Социальный проект "Конституция РФ - путь к правовому государству"
проект по обществознанию (11 класс) на тему
Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ. Необходимость появления такого проекта вызвано следующими обстоятельствами.
Для каждого государства Конституция является “паспортом страны” – основополагающим документом жизни и деятельности, как всего государства, так и каждого отдельного гражданина государства. По содержанию Конституции можно судить, в частности, о том, насколько государство является демократическим, какие гарантии оно предоставляет своим гражданам и как они реализуются государством, каковы высшие органы государственной власти и какую роль каждый из этих органов играет в управлении государством, какова судебная система государства и гарантии независимости судопроизводства.
Каждый гражданин государства должен быть знаком с Конституцией - основным документом жизни и деятельности как его страны в целом, так и его самого.
Проект направлен на то, чтобы граждане России были знакомы с Конституцией России, знали ее содержание, права и гарантии, предоставленные основным законом страны. Знание Конституции России каждым гражданином России будет способствовать подъему общего уровня образования и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_konkurs_gofanova_ekaterina_shkola_20_g.shakhty.docx | 76.34 КБ |
buklet_po_konstitutsii_rf.docx | 168.93 КБ |
olimpiada_po_konstitutsii_rf.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
83
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 20
г. Шахты Ростовской области
346527 Россия, г. Шахты Ростовской обл., ул. Индустриальная, 1г, тел. / факс (8636) 24-22-19, е-mail: schooll20@mail.ru
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции РФ
Проект
«Конституция России – путь к правовому государству»
Выполнили учащиеся 11 класса «А»
Гофанова Екатерина Андреевна,
Угарова Светлана Александровна
Руководитель: учитель истории
и обществознания
Савина Людмила Владимировна
МБОУ СОШ №20 г.Шахты
Ростовской области
г. Шахты - 2013
Паспорт проекта
- Аннотация проекта с.3
- Актуальность проекта с.3
- Постановка проблемы с.3-6
- Цель проекта с.6
- Задачи проекта с.6
- Стратегия достижения поставленных целей и задач с.6
- План проекта с.7-8
- Ожидаемые результаты и их практическая значимость с.8
- Бюджет проекта с.8-9
- Эффективность проекта с.9
Аннотация проекта.
Проект «Конституция России – путь к правовому государству», посвящен 20-летию Конституции РФ. Необходимость появления такого проекта вызвано следующими обстоятельствами.
Для каждого государства Конституция является “паспортом страны” – основополагающим документом жизни и деятельности, как всего государства, так и каждого отдельного гражданина государства. По содержанию Конституции можно судить, в частности, о том, насколько государство является демократическим, какие гарантии оно предоставляет своим гражданам и как они реализуются государством, каковы высшие органы государственной власти и какую роль каждый из этих органов играет в управлении государством, какова судебная система государства и гарантии независимости судопроизводства.
Каждый гражданин государства должен быть знаком с Конституцией - основным документом жизни и деятельности как его страны в целом, так и его самого.
Проект направлен на то, чтобы граждане России были знакомы с Конституцией России, знали ее содержание, права и гарантии, предоставленные основным законом страны. Знание Конституции России каждым гражданином России будет способствовать подъему общего уровня образования и культуры.
Актуальность проекта.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в школах является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.
В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркивал важнейшую роль Конституции в становлении демократии и правового государства, в необходимости избавления от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.
Постановка проблемы.
Начало развитию Конституции социалистического типа положила Конституция РСФСР 1918 г. Последующие Конституции в РСФСР принимались в 1925, 1937 и 1978 гг.
Общая черта, характеризующая Конституции РСФСР, - их классовый характер.
Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан, но гарантии и механизм реализации этих прав отсутствовали.
Новый проект Конституции РФ был разработан весной 1993 г. по инициативе Президента РФ. Всенародное голосование по проекту Конституции РФ состоялось 12 декабря 1993 г., в ходе которого и была принята новая Конституция РФ, вступившая в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования - 25 декабря 1993 г.
В соответствии с действующей Конституцией Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, характеризующееся следующими основными чертами: высшая ценность - человек, его права и свободы; многонациональный народ РФ - носитель суверенитета и единственный источник власти; социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности подлежат защите и обеспечению равным образом; государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признается и гарантируется местное самоуправление; признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (но при этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной); составная часть правовой системы РФ - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии, но в них отсутствовали некоторые положения, способствующие пониманию Конституции в современном значении этого слова.
Первой Конституцией, представляющей единый Основной Закон с внутренней структурой, можно назвать Конституцию США 1787 г. Эта Конституция действует по сей день.
Признаки Конституции РФ:
- учредительный характер и особый предмет регулирования;
- особый порядок принятия: народом на референдуме, парламентом, Конституционным (Учредительным) Собранием или иным органом, специально формируемым для этой цели;
- особые юридические свойства: устанавливает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- Конституция - ядро правовой системы;
- особая правовая охрана;
- особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок и дополнений.
Структура Конституции РФ: преамбула (введение) и два раздела.
В преамбуле содержатся положения, имеющие важное значение для уяснения содержания конституционных норм, их применения.
Раздел первый Конституции РФ включает девять глав, разделенных на 137 статей.
Раздел второй Конституции РФ включает девять пунктов, содержащих положения, определяющие порядок вступления в силу Конституции РФ.
Знают ли наши сверстники, какими правами и свободами обладают граждане России? Какие обязанности существуют у граждан нашей страны? Как изменились права, свободы и обязанности граждан по сравнению с Конституцией РСФСР. Каковы основы конституционного строя РФ? Что является «высшей ценностью» нашего государства? Какой принцип важней: «государство для человека» или «человек для государства»?
На уроках обществознания, классных часах не раз об этом говорилось. Китайская пословица гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму». И мы поняли важно не только рассказывать, но дать возможность самим принять участие, действовать. Было принято решение разработать проект «Конституция России – путь к правовому государству».
Для выявления проблемы был проведен социологический опрос среди учащихся и их родителей. Было выявлено, что наиболее актуальной проблемой является проблема низкой правовой культуры, правовой безграмотности большинства опрошенных граждан. Граждане России не интересуются и не достаточно знают свои права и обязанности по отношению к государству.
Итоги социологического опроса:
- Знаете ли вы, чем является Конституция для граждан России?
20% - кодекс законов
30% - правила поведения людей в обществе
33% - основной закон страны
17% - воздержались от ответа.
- Сколько Конституций насчитывает история России?
55% - 2
22% - 5
23% - не знаю
- Когда была принята последняя (действующая) Конституция РФ?
54% - 12 декабря 1993 г.
26% - давали разные ответы
20% - не знали ответа
- Президент – глава государства. Какие функции он выполняет?
70% - глава правительства
30% - гарант прав и свобод граждан
- Является наше государство правовым?
70% - нет, так как не соблюдаются права человека, нарушаются законы
20% - да, так как граждане имеют возможность защищать свои права и отстаивать свои интересы
- Знаете ли вы, в какой орган можно обратиться за защитой своих прав?
100% - суд.
С целью привлечения каждого к личному участию в решении проблемы на активе школы было решено провести классные часы по освещению данной проблемы и задать учащимся вопрос «Что вы предлагаете сделать для повышения правовой культуры молодежи?»
Исходя из итогов опроса, определили круг задач:
- Провести классные часы о значении Конституции для каждого гражданина России;
- Провести политико-правовые ролевые игры (круглый стол, дебаты);
- Организовать ученическую конференцию «Навстречу 20-летию Конституции России»;
- Провести конкурс рисунков «Мои права и права моей семьи»;
- Викторины, брейн - ринги;
- Конкурс эссе «Я - гражданин России!»
Цель проекта:
Познакомить с основными положениями Конституции Российской Федерации и повысить уровень правовой культуры учащихся.
Задачи проекта:
- Повысить уровень правовых знаний и правовой культуры учащихся;
- Заинтересовать школьников в распространении своих знаний о Конституции среди младших школьников, сверстников и членов своих семей;
- Оформить информационный стенд «Конституция России – путь к правовому государству»;
- Подвести учащихся к необходимости знать и уметь использовать на практике и отстаивать свои права, исполнять свои обязанности;
- Способствовать воспитанию патриотических чувств, гордости за страну, в которой мы живем.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Работа над общим делом позволит участвовать детям с разными способностями, поэтому ожидается вовлечение большей части учащихся.
Самый ценный результат этого проекта – сплочение коллектива детей, родителей и учителей, а также уверенность учащихся в своих силах, умение держать аудиторию, способность быть «проводником» между старшим звеном и младшими школьниками, развитие лидерских способностей и желание приносить максимальную пользу окружающим, родной школе, любимому городу, великой России.
План реализации проекта
«Конституция России – путь к правовому государству»
Этап | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. Подготови- тельный | 1. Заседание Актива школы старшеклассников, принято решения о реализации проекта «Конституция России – путь к правовому государству» | 10 сентября | Совет старшеклассников |
2.Социологический опрос «Что вы предлагаете сделать для повышения правовой культуры молодежи?» | 11 – 15 сентября | Актив класса | |
3. Составление сметы расходов и определение источников финансирования. | 16 сентября | Совет старшеклассников | |
4. Разработка плана мероприятий | 16-20 сентября | Совет старшеклассников | |
2. Основ-ной | 1. Проведение классных часов о значении Конституции для каждого гражданина России | 21-25 сентября | Творческая группа старшеклассников, активы классов |
2. Создание информационного стенда «Конституция России – путь к правовому государству» | сентябрь | Краеведческий клуб «Родник» совместно с учителем обществознания | |
3. Создание буклетов для младших школьников «Мы - граждане Российской Федерации» | сентябрь | Краеведческий клуб «Родник» совместно с учителем обществознания | |
4. Конкурс презентаций «Конституция РФ – история создания» (желающие 5-11 класс) | сентябрь | Творческая группа старшеклассников, активы классов, совместно с учителем информатики и обществознания | |
5. Ученическая конференция «Конституция России – путь к правовому государству» (старшеклассники для учащихся среднего звена) | октябрь | Творческая группа старшеклассников, активы классов | |
6. Конкурс рисунков «Мои права и права моей семьи» (1-4 классы) | октябрь | Совет старшеклассников, вожатая | |
7. Конкурс эссе «Я - гражданин России!» (8-9 классы) | ноябрь | Совет старшеклассников, учитель обществознания | |
8. Политика - правовая ролевая игра (дебаты) «Правовое государство – быть или не быть?» (10-11 классы) | ноябрь | Учитель обществознания | |
9. Викторина «Я знаю…» (2-4 классы) | Ноябрь | Совет старшеклассников, учитель обществознания | |
10. Брей - ринг «Гражданин и Конституция» (5-6, 7-8 классы) | ноябрь | Совет старшеклассников, учитель обществознания | |
11. Олимпиада «20-летию Конституции РФ посвящается» | 10-11 декабря | Учитель обществознания | |
3. Заключительный | Подведение итогов реализации проекта «Конституция России – путь к правовому государству». | 12 декабря | Совет старшеклассников, вожатая |
Ожидаемые результаты и их практическая значимость
- расширится правовой кругозор на основе изучения Конституции РФ;
- участники проекта больше узнают о своих правах и обязанностях;
- повысится интерес к законодательной системе России и желание свято
соблюдать Законы;
-участники смогут свободно отличать и называть ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) и определять органы власти и их полномочия;
- придет понимание, что является «высшей ценностью» нашего государства;
- определят, какой принцип важней: «государство для человека» или «человек
для государства».
Бюджет проекта
№ п/п | Статья расходов | Сумма в рублях |
1. | Бумага для изготовления буклетов, оформления информационного стенда | 150 |
2. | Цветной принтер, его заправка | 400 |
3. | Информационный стенд | 500 |
Итого: | 1050 |
Бюджет проекта состоит из средств, полученных из родительского фонда.
Эффективность проекта
Осуществляя работу над проектом, мы поняли, как на практике можно применять знания, полученные на уроках, в школьных кружках, научились быть более самостоятельными в решении проблем, почувствовали свою ответственность за свою школу и уверенность в завтрашнем дне.
А также мы поняли, что Конституция РФ - действительно главный закон страны, соблюдать который должны все, независимо от социального статуса. Стало ясно, что только совместными усилиями ребят, родителей, учителей можно решить любое общее дело. Вместе мы – сила, и нам по плечу - выстроить правовое государство.
Мы - будущее России! Достойные граждане своей страны! Мы живем в других условиях, чем наши родители, бабушки и дедушки. И наше дело - способствовать процветанию нашей страны, укреплению правового государства, повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.
В заключение, остается только добавить, что мы - хозяева своей судьбы и тот путь, который Россия изберет в следующем тысячелетии, зависит только от нас самих. Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, но реализовывать эти идеи нужно поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.
Предварительный просмотр:
Основной закон нашего государства –
Конституция Российской Федерации.
В ней закреплены основы общественного строя, политика страны, установлены права, свободы и обязанности граждан.
Закон принимается высшим органом государственной власти – Государственной Думой, и после подписания Президентом страны становиться обязательным для всех.
Он обладает высшей юридической силой. Перед законом все равны.
Ты живёшь в большом городе, в котором каждый день ходишь по улицам, учишься в школе, общаешься со сверстниками и взрослыми.
Тебе приходится делать выбор: как быть и что делать в сложившейся обстановке, как безопасно для себя для себя решить возникшую проблему, как защитить свои права? Для того, чтобы выбрать верную стратегию поведения, необходимые разные знания, в том числе, и правовые.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГ ДРУГА –
ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
Каждый ребёнок имеет следующие права:
- жить и воспитываться в семье, знать своих родителей,
- на общение с родителями и другими родственниками, когда ребёнок проживает отдельно от родителей или одного из них,
- на воссоединение с семьёй,
- на получение содержания от своих родителей или других членов семьи,
- на уважение достоинства и защиту от злоупотреблений со стороны родителей,
- на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих.
Какие обязанности несёт ребёнок?
каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 18 лет;
несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе;
в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и, по прибытии на новое место жительства, в двухнедельный срок встать на воинский учёт
Предварительный просмотр:
Олимпиада по Конституции РФ
Вопрос 1. Ныне действующая Конституция принята в
- 1991
- 1992
- 1993
- 1994
Вопрос 2. Ныне действующая Конституция РФ была принята
- Учредительным собранием
- Конституционным собранием
- Государственной Думой РФ
- всенародным референдумом
Вопрос 3. В РФ государственной религией является
- православие
- католичество
- мусульманство
- ни одна из них
Вопрос 4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является
- Президент РФ
- Федеральное собрание
- Конституционный суд
- народ РФ
Вопрос 5. Какая форма высшего непосредственного выражения власти народа предусмотрена Конституцией РФ?
- референдум
- плебисцит
- митинг
- петиция
Вопрос 6.Какие формы собственности указаны в Конституции РФ?
- частная
- государственная
- муниципальная
- все перечисленные
Вопрос 7. Россия по территориальной организации является
- унитарным государством
- федеративным государством
- конфедеративным государством
- империей
Вопрос 8. К субъектам Российской Федерации относится
- Владивосток
- Саратов
- Санкт-Петербург
- нет верного ответа
Вопрос 9. Высшая юридическая сила конституции означает, что:
- принимаемые законы не должны противоречить конституции
- конституция применяется на всей территории государства
- необходимо соблюдение конституции объединениями граждан
- все перечисленное верно
Вопрос 10: По конституции РФ, Россия является
- социалистическим государством
- демократическим государством
- президентской республикой
- капиталистическим государством
Вопрос 11. К признакам правового государства относится
- большое количество законов
- сильная президентская власть
- независимый суд
- контроль парламента над правительством
Вопрос 12. Конституция РФ называет высшей ценностью:
- закон
- основы конституционного строя
- человек, его права и свободы
- правовое государство
Вопрос 13. Как соотносятся названия государства "Российская Федерация" и "Россия"?
- употребляется в зависимости от ситуации
- официально употребляется только "Российская Федерация"
- "Россия" - неофициальное название государства
- оба наименования равнозначны
Вопрос 14. К субъектам Российской Федерации НЕ относятся
- республика
- Москва
- область
- район
Вопрос 15. К исполнительной ветви власти относится:
- Федеральное собрание
- Конституционный суд
- Правительство РФ
- всё перечисленное
Вопрос 16. Достоинство личности охраняется:
- обществом
- государством
- личностью
- народом
Вопрос 17: Арест, заключение под стражу допускаются по решению:
- следователя
- прокурора
- суда
- администрации
Вопрос 18: Национальную принадлежность человека определяет:
- государство
- общество
- родители
- сам человек
Вопрос 19: Право свободы совести предполагает:
- свободно выражать свои мысли
- совершать поступки, руководствуясь собственной совестью
- на свободу нравственного определения
- свободно исповедовать любую религию
Вопрос 20: Доступ к государственной службе Конституция РФ определяет как доступ:
- равный
- на основе конкурса
- открытый
- профессиональный
Вопрос 21: Не имеют право избирать и быть избранными:
- граждане, признанные судом недееспособными, и иностранные граждане
- иностранные граждане и граждане, содержащиеся в местах предварительного заключения
- граждане, признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
- иностранные граждане и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
Вопрос 22: Из приведённых понятий исключите логически не подходящие
- политические партии
- религия
- обращение
- выборы
Вопрос 23: Семья, материнство и детство находятся под:
- контролем государства
- защитой государства
- контролем правительства
- защитой закона
Вопрос 24: К принудительному труду относится:
- работа по приговору суда
- работы в чрезвычайных условиях
- обязательная военная служба
- работа под угрозой наказания
Вопрос 25: Иностранный гражданин НЕ имеет права на:
- приобретение собственности
- личную неприкосновенность
- избрание в государственные органы
- неприкосновенность жилища
Вопрос 26: Понятия "наследование", "владение","пользование", "распоряжение" раскрывают суть права:
- на жилище
- на предпринимательскую деятельность
- частной собственности
- на литературную деятельность
Вопрос 27: Наиболее действенным способом защиты является
- обращение в международный суд
- обращение в государственные органы
- обращение в суд
- самозащита
Вопрос 28: Гарантия от самообвинения подразумевает право не свидетельствовать
- против себя
- матери против сына
- сыну против отца
- всё перечисленное верно
Вопрос 29. Родительские обязанности заключаются в
- заботе о детях
- получении ими полного среднего образования
- в воспитании детей
- всем перечисленным
Вопрос 30: Лишение гражданства РФ по Конституции РФ
- возможно
- возможно в соответствии с федеральным законом
- возможно по приговору суда
- невозможно
Вопрос 31: Президент РФ является главой
- Правительства РФ
- Федерального собрания
- государства
- политической партии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Конституция России - путь к правовому государству"
Проект создан учениками 10 класса к 20-летию Конституции России....
Социальный проект «Конституция России – путь к правовому государству» Проект «Это наша земля, и мы за неё в ответе»
Проект направлен на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, формирует навыки правовой культуры, знания об основах конституционного строя ...
Конституция России – путь к правовому государству.
Классный час на тему "Конституция России-путь к правовому государству"...
Информационно-просветительский проект «Конституция России – путь к правовому государству»
Информационная карта проекта Название проекта: ««Конституция России – путь к правовому государству» Авторы проекта: учащиеся 10б класса, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Берд...
Сценарий круглого стола Конституция РФ- путь к правовому государству
Знание законов Конституции РФ...
Конкурс ученических проектов: «Конституция России – путь к правовому государству»
В данной работе сделана попытка ответить на вопрос, является ли Россия правовым государством, рассматриваются отдельные положения Конституции Российской Федерации, выносятся предложения по орган...
Конституция России- путь к правовому государству
Данная работа посвящается изучению Конституции России в историческом аспекте. Представлена история становления Российского правового государства. Дается краткий анализ законодательных актов начиная с...