Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа (обществознание , 6 класс) на тему

Кочеткова Алена Владимировна

Рабочая программа по обществознанию 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_klass.doc405 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» является составной частью основной образовательной программы основного  общего образования муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на 2013-2014 учебный год.

Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Обществознание» являются следующие нормативные документы:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Конституция Российской Федерации

- Федеральный компонент  Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего,  основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области  от 11.07.2012 №24-5135 «Об особенностях преподавания \учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» и от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов в образовательных учреждениях»;

- Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 11.07.2012 г. №  24-5135 «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году;

         - Приказ МБОУ «СОШ № 5» № ___ от __.__.2013 г. «Об утверждении учебного плана и рабочих программ учебных предметов на 2013/14 учебный год;

        - Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов,         предметов, дисциплин (модулей), утвержденное на заседании педсовета МБОУ  «СОШ № 5» протокол № 1 от __.__.2013 г.

- Примерная программа  основного общего образования по обществознанию // Сайт МОиН РФ,  Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

Цели рабочей программы:

  • дать представление всем участникам  образовательного  процесса  о  целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
  • выделить  этапы  обучения,  структурирование  учебного  материала, определение  его  количественных  и  качественных  характеристик  на каждом  из  этапов,  в  том  числе  для  содержательного  наполнения промежуточной аттестации учащихся.
  • содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Задачи программы:

  •  создание условий для социализации личности;
  • формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой  и  политической  культуры;
  • содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
  •  развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

Предмет обществознание входит в образовательную область обществознание.

Обоснование выбора программы, системы обучения и учебно-методического комплекса 

Рабочая программа по обществознанию для 6  класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года,  примерной программы по обществознанию. Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по обществознанию. - М.: Дрофа, 2008

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

       -  Кравченко А.И. Обществознание. 6 класс – М: Русское слово 2012

  Сохраняется преемственность в УМК (5-9 классы), рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Курс «Обществознание» в 6 классе является продолжением системного изучения учащимися структуры современного общества, различных подходах к его определению, а также о  главных сферах общества.

Изучение курса позволяет  заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволяет ввести учащихся в мир общественных отношений и учит жить в этом мире; способствует определению учащимися своего места в мире и выработке жизненной стратегии; способствует  формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Данный курс представляет собой единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он дает учащемуся необходимые знания по всему курсу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

Рабочая  программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Федеральный  компонент государственного стандарта общего образования ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный  компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать  способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

        Согласно государственному образовательному стандарту, изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации  об обществе и  основных социальных ролях;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике.

В преподавание предмета целесообразно используются  такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается  потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся  6 класса. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

 

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса обществознания в 6 классе.

Рабочая программа интегрирует современные социологические, политические, правовые знания в целостную систему, рассчитанную на учащихся данного возраста.

Межпредметные связи

  Обществознание тесно связано с дисциплинами художественного и гуманитарного  циклов (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках обществознания формируется  гражданская идентичность и патриотическое отношение к Родине. Вместе с литературой и историей  обществознание обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Место в базисном учебном плане

  Рабочая программа ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений по обществознанию.

В соответствие с областным учебным базисным планом на 2013-2014 учебный год (Приказ МОиН Челябинской области №01-269 от 6 мая 2009 г.)  и учебным планом МБОУ ’СОШ № 5’’ календарно- тематическое планирование рассчитано на 35 часа в год (1 часа в неделю), из них на реализацию РК-10 часов (10% учебного времени).

Содержание календарно – тематического планирования включает в себя изучение следующих разделов:

Темы программы

Количество часов

1.Сущность и структура общества

2

2. Экономическая сфера

5

3. Политико-правовая сфера

8

4. Духовная сфера

6

5. Город и село

6

6. Мой дом, мое жилище

6

Итоговое обобщение

2

Итого

35

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов  в год: 34 часа

Количество часов по полугодиям:

I полугодие (16 недель) – 16 часов

II полугодие (18 недель) – 18 часов

Количество часов по четвертям:

I четверть (9 недель) – 9 часов

II четверть (7 недель) – 7 часов

III четверть (10 недель) – 10 часов

IV четверть (8 недель) – 8 часов

Количество проверочных  работ  в год: 5.

В календарно-тематическом планировании предусмотрено время на реализацию национально-регионального компонента в объёме 10%  учебного времени от общего объёма часов на курс обществознания

Тема урока

Региональное содержание изучаемых

вопросов (15 минут на уроке)

№ компонента

Местное самоуправление.

Местное самоуправление. Челябинская область. Город Троицк

РК 1

Эволюция города

Эволюция города Троицка

РК 2

Район проживания

Районы города Троицка

РК 3

Содержание курса

ГЛАВА I.

Сущность и структура общества.

Тема 1.

Что такое общество? 

Понятие «общество» в разные исторические эпохи: Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Общество как человеческий организм. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная; их характеристика. Сообщество. Организации (трудовые коллективы, семья, школа).

 

ГЛАВА 2.

Экономическая сфера.

Тема 2.

Что такое экономика и бизнес.

Производители. Потребители. Экономика, ее роль в жизни общества. Стадии развития капитализма. Бизнес. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры. Капитал.

Тема 3.

Экономическая деятельность подростков.

Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы подростковых заработков. Умение распоряжаться деньгами.

Тема 4.

Трудовое воспитание детей в разные эпохи. 

Необходимость передачи трудовых навыков.

Трудовые умения и знания у детей в разные исторические эпохи. Особенности трудового воспитания в различных социальных слоях. Стимулы трудовой деятельности.

Тема 5.

Труд и семья с точки зрения закона. 

Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Семья как объект законодательства в современном обществе. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях.

 

ГЛАВА 3.

Политико-правовая сфера.

Тема 6.

Что такое государство. 

Причины появления государства. Определение государства. Функции государства. Первые государства.

Формы государственного устройства. Полис. Государство — полис. Нация. Государство — нация. Значение термина «государство». Государство и общество. Государство и Мировое сообщество. Главные признаки государства.

Тема 7.

Государство и его граждане. 

История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства.

Тема 8.

Основной закон страны. 

Понятие «Конституция», значение ее в государстве.

История создания Конституции. Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Местное самоуправление.

Тема 9.

Права и правопорядок. 

Необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране. Правопорядок, законность, их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная милиция), их функции. Судебные органы. Юридическая защита.

Тема 10.

Как можно защититься от несправедливости? 

Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов в РФ.

Тема 11.

Право на службе человека. 

Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование. Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность.

 

ГЛАВА 4.

Духовная сфера.

Духовная сфера — образование, культура, религия и наука.

Тема 12.

Роль книгопечатания в развитии образования. 

Изобретение книгопечатания. Первые печатные книги, их содержание, влияние на общество. Роль печатных книг в развитии образования. Грамотный человек. Просвещенный человек. Ученый. Положительная роль просвещения.

Тема 13.

Появление цивилизации. 

Понятие цивилизации. Возникновение цивилизации, этапы ее развития. Роль книг и чтения в современном обществе.

Тема 14.

Наука и познание. 

Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение.

Тема 15.

Мораль и право. Добро и зло. 

Мораль. Общественное мнение, его влияние на человека. Сходство и отличие морали и права. Представление о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро.

Тема 16.

Идеал. 

Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений.

Тема 17.

Что такое ценности. 

Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, польза, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни. Конфликт ценностей, нравственная дилемма. Ценности подростков. Три этапа нравственного развития.

Повторение: (1 урок).

 

РАЗДЕЛ II.

Ребенок и его жилая среда.

В этом разделе пойдет разговор о городе и селе, их развитии, архитектуре, роли города в истории человечества, а затем перейдем к городскому району, улице, дому, квартире.

Опорные понятия и термины:

Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей. Социальное пространство. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство. Эволюция жилища. Современное жилище. Уровни знакомства. Соседи. Район проживания. Дача.

 

ГЛАВА 5.

Городи село.

Тема 18.

Эволюция города. 

Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Законы развития города. Пригородная зона.

Город и урбанизация. 

Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Проблемы горожан: нервные нагрузки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.

Тема 20.

Город и село. 

Город и село — две основные среды обитания человека. Отличительные черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской среды. Труд и отдых в городе и в селе.

Тема 21.

Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен. 

Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение. Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. Благо и зло отчуждения между людьми. Подросток в городской среде. Города и технический прогресс. Влияние технического прогресса на молодежь.

 

ГЛАВА 6.

Мой дом, мое жилище.

Тема 22.

В каком пространстве мы обитаем.

Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. Домашняя территория. Поведение дома. Личное пространство. Социальное пространство подростков. Сосуществование людей. Перенаселение, его последствия.

Тема 23.

Дом, в котором мы живем. 

Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища: дом в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье. Современное жилище, его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья.

Тема 24.

Наши соседи. 

Кто такие соседи. Отношения с соседями. Уровни знакомства. Уровень приблизительного знакомства. Уровень поверхностного знакомства. Уровень контактного знакомства. Уровень глубокого знакомства. Квартальное знакомство. Дворовое знакомство. Домовое знакомство. Особенности соседских отношений в современном городе.

Тема 25.

Район проживания. 

Жилой район. Районы города: старые и новые. Центр города. Привязанность к району, к месту жительства. Влияние характера жилого района на человека. Положительные и отрицательные особенности районов. Восприятие района проживания подростками.

Тема 26.

Дача и дачная жизнь. 

Понятие дачи. Появление дач. История развития дачи. Современная дача, ее роль в жизни общества. Дачники. Дачная жизнь: проблемы и решения. Дача в жизни подростков и молодежи.

 

Календарно-тематический план

Дата по плану

Дата по факту

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения урока, контроль знаний

Учебный материал

6 класс

7.09

14.09

 1-2.

Тема: Сущность и структура общества

Что такое общество.

2

2

Тестирование

§ 1

21.09

 

 3.

 Тема: Экономическая сфера

Что такое экономика и бизнес.

5

1

Индивидуальная

Самостоятельная

§ 2

28.09

 4.

 Экономическая деятельность подростков.

1

§ 3

05.10

 5.

 Трудовое воспитание детей в разные эпохи.

1

§ 4

12.10

 6.

 Труд и семья с точки зрения закона.

1

 Практикум

§ 5

19.10

 7.

Урок обобщения и проверки знаний и умений  по теме: «Экономическая сфера»

1

Контрольная работа

§ 2-5

26.10

 

8.

 Тема: Политико – правовая сфера.

 Что такое государство.

8

1

Групповая работа (работа с конституцией)

§ 6

02.11

 9.

 Государство и его граждане.

1

§ 7

16.11

 10.

 Основной закон страны.

1

Групповая работа

§ 8

23.11

 11.

 Местное самоуправление. Челябинская область.

30.11

 12.

 Право и правопорядок.

1

§ 9

07.12

 13.

 Как  можно защититься от несправедливости?

     1

§ 10

14.12

14.

 Право на службе человека.

1

§ 11

21.12

 15.

 Урок обобщения и проверки знаний и умений  по теме: «Политико – правовая сфера»

1

Контрольная работа

§ 6-11

28.12

 

 16.

Тема: Духовная сфера.

 Роль книгопечатания в развитии образовании.

6

1

§ 12

11.01

 17.

 Появление цивилизации.

1

§ 13

18.01

 18.

 Наука и познание.

1

§ 14

25.01

 19.

 Мораль и право. Добро и зло.

1

§ 15

01.02

 20.

 Идеал.

1

§ 16

08.02

 21.

Урок обобщения и проверки знаний и умений  по теме: «Духовная сфера».

1

 Контрольная работа

§ 12-16

15.02

22.02

 

 22-23.

 Тема: Город и село.

 Эволюция города.

6

1

Групповая работа

§ 18

01.03

15.03

 24-25.

 Город и урбанизация.

2

§ 19

05.04

 26.

 Город и село.

1

§ 20

12.04

 27.

 Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.

1

§ 21

19.04

 28.

 Тема: Мой дом, мое жилище.

 В каком пространстве мы обитаем.

6

1

§ 22

26.04

 29.

 Дом, в котором мы живем.

1

 Презентация

§ 23

03.05

 30.

 Наши соседи.

1

§ 24

10.05

 31.

 Район проживания.

1

§ 25

17.05

 32.

 Дача и дачная жизнь.

1

§ 26

24.05

31.05

 33-        34.

 Урок итогового повторения и обобщения.

2

 Игра «Крестики - нолики»

При преподавании используются:

·        Классно-урочная система

·        Применение мультимедийного материала

·        Частично-поисковая работа

Все это способствуют адаптации учащихся к социально-экономическим условиям в современном обществе.

Программа предполагает использование следующих видов уроков:

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер-источник справочной информации.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам по изученной теме.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

В 6  классе предполагаются  определённые методы и приёмы, используемые на уроках. Так, на  обсуждение предложенного  материала  отводится большее время на уроках. Используются такие виды работ, как:

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста-ситуации;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- написание  сочинений по обществознанию;

- работа с материалами тестовых заданий.

Проектные  технологии мало используются, но используются игровые, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных  детей.

Формирование общеучебных умений (компетенций)

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе изучения курса обществознания учащиеся 6 класса должны освоить

-информационную компетенцию: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, схем, умение работать со справочными материалами;

-познавательную компетенцию: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким основаниям;

-коммуникативную компетенцию: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге,

-рефлексивную компетенцию: владение умениями совместной деятельности, владение навыками контроля и оценки свой деятельности.

В результате изучения курса  обществознания учащиеся 6 класса должны

знать / понимать:

-термины и понятия, связанные с общественными процессами;

-особенности различных общественных наук,

-социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений,

-виды социальных отношений, виды общения.

Уметь:

-анализировать положение людей, принадлежащих к определённому социальному слою,

-моделировать условия успешного разрешения конфликтных ситуаций,

-уметь дискутировать. Анализировать письменный источник,

-самостоятельно давать оценку социальным явлениям.

                                                                               

                               

Характеристика КИМ

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени. После каждой большой темы проводится тестовая работа.

п/п

Название работы

Цели

ЗУН

Структура работы

Уровни сложности заданий

Критерии оценивания

1

Общество и человек

систематизировать знания, проверить качество усвоения пройденного материала.

  • знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать;

Часть А- 10

Часть В – 1

Часть С – 1

Работа рассчитана на 30 минут

Часть А- Б

Часть В – П

Часть С – В

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

В часть за правильный ответ -2 б

Часть С – 5б

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5-  95-100% работы

2

Экономическая сфера

Проверить усвоение учащимися элементов содержания по  данной теме

  • перечислять изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

Часть А- 5

Часть В – 3

Часть С – 1

Работа рассчитана на 40 минут

Часть А- Б

Часть В – П

Часть С – В

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5-  95-100% работы

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

В часть за правильный ответ -2 б

Часть С – 5б

3

Политическая сфера

систематизировать знания, проверить качество усвоения пройденного материала.

  • знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать;

Часть А- 5

Часть В – 4

Часть С – 3

Работа рассчитана на 40 минут

Часть А- Б

Часть В – П

Часть С – В

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5-  95-100% работы

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

В часть за правильный ответ -2 б

Часть С – 5б

4.

Духовная сфера

систематизировать знания, проверить качество усвоения пройденного материала.

  • знать основные обществоведческие термины

Часть А- 5

Часть В – 3

Часть С – 2

Работа рассчитана на 30 минут

Часть А- Б

Часть В – П

Часть С – В

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5-  95-100% работы

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

В часть за правильный ответ -2 б

Часть С – 5б

5.

Итоговый тест

систематизировать знания, проверить качество усвоения пройденного материала.

  • знать основные обществоведческие термины

Часть А- 5

Часть В – 4

Часть С – 1

Работа рассчитана на 30 минут

Часть А- Б

Часть В – П

Часть С – В

3- за 50% работы;

4 – 70% работы

5-  95-100% работы

За выполнение части А-1 балла каждый ответ

В часть за правильный ответ -2 б

Часть С – 5б

Средства контроля

 

п/п

Наименование

раздела, темы, урока

Кол-

во

часов

Цель контроля

Виды и формы контроля

1

Сущность и структура общества

1

обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Общество и человек». 

продолжить работу по развитию умения  делать правильный выбор,   анализировать  информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

Тематический.

Тестирование

2

Экономическая сфера общества.

1

обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Экономическая сфера общества». 

продолжить работу по развитию умения  делать правильный выбор,   анализировать  информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

Тематический.

Тестирование

3

Политико-правовая сфера общества. (повторительно – обобщающий урок).

1

обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Социальная сфера общества»; продолжить работу по развитию умения  делать правильный выбор,   анализировать  информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

Тематический.

Тестирование

4

Духовная сфера (повторительно – обобщающий урок).

1

обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности  учащихся по разделу «Политика и право»;продолжить работу по развитию умения  делать правильный выбор,   анализировать  информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

 

 

Тематический.

Тестирование

5

Итоговое повторение.

2

обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности  учащихся по курсу «Обществознание» за 6 класс; продолжить работу по развитию умения  делать правильный выбор,   анализировать  информацию, выделять в ней главное, делать выводы, обобщать, систематизировать.

 

Тематический.

Тестирование

 Критерии оценки знаний учащихся

                 Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

●         определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана);

●         установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

●         осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

 Текущий контроль  знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов,  подготовки  презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).

 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценивания.

 Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

 

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  •  твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  •  неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  •    отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  •   активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  •  активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  •  полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  •  75-100% - отлично «5»;
  •  60-74% - хорошо «4»
  •  50-59% - удовлетворительно «3»;
  •  менее 50% - неудовлетворительно «2»;
  • Критерии оценки сообщения или проекта:
  •  глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

     -   привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

     -  выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

    -  полное отсутствие работы - отметка «2»;

УМК по предмету включает:

Программы

Примерная программа основного общего  образования на базовом уровне по обществознанию. 2004.

WWW. idppo. uu. ru.;   WWW. edu. ru.;      WWW. edu.  ege.  ru.

Учебники

Кравченко А.И. Обществознание. 6 класс – М: Русское слово 2007

Дидактическое обеспечение учителя.

Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой /автор – составитель Н.С. Кочетов - Волгоград: Учитель, 2008

Биянова Е.Б. Поурочеыу разработки по обществознанию: 6 класс.- М.: ВАКО, 2010

Материально-техническое и информационное обеспечение:

Для изучения учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: кабинет № общая площадь 54 кв.м.

  • ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов;
  • технические средства обучения:
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран);
  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника;
  • экранно-звуковые пособия:
  • электронное пособие;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • ТСО, АРМ, интерактивное оборудование:

Инв. №

Наименование оборудования

Марка/ год выпуска

Размещение и хранение

Исправно/

неисправно

041430200011

Ноутбук DELL 1525

2008

Кабинет № 2

Исправно

04143020360031

Проектор HP Laser

2008

Кабинет № 2

Исправно

Интерактивная доска

2008

Кабинет № 2

Исправно

04143230152001

DWD –  проигрыватель SAMSUNG

2008

Кабинет № 2

Исправно

  • библиотечный фонд:
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета ИСТОРИЯ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
  • нормативные документы;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
  • энциклопедическая и справочная литература (философские словари, справочники, биографии деятелей и значимых персоналий и др.);
  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

  Используемые интернет ресурсы:

     http:/www.mon.gov.ru  -  сайт Министерства образования и науки РФ

     http://pedsovet.org  - Всероссийский Интернет-педсовет.

     http://mlis.ru   - методико-литературный Интернет-сервис

     http://www .center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.

     http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

     http://www.internet-scool.ru  сайт Интернет – школы издательства « Просвещение». На сайте представлены Интернет-уроки, которые включают подготовку к сдаче ЕГЭ. 

     http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк  тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.

     http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.

     http://it-n.ru  - сеть творческих учителей

 

Приложение

Тест по теме № 1 «Общество и человек».

Вариант 1.   Часть А.

 А 1. Что такое общество?

1) Форма объединения людей;  2) Социальная организация государства;

3) территория, которая имеет определённые границы; 4) человечество в целом.

 

А 2. К какой из сфер общества относятся:

1) показ нового фильма в кинотеатре; 2) покупка продуктов в магазине;

3) сборка новых автомобилей на заводе; 4) выборы президента;

 

А3. Что изучают общественные науки?

1) звёзды и моря; 2) изменения веществ; 3) животных; результат деятельности человека.

 

А 4. Что такое социальный прогресс?

1) совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;

3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета  устремлённых вперёд поколений;

А 5. Что такое солидный возраст?

1) стадия жизни человека с 45 до 65 лет, в которой подводятся итоги  жизни и собственных свершений;

2)  стадия жизни человека старше 65лет, в которой многие люди оставшиеся силы тратят на спокойное проживание;

3) стадия жизни человека с 25 лет до 40 – 45 лет, которой характерен успех в выбранной профессии, создание семьи, рождение детей.

 

А 6. Какое утверждение является верным?

 

А. Бабушки и дедушки – наши предки, родители и мы сами – потомки.

Б. Большинство учёных сходны во мнении, что культура имеет два измерения – материальную культуру и нематериальную культуру.

 

1) верно только А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А 7. Что относится к материальной культуре?

1) мифы; 2) знания; 3) паровая машина; 4) язык.

 

А 8. Что такое технический прогресс?

1)совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;

3) физическое развитие человека; 4) непрерывающаяся эстафета устремлённых вперёд  поколений.

 

А 9. Какое утверждение является верным? 

А. Человек достигает своего расцвета к 20 – 30 г.г.

Б. Период с 15 до 20 лет соответствует зрелости.

 

1)верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А10. Что относится к духовной культуре?

1) храм; 2) орудия труда; 3) паровая культура; 4) язык.

 

Часть В.

В 1.  Соотнесите названия сфер общества и выполняемые ими роли.

 

Сферы общества

 

Роль в обществе.

А. Политическая

 

1.     Охватывает взаимоотношения социальных групп в обществе, оказывает помощь наименее защищённым группам граждан.

Б. Экономическая

 

2.     Связана с образованием, наукой, культурой и религией.

В. Социальная

 

3.     Обеспечивает порядок в обществе, издаёт законы и следит за их исполнением.

Г. Духовная

 

4.     Включает производство и распределение необходимых обществу товаров и услуг.

 

Часть С.

 С1. Только 1/3 населения земного шара в повседневной жизни пользуются стульями, объясните почему? (Для арабов, индийцев и японцев сидеть на полу, циновках, коврах и сегодня гораздо удобнее, чем на стульях)

Тест по теме № 1 «Общество и человек».

Вариант 2.   Часть А.

 

А 1. Что такое страна?

1) Форма объединения людей;  2) Социальная организация государства;

3) территория, которая имеет определённые границы; 4) человечество в целом.

 

А 2. К какой из сфер общества относятся:

1)  набор в армию; 2) выпечка хлеба в пекарне;

3) приём больных в поликлинике; 4)  обучение студентов в университете;

 

А3. Какие из названных наук являются социальными?

1) химия; 2) обществознание; 3) физика; 4) география.

 

А4. Как называется сфера деятельность,  которой  связана с производством необходимых для людей товаров и услуг и их распределением между ними.

1) социальная сфера; 2) экономическая сфера; 3) политическая сфера; 4) духовная сфера.

 

А 5. Земледелие появилось:

1) раньше огородничества; 2) одновременно с огородничеством; 3) позже огородничества.

 

А 6. А 6. Какое утверждение является верным?

А.  Человек, как и большинство других живых существ на Земле, прошёл гигантский путь развития.

Б. Из Австралии, которая является прародиной человечества, люди расселились по всему миру.

 

1) верно только А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А 7. Что относится к материальной культуре?

1) мифы; 2) знания; 3) стул; 4) музыка.

 

А 8. Что  из перечисленного  является  глобальной проблемой?

1) совершенствование орудий труда и техники; 2) развитие общества;

3) физическое развитие человека; 4) загрязнение окружающей среды.

 

А 9. Какое утверждение является верным? 

А. Поколение – группа людей родившихся в определённый период, сформировавшаяся в одних и тех же условиях.

Б.  Родители и вы сами  принадлежат к одному поколению.

 

1) верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А10. Что относится к духовной культуре?

1)храм; 2) орудия труда; 3) паровая культура; 4) живопись.

 

Часть В.

В 1. Соотнесите термины и их определения.

Термин 

 

Определение 

А.  Материальная культура

 

1. группа людей примерно одного возраста и жизненного опыта

Б. Нематериальная культура

 

2. Общее количество умерших, ныне живущих и будущих поколений людей.

В.  Человечество

 

3. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями и предающаяся следующим поколениям как особо ценное.

Г.  Поколение

 

4. Всё созданное человеческими руками.

Д. Культурное наследие

 

5.     Сумма правил, норм поведения, законов, знаний, обычаев, традиций.

 

Часть С.

 С 1.   Объясните, почему не всё, что  создали люди, входит в культурное наследие?

 

Тест по теме № 2 «Экономическая сфера общества».

Вариант 1.   Часть А.

А 1. Понятие «экономика» первоначально означало:

1) управление сельским хозяйством; 2) искусство ведения  домашнего хозяйства;

3) натуральный обмен; 4) денежное обращение.

 

А 2. Верны ли следующие суждения об экономике?

А.  Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путём создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А 3. Что такое банк?

1) система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг;

2) денежные средства, размещаемые в целях хранения и получения доходов;

3) финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определённую плату  вклады и предоставляет кредиты;

4) купля- продажа товаров и услуг.

 

А 4. Какой из приведённых примеров не относится к предпринимательской деятельности?

1) закупка картофеля на рынке на зиму; 2) продажа автомобилей;

3) доставка цветов на дом; 4) гарантированный ремонт бытовой техники.

 

А 5. Что не может являться объектом собственности?

1)предметы домашнего обихода; 2) произведённое оборудование ;

3) знания и умения работников; 4) здания и жилища.

 

Часть В.

В 1. Напишите понятие, соответствующее определению: «Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности».

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Блага – это предмет и средства удовлетворения ________________  человека».

 

В 3. В приведённом ниже перечне отметьте правовые документы, закрепляющие право на труд:

1) Всеобщая декларация прав человека;  2)Трудовой договор;  3) Конституция РФ;

4) Трудовой кодекс РФ; 5) Трудовая книжка.

 

Часть С.

С 1. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования знаний изученной темы, фактов общественной жизни и личного опыта.

 

1. Какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность?                                                    2. «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн).         

3. «Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм)

 

Тест по теме № 2 «Экономическая сфера общества».

Вариант 2.   Часть А.

А 1. Налог – это:

А. Плата за пользование государственным имуществом;

Б. Установленный обязательный платёж с полученных доходов.

 

1) верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А 2. Что необходимо для организации производства?

1) определить, что нужно производить?

2) знать принципы и нормы осуществления экономической политики государства;

3) собственность;  4) денежные средства.

 

А 3. Прибыль характеризуется:

1) выручкой за вычетом налогов; 2) выручкой за вычетом зарплаты;

3) выручкой и вычетом расходов на рекламу;  4) доходами за вычетом расходов.

 

А 4. Под  рынком  понимается:

1) место продажи товаров; 2) место производства товаров;

3) система экономических отношений по поводу купли – продажи товаров;

4) конкурентная борьба между производителями.

 

А 5. Что такое семейный бюджет?

Часть В.

 

В 1. Напишите понятие,  соответствующее  определению: «Средство измерения величины стоимости товара, осуществления платежей, расчётов»

 

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Средством удовлетворения потребностей человека является……».

В 3. В приведённом ниже перечне отметьте вопросы,  которые призвана решить экономика:

1) что производить?;  2) когда производить?;  3) как производить?;

4 где производить?; 5) для кого производить?

 

Часть С.

 

С 1. С 1. Из предложенных проблемных высказываний выберите одно и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде рассуждения на основе использования знаний изученной темы, фактов общественной жизни и личного опыта.

 

1. Какие качества воспитывает у подростков трудовая деятельность?                                                    2. «Бесплатных завтраков не бывает» (Бартон Крейн).         

3.  «Деньги – служанка, если умеешь ими пользоваться, если не умеешь, госпожа» (Античный афоризм)

 

Тест по теме № 3 «Социальная  сфера общества».

Вариант 1.   Часть А.

А 1. Социальная группа- это:

1) небольшая  по численности группа людей, объединённых общими целями;

2) группа людей, выделенных по социально значимым признакам;

3) объединение людей, основанное на браке или кровном родстве;

4) группа живущих вместе родственников.

 

А 2. К большим социальным группам не относятся:

1) семья; 2) классы; 3) социальные слои; 4) молодёжь.

 

А 3. Средний класс характеризует:

1) способность удовлетворять только физические потребности, обеспечивающие выживание человека;

2) получение минимальных доходов в виде заработной платы, пенсии, стипендии, пособий;

3) владение большим имуществом, деньгами;

4) поддержание достойного уровня жизни, позволяющего удовлетворить все разумные потребности.

 

А 4. К условиям вступления в брак не относятся:

1) достижение брачного возраста; 2) согласие родителей;

3) отсутствие родственных связей; 4) взаимное добровольное согласие.

 

А 5. Социальные нормы – это:

1) правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение;

2) внешние  формы поведения человека;

3) принятая в особых  социальных кругах система правил поведения;

4) всё то, что  унаследовано от предшественников.

 

Часть В.

В 1. Определите понятие «Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло».

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Важнейшим условием  образования семьи является….».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Правила поведения закреплённые в законах».

В 4. В приведённом ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.

1) воспитание детей; 2) организация домашнего хозяйства; 3) обеспечение продолжительности человеческого рода;  4) удовлетворение потребности человека в любви.

В 5. Вставьте пропущенное слово: « Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой……………».

 

Часть С.

С 1. В Конституции РФ (ст. 7) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий жизни, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

1) Как определяет главную цель политики социального государства Конституция РФ?

2)  Что вкладываете вы в понятия «достойная жизнь», «свободное развитие»?

 

С 2. Объясните взаимосвязь нравственных позиций члена общества: «Я хочу!», «Я могу!», «Я должен!».

 

Тест по теме № 3 «Социальная  сфера общества».

Вариант 2.   Часть А.

 

А 1. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

1) высокой социальной активностью; 2) общностью быта;

3) общими увлечениями; 4) профессиональными интересами.

 

А 2. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросло социальное неравенство среди населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий. 

1) верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А 3.  Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Религиозные нормы содержатся в текстах священных книг либо установлены  церковью.

1) верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А 4. К малым группам, в отличие от больших,    можно отнести:

1) мелких предпринимателей; 2) директоров предприятий региона;

3) школьный класс; 4) рабочих страны.

 

А 5.  Традиции – это:

1) всё то, что унаследовано от предшествующих поколений;

2) высокочтимые обществом массовые образцы действий;

3) система запретов на какие – либо действия, слова, предметы;

4) социально – одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро и зло.

 

Часть В.

В 1. Определите понятие «Обязательные для всех правила поведения, закреплённые в законах и охраняемые силой государства».

В 2. Вставьте пропущенное слово: « К обязательным условиям заключения брака относится  достижение брачного ….».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение? «Малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная  общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».

В 4. В приведённом ниже списке отметьте положения, характеризующие функции семьи.

1)воспитание детей; 2) организация домашнего хозяйства; 3) обеспечение продолжительности человеческого рода;  4) удовлетворение потребности человека в любви.

В 5. Вставьте пропущенное слово: «Неравенство характеризует  неравный доступ членов общества к ……………».

Часть С.

С 1.  Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так, как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.

С 2.  К каким социальным группам вы принадлежите? Дайте их краткую характеристику.

 

            Тест по теме № 4 «Политическая   сфера общества».

Вариант 1.   Часть А.

А 1. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства; 2) ораторское искусство;

3) искусство управления государством; 4) политический талант;

 

А 2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

1)  Президент РФ;  2) Председатель Правительства РФ;                                                                        

3) Председатель Совета Федерации РФ; 

4) Председатель Государственной Думы РФ.

 

А 3. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии; 

2) суверенитет;                                                                                             

3) правоохранительные органы;

4) публичная власть.

 

А 4. Право возникает одновременно с появлением :                                                                               

1) религии;

2) человека современного типа;

3) общественных институтов;

4) государства.

 

А 5. Верны ли следующие суждения?

А. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Б. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина в РФ- обязанность государства.

1) верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

Часть В.

В 1. Закончите фразу: «Для восстановления справедливости можно обратиться к сотрудникам ……….»

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются ………………… и республика».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение: «политико – правовой режим, при котором и государство и граждане строго соблюдают правовые нормы и законы»?

В 4. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочия во втором.

Ветвь власти

Полномочия

1.Законодательная власть

А. Создаёт  законы

2.Исполнительная власть

Б. Защищает право

3.Судебная власть

В. Реализует принятые решения

 

 

 

В 5. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства.

1)единая территория;  2) налоги; 3) суверенитет; 4) наличие своих законов;

5) гражданство; 6) монархия.

 

Часть С.

С 1. Когда и почему появились первые государства?

С 2. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».(Н. Бердяев).

С 3. Объясните смысл понятий «конституция», «президент», «депутаты».

 

Тест по теме № 4 «Политическая   сфера общества».

Вариант 2.   Часть А.

 

А 1. Что из  указанного связано с понятием «власть»?

1) самопознание; 2) авторитет; 3) малая группа; 4) социальные группы.

 

А 2.  Какой признак отличает республику от других форм правления?

1)передача власти по наследству; 2) власть, ограниченная парламентом;

3) выборность власти; 4) обожествление власти.

 

А 3. Кто является источником власти в демократическом государстве?

1)народ;

2) передовой общественный класс;                                                                                 

3) представители крупного бизнеса; 

4) интеллектуальная элита общества.

 

А 4. Ни один закон РФ не может:

1)противоречить Конституции; 2) вступать в законную силу без указа Президента;

3) противоречить  постановлениям Правительства РФ; 4)вступать в законную силу без решения Конституционного суда.

 

А 5. Верны ли суждения?

А. В задачи милиции входит обеспечение личной и имущественной  безопасности граждан;

Б. В России действует криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

1)верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

Часть В.

В 1. Закончите фразу: «Самой  древней формой  демократического государства считается ………. возникший в Древней Греции»

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Форма правления  во главе с  королём или царём, власть которого   передаётся по наследству,   называется…………».

В 3. Какому понятию соответствует следующее определение: «Важный юридический документ.  Правила, записанные в нём, обязательны для исполнения »?

В 4. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочия во втором.

Ветвь власти

Представители

1.Законодательная власть

А. Президент

2.Исполнительная власть

Б.  Верховный суд

3.Судебная власть

В.  Государственная Дума

 

 

 

В 5. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства.

1)единая территория;  2) налоги; 3) суверенитет; 4) наличие своих законов;

5) гражданство; 6) монархия.

 

Часть С.

С 1.Чем право отличается от известных вам социальных норм: обычаев, нравов?

С 2. Известна фраза французского короля Людовика XIV: «Государство – это я!», которая обозначает его неограниченную власть в стране. А как вы понимаете фразу: « Государство – это мы»?

 

Тест по теме № 5 «Духовная  сфера общества. Ребёнок в обществе».

Вариант 1.   Часть А.

А 1. К духовным ценностям относятся:

1)микроскоп; 2) компьютер; 3) научное открытие; 4) телевидение.

 

А 2. Система образования регулируется:

1)государством; 2) обществом; 3) социальной группой; 4)отдельными людьми.

 

А 3. К мировым религиям относятся

1)христианство; 2) буддизм; 3)иудаизм; 4) ислам.

 

А 4. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью; 2) убеждением; 3) талантом; 4) этикетом;

 

А 5. Нормы морали охраняются:

1) государством; 2) обществом; 3) церковью; 4)политическими партиями.

 

 

Часть В.

В 1. Какому понятию соответствует определение «Отношения между людьми, основанные  на взаимной привычке, духовной близости, общности интересов – это……»?

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Одно из неоценимых качеств дружбы – умение хранить……..»?

В 3. Закончи фразу: «Учебный процесс дополняют новейшие ……».

 

В 4. Установите соответствие:

Деятельность

Сфера деятельности

1.Создание художественных образов

А. Наука

2.Выдвижение гипотез

Б. Искусство

3.Эксперимент

 

4.Формирование чувства прекрасного

 

5.Новые достоверные знания

 

 

В 5. К моральным нормам относятся:

1)уважение к другим народам;

2) верховенство закона;

3) преданность и любовь к Родине;

4) бережное отношение к природе;

5) талант;

6) любовь и искусство;

7) честное исполнение долга.

 

Часть С.

С 1. Как вы понимаете, что такое «верность», «предательство»?

С 2. Как вы понимаете пословицы: «старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей,  а имей сто друзей»?

С 3. Напиши рассуждение на тему «Современная  школа – достижения и проблемы».

 

Тест по теме № 5 «Духовная  сфера общества»

Вариант 2.   Часть А.

 

А 1. Верны  ли суждения о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для успешного обучения.

Б. Самообразованием  необходимо заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1)верно только  А;  2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

 

А 2. Что не относится к общественным наукам?

1)экономика; 2) химия; 3) философия; 4) культурология.

 

А 3. Какое понятие не относится к теме «Мораль»?

1)безнравственный поступок; 2) моральный поступок;

3) идеал; 4) нравственные ценности.

 

А  4. К средствам массовой информации относится

1)литература; 2) театр; 3) телевидение; 4) живопись.

 

А 5. Фундаментом духовной жизни общества является:

1)познание; 2) искусство; 3) наука; 4) культура.

 

Часть В.

В 1. Какому понятию соответствует определение «Целенаправленный и организованный процесс приобретения  основ научных знаний, умений и подготовка человека к включению в  различные сферы жизнедеятельности общества»?

В 2. Вставьте пропущенное слово: «Одно из неоценимых качеств дружбы – умение хранить……..»?

В 3.  Соотнесите названия  общественных наук и их определения:

 Название общественной науки

Определение

А. Экономика

1.Наука о рождаемости, смертности и перемещении населения.

Б. Социология

2. Наука о происхождении и развитии  человека.

В. Политология

3. Наука о внутреннем мире человека и его поведении.

Г. Демография

4. Наука об организации производства и хозяйственной деятельности людей в целом.

Д. Культурология

5. Наука об устройстве и развитии общества.

Е. Антропология

6.Наука об устройстве государства, деятельности властей и политических партий.

Ж. Психология

7.Наука о духовном развитии людей и общества

 

Часть С.

С 1. Как вы понимаете смысл  пословиц «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Неграмотный будто слепой».

С 2.  Напиши рассуждение на тему «Современная  школа – достижения и проблемы».

 

Итоговый тест по обществознанию. Первый вариант. 6 класс

 А1. Человек существо:

1) биосоциальное;

2) общественное;

3) биологическое.

А2. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны

общностью быта и взаимной ответственностью, — это

1)  сословие                2) семья

3) элита

А3. Человека от животного отличает:

1)  умение производить орудия труда;

2)  приспособление к условиям среды;  

3) инстинкт самосохранения.

А4. Показателем взрослости является:

1) индивидуальность;

2) самостоятельность;

3) способности.

А5. Оценка человека самого себя, своих качеств, способностей, особенностей своей деятельности:

1) самооценка;

2) гениальность;

3) благотворительность.

 

В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых дано определение понятия, а во втором само понятие:

 

А. Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и лёгкость овладения ею.

1. Талант

Б. Высшая степень творческих проявлений личности.

2. Способности

В. Высокий уровень проявления способностей к определенной деятельности.

3. Гениальность

1___________,  2___________, 3__________.

 

В2. Вставьте пропущенное слово:

«Человек – часть ___________________, то есть живет по определенным законам природы, которые передаются по наследству».

 

В3. Вставьте пропущенное слово:

____________________________- совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и в общении с другими людьми.

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «личность». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.

Человек, индивидуальность, демократия, наследственность, сознание.

 

С1. По предложенному высказыванию изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

 

«Талант зреет в тиши, характер закаляется в бурях». (И.В. Гёте)

 

Итоговый тест по обществознанию. Второй  вариант. 6 класс

 

 А1. Человека от животного отличает

1)  использование природных объектов;

2)  способность к творчеству;

3) инстинкт самосохранения.

А2. Какое понятие принято употреблять,   когда упоминается лицо, наделенное всей полнотой прав, свобод и обязанностей:

1)    Человек;

2)    Гражданин;

3)    Подданный.

А3. Семья в отличие от других социальных институтов выполняет функцию

1)  творческую

2)  репродуктивную

3)  эмоционально-психологическую

А4. Какие биологические признаки наследует человек:

1) желание пить, есть, спать;

2) желание учиться, заниматься спортом;

3) желание общаться.

А5. Основной вид деятельности:

1) игра;

2) общение;

3) труд.

 

В1. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные потребности человека, а в другом приведены их примеры:

 

А. Биологические потребности.

1. Общение

Б. Духовные потребности.

2. Творчество

В. Социальные потребности.

3. Желание есть, пить

 

1____________, 2____________, 3_____________.

 

В2. Вставьте пропущенное слово:

Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает – это _______________________________.

В3. Вставьте пропущенное слово:

Объединение людей, которые являются кровными родственниками или близкими людьми  - это _______________________.

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию «семья». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.

Нуклеарная, расширенная, индивидуальность, брак, родство.

 

С1. По предложенному высказыванию изложите свои мысли (свою точку зрения, своё отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать термины курса обществознания и, опираясь на знания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди». (М.М. Пришвин)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...