Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 классы
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена по учебному плану МБОУ «Лицей №4 г. Азнакаево» АМР РТ , принятому на заседании педагогического совета ( протокол №1 от 23.08.2013 г., приказ № 191
от 28.08.2013 г.), составленному по базисному учебному плану МО и Н РТ
( приказ № 4154/12 от 09.07.2012 г. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего образования и основного общего образования) и программ
- Федерального компонента Государственного стандарта общего образования №1089 от 5 марта 2004 года;
- Примерной программы основного общего образования по обществознанию, составители:
Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М: «Дрофа», 2008г..
Для реализации учебной программы используется учебник:
А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, Обществознание, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва, ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009 г..
Рабочая программа составлена на 34 часа, в неделю – 1 час.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Планируемые результаты обучения:
- оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;
- уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;
- уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;
строить межпредметные связи на основании изучаемого материала.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков на начало учебного года учащихся 9 а, б класса. Следует уделить внимание:
- формированию у учащихся представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- выработке основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
- помощи в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- оцениванию и прогнозированию тенденции развития общественных процессов и явлений;
- умению грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам.
Изменения, внесенные в Рабочую программу
В связи с наличием резервного времени , предусмотренного Примерной программой, в каждый раздел были добавлены по 1 часу контрольной работы. Все эти изменения были внесены в связи с необходимостью повторения и закрепления основного материала.
Структура программы 9 класса
№ п/п | Название раздела | По стандарту | Кол-во часов |
1. | Политика и социальное управление | 10 | 11 |
2. | Право | 22 | 23 |
| Итого: |
| 34 |
Формы организации учебного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания; обучающих средств; методов обучения.
Виды учебных занятий: урок лекция, практическое занятие, интеллектуальные игры, игры-обсуждения, проектная деятельность.
Форма текущего контроля знаний: устный опрос, выполнение практических заданий, тестирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
789_klassy_rab.progr_._2013-14.zip | 107.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по обществознанию.
7 классы
Учебная нагрузка 35 часов.
Учебное пособие: Кравченко А.И., Певцова Е.А., «Русское слово», 2007г. , 1072
№ | Тема урока | Кол.час. | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Дата | |
План | Факт | |||||
Раздел 1.Общество (10ч.) | ||||||
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. | 1 | Урок изучения | знать и понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей; Уметь решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; | |||
Взаимодействие общества и природы | 1 | Урок изучения | знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; | |||
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | знать/понимать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; | |||
Общественные отношения и их виды | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; уметь приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; | |||
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Анализировать характерные черты различных типов обществ, определять типы обществ типы обществ, формационный подход к типологии обществ Понятия: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества Уметь вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение. Анализировать различные цивилизации Понятия: цивилизация, теория стадиального развития, теория локальных цивилизаций, менталитет, закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс. | |||
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы | 1 | Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Показать сущность понятия «угроза», «вызов» в системе глобальных проблем. Определить проблемы демографического и экологического характера для России | |||
Современные мир и его проблемы | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | выявить, в чем проявляется единство и многообразие современного мира, установить, что мир един и многообразен, и одно не противоречит другому; обеспечить знание понятий “глобализация”, “глобальные проблемы человечества”; выделить особенности глобальных проблем, определить пути их решения; создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы); для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; | |||
Глобализация. Причины и опасность международного терроризма | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | Перечислять основные глобальные проблемы. Характеризовать понятие глобализации. Указывать причины и опасность международного терроризма | |||
«Общество» | 1 | Урок-обобщение. Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста | Знать основные обществоведческие термины. Уметь употреблять их в различных контекстах. Объяснять изученные социальные явления и процессы, приводить примеры | |||
Контрольная работа №1 по теме: «Общество» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Оценка ЗУН. | |||
Раздел 2.Человек(11ч.) | ||||||
Биологическое и социальное в человеке | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Различать понимание слов человек, индивидуальность, личность; определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, семьи, друзей на поведение, принятие решений и т.д. Научные представления об уникальности человеческой личности Понятия: человек, индивидуальность, личность; мышление, речь; социализация, жизненный цикл человека, воспитание и его формы | |||
Мышление и речь | 1 | Урок изучения | Знать определения понятий: мышление; биологическая основа . формы, средство мышления, этапы мышления, типы мышления, особенности мышления первобытного и современного челвека. | |||
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация | 1 | Урок изучения | Знать определение понятий: феминизм. Эмансипация. Определения пола и гендера, подходы к изучению гендерных отношений и исторические предпосылки полового неравенства. Теории изучения гендерных характеристик, группы гендерных стереотипов. Гендерные роли и гендерные конфликты как социальные категории | |||
Особенности подросткового возраста | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | раскрыть особенности подросткового возраста раскрыть связь физических и психологических изменений в организме подростка; остановиться на проблемах подросткового возраста и поискать пути решения проблем; раскрыть понятия «самосознание», «самооценка | |||
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | выяснить значение слова «деятельность», познакомиться с классификацией видов человеческой деятельности. Выяснить значение, сущность понятия «деятельность», ее сознательный, продуктивный характер; | |||
Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | рассмотреть основные закономерности и характеристики, свойственные процессу познания. Показать, что представляет собой процесс познания и в чем заключаются особенности чувственного, рационального, научного познания. показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль знаний в жизни людей; охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире; изучить особенности различных видов познания; Показать взаимосвязь различных видов познания между собой. развивать умения учащихся логически мыслить; выделять главное в тексте и объяснении учителя; устанавливать причинно-следственные связи; делать обоснованные выводы. | |||
Самопознание. | 1 | Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся | раскрыть понятия «самосознание», «самооценка». | |||
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | Характеризовать основные виды потребностей, выделяя их существенные признаки Понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей Понимать противоречия, возникающие в процессе воспитания и по возможности их преодолевать, анализировать свои поступки, поведение взрослых, сверстников Понятия: социализация, культурные нормы, воспитание | |||
Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | научить учащихся применять эти знания для раскрытия основных положений темы «Мировоззрение человека и его роль в формировании научной картины мира». Развивать кругозор учащихся, творческие способности, умение наблюдать, выявлять причинно – следственные связи, учить сопоставлять факты, события, явления, делать выводы и обобщения. | |||
Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность | 1 | Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся | Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах Развивать умение анализа документов Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей Отказаться от реализации своих планов за счет других людей | |||
Контрольная работа №2 по теме: «Человек» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Оценка ЗУН. | |||
Раздел 3.Сфера духовной культуры ( 8ч.) | ||||||
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества | 1 | Урок изучения | Знать место духовной культуры в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта; что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы; культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. | |||
Тенденции развития духовной культуры в современной России | 1 | Урок изучения | Знать основные тенденции развития духовной культуры в современной России | |||
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | познакомиться с понятиями «мораль», «нравственность», категориями добра и зла, морального и аморального, нравственного и безнравственного | |||
Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок; подвести к пониманию того, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием | |||
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | охарактеризовать науку как особую систему знаний, отличительные черты науки, роль науки в современном обществе | |||
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. | 1 | Изложение нового материала с организацией самостоятельной деятельности учащихся | познакомить учащихся с особенностями системы образования в России; развивать умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; Формировать позитивное отношение к процессу образования. | |||
Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование | 1 | Комбинированный урок с постановкой проблемного задания | давать определения понятиям урока, составлять план текста, описывать иллюстрации, работать со словарями, в том числе, их электронными версиями, извлекать из текста полезную информацию, выражать свою точку зрения в соответствии с поставленной задачей, работать в группе, планировать общие способы работы, цели и пути их достижения. | |||
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести | 1 | Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся | распознавать, что такое религия; | |||
30. | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте | 1 | Социальная роль и социальный статус Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. | Уметь решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | ||
31. | Человек и его ближайшее окружение. | 1 | Ближайшее окружение и его роль для развития человека в повседневной жизни. | Выделять ближайшее окружение и его роль для развития человека. Уметь высказывать свое собственное мнение. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | ||
32. | Человек в малой группе Роли человека в малой группе. Лидер. | 1 | Роль человека в малой группе. Лидер, формальный лидер, неформальный лидер. Роль лидера в обществе. Человек в малой группе | Определять роли человека в малой группе. Знать определение понятия «лидер, формальный лидер, неформальный лидер» знать роль лидера в обществе. Иметь представление об основных элементах лидерства и приводить примеры. Знать определение малой группы, уметь классифицировать группы, уметь соотносить самооценку и влияние группы. | ||
33. | Межличностные отношения | 1 | Межличностные отношения. Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств. Деловые и личные отношения. Соперничество и сотрудничество как формы взаимодействия между людьми. | Знать определение межличностных отношений. Уметь характеризовать факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Уметь: называть виды межличностных отношений; объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств; сравнивать деловые и личные отношения; характеризовать соперничество и сотрудничество как формы взаимодействия между людьми. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.. Уметь оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности , права и экономической рациональности. | ||
34. | Образ жизни. | 1 | Образ жизни. Факторы, влияющие на образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности. | ||
35. | Контрольная работа №3 по теме: «Духовная и социальная сфера» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Оценка ЗУН. |
Итого: 35 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...