Методическая разработка кружка "Научное общество гимназистов"
методическая разработка по теме
Данная примерная программа разработана на основе типовых программ научно-методической службой ДДТ «У Белого озера. По типу программа является примерной. Типовые программы данного профиля отсутствуют. Данная программа является ориентиром для педагога – руководителя школьного научного общества гимназистов.
Программа «Научное общество гимназистов» является по направленности естественно – научной, по типу – авторской. Программа обеспечивает связи надпредметного характера. С другой стороны, для приобретения умений и навыков, предусмотренных данной программой, полезна поддержка психолога, библиотекаря, поддержка образовательной области «Информатика и ИКТ», обеспечивающего владение школьниками:
- навыками работы на компьютере в текстовых редакторах;
- навыками работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски);
- навыками компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.
Содержание программы базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях такого рода текстов. В содержании программы можно выделить 3 направления:
- Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности, развитие интеллектуальных способностей детей.
- Формирование знаний о структуре, этапах, содержании реферативной, исследовательской работы, их методах.
- Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichesaya_razrabotka_kruzhka_nauchnoe_obshchestvo_gimnazistov.doc | 494.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Томска
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом Детского творчества «У Белого озера» города Томска
Утверждена _________
педагогическим советом
Дома детского творчества
«У Белого озера»
Рекомендована к реализации
методическим советом
ДДТ «У Белого озера»
Пр.№
Директор ДДТ
______________
В.И. Волкова
Дополнительная образовательная программа
Научное общество гимназистов
«Шаг в будущее»
Возраст детей – 11-17 лет.
Срок реализации -2 года.
Педагог дополнительного образования –
Н.Г.Джинисян
Томск -2011
Информационная карта
образовательной программы
I Наименование программы | Научное общество гимназистов «Шаг в будущее» |
II Направленность | Социально-педагогическая |
III Сведения об авторе (составителе) | |
1. ФИО | Джинисян Н.Г. |
2. Год рождения | 1974 |
3. Образование | высшее |
4. Место работы | МОУ ДОД ДДТ «У Белого озера» |
5. Должность | преподаватель |
6. Квалификационная категория | первая |
7. Адрес, телефон | Г. Томск, ул. Бела Куна, 22-47, 678735 |
IVСведения о программе | |
1. Срок реализации | 1-2 года |
2. Возрастная группа | 11- 17 лет |
3. Тип программы | примерная |
4. Характеристика программы | |
По месту в образовательной модели | разновозрастного детского объединения |
По уровню освоения | общеразвивающая (1-2 год обучения) |
По форме организации образовательного процесса | |
5. Цель программы | Развитие творческих, интеллектуальных способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся |
6. Учебные курсы, дисциплины | Учись учиться. Научное исследование. Искусство правильно мыслить. Наука и научное мировоззрение. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи. Основы психологических знаний. Применение основ информатики в исследовательской речи. Познание и творчество |
7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности | занятия-семинары, лекционные занятия, практические занятия, экскурсии, деловые игры, интеллектуальные игры, научно – практические конференции |
8. Формы мониторинга результативности | Входная диагностика (анкетирование, творческие задания) Промежуточная и итоговая аттестации (интеллектуальные конкурсы, научно – исследовательский проект) |
9. Кадровое обеспечение | Педагог дополнительного образования |
11. Дата утверждения |
- Пояснительная записка
- Общие сведения.
Данная примерная программа разработана на основе типовых программ научно-методической службой ДДТ «У Белого озера. По типу программа является примерной. Типовые программы данного профиля отсутствуют. Данная программа является ориентиром для педагога – руководителя школьного научного общества гимназистов.
Программа «Научное общество гимназистов» является по направленности естественно – научной, по типу – авторской. Программа обеспечивает связи надпредметного характера. С другой стороны, для приобретения умений и навыков, предусмотренных данной программой, полезна поддержка психолога, библиотекаря, поддержка образовательной области «Информатика и ИКТ», обеспечивающего владение школьниками:
- навыками работы на компьютере в текстовых редакторах;
- навыками работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски);
- навыками компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.
Содержание программы базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях такого рода текстов. В содержании программы можно выделить 3 направления:
- Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности, развитие интеллектуальных способностей детей.
- Формирование знаний о структуре, этапах, содержании реферативной, исследовательской работы, их методах.
- Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
1.2. Место программы в культурном пространстве.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести обучающихся на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
- Востребованость.
Послешкольное образование предполагает ведение научно — исследовательской деятельности в тех или иных формах. Рефераты, курсовые работы, дипломные проекты становятся залогом продолжения научных поисков.
Для этой цели в общеобразовательных учреждениях должны существовать научные общества гимназистов. Целью научного общества гимназистов является создание условий для развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала личности, для выявления наиболее одаренных обучающихся разного возраста и вовлечения их в коллективную поисково—исследовательскую деятельность.
1.4. Актуальность данной программы заключается в предоставлении подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере исследовательской деятельности, в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры и активной гражданской позиции воспитанников.
Какое значение для обучающихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Во многих странах Западной Европы, в США существуют управления по поиску и работе с талантливой молодежью, можно сказать, что в этих странах происходит «образовательная революция», направленная на поиск будущей научной элиты. Как сделать так, чтобы в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОГ, его организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.
1.5. Особенности построения программы и организации образовательной деятельности.
Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, а также индивидуальными программами исследовательской работы учащихся.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
1.6. Программа построена на следующих принципах:
- Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основанными на проверенных наукой и практикой положения).
- Принцип систематичности и последовательности (учащиеся должны овладевать научными умениями и навыками в строго определенном порядке).
- Принцип сознательности и активности (сознательность обучения предполагает учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся).
- Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучению и т.д.).
- Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и общественного значения изучаемого материала).
Срок реализации программы 1-2 года. Срок реализации определяется педагогом исходя из особенностей и условий конкретной школы, контингента воспитанников.
Режим занятий: 1-ый год обучения – 2,5 часа в неделю, 2 – ой год обучения – 1 час.
1.7. Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и виды деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 11- 17 лет, учащихся, которые интересуются исследовательской деятельностью, готовые развивать свои интеллектуальные способности.
Психологические особенности возрастной группы 11-15 лет:
- Ведущая потребность - общение со сверстниками.
- Развитие Я – концепции
- Склонность к риску, острым ощущениям.
- Быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в связи с бурным психофизиологическим развитием.
- Появление интереса к противоположному полу.
- Замедление реакции. Подросток не сразу отвечает на вопросы, не сразу начинает выполнять задания
- Слабо сформированная эмоционально-волевая сфера
- Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников
- Необходимость ощущения социальной востребованности (формирование чувства взрослости).
Для данной возрастной группы приоритетны игровые, соревновательные формы и методы, коллективная творческая деятельность (КТД), работа в микрогруппах, частая смена состава микрогрупп и позиции участников в совместной деятельности (идеолог, организатор, участник, наблюдатель), задания, предполагающие расширение сферы социальных контактов, экскурсии.
Психологические особенности возрастной группы 16-17 лет:
- Кризис идентичности. Формирование нового Я – образа (я - взрослый), создание первичной жизненной концепции
- Профессиональное самоопределение
- Период формирования, опробования и усвоения системы ценностей и социальных установок.
- Период формирования социальных компетенций.
Для старшей возрастной группы более адекватными являются все формы индивидуального сопровождения, дебаты, дискуссии, встречи с представителями ВУЗов, индивидуальные творческие задания.
1.11. Основными формами мониторинга реализации программы и динамики продвижения воспитанников являются входная диагностика (анкетирование, творческие задания), промежуточная и итоговая аттестации (участие в научно – практических конференциях, в интеллектуальных конкурсах, презентация научно – исследовательского проекта и др.).
- Цели и задачи программы
- Цели программы:
- Развитие творческих, интеллектуальных способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
2. Задачи программы:
- Совершенствовать надпредметные знания, умения и навыки обучающихся.
- Развать исследовательскую компетентность учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно – исследовательской деятельности.
- Познакомить учащихся с теоретическими основами научно – исследовательской деятельности;
- Научить учащихся работать с различными источниками информации.
- Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- Организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.
- Научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы.
- Формирование у воспитанников компетенций: технологической, информационной, коммуникативной, решения проблем, социального взаимодействия, саморазвития, самообразования.
- Формирование у воспитанников общеучебных (надпредметных) способов деятельности: выбор, сравнение, сопоставление, анализ, синтез, рефлексия.
- Развитие личностных качеств и способностей воспитанников: устной и письменной речи, познавательной активности, склонности к решению дивергентных задач, чувства юмора, соревновательности, гибкости мышления, легкости ассоциирования, оригинальности мышления, надситуативной активности, критичности, лёгкости генерирования идей, самостоятельности, стремления к самоактуализации.
- Расширение кругозора и формирование общей культуры воспитанников.
- Формирование активной гражданской позиции воспитанников.
- Формирование гуманистического отношения: к себе, к прекрасному, к труду, к знаниям, к обществу, к человеку.
Развивающий аспект цели программы:
- Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроемкости.
- Рост активности учащихся в научно – исследовательской деятельности.
Учебно – тематический план
Программа «Научное общество гимназистов» рассчитана на два года обучения. Программа рассчитана на 80 часов (2,5 часа в неделю) в первый год обучения и на 32 часа ( 1 ч. в неделю) во второй год обучения.
III. Содержание образовательной деятельности.
- 3.1. Учебный план
1 год обучения
№ | Раздел | Кол – во часов | ||
теория | Практи - ка | Всего | ||
Учись учиться | 5 | 5 | 10 | |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Диагностика учащихся. | 1 | 1 | |
2 | Образование, научное познание, научная деятельность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. | 2 | 2 | |
3 | Интеллектуальное чтение «Биография науки в лицах» | 1 | 1 | 2 |
4 | Лингвистические умения. Умение строить связное высказывание, давать логический и последовательный ответ. | 1 | 1 | 2 |
5 | Наблюдательность. Оригинальность мышления. Ассоциативное мышление (Развитие креативности, положительных эмоций). Речевые умения (Развитие речевых умений учащихся, их словарного запаса, логического мышления, языковая догадка) | 1 | 2 | 3 |
Научное исследование | 12 | 28 | 40 | |
6 | Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. | 1 | 1 | 2 |
7 | Практикум: определение видов предложенных исследовательских работ (по структуре определить форму исследовательской работы) | 2 | 2 | |
8 | Определение объекта и предмета исследования | 1 | 1 | 2 |
9 | Методы исследования: - понятие о методах исследования; - эмпирические методы; - теоретические методы. | 1 | 1 | 2 |
10 | Мир библиотеки. Работа с каталогом. | 1 | 2 | 3 |
11 | Интеллектуальная игра «Учиться, чтобы знать» | 1 | 1 | 2 |
12 | Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. | 1 | 1 | 2 |
13 | Работа с программой Power Point | 1 | 2 | 3 |
14 | Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме. | 1 | 1 | 2 |
15 | Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне) | 1 | 1 | 2 |
16 | Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличие устного доклада от письменного | 1 | 1 | 2 |
17 | Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления) | 1 | 2 | 3 |
18 | Процедура защиты учебно – исследовательской работы, критерии оценок | 1 | 1 | 2 |
19 | Работа над своим проектом | 5 | 5 | |
20 | Защита работы | 2 | 2 | |
Подготовка к школьной научно – практической конференции | 3 | 3 | ||
21 | Написание рецензий | 1 | 1 | |
Искусство правильно мыслить | 2 | 28 | 30 | |
22 | Круглый стол «Искусство правильно мыслить» | 2 | 2 | |
23 | Дискуссия «Тайны мозга: Как развивать свои умственные способности» | 1 | 1 | 2 |
24 | Экскурсия в учебные заведения г. Томска | 10 | 10 | |
25 | Разработка командного интеллектуального конкурса «Эрудиты гимназии» | 1 | 3 | 4 |
26 | Проведение интеллектуального конкурса «Эрудиты гимназии» для учащихся 5-10 классов | 6 | 6 | |
27 | Участие во Всероссийском открытом командном конкурсе «Эрудиты России» | 4 | 4 | |
28 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 19 | 61 | 80 |
2 год обучения
№ | Раздел | Кол – во часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Наука и научное мировоззрение | 7 | 11 | 18 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Диагностика учащихся. | 1 | 1 | ||
3 | Особенности научного познания. Метод и его роль в научном познании | 1 | 1 | |
4 | Интеллектуальное чтение «Биография науки в лицах» | 1 | 1 | |
5 | Учебно – исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. | 1 | 1 | |
6 | Структура учебного исследования. План работы над научным исследованием. Утверждение темы учебного исследования. Методологический аппарат исследования. | 1 | 1 | |
7 | Объект, предмет и гипотеза исследования | 1 | 1 | |
9 | Практикум: определение видов предложенных исследовательских работ (по структуре определить форму исследовательской работы) | 1 | 1 | |
10 | Исследовательская работа в ВУЗах г.Томска | 3 | 3 | |
11 | Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель и задачи исследования | 1 | 1 | |
12 | Научная гипотеза и её проверка. План и организация исследования. | 1 | 1 | |
13 | Составление индивидуальной рабочей программы | 1 | 1 | |
14 | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература | 1 | 1 | |
15 | Анализ результатов исследования | 1 | 1 | |
16 | Понятийный аппарат исследования | 1 | 1 | |
17 | Индивидуальное исследовательское задание. Защита проектов. | 1 | 1 | |
18 | Реферат. Научная статья | 1 | 1 | |
Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи | 3 | 2 | 5 | |
19 | Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи. Практическое владение нормами литературного языка | 1 | 1 | |
20 | Посещение научных библиотек г. Томска | 1 | 2 | |
21 | Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста | 1 | 1 | |
22 | Различные стили речи и жанры речевых высказываний | 1 | 1 | |
Основы психологических знаний. | 2 | 2 | ||
23 | Психологический настрой на работу с аудиторией | 1 | 1 | |
24 | Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека | 1 | 1 | |
Применение основ информатики в исследовательской деятельности | 1 | 2 | 3 | |
25 | Структура, композиция исследовательской работы | 1 | 1 | |
26 | Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки | 1 | 1 | |
27 | Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) | 1 | 1 | |
Раздел 5. Познание и творчество | 1 | 3 | 4 | |
28 | Проведение командного конкурса «Познание и творчество» для учащихся 6 классов | 1 | 1 | |
29 | Экскурсия в учебные заведения г. Томска | 2 | 2 | |
30 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | 1 | |
Итого: | 14 | 18 | 32 | |
- Содержание разделов программы
1 год обучения
- Учись учиться – 10 часов
- Образование, научное познание, научная деятельность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
- Учащиеся знакомятся со Словарем парадоксальных определений. Развиваются умение доказательства или опровержения, стимулируется творчество, исследовательские умения. Учащиеся обучаются умению делать собственный вывод и высказывать собственное мнение по проблеме.
- Лингвистические умения. Развивается умение строить связное высказывание, давать логический и последовательный ответ.
- Наблюдательность. Оригинальность мышления. Ассоциативное мышление. Развивается креативность, образность мышления.
- Дикция. Произношение и речевые умения. Развитие речевых умений учащихся, их словарного запаса, логического мышления, языковая догадка.
Используются формы работы: лекции, презентации, ролевые игры, составление коллективного рассказа по заданной теме.
- Научное исследование – 40 часов
- Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект.
- Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.
- Методы исследования: понятие о методах исследования; эмпирические методы; теоретические методы.
- Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.
- Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме.
- Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации.
- Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
- Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.
- Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления).
- Процедура защиты учебно – исследовательской работы, критерии оценок.
- Индивидуальная работа над своим проектом.
- Искусство правильно мыслить – 30 часа.
Разработка и проведение интеллектуальных конкурсов, игр. Проведение Фестиваля науки. Подготовка к участию в городских, областных, всероссийских конкурсах.
2 год обучения
1. Наука и научное мировоззрение – 18 часов
- Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование.
Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.
Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования.
- Определение темы, предмета, объекта исследования.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования “поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.
- Цель и задачи исследования
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практическое занятие. Обоснование основных путей решения собственной исследовательской проблемы.
- Научная гипотеза и её проверка.
Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска.
Практическое занятие. Определение “нулевой” гипотезы, построенной на структурных связях между предметом и объектом исследования, объяснение первоначальных наблюдений, первичных фактов перед самой исследовательской работой.
- План и организация исследования.
Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Создание модели исследуемого процесса, фиксирование противоречий. Вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения творческой исследовательской задачи. Составление программы поиска.
- Составление индивидуальной рабочей программы.
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.
Практическое занятие. Составление модели исследуемого явления и программы действий по её реализации.
- Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическое занятие. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
- Анализ результатов исследования.
Объекты анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов, полученных в результате.
Практическое занятие. Формирование выводов, обобщений. Определение эффективности и значимости исследования. Развитие самостоятельности мышления на основе сопоставления данных исследования, точек зрения специалистов.
- Понятийный аппарат исследования.
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Тезаурус.
Практическое занятие. Составление терминологического словаря.
- Индивидуальное исследовательское задание.
Исследование в группе. Персональное поручение по изучению частного вопроса общей темы.
Практическое занятие. Исследовательская задача. Перечень условий научного поиска. Предложения по включению в общую работу результатов индивидуального исследовательского задания.
- Научная статья.
Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования. Правила написания, содержание, оформление научной статьи.
Практическое занятие. План написания статьи. Логика изложения материала. Анализ фактического материала. Цитата. Сноски. Начало и завершение статьи.
- Реферат.
Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования.
Практическое занятие. Тема реферата, разделы. Основное резюме. Рецензирование.
Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи – 5 часов
- Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи .
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг.
- Практическое овладение нормами литературного языка.
Практическое занятие.
- Оценка речевых высказываний собеседника художественного текста.
- Различные стили речи и жанры речевых высказываний.
- Соответствие плана содержания и плана выражения в речи.
- Обращенность речи, соотнесенность ее с характером аудитории.
- Индивидуальный характер, личность речи (словарь, интонация, образность).
- Основы психологических знаний
Тема 3. Основы психологических знаний – 2 часа
Психологический настрой на работу с аудиторией.
- Приемы саморегуляции.
Общие закономерности саморегуляции.
Практическое занятие. Индивидуальная форма саморегуляции, зависящая от конкретных условий, характеристик нервной деятельности, личностных качеств учащегося.
- Рефлексия как механизм обратной связи жизнедеятельности человека.
Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.
Практическое занятие. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок. Проживание, припоминание, решение проблем.
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности – 3 часа
- Структура, композиция исследовательской работы.
Понятие о структурировании исследовательского материала.
Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Диагностическое обеспечение в исследовании.
- Требования к оформлению исследовательских работ.
Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Распечатка текста. Оформление цитирования, ссылок, сносок.
- Результаты исследования и их обработка.
Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Раздел 5. Познание и творчество – 4 часа.
- Разработка и проведение интеллектуальных конкурсов, игр. Проведение Фестиваля науки. Подготовка к участию в городских, областных, всероссийских конкурсах.
- Учебно – тематический план
1 год обучения, 2,5 часа в неделю, всего 80 часов
№ | Раздел | Кол – во часов | Форма |
1 | «Учись учиться» | 10 | |
1.1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Диагностика учащихся. | 1 | |
1.2 | Образование, научное познание, научная деятельность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. | 2 | Лекция. |
1.3 | Интеллектуальное чтение «Биография науки в лицах» | 2 | Презентация мини – докладов учащихся об одном из представителей науки в той области знаний, которая им интересна |
1.4 | Лингвистические умения. Умение строить связное высказывание, давать логический и последовательный ответ. | 2 | Практикум. Составление коллективного рассказа по заданной теме. |
1.5 | Наблюдательность. Оригинальность мышления. Ассоциативное мышление (Развитие креативности, положительных эмоций) | 3 | Лекция. Работа в группах. |
2 | Блок 2. Научное исследование | 40 | |
2.1 | Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. | 2 | Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. |
2.2 | Практикум: определение видов предложенных исследовательских работ (по структуре определить форму исследовательской работы) | 2 | Практикум (индивидуальная работа) |
2.3 | Определение объекта и предмета исследования | 2 | Логическая цепочка научного познания. |
2.4 | Методы исследования: - понятие о методах исследования; - эмпирические методы; - теоретические методы. | 2 | Лекция. Практическая работа в мини – группах (с каталогом школьной библиотеки, поиск информации в Интернете). |
2.5 | Мир библиотеки. Работа с каталогом. | 3 | Экскурсия в научные библиотеки города |
2.6 | Интеллектуальная игра «Учиться, чтобы знать» | 2 | Познавательное – игровое занятие. |
2.7 | Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка. | 2 | Лекция. Практическая работа. |
2.8 | Работа с программой Power Point | 3 | Лекция. Практическая работа в компьютерном классе. |
2.9 | Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме. | 2 | Анализ научной, публицистической, художественной литературы, встречи с людьми, фото -, аудио, киноматериалы, Интернет. Индивидуальная работа с учащимися. |
2.10 | Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне) | 2 | Беседа. Практикум. |
2.11 | Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличие устного доклада от письменного | 2 | Лекция. Мастер – класс «Оратор» |
2.12 | Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления) | 3 | Лекция. Практическая работа. |
2.13 | Процедура защиты учебно – исследовательской работы, критерии оценок | 2 | Лекция |
2.14 | Работа над своим проектом | 5 | Индивидуальная работа |
2.15 | Защита работы | 2 | Зачет, рекомендаций |
2.16 | Подготовка к школьной научно – практической конференции | 3 | Написание и оформление аннотации |
2.17 | Написание рецензий | 1 | |
3 | Блок 3. Искусство правильно мыслить | 30 | |
3.1 | Круглый стол «Искусство правильно мыслить» | 2 | Круглый стол |
3.2 | Дискуссия «Тайны мозга: Как развивать свои умственные способности» | 2 | Дискуссия, с приглашением психолога |
3.3 | Экскурсия в учебные заведения г. Томска | 10 | |
3.4 | Разработка командного интеллектуального конкурса «Эрудиты гимназии» | 4 | Мозговой штурм |
3.5 | Проведение интеллектуального конкурса «Эрудиты гимназии» для учащихся 5-10 классов | 6 | Конкурс |
3.6 | Участие во Всероссийском открытом командном конкурсе «Эрудиты России» | 4 | |
3.7 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 2 | Праздник «День добрых сюрпризов» |
ИТОГО: | 35 |
Календарно – тематический план
2 год обучения,
1 час в неделю, всего 32 часа
№ | Тема. Основное содержание | Кол – во часов | Форма |
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение - 18 | |||
1.1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Диагностика учащихся. | 1 | Беседа. Анкетирование учащихся |
1.2 | Особенности научного познания. Метод и его роль в научном познании | 1 | Лекция |
1.3 | Интеллектуальное чтение «Биография науки в лицах» | 1 | Презентация мини – докладов учащихся об одном из представителей науки в той области знаний, которая им интересна |
1.4 | Учебно – исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы. | 1 | Лекция. |
1.5 | Структура учебного исследования. План работы над научным исследованием. | 1 | Лекция. Работа в группах. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. |
1.6 | Объект, предмет и гипотеза исследования | 1 | Лекция. Практикум (разыгрывание сцен) |
1.7 | Проведение интеллектуальной игры «Учиться, чтобы знать» для учащихся 6 классов | 1 | Практикум |
1.8 | Практикум: определение видов предложенных исследовательских работ (по структуре определить форму исследовательской работы) | 1 | Практикум (индивидуальная работа) |
1.9 | Исследовательская работа в ВУЗах г.Томска | 3 | Встреча с представителями ВУЗов. Экскурсия в ТГУ, ТГПУ. |
1.10 | Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель и задачи исследования | 1 | Логическая цепочка научного познания. |
1.11 | Научная гипотеза и её проверка. План и организация исследования | 1 | Лекция. Практикум |
1.12 | Составление индивидуальной рабочей программы | 1 | Лекция. Практическая работа. |
1.13 | Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература | 1 | Лекция. Практическое занятие |
1.14 | Анализ результатов исследования | 1 | Практикум |
1.15 | Понятийный аппарат исследования | 1 | Лекция. Практическая работа |
1.16 | Индивидуальное исследовательское задание. Защита проектов. | 1 | Практикум. Индивидуальные консультации |
1.17 | Научная статья. Реферат | 1 | Анализ научной, публицистической, художественной литературы, встречи с людьми, фото -, аудио, киноматериалы, Интернет. Индивидуальная работа с учащимися. |
Раздел 2. Речевая компетенция учащегося, креативный потенциал речи - 5 | |||
2.1 | Объем словаря (активного и пассивного) и осознание его употребления в речи | 1 | Лекция |
2.2 | Посещение научных библиотек г. Томска | 2 | Экскурсия |
2.3 | Оценка речевых высказываний собеседника и художественного текста | 1 | Практикум |
2.4 | Различные стили речи и жанры речевых высказываний | 1 | Беседа. Практикум. |
Раздел 3. Основы психологических знаний - 2 | |||
3.1 | Психологический настрой на работу с аудиторией | 1 | Лекция. Практикум |
3.2 | Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека | 1 | Лекция |
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности - 3 ч. | |||
4.1 | Структура, композиция исследовательской работы | 1 | Лекция |
4.2 | Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки | 1 | Практикум |
4.3 | Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций) | 1 | Практикум |
Раздел 5. Познание и творчество - 4 | |||
5.1 | Проведение командного конкурса «Познание и творчество» для учащихся 6 классов | 1 | Конкурс |
5.2 | Экскурсия в учебные заведения г. Томска | 2 | Экскурсия |
5.3 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | Праздник «День добрых сюрпризов» |
Итого: | 32 |
- Условие реализации программы
- Организационно- педагогические:
- участие в школьных мероприятиях;
- сотрудничество с ВУЗами;
- возможность участия в фестивалях и конкурсах, конференциях.
- Кадровые: педагог дополнительного образования
- Материально-технические:
- помещение для занятий (в соответствии с действующими САНПИНами),
- оборудование (мебель, компьютеры с возможностью выхода в сеть Интернет, принтер, сканер),
- Методическое обеспечение:
- библиотека,
- видеотека (лучшие передачи российского телевидения),
- словари и справочники (орфографические, орфоэпические, лексические, пунктуационные, синонимов, антонимов и др.), подшивки томских газет,
- дидактические материалы на различных носителях (памятки, рекомендации, опорные карты, образцы шрифтов и др.).
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работы Научного общества гимназистов имеет ряд особенностей:
- оснащенность школьной библиотеки, доступ работы в компьютерном зале;
- ознакомление ребят с современными методами научно – технических и исследовательских разработок, проведение различных встреч и экскурсий;
- проведение круглых столов, дискуссий, дебатов, посвященных обсуждению отдельных частей учебных исследований школьников и проблемам современной науки;
- участие в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах;
- защита тем учебно – исследовательских работ школьников;
- защита завершенных учебно – исследовательских работ школьников;
- итоговая конференция;
- возможность опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях различного уровня, участие в различных мастер – классах.
Таким образом, курс занятий можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально – технической базы, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи, интеллектуальные конкурсы и итоговые обсуждения.
- Предполагаемые результаты, критерии и механизм оценивания (Мониторинг реализации программы).
Данный курс дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Ребята активнее будут принимать участие в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Примечательно то, что программа может быть адаптирована для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с “ростом” ученика. При определенной корректировке программы, её можно адаптировать для учащихся начальной школы.
Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.
Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно – практических конференциях, защиты работы на зачетном занятии, участие в различного рода интеллектуальных конкурсах. При выполнении научного исследования по данной программе ученик будет обучен работе с различными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет. Система занятий направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся. Каждое занятие призвано ставить конкретные задачи, которые помогут учащимся по – новому взглянуть на собственную интеллектуальную деятельность, оценить достижения людей, имеющих огромные успехи в науке, искусстве и т.д.
По окончании курса учащийся должен:
Знать:
- понятийный аппарат для ведения научной работы;
- сущность и виды научно – исследовательской работы;
- методы и принципы исследования;
- требования к написанию и оформлению реферата.
Уметь:
- работать с различными источниками;
- определять объект и предмет, методы исследования;
- определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать, делать выводы;
- проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
- разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования;
- работать с программой Microsoft Office Power Point.
Владеть:
- методами обработки информации из различных источников;
- методами решения экспериментальных задач;
- методами рационального запоминания;
- навыками публичных выступлений;
- учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза, исследования, дедукция, закон, закономерность, индукция, историзм, концепция, метод, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия на исследовательскую работу, синтез, сравнение, теория, факт, эсперимент.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет, мультимедиапроектор, научно – методическая литература.
Результаты фиксируются в виде дневника достижений. Итоговой аттестацией является публичная защита своего проекта.
- Список литературы для учителя
- Айзенки З, Ганс Ю. Как проверить способности вашего ребенка». М6 АСТ, 1998.
- Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997.
- Бирич И.А., Бирич В.Т. Традиции гуманной педагогики в российском образовании. История и современность. М.: Просвещение, 2000.
- Брагинский И.А. Исследование юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М:Просвещение,1997
- Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование.- 2000
- Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999
- Винокуров Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. /Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
- Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
- Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
10.Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
11. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
12.Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации
учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.
13. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Вернум – М. Москва, 2001
14. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000
15.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
16.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
17.Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
18. Степанова М.В. учебно – исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Каро, Санкт – Петербург, 2005
19.Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
20.Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной
исследовательской деятельности. – М., 1986.
21.Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.
Список литературы для учащихся
- Барретт С. Тайны мозга: Как развивать свои способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997.
- Гаев П.А. и другие. Научно – исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.
3. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
4. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
5. Голдстейн М., Голдстей И. Как мы познаем. – М., Знание, 1985.
6. Детская энциклопедия: в 12 т. – М.: Просвещение, 1985
7. Николаева Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о
культуре работы с научной и научно – популярной книгой. –
М.: Просвещение, 1982
8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся
старших классов. – М.: Просвещение, 1990
9. Интернетресурсы.
10.Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск,
1983.
Приложение. Мониторинг реализации программы.
Таблица 1. Критерии оценивания
уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника
Знания и мастерство | Личностное и социальное развитие | |||||||
Показатели | Уровень | баллы (цветовое обозначение) | Освоение разделов программы | Формирование знаний, умений, навыков | Формирование общеучебных способов деятельности. | Развитие личностных свойств и способностей | Воспитанность | Формирование социальных компетенций |
Критерии оценивания | недостаточный (низкий) | 0 - 3 | менее 1/3 | Знание (воспроизводит термины, понятия, представления, суждения, гипотезы, теории, концепции, законы и т.д. ) | Выполнение со значительной помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанника) | Ниже возрастных, социальных, индивидуальных норм. | Знание элементарных норм, правил, принципов | Знание элементарных норм, правил, принципов |
достаточный (средний) | 3 - 6 | 1/3 – 1/2 | Понимание (понимает смысл и значение терминов, понятий, гипотез и т.д., может объяснить своими словами, привести свои примеры, аналогии) | Выполнение с помощью кого-либо (педагога, родителя, более опытного воспитанникка) | В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами | Усвоение, применение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа) | Усвоение элементарных норм, правил, принципов по инициативе «извне» (педагог, родители, референтная группа) | |
оптимальный | 6 - 8 | более 1/2 – 2/3 | Применение, перенос внутри предмета (использует знания и умения в сходных учебных ситуациях) | Выполнение при поддержке, разовой помощи, консультации кого-либо | В соответствии с возрастными, социальными, индивидуальными нормами | Эмоциональная значимость (ситуативное проявление) | Эмоциональная значимость (ситуативное проявление) | |
высокий | 8 - 10 | 2/3 -практически полностью | Овладение, самостоятельный перенос на другие предметы и виды деятельности (осуществляет взаимодействие уже имеющихся знаний, умений и навыков с вновь приобретенными; использует их в различных ситуациях; уверенно использует в ежедневной практике) | Самостоятельное построение, выполнение действий, операций. | Выше возрастных, социальных, индивидуальных норм. | Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели. | Поведение, построенное на убеждении; осознание значения смысла и цели. |
Личная карта
результативности освоения образовательной программы
воспитанника(цы) детского объединения Научное общество гимназистов «Шаг в будущее»
Фамилия, имя _______________________________________
Год обучения первый
Параметры оценивания | форма проверки, диагностики | методы, методики диагностики | |||
1 год обучения | |||||
начало года | середина года | конец года | |||
1.Освоение разделов программы | Зачет Контрольное задание | Собеседование Наблюдение | |||
| |||||
| |||||
| |||||
2.Формирование знаний, умений, навыков | Практическая работа Деловая игра | Анализ материалов Собеседование Наблюдение | |||
термины | |||||
понятия | |||||
приёмы | |||||
алгоритмы действий | |||||
навыки планирования | |||||
Навыки организации | |||||
соблюдение ТБ | |||||
использование оборудования | |||||
3. Формирование общеучебных способов деятельности | Практическая работа Деловая игра | Анализ материалов Экспертиза работ Совместное обсуждение Наблюдение | |||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
4.Развитие личностных свойств и способностей | Практическая работа Деловая игра Тестирование, анкетирование | Анализ материалов Наблюдение Совместное обсуждение Анализ, экспертиза работ | |||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
5.Воспитанность. Формирование гуманистического отношения: | Педагогические ситуации Деловая игра Ролевая игра КТД Беседа Диспут, дискуссия Социальная практика | Наблюдение Анализ ситуаций Рефлексия Тестирование Анкетирование, интервьюирование Экспертиза работ Социометрия | |||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
6.Развитие компетенций: | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
7. Предметные достижения воспитанника: | |||||
На уровне детского объединения | |||||
На уровне школы, структурного подразделения | |||||
На уровне района | |||||
На уровне города | |||||
На уровне области | |||||
На уровне России |
Общие замечания, суждения и выводы педагога___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личная карта
результативности освоения образовательной программы
воспитанника(цы) детского объединения Научное общество гимназистов «Шаг в будущее»
Фамилия, имя _______________________________________
Год обучения первый
Параметры оценивания | форма проверки, диагностики | методы, методики диагностики | |||
1 год обучения | |||||
начало года | середина года | конец года | |||
1.Освоение разделов программы | Зачет Контрольное задание | Собеседование Наблюдение | |||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
2.Формирование знаний, умений, навыков | Практическая работа Деловая игра | Анализ материалов Собеседование Наблюдение | |||
термины | |||||
понятия | |||||
приёмы | |||||
алгоритмы действий | |||||
навыки планирования | |||||
Навыки организации | |||||
соблюдение ТБ | |||||
использование оборудования | |||||
3. Формирование общеучебных способов деятельности | Практическая работа Деловая игра | Анализ материалов Экспертиза работ Совместное обсуждение Наблюдение | |||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
4.Развитие личностных свойств и способностей | Практическая работа Деловая игра Тестирование, анкетирование | Анализ материалов Наблюдение Совместное обсуждение Анализ, экспертиза работ | |||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
5.Воспитанность. Формирование гуманистического отношения: | Педагогические ситуации Деловая игра Ролевая игра КТД Беседа Диспут, дискуссия Социальная практика | Наблюдение Анализ ситуаций Рефлексия Тестирование Анкетирование, интервьюирование Экспертиза работ Социометрия | |||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
6.Развитие компетенций: | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
7. Предметные достижения воспитанника: | |||||
На уровне детского объединения | |||||
На уровне школы, структурного подразделения | |||||
На уровне района | |||||
На уровне города | |||||
На уровне области | |||||
На уровне России |
Общие замечания, суждения и выводы педагога___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 3. Карта результативности
освоения образовательной программы Научное общество гимназистов «Шаг в будущее»
за ______________________учебный год
педагог ________________________________________________________
группа ____________года обучения
сохранность: количественная______%, качественная ______%
№ | ФИО воспитанника | Освоение разделов программы | Формирование знаний, умений, навыков | Формирование общеучебных способов деятельности | Развитие личностных свойств и способностей | Воспитанность | Развитие компетенций | Достижения (кол-во) на уровне | |||||||||||||||||
объединение | школа | район | город | область | Россия | ||||||||||||||||||||
н.г | с.г. | к.г | н.г | с.г. | к.г | н.г | с.г. | к.г | н.г | с.г. | к.г | н.г | с.г. | к.г | н.г | с.г. | к.г | ||||||||
Общие замечания, суждения и выводы педагога ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...
Научное общество "Гимназист"
Цели на 3 года...
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...
Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....
Методическая разработка заданий по английскому языку для проведения станции Лирическая на Дне смотра знаний (День Гимназиста, игра по станциям) для 7-9 классов
Данная разработка включает в себя весь пакет для проведения станции на Дне смотра знаний (задания, тексты стихов, критерии оценки)...