Рабочая программа 11 класс обществознание
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию .
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_11_klass.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Усть-Кутского муниципального учреждения.
Согласовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ СОШ № 5 УКМО
_________ И.В. Будаева ___________ Л.А.Горемыкина ___________С.В.Фетцова
«____»____________2013 г. «____»____________2013 г «____»______________2013 г.
Протокол № ____
Рабочая программа
по обществознанию
11 класс.
Разработчик:
Матафонова Алёна Владимировна –
учитель истории первой категории
МОУ СОШ № 5 УКМО.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса обществознание для 11 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
- Федеральный государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденный приказом Минобразования России 05.03.2004 г. № 1089;
- Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы;
- Распоряжение министерства образования Иркутской области № 471-мр от 13.05.2013 г.» О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»;
- Положение о рабочей программе педагога МОУ СОШ №5 УКМО, утвержденное 01.09.2011 г. № 110-од.
- Учебный план МОУ СОШ №5 УКМО на 2013-2014 уч. год;
- Примерная программа (основного общего образования) по обществознанию (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы / авт.-сост А.И.Кравченко.. М.: Русское слово, 2010 г.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение обществознания в 11 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
В том числе:
- Текущее и итоговое повторение и обобщение – 4 часа.
- Контрольных работ- 4 часа.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию .
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:
- Обществознание. 11 кл: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень/ А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «Русское слово»,2013.
- Дидактические материалы по курсу « Человек и общество» 10-11 классы: пособие для учителя / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «Русское слово»,2013.
- Мультимедийное учебное пособие ( 2 CD) Обществознание 8- 11 класс.
- Обществознание. Курс лекций (CD).
- Пособие по обществознанию. (CD)
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся
Изучение курса призвано содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции. Материалы курса призваны помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Учитель в большей степени, чем прежде, должен направить усилия на формирование у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей мира и активной гражданской позиции.
Курс разработан на основе принципиально нового для системы школьного образования проблемного подхода к изучению общества. Именно проблемы, анализ и умение решать их, а не факты, события и персоналии, лежат в основе совершенствования творческих способностей подростков.
Новый курс ориентирован на то, чтобы успешно подготовить старшеклассников не только к выпускным школьным, но и к вступительным вузовским экзаменам. В нем предусмотрен ориентировочный список тех тем, которые, с одной стороны закрепляют пройденный в течение четырех лет материал, а с другой — служат ориентировкой по вузовским билетам, их тематике и направленности.
Обществознание призвано не только формировать активную гражданскую позицию школьника, но и в доступной форме передать ему свод фундаментальных знаний в данной области. В связи с этим ознакомление с предметом, спецификой и персоналиями социальных наук - экономикой, социологией, психологией философией, антропологией (культурологией), правом, политологией — будет способствовать не только лучшей подготовке к вступительным экзаменам в вуз, но также и более успешному освоению начал социального и гуманитарного знания, преподаваемого в высшем учебном заведении.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык, — одна из базовых идей данной дисциплины. Данный предмет охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов
Принцип междисциплинарной интеграции, применяемый в рамках данного курса, не означает замены курса обществознания суммой курсов по политологии, социологии, экономике, праву или культурологии. У него есть свои задачи и своя специфика. В частности, из упомянутых социально-гуманитарных дисциплин берется не только конкретный материал, призванный иллюстрировать базовые теоретические положения, но и сами теоретические концепции, сложившиеся в рамках экономики, социологии или психологии. Тем самым за стремлением к общеинтегративному подходу выраженному обществознанием в данном курсе не теряется специфика и особенности каждой науки в отдельности.
С курсом обществознания школьник на этом прощается. В вузе его ждут отдельные науки — от экономики до психологии и философии. Важно подготовить школьников, будущих студентов, к особенностям вузовского образования.
Функции данного курса обществознания заключаются в следующем:
а) обучить людей правилам пользования научными и инструментами, теориями и методами
б) сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности
в) воспитать социально активную личность, имеющую мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию
г) подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Данный курс представляет единство научно-аналитического дидактического и методического начал. Он дает учащемуся свод базовых знаний по всему кругу общественной проблематики, утвержденной государственным образовательным стандартом, включает научный и методический аппарат, призванный с помощью задач и упражнений закрепить пройденный материал, творчески усвоить понятия и теории применить их к решению конкретных жизненных ситуаций.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий; оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Уроков | Контр. Меропр. | ||
1 | Человек и экономика. | 18 | 17 | 1 |
2 | Проблемы социально-политической и духовной жизни. | 18 | 17 | 1 |
3 | Человек и закон | 28 | 28 | |
4. | Итоговое повторение | 2 | 2 | |
Итого | 66 | 62 | 4 |
Содержание программы.
Раздел 1. Экономика.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Бизнес в экономике. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Роль государства в экономике. Экономика и государство. Экономические функции государства. Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия. Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. Человек в системе экономических отношений. Производительность труда.
Раздел II. Политика.
Свобода и необходимость в деятельности человека. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Свобода и ответственность.
Демографическая ситуация в современной России. Проблемы неполной семьи. Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания религиозного мира. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Общественная психология и идеология.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел III. Право .
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ.
Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Права и обязанности детей и родителей. Правовое урегулирование отношений супругов.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения населения. Правила приема в общеобразовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защиты прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право
Итоговое повторение.
Контроль.
Система измерения результатов состоит из:
- входного, промежуточного и итогового контроля;
- тематического и текущего контроля,
- административного.
Входной контроль – сентябрь
Промежуточный контроль – декабрь
Итоговый контроль – май
Тематический контроль:
Каждый вариант контрольной работы содержит задания обязательного и повышенного уровня подготовки.
- Контрольная работа № 1 по теме «Человек и экономика»
- Контрольная работа № 2 по теме: «Политическая система общества» (Административный контроль).
- Контрольная работа № 3 Итоговое повторение за курс обществознания 11 класс. ( Итоговый контроль)
Текущий контроль:
Самостоятельные работы.
Тематические тесты.
Тематические тесты включают в себя задания с выбором ответов. В некоторых тестах имеются задания повышенной сложности. Как правило, с помощью тематических тестов диагностируется усвоение изученной темы, пробелы знаний обучающихся.
Тест 1. | Вводный срез | Тест 7. | Правовое регулирование отношений в сфере образования |
Тест 2. | Инфляция. Банки | Тест 8. | Организационно- правовые формы предпринимательской деятельности |
Тест 3. | Особенности современной экономики России | Тест 9. | Наследственное право |
Тест 4. | Гражданское общество и правовое государство | Тест 10. | Трудоустройство и занятость. |
Тест 5. | Политические партии и движения | Тест 11. | Особенности административного права |
Тест 6. | Гражданство в Российской Федерации | Тест 12. | Уголовный процесс |
Административный контроль:
На административный контроль выносится контрольная работа № 2 по теме «Политическая система общества»
Учебно- методические средства.
- Дидактические материалы по курсу « Человек и общество». 10-11 классы: пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение,2007.
- Школьный словарь по обществознанию. « Человек и общество». 10-11 классы: пособие для учащихся / под редакцией Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение,2010.
- Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод. пособие для подготовки/ А.Ю. Лазебника, М.Ю. Брант. – М.: Экзамен,2010.
- Тесты. Обществознание. 10-11 классы: варианты и ответы централизованного тестирование. М.: ООО « Руслет»,2006
- Единый государственный экзамен 2010. обществознание: учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- Центр. М., 2010.
- Гражданский кодекс РФ
- Кодекс об административных правонарушениях РФ.
- Конституция РФ.
- Семейный кодекс РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию/ Е.В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс,2010.
- Мехалкина Е.В.Обществознание: пособие для подготовки к ЕГЭ/ Е.В. Мехалкина- Ростов н/Д.: Феникс,2010.
- Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах./ Г.Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Календарно- тематическое планирование уроков обществознания
11 класс.
Праздничные дни- 09 мая
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Контроль | Примечание | |
План | Факт | |||||
1 | 06.09 | Раздел I. Экономика. (18 ч) | Введение. | тест | ||
2 | 06.09 | Что изучает экономика? | ||||
3 | 13.09 | Факторы производства | ||||
4 | 13.09 | Спрос и предложение. Рынок | ||||
5 | 20.09 | Конкуренция и ее виды. | ||||
6 | 20.09 | Издержки производства и прибыль. | ||||
7 | 27.09 | Экономический рост и развитие | ||||
8 | 27.09 | Общественные блага и социальное государство | ||||
9 | 04.10 | Инфляция. Банки | тест | |||
10 | 04.10 | Экономические функции государства. Налоговая система | ||||
11 | 11.10 | Налоговая система | ||||
12 | 11.10 | Государственный бюджет и государственный долг. | ||||
13 | 18.10 | Рынок труда, занятость и безработица | Повторение и обобщение материала | |||
14 | 18.10 | Рынок труда, занятость и безработица | ||||
15 | 25.10 | Особенности современной экономики России | тест | |||
16 | 25.10 | Мировая экономика и международная торговля | ||||
17 | 08.11 | Повторительно- обобщающий урок по теме: « Экономика» | ||||
18 | 08.11 | Человек и экономика. | К/ работа. | |||
19 | 15.11 |
Раздел II. Политика. (18 ч) | Политическая система общества | |||
20 | 15.11 | Политическая система общества | ||||
21 | 22.11 | Политическая власть | Повторение и обобщение материала | |||
22 | 22.11 | Политическая власть | ||||
23 | 29.11 | Гражданское общество и правовое государство | тест | |||
24 | 29.11 | Государство | ||||
25 | 06.12 | Политические режимы | ||||
26 | 06.12 | Демократия | ||||
27 | 13.12 | Политические партии и движения | тест | |||
28 | 13.12 | Политические партии и движения | ||||
29 | 20.12 | Выборы: система и люди | ||||
30 | 20.12 | Избирательные системы | ||||
31 | 27.12 | «Чётвертая власть» | ||||
32 | 27.12 | Политическая элита | ||||
33 | 17.01 | Политический процесс | ||||
34 | 17.01 | Особенности политического процесса в России | ||||
35 | 24.01 | Повторительно- обобщающий урок по теме: « Политика» | ||||
36 | 24.01 | Повторительно- обобщающий урок по теме: « Политика» | к/работа | |||
37 | 31.01 | Раздел III. Право (28 ч) | Право в системе социальных норм | |||
38 | 31.01 | Система российского права | ||||
39 | 07.02 | Законотворческий процесс в Российской Федерации | ||||
40 | 07.02 | Гражданство в Российской Федерации | Тест | |||
41 | 14.02 | Права и обязанности граждан | ||||
42 | 14.02 | Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты | ||||
43 | 21.02 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | тест | |||
44 | 21.02 | Правовое регулирование гражданских отношений | Работа с нормативными документами | |||
45 | 28.02 | Правовое регулирование гражданских отношений | ||||
46 | 28.02 | Организационно- правовые формы предпринимательской деятельности | тест | |||
47 | 07.03 | Право собственности и его виды | Работа с источниками. | |||
48 | 07.03 | Право собственности и его виды | ||||
49 | 14.03 | Наследственное право | ||||
50 | 14.03 | Наследственное право | тест | |||
51 | 21.03 | Правовое регулирование отношений супругов | ||||
52 | 21.03 | Правовое регулирование отношений супругов | ||||
53 | 04.04 | Правовое регулирование трудовой деятельности | ||||
54 | 04.04 | Трудоустройство и занятость. | тест | |||
55 | 11.04 | Порядок взаимоотношений работников и работодателей | ||||
56 | 11.04 | Правовое основы социальной защиты и социального обеспечения | ||||
57 | 18.04 | Правовое основы социальной защиты и социального обеспечения | ||||
58 | 18.04 | Споры и порядок их рассмотрения | ||||
59 | 25.04 | Особенности административного права | тест | |||
60 | 25.04 | Особенности административного права | ||||
61 | 02.05 | Уголовный процесс | ||||
62 | 02.05 | Уголовный процесс | тест | |||
63 | 16.05 | Международное право и международные организации | ||||
64 | 16.05 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | ||||
65 | 23.05 | Итоговое повторение ( 2 ч) | Итоговое повторение по курсу « Обществознание» | К/ работа | ||
66 | 23.05 | Итоговое повторение по курсу « Обществознание» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Переводной экзамен 10 класс Обществознание
пробный переводной экзамен по обществознанию 10 класс презентация...
Контрольная работа по теме: "Сфера духовной культуры", 8 класс, обществознание
Контрольная работа проводится после изучения темы "Сфера духовной культуры" на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматрива...
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Тема: Что делает человека человеком? 7 класс обществознание.
Тема: Что делает человека человеком? Раскрыть связь понятий “гуманизм”, “мораль”, “человечность”, “нравственность”; раскрыть понятия “добро” и “зло” как наиболее общие понятия морали.Показать практиче...
6 класс - обществознание - тема "Школа" - итоговый контроль
тестовый материал для контроля учащихся по теме "Школа" - обществознание 6 класс...
Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы»
Сборник тестов "История 5-11 класс География 5-11 класс Обществознание 6-11 классы», в который включены тесты по географическому краеведению Оренбургской области....