Воспитание межкультурной толерантности среди детей и подростков средствами хореографии.
творческая работа учащихся по обществознанию (11 класс) по теме
Исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_mezhkulturnoy_tolerantnosti_u_detey_i_podrostkov_sredstvami_khoreografii.docx | 765.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание межкультурной толерантности среди детей и подростков средствами хореографии
Введение
Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 200 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.
Конец 20 – начало 21 века характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости как людей, так и государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.
Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Цель исследования: формирование толерантного отношения подростков к различным культурам средствами хореографии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы для построения модели формирования толерантности;
2. Выявить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей и подростков через танцевальные коллективы города;
3. Анализ опроса.
Гипотеза исследования: хореография влияет на формирование толерантности у детей и
подростков
Предмет исследования: особенности воспитания детей искусством хореографии.
Объект исследования: танцевальный коллектив «Задоринка» и учащиеся 9-11 классов
Используемые методы исследования: анализ, обобщение.
Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.
Глава 1. Понятие толерантности
Вначале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения.
Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.
В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.
В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей. (5, с. 14).
В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Появились весьма интересные научно-публицистические работы (Асмолов А.Г., Бондырева С.К., Собкин В.С., Солдатова Г.У), ряд статей в периодической печати (Багреева Е.Г., Волков Г.Н., Глебкин В.В.), посвященные проблеме толерантности.
Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance – где наряду с терпимостью он означает также «допускать».
В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».
В китайском языке проявлять толерантность – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». (7, с. 22-23).
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.
В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.
Как известно, наиболее острая проблема – толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, доверительность.
Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». (6). Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.
Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.
Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире». (4, с. 14).
Толерантность определяется нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
Глава 2. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах.
Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.
Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.
Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает (1, с. 34).
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива (2, с. 94).
- Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для
них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.
- Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
- Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.
- Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
- Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
- Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.
- Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
- Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.
- Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
- Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
- Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
- Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.
- Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.
Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.
2.1. Танцевальные коллективы города Лянтора
Ансамбль танца «Альянс» - это уникальный в своём роде коллектив, специализирующийся на народной и современной хореографии. Участники ансамбля имеют начальное профессиональное образование, что позволило достичь высокого уровня исполнительского мастерства.
За высокое исполнительское мастерство, своеобразие и самобытность, решением коллегии Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приказ № 56/01-12 от 17.03.2011 г. ансамблю танца «Альянс» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив». Руководителем коллектива является балетмейстер Лабуткина Елена Анатольевна.
Основу обучающего и репертуарного материала коллектива составляют народные и современные танцы во всем своём многообразии стилевых направлений: «Греческая сюита», «Девичий пляс», болгарский, испанский, ирландский, цыганский танец и другие.
Ансамбль народного танца «Задоринка» образован 2003 году. Основное направление работы коллектива – народный танец. Руководителем коллектива является балетмейстер Аитова Лилия Наилевна.
За высокое исполнительское мастерство, своеобразие и самобытность, Решением коллегии Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.06.2007 г. ансамблю народного танца «Задоринка» присвоено звание «Образцовый художественный коллектив».
«Задоринка» - коллектив единомышленников, в котором царит творческая атмосфера, позволяющая создать яркие, красочные танцевальные программы. Участники коллектива с большим интересом знакомятся с национальными особенностями народного танца. И обучаются сценическому мастерству.
Репертуар «Задоринки» - богатая хореографическая палитра: хореографические картинки; военные композиции; хантыйские, украинские, башкирские, калмыцкие, татарские, русские, чеченские, узбекские танцы и др.
Каждый танцевальный номер - это яркая сюжетная композиция, включающая: сложные технические элементы, разнообразие лексики движений, техничность и артистизм их исполнения.
Благодаря активной концертной деятельности ансамбль приобрёл большую популярность среди жителей города Лянтора и Сургутского района. В 2011 году, за высокие творческие результаты, на основании Распоряжения главы Сургутского района, коллектив «Задоринка» занесён на Доску Почета отрасли культуры Сургутского района.
В 2007 году при «Образцовом художественном коллективе» ансамбля народного танца «Задоринка» создана Студия. Идейным вдохновителем деятельности Студии стала Л.Н.Аитова, поставившая цель: обеспечение системности, стабильности, преемственности в учебном и воспитательном процессе; повышение эффективности и результативности работы «Задоринки». Благодаря союзу единомышленников балетмейстеров, репетиторов удалось воплотить творческие идеи. Талантливые, преданные воспитанники Л.Н.Аитовой: Лейсан Газетдинова, Регина Насретдинова профессионально организовывают учебные и воспитательные процессы.
В Студии занимаются дети от 5-13 лет. Согласно программе 7-летнего обучения «Воспитание детей и развитие их творческих способностей» ими отрабатывается система выявления одарённости детей. В Студии занимаются ребята разных национальностей: русские – 37 , украинцы.-17, белорусы -1, татары -12., башкиры -17., чуваши -1, армяне-1, кумыки -2, ханты -1.
В общем, в состав танцевального коллектива входят представители более 12 национальностей.
2.2. Анализ опроса среди участников коллектива «Задоринка» и учащихся 9-11 классов школы
Среди артистов коллектива был проведён опрос. Всего было опрошено 98 участников коллектива в возрасте от 8 до 17 лет. На вопрос: испытываете ли вы смущения, танцуя танец чужой для вас национальности? Все 98 респондентов ответили: «Нет». (100%)
Отвечая на вопрос: Узнаете ли вы, что- то новое о национальности, танцуя их народный танец? Все 98 респондентов ответили утвердительно. (100%)
И отвечая на вопрос: Меняется ли у вас мнение после исполнения танца той или иной национальности в лучшую сторону? Все 98 респондентов ответили: «Да».(100%)
Такой же опрос был проведён среди учащихся 9-11 классов Лянторской СОШ №1. В опросе приняли 68 учащихся школы.
Отвечая на первый вопрос учащиеся ответили не так однозначно как участники коллектива «Задоринка», при исполнении чужого танца смущения испытывают -50 % респондентов, остальные 50% с удовольствием танцуют танец другой национальности.
Отвечая на второй вопрос, 60% учащихся ничего нового не узнают при исполнении народного танца, а 40 % ответили утвердительно.
Отвечая на последний вопрос мнение разделилось на половину, 50% респондентов считают, что танец может поменять мнение в лучшую сторону, остальные отнеслись к этому отрицательно.
Таким образом, опрос показал, что хореография как искусство воспитывает в человеке толерантное отношение к людям другой национальности.
Заключение
Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.
Бог создал красивый разнообразный мир. И наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и – наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.
Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего.
Хореография как средство эстетического воспитания, еѐ специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Различные постановки на уроках хореографии танцев ―народов мира приобщают детей к традициям различных культур. Участие в реализации традиционных обрядовых форм способствует лучшему прочувствованию и пониманию особенностей ― других этносов. Танцевальные коллективы города Лянтора «Алянс» и «Задоринка» с честью выполняют поставленные задачи, а именно через народные танцы России и народов мира воспитывают в детях бережное отношение к любой нации и народности, терпимости и к пониманию друг друга. Результаты опроса показали, что хореография как средство воспитания влияет на формирование толерантности среди участников коллектива, а вот мнения среди учащихся школы разделились на половину. Таким образом, гипотеза подтвердилась частично.
Литература
- Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997г. – 206с.
- Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
- Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.
- Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.
- Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России// (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с.
Приложения 1
Вопросы опроса:
- Испытываете ли вы смущения, танцуя танец чужой для вас национальности?
(Да или Нет)
- Узнаете ли вы, что- то новое о национальности, танцуя их народный танец?
(Да или Нет)
- Меняется ли у вас мнение после исполнения танца той или иной национальности в лучшую сторону?
(Да или Нет)
Приложение 2
Украинский танец
Кавказский танец
Хантыйский танец
Восточный танец
Башкирский танец
Танцевальный коллектив «Задоринка»
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………....2
Глава 1. Понятие толерантности …………………………………………………………….........4
Глава 2. Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей……………...........7
2.1. Танцевальные коллективы города Лянтора……………………………………………….....9
2.2. Анализ опроса ……………………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………...........................12
Литература…………………………………………………………………………………………13
Приложения 1,2……………………………………………………………………………………14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика злоупотребления наркотическими средствами среди детей и подростков
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве свое...
теория и методика толерантности у детей и подростков, посещающих клубы по месту жительства
практикум по толерантности...
Развитие творческих способностей детей и подростков средствами воспитания
Актуальность методической рекомендации заключается в том, что предложенный материал может быть также использован при воспитание школьников....
Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)
В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
Программа «Половое воспитание и профилактика ранней беременности среди детей и подростков МБОУ «Сосьвинская СОШ» на 2020 – 2025 учебный год
Настоящая программа является руководством для педагогического коллектива, родителей в организации работы по половому воспитанию подрастающего поколения, формированию у учащихся...