Урок обществознания в 9 классе. Правоотношения и субъекты права.
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему

Урок обществознания, 9 класс, УМК под ред. Л. Н. Боголюбова. Базовый уровень. Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_1.docx24.12 КБ
Файл k_uroku_pravootnosheniya.pptx116.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Правоотношения и субъекты права.

Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие о том, что правоотношения имеют общие признаки с другими видами отношений, регулируются нормами права, субъекты правоотношений должны обладать  правоспособностью и дееспособностью

Развивающие:  развивать умение работать  в парах, логически мыслить, давать самооценку  своей деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать коммуникативные, ценностно-этические компетентности.

1. Орг. момент

2.Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя

(Эпиграф) Сегодня мы продолжим разговор о праве как потребности в порядке и справедливости.

Вспомните, пожалуйста, с какими терминами мы познакомились на прошлом уроке. (дети называют термины: право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права). Молодцы, но это всего лишь термины, а чтобы обладать правовой культурой, необходимо уметь пользоваться ими. Предлагаю провести правоведческую разминку.

Тест на слайдах – 8 заданий.

3. Формулировка темы и определение целей урока.

1) Разбор ситуаций.

У вас на партах лежат листы. Сейчас работаем с карточкой № 1. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.

  1. Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
  2. Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.
  3. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.
  4. Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
  5. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Ответы: 2, 3, 5

- Что такое социальные отношения?

(ученики дают ответ).

Слайд.

Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп. Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др.  Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.

 Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм.

- Обратите внимание на ситуации под № 3 и 5.  Прочитайте их еще раз. В этих ситуациях показаны правовые отношения  между людьми. Как же можно сформулировать тему нашего урока?

Формулируется тема урока: Правоотношения и субъекты права.

Слайд.

Какие цели мы сегодня перед собой должны поставить?

  1. СУЩНОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
  2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Итак, приступаем к раскрытию первой цели.

  1. Изучение нового материала.

А) Так что такое «Правоотношения»?

Попробуйте самостоятельно сформулировать определение правоотношения. (выслушиваются мнения нескольких учеников).

А сейчас проверьте правильность своих высказываний по словарю. На стр. 220 учебника дано определение. Прочитайте его внимательно и  запишите в тетрадь.

Понятие

Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности , обеспечиваемые силой государства.

Б) Характерные признаки правоотношений.

Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.

-  Между кем и на основе чего возникают правовые отношения?        Общественные отношения, возникают на основе норм права

- Что необходимо, чтобы возникли эти отношения?        Волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны)

- Посредством чего осуществляется связь между лицами?        Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей

- Кем охраняются?        Охраняются государством с помощью государственного принуждения

       

  Слайд.   Признаки правоотношений

1. Общественные отношения

 2. Возникают на основе НП и регулируются ими

 3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями

 4. Носят сознательно-волевой характер

 5. Средство конкретизации норм права (НП) применительно к определенным лицам

 6. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой

В) Элементы правоотношений.

Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:

  1. субъектов правоотношения
  2. объекта правоотношения
  3. содержания правоотношения

Положите перед собой карточку № 2. В ходе нашей беседы эта карточка должна быть заполнена.

         Слайд. (заполняется постепенно)

Элементы правоотношения  (беседа с учащимися, запись в рабочем листе)

- Кто, на ваш взгляд, может быть субъектом правоотношений?  (участники правоотношений)

- Что является объектом правоотношений?

- Для того, чтобы регулировать отношения между субъектом и объектом, необходимо учитывать соответствующие правовые нормы, то есть права и обязанности участников правоотношений. Это и является их содержанием.  

                 Субъект

                         Объект

            Содержание

                   Кто?

                          Что?

Права и обязанности участников, предусмотренные

Участники  правоотношения

То, из-за чего возникло           правоотношение

соответствующими  правовыми нормами

 


     

Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в карточке № 1.

Найдите  элементы правоотношений в данных ситуациях.

  1. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

Субъекты  правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это ссора. Содержанием же правоотношений будет юридическое право  соседа на получение корреспонденции и юридическая обязанность  исполнение права на тайну переписки.

  1. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Субъекты  правоотношений – Валентина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Валентины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить  данное право.

Вопрос: В чем  разница в субъектах правоотношений в предложенных ситуациях (в первой - отношения между физическими лицами, а во второй между физическим лицом и юридическим).

Слайд.

                                                          Субъекты права

       Физические лица                                                                 Юридические лица

Граждане РФ,  лица без гражданства,  иностранные граждане, беженцы, фирмы, организации, общества.

Ваша задача распределить субъекты правоотношений по колонкам. Таблица № 2 во второй карточке.

 

Правоспособности и дееспособность   

Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. Откройте страницу 82. Опираясь на материал,  изложенный в параграфе, постарайтесь ответить на вопросы.

Слайд.

- что такое правоспособность?

- что такое дееспособность?

- когда наступает правоспособность для физических лиц?

- а дееспособность?

- когда наступает правоспособность и дееспособность у юридических лиц?

                 Правоспособность                                дееспособность

понятие

Способность иметь права и

обязанности

Способность своими обязанными действиями

осуществлять юридические права и обязанности

возраст

с рождения

и до смерти

Приобретается постепенно

Когда наступает

Наступает с момента рождения

Полная дееспособность наступает в 18 лет

У юридических лиц правоспособность и дееспособность, наступает  одновременно в момент регистрации

- Объясните, какой  дееспособностью обладаете вы?

- Где может пригодиться вам материал, который мы изучили сегодня?

  1. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

6. Домашнее задание. Параграф 9, выполнить задания на странице 83, 84.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какому понятию соответствует следующее определение: 1. «Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»? А) мораль Б) право В) политика

Слайд 2

К какому из перечисленных понятий относится определение: 2. «Правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими»? А) инструкции Б) законы В) приказы

Слайд 3

Закончите следующее определение: 3. Государство – это А) все, окружающее государя. Б) форма организации общества, основной институт политической системы. В) единственный собственник всех средств производства.

Слайд 4

Закончите предложение: 4. Конституционное право, уголовное право, гражданское право, семейное право – это А) принципы права Б) отрасли права В) теории права

Слайд 5

Закончите следующее определение: 5. Гражданин - это лицо А) обладающее финансовыми возможностями для самостоятельного ведения коммерческих дел Б) имеющее свидетельство о лояльности по отношению к существующему строю В) наделенное политическими, гражданскими и другими правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями

Слайд 6

Закончите следующее предложение: 6. Объективно существующее право, принадлежащее человеку от рождения – это А) натуральное право Б) конституционное право В) естественное право

Слайд 7

Выберите правильные ответы: 7. «Отличительными особенностями норм права являются: А) закрепленность в законе Б) обязательность для исполнения совершеннолетним В) общеобязательность Г) обеспеченность силой государства Д) обеспеченность силой обычая Е) закрепленность в Библии, Коране и других религиозных источниках

Слайд 8

Социальные отношения - -это определенные устойчивые связи между людьми и представителями социальных групп. Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

Слайд 9

Цели: 1. Сущность и особенности правоотношений. 2. Субъекты правоотношения Правовые отношения и субъекты права

Слайд 10

Признаки правоотношений: Общественные отношения. Возникают на основе норм права и регулируются ими. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями. Носят сознательно волевой характер. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...

Презентация к уроку обществознания "Правоотношения и субъекты права"

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Правоотношения и субъекты права"...

Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"

Конспект урока "Правоотношения и субъекты права"...

Технологическая карта урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и субъекты права"

Цель урока: Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений,познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность...

разработка урока обществознания "Правоотношения и субъекты права"

Данную разработку моно использовать при изучении темы "Правоотношения и субекты права"  в 9 классе. Ориентирована разработка на учебник под ред.боголюбова Л.Н....

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс

Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...

Презентация по обществознанию "Правоотношения и субъекты права"

Презентация по обществознанию "Правоотношения и субъекты права"...