Рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме
Рабочая программа по обществознанию 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_6_klass.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ФГЦ ______/Галиаскарова Г.А./ Протокол № 1 от «22» августа2013 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/Максимова М.Н./ «_23_» августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Сиренькинская СОШ» _______________/ Файзетдинов Т.М/ Приказ №_82 от «28 » августа 2013 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по обществознанию в 6 классе
МБОУ «Сиренькинская СОШ»
учителя Осиповой Елены Николаевны
Рассмотрено и принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«27» августа 2013 г
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус программы.
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному Министерством образования РФ. Она разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию «Примерные программы по обществознанию»/ Составители: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М: «Дрофа», 2007г.
Данная программа составлена для учащихся 6 класса. Класс со средним уровнем учебной мотивации. Для основного состава класса предусмотрены такие виды работ как выполнение заданий в печатных тетрадях, анализ явлений их значение и последствия для развития общества. Но в классе есть ученики, которые требуют особого внимания и контроля.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №1089;
- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование);
- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
- Примерной программы основного общего образования по истории;
- Инструктивного-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от 16.10.2009 № 7131/9;
- Приказа № 80 от 29.08.2011 г. Положение «О рабочей программе педагога» МБОУ «Сиренькинская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского района РТ;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год"
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является первым этапом в изучении обществознания. Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной. В курсе имеет место и региональный компонент, так как все изучаемые явления, понятия, факты ярко иллюстрируются примерами из личного опыта, повседневной жизни семьи, общества, страны.
Курс «Обществознания» в 6–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 6–7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания на уроках.
Основным содержанием курса в 6 классе является:
– знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;
– раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
– ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
– показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 6–7 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели и задачи учебного предмета.
Задача данного курса обществознания – вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания. Сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.
• формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала
• формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками
• формировать гражданский патриотизм.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.
Учащиеся должны иметь первоначальное представление о структуре современного общества и о его главных сферах – экономической, политической, социальной и духовной. Учащиеся должны уметь объяснять изученные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно добывать знания;
- аргументировано высказывать свою точку зрения;
- вести диалог;
- общаться со своими сверстниками;
- анализировать и делать выводы и обобщения;
- использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватных познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся VI класс
Учащиеся должны знать:
Понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;
Кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;
Что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;
Как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);
Историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;
Понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;
Понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;
Что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать экологические проблемы;
Характеризовать социальные отношения;
Характеризовать основные нормы правовых основ брака, характеризовать семью как малую группу;
Решать правовые задачи.
Курс обществознания включает следующие разделы:
№ п/п | № урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Примечание |
1 -7 | 1 -7 | Раздел I. Общество и человек. | 7 ч | тестирование – 1 ч |
8 -14 | 1 -7 | Раздел II. Экономическая сфера общества | 7ч | тестирование – 1 ч |
15 - 18 | 1 -4 | Раздел III. Социальная сфера общества | 3ч | тестирование – 1 ч |
19 - 24 | 1 -6 | Раздел IV. Политика и право | 6 ч | тестирование – 1 ч |
25 - 28 | 1 -4 | Раздел V. Духовная сфера общества | 4 ч | тестирование – 1 ч |
29-32 | 1 -4 | Раздел VI. Ребенок в обществе | 4 ч | |
33 | 1 | Итоговое повторение | 1ч | тестирование – 1 ч |
34, 35 | 2 | Резерв | 2 ч | |
Итого | 35 час. |
Основное содержание курса «Обществознание» 6 класс:
Раздел I. Общество и человек (6 часов)
Тема 1. Что такое общество?(1 ч)
Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество». Общество – целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Тема 2. Происхождение и развитие человека (1 ч)
Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек – биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.
Основное понятие темы: человек – биосоциальное существо.
Тема 3. Исторические ступени развития общества (1 ч)
Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.
Тема 4. Современное общество (1 ч)
Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть – Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы – символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.
Тема 5. Человечество как сумма поколений (1 ч)
Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие. НРК: примеры культурного наследия РТ, г. Альметьевска.
Тема 6. Человек, общество, природа (1 ч)
Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.
Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы. НРК: экологические проблемы г. Альметьевска
Раздел II. Экономическая сфера общества (6 часов)
Тема 7. Что такое экономика? (1 ч)
Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.
Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.
Тема 8. Рынок (1 ч)
Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.
Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.
Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес? (1 ч)
Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.
Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал. НРК: разновидности бизнеса г. Альметьевска и его особенности.
Тема 10. Домашнее хозяйство (1 ч)
Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.
Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.
Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.
Тема 11. Экономическая деятельность подростков (1 ч)
Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.
Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.
Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги. НРК: виды экономической деятельности подростков в г. Альметьевске.
Тема 12. Труд с точки зрения закона (2 ч)
Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.
Регулятор трудовой деятельности – Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора.
Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.
Раздел III. Социальная сфера общества (3 часа)
Тема 13. Социальная структура общества (1 ч)
Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность – нищета.
Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.
Тема 14. Семья (1 ч)
Семья – малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Основные понятия темы: семья; брак.
Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе
Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.
Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность. НРК: традиции народов РТ.
Раздел IV. Политика и право (6 часов)
Тема 16. Государство и граждане (1 ч)
Государство – фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государства в различные исторические эпохи.
Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.
Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.
Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы. НРК: государственные символы РТ и г. Альметьевска.
Тема 17. Право на службе человека (1 ч)
Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.
Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.
Тема 18. Конституция – Основной закон страны (1 ч)
Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция – закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ – глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) – Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации – высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.
Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей. НРК: Конституция РТ.
Тема 19. Право и правопорядок (1 ч)
Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура.
Основные понятия темы: законность; правопорядок.
Тема 20. Как защититься от несправедливости (1 ч)
Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.
Основное понятие темы: правосудие.
Раздел V. Духовная сфера общества (3 ч).
21. Наука и образование (1 ч)
Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: наука, общественные науки; образование; самообразование; знание.
Тема 22. Мораль (1 ч)
Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.
Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.
Тема 23. Идеал и ценности (1 ч)
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.
Раздел VI. Ребенок в обществе (4 часа)
Тема 24. Ребенок в семье (1 ч)
Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.
Основное понятие темы: детство.
Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей (1 ч)
Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания – решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.
Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.
Основные понятия темы: дети; родители.
Тема 26. Ребенок в школе (1 ч)
История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.
Тема 27. Друзья и ровесники (1 ч)
Дружба. Отношения дружбы. Верность.
Основные понятия темы: дружба; верность.
Учебно – тематическое планирование
Количество часов – 35
Всего – 35 ч.; в неделю – 1 ч.
Тестов – 6 ч., практикумов – 11
Уроков в первом полугодии – 16; из них в I четверти – 9, во II четверти – 7.
Уроков во втором полугодии – 19; из них в III четверти 10, в IV четверти – 9.
Планирование составлено на основе:
1. Кравченко А.И, Хромова И.С. Программа курса обществознания для 5-7 классов общеобразоват. учреждений. «Русское слово», 2002 г.
2. Учебный план МОУ «ООШ №6»
УМК для учащихся: А.И.Кравченко Обществознание 6 класс. М.: «Русское слово», 2006 г.
Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс. 2010 г.
Дополнительная литература:
Соколов Я. В. «Граждановедение». Книга для учащихся 5-7 кл., Ч. I, II, III. 1996 г.
Памятка для потребителя, 2006.
Читаем информацию о товаре: словарь – справочник для потребителя, 2008 г.
УМК для учителя: Кочетов Е.А. Обществознание 6 класс: поурочные планы к учебнику А.И. Кравченко, 2008 г. Авторские презентации, схемы.
Календарно – тематическое планирование по обществознанию для 6 класса
№ | Тема урока | К/ч | Тип ур. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата выполнения | |
план | факт | |||||||
Человек и общество (7ч) | ||||||||
1 1 чет 9ч | Что такое общество ? | 1 | н/мат. | общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. | Характеризовать сферы общества, выделять особенности каждой ступени. Уметь определять функции каждой ступени. | §1, р/т стр. 3 | ||
2 | Происхождение и развитие человека. | 1 | новый материал | Человек – биосоциальное существо | Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами. Оценивать с позиций морали собственное отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями. | §2, р/т стр. 7 | ||
3 | Исторические ступени развития общества. | 1 | комбиниров. | аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс. | Выделять существенные признаки общества; показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общества; находить и извлекать социальную информацию об обществе из адаптированных источников различного типа. | §3, р/т стр. 9 | ||
4 | Современное общество. | 1 | урок - практикум | Научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество | Характеризовать и конкретизировать фактами из социальной жизни происходящие в современном обществе перемены (ускорение общественного развития); использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем; объяснять роль и значение современных средств связи и коммуникации на конкретных примерах. | §4, р/т стр. 14 | ||
5 | Человечество как сумма поколений. | 1 | комбинирован | поколение; культура; культурное наследие | Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека; сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода; оценивать свое отношение к людям старшего возраста с нравственных позиций; показывать особенности становления личности на конкретных примерах. | §5, р/т стр. 19 | ||
6 | Человек, общество, природа. | 1 | комбиниров. | Биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы. | Характеризовать взаимосвязь человека, природы; называть глобальные проблемы человечества, города; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. | §6, практикум, р/т стр.22 | ||
7 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество». | 1 | обобщ. | Тестирование | Обобщать знания полученные при изучения раздела; уметь применять знания в повседневности. | Написать эссе «Человек в обществе» | ||
Раздел II. Экономическая сфера общества. (8 ч) | ||||||||
8 | Что такое экономика? | 1 | Нтво 6ов. мат. | экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель. | Характеризовать структуру экономики; рассмотреть основные экономические системы и их особенности; | §7, р/т стр. 24 | ||
9 | Рынок. | 1 | комбин. | рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад. | Характеризовать рынок; рассмотреть виды рынков; выявить особенности взаимоотношений участников рыночных отношений. | §8, р/т стр. 27 | ||
10 2 чет 7ч | Что такое предпринимательство и бизнес? | 1 | практик. | предпринимательство; бизнес; фирма; капитал | Характеризовать предпринимательскую деятельность; особенности деятельности предпринимателя. | §9, р/т стр. 30 | ||
11 | Домашнее хозяйство. | 1 | урок-практикум | Домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь | Называть, описывать и иллюстрировать примерами экономические ресурсы семьи; источники и виды доходов семьи; различать капитал семей по характеру и источникам доходов; описывать закономерность изменения расходов семьи в зависимости от доходов; объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. | §10, р/т стр.33 | ||
12 | Экономическая деятельность подростков. | 1 | комбиниров. | молодежная экономика; карманные деньги | Изучить все возможные виды заработка молодежи, изучить основные понятия темы. | § 11, р/т стр. 35 | ||
13-14 | Труд с точки зрения закона. | 1 | комбиниров. | Право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия. | Изучить основные положения трудового законодательства. Отработка навыков выделения из теста существенных признаков предмета, формирование навыка разработки определения. | §12, р/т стр.39 | ||
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера общества .» | 1 | обобщение | Обобщение и систематизация ранее изученного материала | Завершение изучения раздела, систематизация и обобщение материала | Написать эссе по теме: «Значение экономики в современной жизни» | ||
Раздел III. Социальная сфера общества (3 ч) | ||||||||
16 | Социальная структура общества. | 1 | комбинир. | коллективная беседа, диспут, отработка навыка составления плана текста | Характеризовать и конкретизировать примерами многообразие социальных общностей и групп; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп на конкретных примерах. | § 13, р/т стр.42 | ||
17 | Семья. | 1 | практикум | Семья; брак. | Изучение основных понятий темы. | §14, р/т стр.45 | ||
183 чет 10ч | Правила и нормы поведения в обществе. | 1 | практикум | Социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность Узнать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. | §15,р/т стр.49 | |||
Раздел IV. Политика и право (7 ч) | ||||||||
19 | Государство и граждане. | 1 | комбинирован. | государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы. | Характеризовать признаки государства; раскрывать роль государства в общественной жизни; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике политической жизни общества. | §16, ответить на вопросы, практикум №1, р/т стр.53 | ||
20 | Право на службе человека. | 1 | комбин. | право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления | Изучение основных понятий темы, значение права в жизни общества. | §17, ответить на вопросы, практикум №1 | ||
21 | Конституция – Основной закон страны. | 1 | практик. | Конституция; президент; депутаты; разделение властей | Отработка навыка выделения из текста главного и систематизация информации. | §18, ответить на вопросы, практикум №1 | ||
22 | Право и правопорядок. | 1 | комбинированный | законность; правопорядок. | Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права; различать правовые стороны социальных ситуаций; объяснять сущность дееспособности и правоспособности; определять субъектов права; находить и извлекать из различных источников информацию правового характера. | §19, ответить на вопросы, практикум №1, р/т стр. 64 | ||
23 | Как защититься от несправедливости. | 1 | практикум | Правосудие. | Изучение основных способов защиты от несправедливости законными способами. | §20, ответить на вопросы, практикум №1, р/т стр.66 | ||
24 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика и право». | 1 | обобщение | Тестирование | Обобщение и систематизация ранее изученного материала. | Написать эссе «Роль права в жизни общества» | ||
Раздел V. Духовная сфера общества (4 ч) | ||||||||
25 | Наука и образование. | 1 | комбиниров. | наука, общественные науки; образование; самообразование; знание. | Изучение основных понятий темы: виды научных дисциплин, задачи и цели обучения на разных ступенях образования. | §21, вопросы., практикум, р/т стр.69 | ||
26 | Мораль. | 1 | практикум | Мораль; моральный поступок; аморальный поступок | Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали; анализировать типичные ситуации с морально-нравственных позиций; давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей | §22, вопросы, практикум, р/т стр.73 | ||
27 4 чет 9ч | Идеал и ценности. | 1 | комб. | идеал; идеалист; идеализация | Уяснение основных идеалов и ценностей, существующих в обществе | §23, вопросы, практикум, р/т стр.76 | ||
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества». | 1 | обобщение | Обобщение и систематизация ранее изученного материала | Завершение изучения раздела, систематизация и обобщение материала. Умение писать эссе по теме, раскрывая обществоведческую тему. | Написать эссе «Роль морали в жизни общества» | ||
Раздел VI. Ребенок в обществе (5 ч) | ||||||||
29 | Ребенок в семье. | 1 | комбин. | детство. | Изучение основных понятий темы. Уяснить структуру семьи, рассмотреть особенности семейных отношений. | §234, ответить на вопросы, практикум, р/т стр. 81 | ||
30 | Взаимоотношения детей и родителей. | 1 | практикум | дети; родители | Уяснение основных проблем во взаимоотношении детей и родителей | §25, ответить на вопросы, практикум, р/т стр.86 | ||
31 | Ребенок в школе. | 1 | комбиниров. | общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования | Уяснение основных проблем ребенка в школе; способы решения школьных проблем. | §26, ответить на вопросы, практикум, р/т стр.93 | ||
32 | Друзья и ровесники. | 1 | практикум | дружба; верность | Изучение основных понятий темы. Уяснение основных проблем межличностных взаимоотношений. | §27, ответить на вопросы, практикум, р/т стр. 100 | ||
33 | Повторно- обобщающий урок по теме «Ребенок в семье» | 1 | обобщение | Обобщение и систематизация ранее изученного материала | Завершение изучения раздела, систематизация и обобщение материала | Написать эссе «Роль экономики в жизни общества» | ||
34, 35 | Итоговое повторение | 2 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Критерии | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Приложение 1
Тестирование на тему «Общество и человек» Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...