюции (самозарождения) | Жизнь происходит только от уже существующей жизни; изначально создана разумным Создателем | 1.Жизнь происходит только от уже существующей жизни. 2.Сложный генетический код не может образоваться случайно | Свидетельство, ожидаемое от ископаемых: 1) постепенное появление простых форм жизни; 2) переходные формы как связующие звенья | Свидетельство, ожидаемое от ископаемых: 1) внезапное появление в большом разнообразии сложных форм; 2) пробелы, разделяющие основные группы; отсутствие связующих форм | Свидетельство ископаемых: 1) внезапное появление в большом разнообразии сложных организмов; 2) каждый новый вид обособлен от предшествующих видов; отсутствие связующих форм | Новые виды возникают постепенно; зачатки недоразвитых костей и органов на различных промежуточных стадиях | Никакие новые виды не появляются постепенно; отсутствие недоразвитых костей или органов; все части полностью сформированы | Никакие новые виды не появляются постепенно, хотя и существует много разновидностей; отсутствие недоразвитых костей или органов | Мутации: в конечном счете полезны; порождают новые признаки | Мутации вредны для сложных организмов; не приводят ни к чему новому | Небольшие мутации вредны, значительные – смертельны; никогда не приводят ни к чему новому | Постепенное возникновение цивилизации из грубых, звероподобных начальных стадий | Цивилизация возникает одновременно с человеком; сложная с самого начала | Цивилизация возникает одновременно с человеком; жители пещер – современники тех цивилизованных людей |
Теория внешнего вмешательства. Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты ТВВ предполагают: а) скрещивание иномирян с предками людей; б) порождение человека разумного методами генной инженерии; в) создание первых людей гомункулярным способом; г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
3. Вопрос: Становление общества и формирование общественных отношений. Ответ: В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Вспомнить вместе с учащимися из пройденного ранее материала (8-9 класс) что такое общество?
Общество: 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)
Устроить обсуждение на тему чем животное стадо отличается от человеческого общества.
Признаки и критерии общества: -оно не является частью более крупной системы; браки заключаются между представителями данного объединения; -оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; -объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у общества есть собственное название и собственная история; -оно обладает собственной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; -его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой. Этапы развития общества. Схема.
|