Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы по обществознанию 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему
Методическая разработка раздела "Семья" учебной программы по обществознанию 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
haydarova_a.z._metod.razrabotka2.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы
по обществознанию 5 класс
Составитель: Хайдарова Адиля Зинатулловна, учитель истории и обществознания, первой кв. категория, МБОУ «СОШ № 24» г. Альметьевск РТ
Структура работы:
1. Пояснительная записка к разделу «Семья» по обществознанию в 5 классе предполагает начало первого этапа курса (5-7 классы), обращенного к младшему подростковому возрасту, посвящена актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в семье, семейным ценностям.
В 5 классе содержание курса носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Раздел «Семья» - это второй раздел, который находится между разделами «Человек» и «Школа». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах.
Трудности для освоения детьми раздела – продолжается период адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднюю; отсутствие социального опыта; академичность текста параграфов;
2. Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями (11-15 лет)
Раздел «Семья» является вторым в календарно-тематическом планировании курса, близкой и эмоционально значимой темой, которая способствует формированию ценностных отношений. Построение учебного процесса с обучающимися 5 класса при изучении обществознания рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся, большое внимание уделяется созданию ситуации успеха. Обучение в этот период должно строиться по принципу «от простого – к сложному».
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11–15 лет, связанных:
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
3. Актуальность разработанного раздела.
Семья один из важнейших социальных институтов общества. Этим обосновывается ее актуальность. В разделе изучаются темы и понятия, которые нужны для социализации младших подростков:
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи.
Семья - объект ценностного отношения; взаимная, безвозмездная, основанная на чувствах любви и уважения, забота и помощь.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы:
личностные результаты — осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — научится характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы технологии, методов, форм организации деятельности учащихся
Цели и задачи раздела реализуются при помощи коммуникативного метода. Методы и формы обучения, используемые в разделе: репродуктивно-продуктивные и продуктивные, проблемное изложение знаний, наглядные, частично-поисковый, практический, контроля, метод проектов и учебного исследования.
Технологии: технология проблемного обучения, технология опорных схем, игровые технологии, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии.
Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная.
6. Поурочное планирование по разделу
№ п\п | Тема раздела, темы уроков | Основные понятия | Формируемые УУД | Кол-во часов | Тип урока | Инструменты оценки | |
Глава 1. Семья | |||||||
1 | Семья и семейные отношения. Функции семьи. Основные роли членов семьи | Семья, Семейный кодекс, поколение, двухпоколенное, трехпоколенное | личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким; метапредметные: Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; предметные: научиться создавать целостное представление о семье; понимать ключевые понятия семья, поколение; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении; | 1 | Урок открытия новых знаний | Техники формирующего оценивания Постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы. В терминах классификации Б.Блума1 это могут быть вопросы на: приложение: Какие ещё примеры ты знаешь? анализ: Как ты можешь доказать, что ... ? синтез: Как можно это организовать, решить? оценку: Что ты думаешь о … ? Наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оцени вает, как происходит учение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока | |
2 | Семейные ценности и традиции | виды семей, отношения между поколениями, семейные ценности и нормы, семейные традиции | личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к своим родным и близким; метапредметные: Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; Коммуникативные развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; предметные: научиться выявлять характерные особенности ценностей семьи, их семейные традиции; | 1 | Урок открытия новых знаний | Диагностичес- кие задания
| |
3 | Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье | потребности, хозяин, бережливость, экономия, благосостояние, рачительность | личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; метапредметные: Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; предметные: понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении; | 1 | Урок открытия новых знаний | Тестовые задания | |
4 | Правила хозяйствова-ния. | экономика, ресурсы семьи, обязанности подростка, рациональное ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет | личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; метапредметные: Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; составлять таблицу; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; предметные: характеризовать экономику семьи; научиться систематизировать информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни; | 1 | Урок открытия новых знаний | Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми | |
5 | Досуг семьи. Здоровый образ жизни. | свободное время, досуг, хобби, | личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; метапредметные: Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения предметные: научиться принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение; систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы; расширять оценочную деятельность; | 1 | Урок открытия новых знаний | Дискуссия | |
6 | Практикум по теме «Семья» | Семья, Семейный кодекс, поколение, двухпоколенное, трехпоколенное, виды семей, отношения между поколениями, семейные ценности и нормы, семейные традиции, потребности, хозяин, бережливость, экономия, благосостояние, рачительность, экономика, ресурсы семьи, обязанности подростка, рациональное ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, свободное время, досуг, хобби | личностные: формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи метапредметные: Регулятивные: составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); Познавательные: развивать умение анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом; Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре и группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; предметные: организовать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека; получат возможность научиться работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения; | 1 | Урок общеме тодоло гической направленности | Публичное выступление (защита творческих презентаций) |
7. Взаимосвязь с другим разделами
Содержание курса: разделы, в которых изучаются основы других сфер: Человек (Человек. Деятельность человека), духовной (школа), экономической (труд), гражданин и государство (Родина).
8. Формы контроля
Вид контроля | Формы контроля |
Текущий контроль | индивидуальный, фронтальный, комбинированный, опрос, тестирование, подготовка презентаций, написания творческой работы |
Промежуточный контроль | тестирование, защита презентационных проектов «Моя семья» |
9. Источники (литература)
1. Боголюбов Л.Н. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. «Обществознание. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» – М.: «Просвещение» 2014.
2. Боголюбов Л.Н. и др. «Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Боголюбова Л.Н.. 5-9 класса: пособие для учителей общеобразовательных организаций», М.: «Просвещение», 2014
3. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание. Тестовые задания, М.: «Просвещение», 2016
4. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь, 5 класс, М.: «Просвещение», 2016
5. Калачева Е.Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 5 класс. ФГОС, М.: «Экзамен», 2015
Электронные ресурсы
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
http://socio.rin.ru/
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс
Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....
Методическая разработка: Раздел программы "Электротехнические работы" 8 класс
Почему же мной выбран для презентации раздел программы «Электротехнические работы»? Потому, что не так часто этот раздел программы преподается в школе на уроках технолог...
Человек и его права. Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию, 9 класс, А.И. Кравченко
Работа посвящена разработке раздела программы Кравченко А. И. Обществознание. Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М: ООО “ТИД Русское слово-РС”,2013, “Человек и его права...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...
Методическая разработка раздела образовательной программы по обществознанию «Человек и закон» 7класс
Раздел «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе и правовых, в ...
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...
Методическая разработка раздела образовательной учебной программы "Talking about a new friend" по УМЛ Биболетовой М.З. 3 класс
Методическая разработка раздела образовательной учебной программы 3 класс Биболетова...