Методическая разработка мастерской "Свобода и ответственность"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Зуева Ольга Брониславовна

Цель занятия - создать условия для осознания обучающимися ценности свободы и единства свободы и ответственности. Использование различных приемов и средств, в том числе и видеоролик из социальных сетей позволяет создать на занятии атмосферу творческого поиска, создать условия для ценностного и нравстенного  самоопределения обучающихся. Данная мастерская рекомендуется для учащихся 9-11 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект видеоурока

Организационная информация

Тема урока

Свобода и ответственность

Предмет

Обществознание

Класс

10

Дата проведения

16 октября 2012 года

Автор урока

(ФИО, должность)

Зуева Ольга Брониславовна

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Республика, край, город, поселение

Хабаровский край, город Хабаровск

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный урок

Цели урока

Создание условий  для формирования у учащихся ценности свободы и осознания единства свободы и ответственности

Задачи урока для учителя

1.Познакомить учащихся с различными точками зрения на сущность философской категории «свобода».

2.Формировать у учащихся умения использовать полученные знания.

3.Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4.Обеспечить соответствующий уровень развития учащихся: ассоциативного, образного  мышления, способности доказывать свою точку зрения,  творческого мышления.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через решение познавательных заданий.

2.Применять полученные знания при решении познавательных задач.

3.Развивать творческие способности, мыслительные операции, речь, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выражать в речи наблюдаемые свойства и отношения.

4.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность,  коммуникативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: формирование умения оперировать понятиями и терминами курса обществознания, развитие системного мышления.

Коммуникативный: формирование умения слушать других учеников, доказывать свою точку зрения.

Регулятивный: проявление ответственности за результаты своей деятельности.

Личностный: развитие нравственных качеств, толерантности, умения принимать точку зрения другого ученика.

Познавательный:  формирование умения строить речевые высказывания, творчески преобразовывать информацию, рефлексивность.

Необходимое оборудование и материалы

1.Компьютер, проектор, экран.

2.Презентация к уроку.

3.Видеоролик (из социальных сетей Интернета) http://vk.com/video48043119_164121467

4.Песня рок-группы ДДТ «Свобода»

5. Чистые листы бумаги, цветные фломастеры, магниты

6. Афоризмы великих мыслителей о свободе (на цветных листах, разрезанные на части)

7. Текст с описанием смоделированной  ситуации «Моральный выбор»

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Складывание афоризмов о свободе из частей и разбивка класса на рабочие группы

1.Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Выберите по одному цветному листу. На каждом написано слово или словосочетание. Ваша задача – сложить из слов предложения. Подсказкой служит цвет листа.

Прочитайте ваши предложения. О чем они?

Учитель сообщает тему урока. (слайд1)

2.Актуализация опорных знаний

Учитель: Напишите на чистом листе с каким явлением, объектом ассоциируется у вас свобода и прикрепите лист на магнитную доску. Каждая группа объясните свой выбор.

3.Постановка проблемы

Учитель: Прочтите цитату Сервантеса из произведения «Дон Кихот». Он считает, что свобода это величайшая ценность. Докажите, что это так. От каждой группы по 1 примеру.  (слайд2)

4. «Открытие» учащимися новых знаний

1. Проявления свободы в сферах жизни общества

Учитель: Свобода проявляется в какой-то одной сфере жизни общества или во всех? Каждая группа выбирает одну сферу жизни общества (социальную, экономическую, политическую или духовную) и приводит пример проявления свободы в данной сфере, записывает пример на лист и прикрепляет к доске.

Учитель предлагает представителям групп озвучить свои примеры.

2. Возможна ли абсолютная свобода?

Учитель: Человек обречен быть свободным, считал французский философ Жан Поль Сартр, но так ли свободен человек? Чем ограничена наша свобода? Напишите по одному ограничению к своим примерам и прикрепите листы к доске.

Учитель предлагает представителям групп озвучить свои примеры.

Учитель: Какой можно сделать вывод на основании всех примеров? Абсолютной свободы не существует.

3. Свобода и моральный выбор

Учитель: Предлагаю вам просмотреть видеоролик на тему «Свобода выбора». (просмотр) Какие чувства вы испытали, посмотрев сюжет? Был ли у героини фильма выбор? Легко ли ей было сделать этот выбор? Каковы последствия ее выбора?

Легко ли вам будет сделать подобный выбор? Прочитайте текст «Хельга и Рашель» и сделайте свой выбор. Если ваше решение – впустить Рашель, то выберите желтую карточку, если нет, то зеленую. (учащиеся делают выбор)  Кто хочет озвучить свой выбор? Почему вы приняли именно такое решение? Легко ли сделать подобный выбор? (слайд 4)

4. Свобода и ответственность

Учитель: Посмотрите на картину Васнецова «Витязь на распутье». Есть ли у него выбор? Каким настроением пронизана картина? Почему витязь погружен в тяжелое раздумье? (свобода выбора оборачивается ответственностью за этот выбор)  Подходит ли суждение Бернарда Шоу «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее»  к данной иллюстрации? (слайд 5)

5.Рефлексия

Создание группами синквейнов на тему «Свобода и ответственность» (слайд 6 Правила написания синквейна)

6.Домашнее задание

§ 7, ответить на вопросы к параграфу.

В помощь учителю

7.Место урока в курсе обществознания

Данный урок является одним из последних уроков  темы «Общество и человек» и подготавливает учащихся к обобщению данной темы, актуализирует, приводит в систему  их знания. Отработка умения приводить примеры для подтверждения теоретических положений, умения обобщать информацию, делать умозаключения является одним из моментов подготовки обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Цитаты для начала урока:

  • «Свобода не есть естественная принадлежность человека: чтобы ею владеть, нужно ее создать»  Эрнст Кассирер
  • «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»  В.И. Ленин
  • «Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами» Оскар Уайльд
  • «Свобода означает ответственность. Вот почему многие боятся ее»  Бернард Шоу

Текст  «А что бы выбрали вы?»

Хельга и Рашель выросли вместе, несмотря на то, что семья Хельги исповедовала христианство, а семья Рашель - иудейство. Они были большими подругами. Долгие годы этой разнице в Германии не придавали большого значения, но после прихода к власти Гитлера ситуация изменилась. Гитлер приказал евреям носить нарукавные повязки с шестиконечной звездой Давида. Он призывал своих последователей громить дома евреев и избивать их на улице. В конце концов, их стали арестовывать и высылать из страны. По городу ходили слухи, что многих евреев убили. Укрывательство евреев, за которыми охотилось гестапо, по законам фашистской Германии было серьезным преступлением.

Однажды ночью Хельга услышала стук в дверь. Открыв ее, она увидела Рашель, кутающуюся в темное пальто. Рашель возвращалась из гостей. Подойдя к своему дому, она увидела там гестаповцев. Они уже забрали ее родителей и братьев. Понимая, что и ее заберут, Рашель побежала к дому друзей.

Что же делать Хельге? Если она не впустит Рашель, гестаповцы наверняка ее схватят. Хельга знала, что большинство задержанных евреев погибли, и она не хотела, чтобы такая же судьба постигла ее лучшую подругу. Но спрятав ее, Хельга нарушила бы закон, подвергла бы риску себя и свою семью. В их доме была маленькая комната на третьем этаже, где Рашель была бы в безопасности.

Вопрос: Должна ли Хельга спрятать Рашель?

Если ответ – да, то выберите желтый маркер, если нет, то зеленый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды"

Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды" предназначена для проведения урока по праву в 11 классе....

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе "Единство свободы и ответственности личности"

Целью урока является ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода". Дать представление о том, что абсолютной свободы не бывает. Закрепление материала проводится в тестовой ...

Методическая разработка классного часа "Правовая ответственность"

Материал для классного часа по правовому воспитанию...

Методическая разработка по теме «Наркомания и уголовная ответственность»

Методическая разработка по теме «Наркомания  и уголовная  ответственность»...

Методическая разработка "Свобода и ответственность"

Классный час дает ученикам возможность задуматься над понятиями "свобода" и "ответственность", подводит к осознанию ответственности за собсвенные действия и их последствия, а также...

Методическая разработка занятия «Юридическая ответственность и её виды»

В большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, то есть правомерно. Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Юридическая ответственност...