Урок обобщения и повторения по географии в 10 классе по теме "НТР и МХ"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Куратова Ирина Владимировна

Урок обобщения и повторения по теме по географии в 10 классе  "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ntr.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

Цели: 1. Образовательная: обобщить и повторить  знания, полученные при изучение темы «НТР и МХ»:

  • понятия «Научно-техническая революция», «Мировое хозяйство», «Международное географическое разделение труда», «Международная экономическая интеграция», «Модели развития мирового хозяйства»;
  • влияние НТР на развитие МХ, его отраслевую и территориальную структуру;
  • основные пути развития науки, техники, производства, управления в условиях НТР.

2. Развивающая: продолжить формировать у учащихся умений:

  • применять уже имеющиеся знания;
  • развивать познавательные интересы школьников посредством  разнообразия заданий и творческой работы;
  • работать с дополнительными источниками географический информации, в том числе и с картографическим материалом.

                3. Воспитательная: продолжить формировать у учащихся:

  • мировоззренческое отношение к миру посредством обсуждения вопросов, связанных с влиянием НТР на организацию мирового хозяйства;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
  • интерес к географии посредством интересных, творческих заданий;
  • доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Тип урока: комбинированный  (письменные задания по повторению темы «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»», фронтальная беседа)

Оборудование:

  1. Персональный компьютер и мультимедийный проектор.
  2. Мультимедийная презентация «НТР и мировое хозяйство»..
  3. Доска.
  4. Бланк ответов.
  5. Бланк самоконтроля.

План урока:

1. Организационный момент –                                                  0,5 мин.

2. Слово учителя (сообщение темы, целей урока) -                                  2 мин.

3. Организация урока по повторению и обобщению темы:                        40 мин.

  • актуализация знаний учащихся посредством фронтальной беседы;
  • письменные этапы, которые чередуются с беседой.

4.  Итоги урока.  Самооценка  учащихся      -                                           1 мин.

      5. Домашнее задание     -                                                         1,5  мин.

  1. Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. СЛАЙД 1. Слово учителя. Учитель сообщает тему, цели урока. Говорит о том, что сегодняшний урок обобщения и повторения темы «НТР и МХ» будет проходить в форме выполнения письменных заданий и в форме фронтальной беседы, таким образом учащиеся сегодня  получают по две отметки (за письменную работу и за устные ответы). Работать учащиеся будут на бланках ответов, которые раздает учитель и просит учащихся сразу же подписать работы. Затем учитель обращает внимание учащихся на бланк самоконтроля, говоря о том, что  сегодня учащимся необходимо будет самим оценить свой уровень подготовки по данной теме, то есть самим поставить отметки за два этапа (устный и письменный). Затем отметки поставит учитель, таким образом сравним наши результаты.

  1. Организация работы по повторению и обобщению темы:
  1. СЛАЙД 2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

Учитель просит учащихся назвать основные понятия, которые изучались по данной теме:

  • НТР – научно-техническая революция
  • МХ – мировое хозяйство
  • МГРТ – международное географическое разделение труда
  • МЭИ – международная экономическая интеграция
  • МРМХ – модели развития МХ.

  1. СЛАЙД 3. Учитель просит дать определения этим понятиям. По ходу ответов учащихся учитель задает дополнительные вопросы на раскрытие этих понятий. Например:
  • Составные части НТР
  • Как повлияла НТР на отраслевую структуру МХ
  • Как повлияла НТР на территориальную структуру МХ. Изменились ли факторы размещения предприятий.
  • Почему эконом-географ Баранский назвал МГРТ – основным понятием экономической географии
  • Виды МЭИ
  • Модели развития МХ
  • Типы структуры МХ

1 задание. СЛАЙД 4.

Письменный этап..

Определить, к какому типу международной экономической интеграции относятся следующие организации:

НАТО                                ООН

НАФТА                        АСЕАН

ОИК                                ВТО

ОПЕК                                ОАЕ

ЛАИ                                МАГАТЭ

МБРР                                МВФ

СНГ                                ЕС

Устный этап. СЛАЙД 4.

По очереди каждый обучающийся расшифровывает сокращения, которые относятся к  МЭИ (перечислены выше)

2 задание. СЛАЙД 5.

Письменный этап.

На контурной карте отмечены страны, которые входят в МЭИ, необходимо распределить эти страны по группировкам:

ЕС

СНГ

АСЕАН

НАФТА

ЛАИ

ОПЕК

РФ, Казахстан, Вьетнам, Индонезия, Иран, Бразилия, Аргентина, Канада, США, Саудовская Аравия, Боливия, Франция, Мексика, Испания.

Устный этап. Учитель спрашивает о том, какие типы структуры МХ они знают. Какие главные сферы производства при каждой структуре:

3 задание. Письменный этап. СЛАЙД 5.

Распределите эти же страны по типам структуры МХ

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

Устный этап. Учитель спрашивает о том, какие модели развития МХ знают учащиеся, По каким показателям выделяются экономически развитые и развивающиеся страны?

4 задание.

Письменный этап.

Из перечисленных стран или регионов выбрать только те, которые относятся к десятичленной модели развития:

Япония, НИС Азии, Северная Африка, Латинская Америка, Мексика, Северная Америка, Бразилия, Австралия, Зарубежная Европа, Центральная Африка, СНГ, Океания, Индия.

Устный этап. Учитель спрашивает учащихся, какие промышленные районы выделяются в экономически развитых странах

5 задание.

Письменный этап.

Из перечисленных районов выпишите районы нового освоения:

Рурский, штат Калифорния, Северное море, Север Канады, штат Аляска, Лондонский, Уральский, Север России.

6  задание.

Письменный этап.

Какие страны изображены на контурной карте цифрами?

  1.  задание.

Письменный этап.

Определите верно или неверно высказывание. Если неверно, то дайте правильный ответ.

  1. К старопромышленным районоам Зарубежной Европы относится Рурский.
  2. Калифорния в США является районом нового освоения.
  3. ОПЕК – это региональная группировка стран в рамках МЭИ.
  4. Штат Аляска является районом нового освоения.
  5. Для многих развивающихся стран характерен колониальный тип развития хозяйства.
  6. Революционный путь в эпоху развития НТР является главным.
  7. В эпоху НТР развиваются прежде всего наукоемкие отрасли.

Домашнее задание. Найдите понятия которые характеризуют НТР, дайте их характеристику.

ПИКТОГРАММА

П

Р

Е

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Я

В

Р

О

Б

О

Т

О

Т

Е

Х

Н

И

К

А

С

О

М

У

П

Р

А

В

Л

Е

Н

И

Е

Е

И

И

Г

Н

В

Б

О

З

К

Е

И

Т

Т

Е

Х

Н

О

П

А

Р

К

Х

В

Р

О

В

О

Р

В

О

О

И

Е

М

Т

Е

Х

Н

О

П

О

Л

И

С

А

Д

Э

Н

Р

Н

А

У

К

А

Е

Т

С

Л

Ф

С

Т

Т

Е

Х

Н

И

К

А

Н

Т

Е

О

А

И

И

О

В

К

Р

Л

Т

З

К

С

О

Т

М

Ь

Е

А

А

Т

Р

А

Н

Х

Ц

Н

А

У

К

О

Е

М

К

О

С

Т

Ь

Ь

О

Т

О

Н

И

Н

И

С

О

Я

Б

И

О

Т

Е

Х

Н

О

Л

О

Г

И

И

И

К

Т

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

Н

И

З

А

Ц

И

Я

К

А

Ь

О

А

Г

К

О

С

М

И

З

А

Ц

И

Я

К

В

А

Л

И

Ф

И

К

А

Ц

И

Я

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Т

И

З

А

Ц

И

Я

ОТВЕТЫ: производство, микроэлектроника, преобразования, робототехника, управление, автоматизация, геоинформатика, универсальность, информатизация, квалификация, космизация, электронизация, биотехнологии, наукоемкость, наука, техника, технополис, технопарк, кибернетика, всеохватность.

Домашнее задание. Найдите понятия которые характеризуют НТР, дайте их характеристику.

ПИКТОГРАММА

П

Р

Е

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Я

А

П

Р

О

Л

В

Р

О

Б

О

Т

О

Т

Е

Х

Н

И

К

А

В

Ы

К

Е

П

А

С

О

М

В

У

П

Р

А

В

Л

Е

Н

И

Е

С

М

О

Р

Т

И

Е

И

И

Г

Н

А

П

В

А

Р

Л

Д

Б

Р

О

Л

Д

Х

О

Н

О

З

К

Е

И

К

П

Т

Р

О

Л

Т

Е

Х

Н

О

П

А

Р

К

Х

В

Р

О

В

А

В

О

А

П

Р

Ы

Р

И

Т

С

Ч

А

В

Я

В

О

О

И

Е

В

О

М

П

Т

Е

Х

Н

О

П

О

Л

И

С

О

А

Д

Э

Н

Р

Н

Н

А

У

К

А

П

Е

И

Т

Ь

М

И

Е

К

Т

С

Л

Ф

С

Р

К

Т

Ц

У

Р

О

Т

Е

Х

Н

И

К

А

З

Н

Т

Е

О

А

Т

А

И

Г

И

Е

У

И

О

Л

Б

Ю

Д

Ж

Э

О

В

К

Р

Л

И

Т

З

О

Т

Н

Ц

К

З

Х

Г

Ш

Е

Н

И

С

О

Т

М

Ь

М

Е

А

П

И

К

Ь

А

А

П

Р

О

С

М

Ь

Т

Е

Р

А

Н

И

Х

Ц

Н

А

У

К

О

Е

М

К

О

С

Т

Ь

Ь

Н

О

Т

О

К

Н

И

Е

Ц

У

К

Е

Р

М

А

П

Л

Д

А

С

И

Н

И

С

А

О

Я

Б

И

О

Т

Е

Х

Н

О

Л

О

Г

И

И

К

И

К

Т

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

Н

И

З

А

Ц

И

Я

К

А

А

К

А

Ь

Я

О

У

К

Е

Р

Н

О

Л

Д

Ж

Э

Г

Ш

З

Х

Н

А

О

С

Ч

Г

Ы

К

О

С

М

И

З

А

Ц

И

Я

Е

Г

Ш

А

К

В

А

Л

И

Ф

И

К

А

Ц

И

Я

Ц

У

Н

Г

Л

О

Д

Я

Т

О

С

С

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Т

И

З

А

Ц

И

Я

В

Домашнее задание. Найдите понятия которые характеризуют НТР, дайте их характеристику.

ПИКТОГРАММА

П

Р

Е

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Я

А

П

Р

О

Л

В

Р

О

Б

О

Т

О

Т

Е

Х

Н

И

К

А

В

Ы

К

Е

П

А

С

О

М

В

У

П

Р

А

В

Л

Е

Н

И

Е

С

М

О

Р

Т

И

Е

И

И

Г

Н

А

П

В

А

Р

Л

Д

Б

Р

О

Л

Д

Х

О

Н

О

З

К

Е

И

К

П

Т

Р

О

Л

Т

Е

Х

Н

О

П

А

Р

К

Х

В

Р

О

В

А

В

О

А

П

Р

Ы

Р

И

Т

С

Ч

А

В

Я

В

О

О

И

Е

В

О

М

П

Т

Е

Х

Н

О

П

О

Л

И

С

О

А

Д

Э

Н

Р

Н

Н

А

У

К

А

П

Е

И

Т

Ь

М

И

Е

К

Т

С

Л

Ф

С

Р

К

Т

Ц

У

Р

О

Т

Е

Х

Н

И

К

А

З

Н

Т

Е

О

А

Т

А

И

Г

И

Е

У

И

О

Л

Б

Ю

Д

Ж

Э

О

В

К

Р

Л

И

Т

З

О

Т

Н

Ц

К

З

Х

Г

Ш

Е

Н

И

С

О

Т

М

Ь

М

Е

А

П

И

К

Ь

А

А

П

Р

О

С

М

Ь

Т

Е

Р

А

Н

И

Х

Ц

Н

А

У

К

О

Е

М

К

О

С

Т

Ь

Ь

Н

О

Т

О

К

Н

И

Е

Ц

У

К

Е

Р

М

А

П

Л

Д

А

С

И

Н

И

С

А

О

Я

Б

И

О

Т

Е

Х

Н

О

Л

О

Г

И

И

К

И

К

Т

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

Н

И

З

А

Ц

И

Я

К

А

А

К

А

Ь

Я

О

У

К

Е

Р

Н

О

Л

Д

Ж

Э

Г

Ш

З

Х

Н

А

О

С

Ч

Г

Ы

К

О

С

М

И

З

А

Ц

И

Я

Е

Г

Ш

А

К

В

А

Л

И

Ф

И

К

А

Ц

И

Я

Ц

У

Н

Г

Л

О

Д

Я

Т

О

С

С

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Т

И

З

А

Ц

И

Я

В

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Обучающегося 10 класса ______________________________________________

по теме «НТР и МХ»

1 задание.

Письменный этап.

Определить, к какому типу международной экономической интеграции относятся следующие организации:

Отраслевые

Региональные

Международные

Религиозные

2  задание.

Письменный этап.

На контурной карте отмечены страны, которые входят в МЭИ, необходимо распределить эти страны по группировкам:

ЕС

СНГ

АСЕАН

НАФТА

ЛАИ

ОПЕК

3 задание. Письменный этап.

Распределите эти же страны по типам структуры МХ:

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

4 задание.

Письменный этап.

Из перечисленных стран или регионов выбрать только те, которые относятся к десятичленной модели развития ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Япония, НИС Азии, Северная Африка, Латинская Америка, Мексика, Северная Америка, Бразилия, Австралия, Зарубежная Европа, Центральная Африка, СНГ, Океания, Индия.

5 задание.

Письменный этап.

Из перечисленных районов выпишите районы нового освоения: ______________________________________________________________________________

Рурский, штат Калифорния, Северное море,  Север Канады, штат Аляска, Лондонский, Уральский, Север России.

6 задание.

Письменный этап.

Какие страны изображены на контурной карте цифрами: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7 задание.

Письменный этап.

Определите верно или неверно высказывание. Если неверно, то дайте правильный ответ.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ

Отметка за письменную работу

Отметка за устную работу

Ученика

Учителя

Ученика

Учителя

6 задание.

1                                                        11

2                                                        12

3                                                        13

4                                                        14

5                                                        15

6                                                        16

7                                                        17

8                                                        18

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс

Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс...

Урок обобщения и повторения по теме "Музыка в нашей жизни" в 10 классе

Конспект урока можно использовать при обобщении и повторении темы "Музыка в нашей жизни" по учебнику Биболетовой . в 10классе....

Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"

Урок обобщения и повторения по  теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"...

Урок обобщения и повторения "Личность подростка" 7 класс

Нетрадиционная форма проведения урока создаёт позитивную эмоциональную атмосферу общения, способствует лучшему усвоению учебного материала....

Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"

Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"...

Презентация к уроку обобщения и повторения материала 6 класса

Презентация  к уроку обощения и повторения материала 6 класса, проводимому кв форме игры "Морской бой"...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...