Урок обобщения и повторения по географии в 10 классе по теме "НТР и МХ"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Урок обобщения и повторения по теме по географии в 10 классе "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ntr.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»
Цели: 1. Образовательная: обобщить и повторить знания, полученные при изучение темы «НТР и МХ»:
- понятия «Научно-техническая революция», «Мировое хозяйство», «Международное географическое разделение труда», «Международная экономическая интеграция», «Модели развития мирового хозяйства»;
- влияние НТР на развитие МХ, его отраслевую и территориальную структуру;
- основные пути развития науки, техники, производства, управления в условиях НТР.
2. Развивающая: продолжить формировать у учащихся умений:
- применять уже имеющиеся знания;
- развивать познавательные интересы школьников посредством разнообразия заданий и творческой работы;
- работать с дополнительными источниками географический информации, в том числе и с картографическим материалом.
3. Воспитательная: продолжить формировать у учащихся:
- мировоззренческое отношение к миру посредством обсуждения вопросов, связанных с влиянием НТР на организацию мирового хозяйства;
- развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
- интерес к географии посредством интересных, творческих заданий;
- доброжелательное отношение учащихся друг к другу.
Тип урока: комбинированный (письменные задания по повторению темы «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»», фронтальная беседа)
Оборудование:
- Персональный компьютер и мультимедийный проектор.
- Мультимедийная презентация «НТР и мировое хозяйство»..
- Доска.
- Бланк ответов.
- Бланк самоконтроля.
План урока:
1. Организационный момент – 0,5 мин.
2. Слово учителя (сообщение темы, целей урока) - 2 мин.
3. Организация урока по повторению и обобщению темы: 40 мин.
- актуализация знаний учащихся посредством фронтальной беседы;
- письменные этапы, которые чередуются с беседой.
4. Итоги урока. Самооценка учащихся - 1 мин.
5. Домашнее задание - 1,5 мин.
- Организационный момент. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- СЛАЙД 1. Слово учителя. Учитель сообщает тему, цели урока. Говорит о том, что сегодняшний урок обобщения и повторения темы «НТР и МХ» будет проходить в форме выполнения письменных заданий и в форме фронтальной беседы, таким образом учащиеся сегодня получают по две отметки (за письменную работу и за устные ответы). Работать учащиеся будут на бланках ответов, которые раздает учитель и просит учащихся сразу же подписать работы. Затем учитель обращает внимание учащихся на бланк самоконтроля, говоря о том, что сегодня учащимся необходимо будет самим оценить свой уровень подготовки по данной теме, то есть самим поставить отметки за два этапа (устный и письменный). Затем отметки поставит учитель, таким образом сравним наши результаты.
- Организация работы по повторению и обобщению темы:
- СЛАЙД 2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний.
Учитель просит учащихся назвать основные понятия, которые изучались по данной теме:
- НТР – научно-техническая революция
- МХ – мировое хозяйство
- МГРТ – международное географическое разделение труда
- МЭИ – международная экономическая интеграция
- МРМХ – модели развития МХ.
- СЛАЙД 3. Учитель просит дать определения этим понятиям. По ходу ответов учащихся учитель задает дополнительные вопросы на раскрытие этих понятий. Например:
- Составные части НТР
- Как повлияла НТР на отраслевую структуру МХ
- Как повлияла НТР на территориальную структуру МХ. Изменились ли факторы размещения предприятий.
- Почему эконом-географ Баранский назвал МГРТ – основным понятием экономической географии
- Виды МЭИ
- Модели развития МХ
- Типы структуры МХ
1 задание. СЛАЙД 4.
Письменный этап..
Определить, к какому типу международной экономической интеграции относятся следующие организации:
НАТО ООН
НАФТА АСЕАН
ОИК ВТО
ОПЕК ОАЕ
ЛАИ МАГАТЭ
МБРР МВФ
СНГ ЕС
Устный этап. СЛАЙД 4.
По очереди каждый обучающийся расшифровывает сокращения, которые относятся к МЭИ (перечислены выше)
2 задание. СЛАЙД 5.
Письменный этап.
На контурной карте отмечены страны, которые входят в МЭИ, необходимо распределить эти страны по группировкам:
ЕС | СНГ | АСЕАН | НАФТА | ЛАИ | ОПЕК |
РФ, Казахстан, Вьетнам, Индонезия, Иран, Бразилия, Аргентина, Канада, США, Саудовская Аравия, Боливия, Франция, Мексика, Испания.
Устный этап. Учитель спрашивает о том, какие типы структуры МХ они знают. Какие главные сферы производства при каждой структуре:
3 задание. Письменный этап. СЛАЙД 5.
Распределите эти же страны по типам структуры МХ
Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
Устный этап. Учитель спрашивает о том, какие модели развития МХ знают учащиеся, По каким показателям выделяются экономически развитые и развивающиеся страны?
4 задание.
Письменный этап.
Из перечисленных стран или регионов выбрать только те, которые относятся к десятичленной модели развития:
Япония, НИС Азии, Северная Африка, Латинская Америка, Мексика, Северная Америка, Бразилия, Австралия, Зарубежная Европа, Центральная Африка, СНГ, Океания, Индия.
Устный этап. Учитель спрашивает учащихся, какие промышленные районы выделяются в экономически развитых странах
5 задание.
Письменный этап.
Из перечисленных районов выпишите районы нового освоения:
Рурский, штат Калифорния, Северное море, Север Канады, штат Аляска, Лондонский, Уральский, Север России.
6 задание.
Письменный этап.
Какие страны изображены на контурной карте цифрами?
- задание.
Письменный этап.
Определите верно или неверно высказывание. Если неверно, то дайте правильный ответ.
- К старопромышленным районоам Зарубежной Европы относится Рурский.
- Калифорния в США является районом нового освоения.
- ОПЕК – это региональная группировка стран в рамках МЭИ.
- Штат Аляска является районом нового освоения.
- Для многих развивающихся стран характерен колониальный тип развития хозяйства.
- Революционный путь в эпоху развития НТР является главным.
- В эпоху НТР развиваются прежде всего наукоемкие отрасли.
Домашнее задание. Найдите понятия которые характеризуют НТР, дайте их характеристику.
ПИКТОГРАММА
П | Р | Е | О | Б | Р | А | З | О | В | А | Н | И | Я | В | |||||
Р | О | Б | О | Т | О | Т | Е | Х | Н | И | К | А | С | ||||||
О | М | У | П | Р | А | В | Л | Е | Н | И | Е | Е | |||||||
И | И | Г | Н | В | Б | О | |||||||||||||
З | К | Е | И | Т | Т | Е | Х | Н | О | П | А | Р | К | Х | |||||
В | Р | О | В | О | Р | В | |||||||||||||
О | О | И | Е | М | Т | Е | Х | Н | О | П | О | Л | И | С | А | ||||
Д | Э | Н | Р | Н | А | У | К | А | Е | Т | |||||||||
С | Л | Ф | С | Т | Т | Е | Х | Н | И | К | А | Н | |||||||
Т | Е | О | А | И | И | О | |||||||||||||
В | К | Р | Л | Т | З | К | С | ||||||||||||
О | Т | М | Ь | Е | А | А | Т | ||||||||||||
Р | А | Н | Х | Ц | Н | А | У | К | О | Е | М | К | О | С | Т | Ь | Ь | ||
О | Т | О | Н | И | |||||||||||||||
Н | И | С | О | Я | Б | И | О | Т | Е | Х | Н | О | Л | О | Г | И | И | ||
И | К | Т | Э | Л | Е | К | Т | Р | О | Н | И | З | А | Ц | И | Я | |||
К | А | Ь | О | ||||||||||||||||
А | Г | К | О | С | М | И | З | А | Ц | И | Я | ||||||||
К | В | А | Л | И | Ф | И | К | А | Ц | И | Я | ||||||||
И | Н | Ф | О | Р | М | А | Т | И | З | А | Ц | И | Я |
ОТВЕТЫ: производство, микроэлектроника, преобразования, робототехника, управление, автоматизация, геоинформатика, универсальность, информатизация, квалификация, космизация, электронизация, биотехнологии, наукоемкость, наука, техника, технополис, технопарк, кибернетика, всеохватность.
Домашнее задание. Найдите понятия которые характеризуют НТР, дайте их характеристику.
ПИКТОГРАММА
П | Р | Е | О | Б | Р | А | З | О | В | А | Н | И | Я | А | П | Р | О | Л | В |
Р | О | Б | О | Т | О | Т | Е | Х | Н | И | К | А | В | Ы | К | Е | П | А | С |
О | М | В | У | П | Р | А | В | Л | Е | Н | И | Е | С | М | О | Р | Т | И | Е |
И | И | Г | Н | А | П | В | А | Р | Л | Д | Б | Р | О | Л | Д | Х | О | Н | О |
З | К | Е | И | К | П | Т | Р | О | Л | Т | Е | Х | Н | О | П | А | Р | К | Х |
В | Р | О | В | А | В | О | А | П | Р | Ы | Р | И | Т | С | Ч | А | В | Я | В |
О | О | И | Е | В | О | М | П | Т | Е | Х | Н | О | П | О | Л | И | С | О | А |
Д | Э | Н | Р | Н | Н | А | У | К | А | П | Е | И | Т | Ь | М | И | Е | К | Т |
С | Л | Ф | С | Р | К | Т | Ц | У | Р | О | Т | Е | Х | Н | И | К | А | З | Н |
Т | Е | О | А | Т | А | И | Г | И | Е | У | И | О | Л | Б | Ю | Д | Ж | Э | О |
В | К | Р | Л | И | Т | З | О | Т | Н | Ц | К | З | Х | Г | Ш | Е | Н | И | С |
О | Т | М | Ь | М | Е | А | П | И | К | Ь | А | А | П | Р | О | С | М | Ь | Т |
Е | Р | А | Н | И | Х | Ц | Н | А | У | К | О | Е | М | К | О | С | Т | Ь | Ь |
Н | О | Т | О | К | Н | И | Е | Ц | У | К | Е | Р | М | А | П | Л | Д | А | С |
И | Н | И | С | А | О | Я | Б | И | О | Т | Е | Х | Н | О | Л | О | Г | И | И |
К | И | К | Т | Э | Л | Е | К | Т | Р | О | Н | И | З | А | Ц | И | Я | К | А |
А | К | А | Ь | Я | О | У | К | Е | Р | Н | О | Л | Д | Ж | Э | Г | Ш | З | Х |
Н | А | О | С | Ч | Г | Ы | К | О | С | М | И | З | А | Ц | И | Я | Е | Г | Ш |
А | К | В | А | Л | И | Ф | И | К | А | Ц | И | Я | Ц | У | Н | Г | Л | О | Д |
Я | Т | О | С | С | И | Н | Ф | О | Р | М | А | Т | И | З | А | Ц | И | Я | В |
Домашнее задание. Найдите понятия которые характеризуют НТР, дайте их характеристику.
ПИКТОГРАММА
П | Р | Е | О | Б | Р | А | З | О | В | А | Н | И | Я | А | П | Р | О | Л | В |
Р | О | Б | О | Т | О | Т | Е | Х | Н | И | К | А | В | Ы | К | Е | П | А | С |
О | М | В | У | П | Р | А | В | Л | Е | Н | И | Е | С | М | О | Р | Т | И | Е |
И | И | Г | Н | А | П | В | А | Р | Л | Д | Б | Р | О | Л | Д | Х | О | Н | О |
З | К | Е | И | К | П | Т | Р | О | Л | Т | Е | Х | Н | О | П | А | Р | К | Х |
В | Р | О | В | А | В | О | А | П | Р | Ы | Р | И | Т | С | Ч | А | В | Я | В |
О | О | И | Е | В | О | М | П | Т | Е | Х | Н | О | П | О | Л | И | С | О | А |
Д | Э | Н | Р | Н | Н | А | У | К | А | П | Е | И | Т | Ь | М | И | Е | К | Т |
С | Л | Ф | С | Р | К | Т | Ц | У | Р | О | Т | Е | Х | Н | И | К | А | З | Н |
Т | Е | О | А | Т | А | И | Г | И | Е | У | И | О | Л | Б | Ю | Д | Ж | Э | О |
В | К | Р | Л | И | Т | З | О | Т | Н | Ц | К | З | Х | Г | Ш | Е | Н | И | С |
О | Т | М | Ь | М | Е | А | П | И | К | Ь | А | А | П | Р | О | С | М | Ь | Т |
Е | Р | А | Н | И | Х | Ц | Н | А | У | К | О | Е | М | К | О | С | Т | Ь | Ь |
Н | О | Т | О | К | Н | И | Е | Ц | У | К | Е | Р | М | А | П | Л | Д | А | С |
И | Н | И | С | А | О | Я | Б | И | О | Т | Е | Х | Н | О | Л | О | Г | И | И |
К | И | К | Т | Э | Л | Е | К | Т | Р | О | Н | И | З | А | Ц | И | Я | К | А |
А | К | А | Ь | Я | О | У | К | Е | Р | Н | О | Л | Д | Ж | Э | Г | Ш | З | Х |
Н | А | О | С | Ч | Г | Ы | К | О | С | М | И | З | А | Ц | И | Я | Е | Г | Ш |
А | К | В | А | Л | И | Ф | И | К | А | Ц | И | Я | Ц | У | Н | Г | Л | О | Д |
Я | Т | О | С | С | И | Н | Ф | О | Р | М | А | Т | И | З | А | Ц | И | Я | В |
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Обучающегося 10 класса ______________________________________________
по теме «НТР и МХ»
1 задание.
Письменный этап.
Определить, к какому типу международной экономической интеграции относятся следующие организации:
Отраслевые | Региональные | Международные | Религиозные |
2 задание.
Письменный этап.
На контурной карте отмечены страны, которые входят в МЭИ, необходимо распределить эти страны по группировкам:
ЕС | СНГ | АСЕАН | НАФТА | ЛАИ | ОПЕК |
3 задание. Письменный этап.
Распределите эти же страны по типам структуры МХ:
Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
4 задание.
Письменный этап.
Из перечисленных стран или регионов выбрать только те, которые относятся к десятичленной модели развития ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Япония, НИС Азии, Северная Африка, Латинская Америка, Мексика, Северная Америка, Бразилия, Австралия, Зарубежная Европа, Центральная Африка, СНГ, Океания, Индия.
5 задание.
Письменный этап.
Из перечисленных районов выпишите районы нового освоения: ______________________________________________________________________________
Рурский, штат Калифорния, Северное море, Север Канады, штат Аляска, Лондонский, Уральский, Север России.
6 задание.
Письменный этап.
Какие страны изображены на контурной карте цифрами: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7 задание.
Письменный этап.
Определите верно или неверно высказывание. Если неверно, то дайте правильный ответ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ
Отметка за письменную работу | Отметка за устную работу | ||
Ученика | Учителя | Ученика | Учителя |
6 задание.
1 11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс
Презентация для проведения урока-обобщения по теме "Евразия", география, 7 класс...
Урок обобщения и повторения по теме "Музыка в нашей жизни" в 10 классе
Конспект урока можно использовать при обобщении и повторении темы "Музыка в нашей жизни" по учебнику Биболетовой . в 10классе....
Урок обобщения и повторения в 10 классе по теме "Научно-техническая революция и Мировое хозяйство"
Урок обобщения и повторения по теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"...
Урок обобщения и повторения "Личность подростка" 7 класс
Нетрадиционная форма проведения урока создаёт позитивную эмоциональную атмосферу общения, способствует лучшему усвоению учебного материала....
Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"
Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"...
Презентация к уроку обобщения и повторения материала 6 класса
Презентация к уроку обощения и повторения материала 6 класса, проводимому кв форме игры "Морской бой"...
Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со
Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...