Урок обществознания в 9 классе. Правоотношения и субъекты права.
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему
Урок обществознания, 9 класс, УМК под ред. Л. Н. Боголюбова. Базовый уровень. Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_1.docx | 24.12 КБ |
k_uroku_pravootnosheniya.pptx | 116.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правоотношения и субъекты права.
Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие о том, что правоотношения имеют общие признаки с другими видами отношений, регулируются нормами права, субъекты правоотношений должны обладать правоспособностью и дееспособностью
Развивающие: развивать умение работать в парах, логически мыслить, давать самооценку своей деятельности на уроке.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать коммуникативные, ценностно-этические компетентности.
1. Орг. момент
2.Повторение пройденного материала.
Вступительное слово учителя
(Эпиграф) Сегодня мы продолжим разговор о праве как потребности в порядке и справедливости.
Вспомните, пожалуйста, с какими терминами мы познакомились на прошлом уроке. (дети называют термины: право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права). Молодцы, но это всего лишь термины, а чтобы обладать правовой культурой, необходимо уметь пользоваться ими. Предлагаю провести правоведческую разминку.
Тест на слайдах – 8 заданий.
3. Формулировка темы и определение целей урока.
1) Разбор ситуаций.
У вас на партах лежат листы. Сейчас работаем с карточкой № 1. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.
- Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
- Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.
- Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.
- Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
- Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Ответы: 2, 3, 5
- Что такое социальные отношения?
(ученики дают ответ).
Слайд.
Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.
Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.
Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм.
- Обратите внимание на ситуации под № 3 и 5. Прочитайте их еще раз. В этих ситуациях показаны правовые отношения между людьми. Как же можно сформулировать тему нашего урока?
Формулируется тема урока: Правоотношения и субъекты права.
Слайд.
Какие цели мы сегодня перед собой должны поставить?
- СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
- СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Итак, приступаем к раскрытию первой цели.
- Изучение нового материала.
А) Так что такое «Правоотношения»?
Попробуйте самостоятельно сформулировать определение правоотношения. (выслушиваются мнения нескольких учеников).
А сейчас проверьте правильность своих высказываний по словарю. На стр. 220 учебника дано определение. Прочитайте его внимательно и запишите в тетрадь.
Понятие
Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности , обеспечиваемые силой государства.
Б) Характерные признаки правоотношений.
Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.
- Между кем и на основе чего возникают правовые отношения? Общественные отношения, возникают на основе норм права
- Что необходимо, чтобы возникли эти отношения? Волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны)
- Посредством чего осуществляется связь между лицами? Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей
- Кем охраняются? Охраняются государством с помощью государственного принуждения
Слайд. Признаки правоотношений
1. Общественные отношения
2. Возникают на основе НП и регулируются ими
3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями
4. Носят сознательно-волевой характер
5. Средство конкретизации норм права (НП) применительно к определенным лицам
6. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой
В) Элементы правоотношений.
Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:
- субъектов правоотношения
- объекта правоотношения
- содержания правоотношения
Положите перед собой карточку № 2. В ходе нашей беседы эта карточка должна быть заполнена.
Слайд. (заполняется постепенно)
Элементы правоотношения (беседа с учащимися, запись в рабочем листе)
- Кто, на ваш взгляд, может быть субъектом правоотношений? (участники правоотношений)
- Что является объектом правоотношений?
- Для того, чтобы регулировать отношения между субъектом и объектом, необходимо учитывать соответствующие правовые нормы, то есть права и обязанности участников правоотношений. Это и является их содержанием.
Субъект | Объект | Содержание |
Кто? | Что? | Права и обязанности участников, предусмотренные |
Участники правоотношения | То, из-за чего возникло правоотношение | соответствующими правовыми нормами
|
Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в карточке № 1.
Найдите элементы правоотношений в данных ситуациях.
- Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.
Субъекты правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это ссора. Содержанием же правоотношений будет юридическое право соседа на получение корреспонденции и юридическая обязанность исполнение права на тайну переписки.
- Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
Субъекты правоотношений – Валентина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Валентины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить данное право.
Вопрос: В чем разница в субъектах правоотношений в предложенных ситуациях (в первой - отношения между физическими лицами, а во второй между физическим лицом и юридическим).
Слайд.
Субъекты права
Физические лица Юридические лица
Граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы, фирмы, организации, общества.
Ваша задача распределить субъекты правоотношений по колонкам. Таблица № 2 во второй карточке.
Правоспособности и дееспособность
Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. Откройте страницу 82. Опираясь на материал, изложенный в параграфе, постарайтесь ответить на вопросы.
Слайд.
- что такое правоспособность?
- что такое дееспособность?
- когда наступает правоспособность для физических лиц?
- а дееспособность?
- когда наступает правоспособность и дееспособность у юридических лиц?
Правоспособность дееспособность
понятие | Способность иметь права и обязанности | Способность своими обязанными действиями осуществлять юридические права и обязанности |
возраст | с рождения и до смерти | Приобретается постепенно |
Когда наступает | Наступает с момента рождения | Полная дееспособность наступает в 18 лет |
У юридических лиц правоспособность и дееспособность, наступает одновременно в момент регистрации |
- Объясните, какой дееспособностью обладаете вы?
- Где может пригодиться вам материал, который мы изучили сегодня?
- Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
6. Домашнее задание. Параграф 9, выполнить задания на странице 83, 84.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К какому из перечисленных понятий относится определение: 2. «Правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими»? А) инструкции Б) законы В) приказы
Закончите следующее определение: 3. Государство – это А) все, окружающее государя. Б) форма организации общества, основной институт политической системы. В) единственный собственник всех средств производства.
Закончите предложение: 4. Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право – это А) принципы права Б) отрасли права В) теории права
Закончите следующее определение: 5. Гражданин - это лицо А) обладающее финансовыми возможностями для самостоятельного ведения коммерческих дел Б) имеющее свидетельство о лояльности по отношению к существующему строю В) наделенное политическими, гражданскими и другими правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями
Закончите следующее предложение: 6. Объективно существующее право, принадлежащее человеку от рождения – это А) натуральное право Б) конституционное право В) естественное право
Выберите правильные ответы: 7. «Отличительными особенностями норм права являются: А) закрепленность в законе Б) обязательность для исполнения совершеннолетним В) общеобязательность Г) обеспеченность силой государства Д) обеспеченность силой обычая Е) закрепленность в Библии, Коране и других религиозных источниках
Социальные отношения - -это определенные устойчивые связи между людьми и представителями социальных групп. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.
Цели: 1. Сущность и особенности правоотношений. 2. Субъекты правоотношения Правовые отношения и субъекты права
Признаки правоотношений: Общественные отношения. Возникают на основе норм права и регулируются ими. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями. Носят сознательно волевой характер. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...
Презентация к уроку обществознания "Правоотношения и субъекты права"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Правоотношения и субъекты права"...
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"
Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"...
Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"
Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...
разработка урока обществознания "Правоотношения и субъекты права"
Данную разработку моно использовать при изучении темы "Правоотношения и субекты права" в 9 классе. Ориентирована разработка на учебник под ред.боголюбова Л.Н....
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс
Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...
Презентация по обществознанию "Правоотношения и субъекты права"
Презентация по обществознанию "Правоотношения и субъекты права"...